Классный час « День памяти репрессированных» для учащихся 11 классов
классный час по краеведению (11 класс) на тему

Нелюбина Татьяна Николаевна

Представленная работа посвящена трагической дате – Дню памяти жертв политических репрессий. . 

Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в понимании необходимости учитывать опыт и ошибки предыдущих поколений, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_kodnyu_repressiy_2013.docx27.93 КБ
Файл stsenariy_kodnyu_repressiy_2013.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

               День  памяти жертв политических репрессий

Цель. Воспитывать чувство патриотизма,  чувство скорби к трагическим страницам  летописи нашей страны.

                                                                                                                                             

 Учитель. История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории.

Одна из самых трагических страниц летописи нашей страны – политические репрессии.

30 октября отмечается как день памяти жертв политических репрессий. Решение Верховного  Совета  России от 18 октября 1991 года. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей.

В Бурятии за годы политических репрессий пострадало более 18 тысяч человек. 3257 жителей республики были расстреляны остальные стали жертвами ГУЛАГа. Большинство репрессированных без вины были названы «врагами народа».

В Северобайкальском районе было два лагеря Акукан и Букачан. Акукан находился недалеко от села Холодное. Букачан на Слюдянских озерах.

Из воспоминаний Мурашкина, бывшего узника концлагеря Акукан.

Уч.1.  Меня доставили в концлагерь Акукан.  В глухую тайгу было

заброшено несколько сотен политзаключенных. Там царил произвол, антисанитария, болезни желтуха, цинга. Человек,  тяжело  болен, не может  встать и идти на работу, тогда его отправляли в барак усиленного режима, оттуда живыми не выходили.

Уч.2. Ведут!

Какая дьявольская сила

Их гонит строем в никуда

В полях безропотной России

Они исчезнут навсегда

Запоминай, мой друг свидетель,

Какие страшные дела

Идут – бредут на белом свете,

И бьют навзрыд колокола.

И неужели воля божья

Благословила этот ад,

Где свет свободе не поможет

И к правде нет пути назад?

Уч.3. Из воспоминаний жителя села Холодное Алексея Николаевича Ганюгина, который будучи мальчишкой,  бывал в Акукане с отцом.

Семьи репрессированных были сосланы в лагерь Акукан. Жили они в землянках. Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла. Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал.  Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму.

Уч.4

Такое страшное было время.

Врагом народа был сам народ.

Любое слово, любая тема...

И по этапу страна... вперёд!

Но мы-то помним! Теперь мы знаем.

На всё запреты, на всех печать...

Народ толпой по этапу гнали,

Чтоб было легче им управлять.

 Уч 5. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.  Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома

 Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных.

Уч 1. На старом кладбище

Среди могил, надгробий и крестов

Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:

Он состоит из лагерных столбов.

Он на бугре застыл в молчанье скорбном.

На нем «колючка» - символ лагерей -

И колокол - глашатай самых скорбных

И душу раздирающих вестей.

В День Памяти безвинно убиенных,

Погибших от советских палачей,

На зов его глухой, проникновенный

Сюда приходят тысячи людей.

Они стоят с зажженными свечами,

И каждый в мыслях где-то далеко,

Лишь по глазам, наполненным слезами,

Понять их можно, как им нелегко.

Они родных в тридцатых потеряли

И их могил не могут отыскать.

Того, что в жизни сами испытали,

Не дай, Господь, кому-то испытать!

Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,

В нас для ответа есть еще запал,

Пока мы живы, будем мы бороться,

Тому порукой наш «Мемориал»!

Уч.2. Стихотворение «Память» 

Народом чаша выпита до дна

За ту войну в четыре долгих года,

Но всем нам помнится еще одна война,

Сгубившая часть нашего народа.

Вел ту войну палач из палачей,

С ним берии, ежовы и ягоды.

Мы испытали: нет войны страшней,

Когда воюют с собственным народом.

Страну покрыли сетью лагерей,

Где псы и стражи злые без предела.

Там зэков не считали за людей:

Их жизнь цены в Гулаге не имела.

Людей тогда казнили без суда

По знаку палачей в расстрельных списках,

И жертвы исчезали без следа

Над ними ни крестов, ни обелисков.

И данных нет - безмолвствуют архивы,

Родных могил уже не отыскать.

Друзья мои, пока мы с вами живы,

Успеть бы поименно всех назвать.

И всегда хранить в нашей памяти,

Их забыть - для нас тяжкий грех.

Уч.3.   Я хочу о себе рассказать,

   Как недавно был чист и беспечен,

   Мог свободно ходить и мечтать!

   Думал: счастье моё недалече.

   Не забыть нам кровавые зверства,

   Как в Гулаговской каторжной мгле

   Вырвали садисты нам сердце

   На бурятско-сибирской земле.

Уч.4. Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещанием особым

Был обречён на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

Учитель. На протяжении многих десятилетий советское государство не просто уничтожало миллионы репрессированных, оно стремилось стереть память о людях. Уничтожение памяти о человеке – одна из форм репрессий. Сегодня в Бурятии проживают более двух тысяч граждан, пострадавших от политических репрессий. В республике было репрессировано 20 тысяч человек, из них 6 тысяч были расстреляны в 1937-1938 годах. Поэтому восстановление памяти в виде памятников – одна из форм реабилитации в глазах современников и будущих поколений.

Первые памятники и памятные знаки в память о жертвах политических репрессий были установлены на территории СССР в 1989 году. На сегодня в Российской Федерации и странах бывшего СССР установлено более 1200 памятников и памятных знаков( включая мемориальные доски) жертвам политических репрессий.

Наиболее известные памятники в России :

« Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве,

Памятник « Маска скорби» - в Магадане,

Мемориальный комплекс « Катынь» - в Смоленской обл.

Мемориальный комплекс « Медное» - в Тверской обл.

Памятник жертвам террора – в Томске

Улан-Удэ монумент на улице Линховоина

Также чтят память умерших в годы репрессий и в районных центрах, поселках, деревнях и селах, в нашем селе от жертв политических репрессий пострадала семья Клецель Н.В.

Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.

Уч 1.  Меня доставили в концлагерь Акукан.  В глухую тайгу было

заброшено несколько сотен политзаключенных. Там царил произвол, антисанитария, болезни желтуха, цинга. Человек,  тяжело  болен, не может  встать и идти на работу, тогда его отправляли в барак усиленного режима, оттуда живыми не выходили.

Уч.2. Ведут!

Какая дьявольская сила

Их гонит строем в никуда

В полях безропотной России

Они исчезнут навсегда

Запоминай, мой друг свидетель,

Какие страшные дела

Идут – бредут на белом свете,

И бьют навзрыд колокола.

И неужели воля божья

Благословила этот ад,

Где свет свободе не поможет

И к правде нет пути назад?

Уч.3. Из воспоминаний жителя села Холодное Алексея Николаевича Ганюгина, который будучи мальчишкой,  бывал в Акукане с отцом.

Семьи репрессированных были сосланы в лагерь Акукан. Жили они в землянках. Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла. Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал.  Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму.

Уч.4

Такое страшное было время.

Врагом народа был сам народ.

Любое слово, любая тема...

И по этапу страна... вперёд!

Но мы-то помним! Теперь мы знаем.

На всё запреты, на всех печать...

Народ толпой по этапу гнали,

Чтоб было легче им управлять.

 Уч 5. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.  Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома

 Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных.

Уч 1. На старом кладбище

Среди могил, надгробий и крестов

Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:

Он состоит из лагерных столбов.

Он на бугре застыл в молчанье скорбном.

На нем «колючка» - символ лагерей -

И колокол - глашатай самых скорбных

И душу раздирающих вестей.

В День Памяти безвинно убиенных,

Погибших от советских палачей,

На зов его глухой, проникновенный

Сюда приходят тысячи людей.

Они стоят с зажженными свечами,

И каждый в мыслях где-то далеко,

Лишь по глазам, наполненным слезами,

Понять их можно, как им нелегко.

Они родных в тридцатых потеряли

И их могил не могут отыскать.

Того, что в жизни сами испытали,

Не дай, Господь, кому-то испытать!

Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,

В нас для ответа есть еще запал,

Пока мы живы, будем мы бороться,

Тому порукой наш «Мемориал»!

Уч.2. Стихотворение «Память»

Народом чаша выпита до дна

За ту войну в четыре долгих года,

Но всем нам помнится еще одна война,

Сгубившая часть нашего народа.

Вел ту войну палач из палачей,

С ним берии, ежовы и ягоды.

Мы испытали: нет войны страшней,

Когда воюют с собственным народом.

Страну покрыли сетью лагерей,

Где псы и стражи злые без предела.

Там зэков не считали за людей:

Их жизнь цены в Гулаге не имела.

Людей тогда казнили без суда

По знаку палачей в расстрельных списках,

И жертвы исчезали без следа

Над ними ни крестов, ни обелисков.

И данных нет - безмолвствуют архивы,

Родных могил уже не отыскать.

Друзья мои, пока мы с вами живы,

Успеть бы поименно всех назвать.

И всегда хранить в нашей памяти,

Их забыть - для нас тяжкий грех.

 

Уч.3.   Я хочу о себе рассказать,

   Как недавно был чист и беспечен,

   Мог свободно ходить и мечтать!

   Думал: счастье моё недалече.

   Не забыть нам кровавые зверства,

   Как в Гулаговской каторжной мгле

   Вырвали садисты нам сердце

   На бурятско-сибирской земле.

Уч.4. Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещанием особым

Был обречён на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!



Предварительный просмотр:

               День  памяти жертв политических репрессий

Цель. Воспитывать чувство патриотизма,  чувство скорби к трагическим страницам  летописи нашей страны.

                                                                                                                                             

 Учитель. История России полна подлинного величия. Мы гордимся боевой и трудовой славой, научными и культурными достижениями наших предков, которые отдали России свои силы, таланты, мужество, а многие оказались принесены в жертву ее истории.

Одна из самых трагических страниц летописи нашей страны – политические репрессии.

30 октября отмечается как день памяти жертв политических репрессий. Решение Верховного  Совета  России от 18 октября 1991 года. Эта памятная дата установлена не государством, а самими узниками политических лагерей.

В Бурятии за годы политических репрессий пострадало более 18 тысяч человек. 3257 жителей республики были расстреляны остальные стали жертвами ГУЛАГа. Большинство репрессированных без вины были названы «врагами народа».

В Северобайкальском районе было два лагеря Акукан и Букачан. Акукан находился недалеко от села Холодное. Букачан на Слюдянских озерах.

Из воспоминаний Мурашкина, бывшего узника концлагеря Акукан.

Уч.1.  Меня доставили в концлагерь Акукан.  В глухую тайгу было

заброшено несколько сотен политзаключенных. Там царил произвол, антисанитария, болезни желтуха, цинга. Человек,  тяжело  болен, не может  встать и идти на работу, тогда его отправляли в барак усиленного режима, оттуда живыми не выходили.

Уч.2. Ведут!

Какая дьявольская сила

Их гонит строем в никуда

В полях безропотной России

Они исчезнут навсегда

Запоминай, мой друг свидетель,

Какие страшные дела

Идут – бредут на белом свете,

И бьют навзрыд колокола.

И неужели воля божья

Благословила этот ад,

Где свет свободе не поможет

И к правде нет пути назад?

Уч.3. Из воспоминаний жителя села Холодное Алексея Николаевича Ганюгина, который будучи мальчишкой,  бывал в Акукане с отцом.

Семьи репрессированных были сосланы в лагерь Акукан. Жили они в землянках. Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла. Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал.  Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму.

Уч.4

Такое страшное было время.

Врагом народа был сам народ.

Любое слово, любая тема...

И по этапу страна... вперёд!

Но мы-то помним! Теперь мы знаем.

На всё запреты, на всех печать...

Народ толпой по этапу гнали,

Чтоб было легче им управлять.

 Уч 5. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.  Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома

 Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных.

Уч 1. На старом кладбище

Среди могил, надгробий и крестов

Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:

Он состоит из лагерных столбов.

Он на бугре застыл в молчанье скорбном.

На нем «колючка» - символ лагерей -

И колокол - глашатай самых скорбных

И душу раздирающих вестей.

В День Памяти безвинно убиенных,

Погибших от советских палачей,

На зов его глухой, проникновенный

Сюда приходят тысячи людей.

Они стоят с зажженными свечами,

И каждый в мыслях где-то далеко,

Лишь по глазам, наполненным слезами,

Понять их можно, как им нелегко.

Они родных в тридцатых потеряли

И их могил не могут отыскать.

Того, что в жизни сами испытали,

Не дай, Господь, кому-то испытать!

Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,

В нас для ответа есть еще запал,

Пока мы живы, будем мы бороться,

Тому порукой наш «Мемориал»!

Уч.2. Стихотворение «Память» 

Народом чаша выпита до дна

За ту войну в четыре долгих года,

Но всем нам помнится еще одна война,

Сгубившая часть нашего народа.

Вел ту войну палач из палачей,

С ним берии, ежовы и ягоды.

Мы испытали: нет войны страшней,

Когда воюют с собственным народом.

Страну покрыли сетью лагерей,

Где псы и стражи злые без предела.

Там зэков не считали за людей:

Их жизнь цены в Гулаге не имела.

Людей тогда казнили без суда

По знаку палачей в расстрельных списках,

И жертвы исчезали без следа

Над ними ни крестов, ни обелисков.

И данных нет - безмолвствуют архивы,

Родных могил уже не отыскать.

Друзья мои, пока мы с вами живы,

Успеть бы поименно всех назвать.

И всегда хранить в нашей памяти,

Их забыть - для нас тяжкий грех.

Уч.3.   Я хочу о себе рассказать,

   Как недавно был чист и беспечен,

   Мог свободно ходить и мечтать!

   Думал: счастье моё недалече.

   Не забыть нам кровавые зверства,

   Как в Гулаговской каторжной мгле

   Вырвали садисты нам сердце

   На бурятско-сибирской земле.

Уч.4. Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещанием особым

Был обречён на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!

Учитель. На протяжении многих десятилетий советское государство не просто уничтожало миллионы репрессированных, оно стремилось стереть память о людях. Уничтожение памяти о человеке – одна из форм репрессий. Сегодня в Бурятии проживают более двух тысяч граждан, пострадавших от политических репрессий. В республике было репрессировано 20 тысяч человек, из них 6 тысяч были расстреляны в 1937-1938 годах. Поэтому восстановление памяти в виде памятников – одна из форм реабилитации в глазах современников и будущих поколений.

Первые памятники и памятные знаки в память о жертвах политических репрессий были установлены на территории СССР в 1989 году. На сегодня в Российской Федерации и странах бывшего СССР установлено более 1200 памятников и памятных знаков( включая мемориальные доски) жертвам политических репрессий.

Наиболее известные памятники в России :

« Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве,

Памятник « Маска скорби» - в Магадане,

Мемориальный комплекс « Катынь» - в Смоленской обл.

Мемориальный комплекс « Медное» - в Тверской обл.

Памятник жертвам террора – в Томске

Улан-Удэ монумент на улице Линховоина

Также чтят память умерших в годы репрессий и в районных центрах, поселках, деревнях и селах, в нашем селе от жертв политических репрессий пострадала семья Клецель Н.В.

Ныне известны невероятные по своим масштабам цифры расстрелянных, репрессированных, заключенных в тюрьмы, разбросанных по детским домам. Только по неполным данным их число превышает десять миллионов человек. Система боролась с совершенно безвинными людьми, выдумывая себе врага, а потом безжалостно уничтожала этих людей. Вечная память безвинно погибшим. Объявляется минута молчания.

Уч 1.  Меня доставили в концлагерь Акукан.  В глухую тайгу было

заброшено несколько сотен политзаключенных. Там царил произвол, антисанитария, болезни желтуха, цинга. Человек,  тяжело  болен, не может  встать и идти на работу, тогда его отправляли в барак усиленного режима, оттуда живыми не выходили.

Уч.2. Ведут!

Какая дьявольская сила

Их гонит строем в никуда

В полях безропотной России

Они исчезнут навсегда

Запоминай, мой друг свидетель,

Какие страшные дела

Идут – бредут на белом свете,

И бьют навзрыд колокола.

И неужели воля божья

Благословила этот ад,

Где свет свободе не поможет

И к правде нет пути назад?

Уч.3. Из воспоминаний жителя села Холодное Алексея Николаевича Ганюгина, который будучи мальчишкой,  бывал в Акукане с отцом.

Семьи репрессированных были сосланы в лагерь Акукан. Жили они в землянках. Невыход на работу карался невыдачей хлебного пайка и двухразовой в сутки похлебки. Это варево состояло из воды, заправленной мукой и одной чайной ложкой постного масла. Медицинского обслуживания здесь не существовало. Не было и медикаментов, лечили, кто, как мог и знал.  Голод, болезни были постоянными спутниками ссыльных. Самые маленькие и слабые умерли еще в первую зиму.

Уч.4

Такое страшное было время.

Врагом народа был сам народ.

Любое слово, любая тема...

И по этапу страна... вперёд!

Но мы-то помним! Теперь мы знаем.

На всё запреты, на всех печать...

Народ толпой по этапу гнали,

Чтоб было легче им управлять.

 Уч 5. Условия содержания заключенных в этих лагерях привели к большим человеческим жертвам.  Жён заключённых и их детей, как правило, тоже подвергали репрессиям. Женщин отправляли в лагеря, на каторжные работы. А детей или в лагеря, или в детские дома

 Принудительный труд, плохое питание и тяжелые жилищно-бытовые условия приводили к быстрому физическому истощению заключенных.

Уч 1. На старом кладбище

Среди могил, надгробий и крестов

Воздвигнут памятник, каких нигде не сыщешь:

Он состоит из лагерных столбов.

Он на бугре застыл в молчанье скорбном.

На нем «колючка» - символ лагерей -

И колокол - глашатай самых скорбных

И душу раздирающих вестей.

В День Памяти безвинно убиенных,

Погибших от советских палачей,

На зов его глухой, проникновенный

Сюда приходят тысячи людей.

Они стоят с зажженными свечами,

И каждый в мыслях где-то далеко,

Лишь по глазам, наполненным слезами,

Понять их можно, как им нелегко.

Они родных в тридцатых потеряли

И их могил не могут отыскать.

Того, что в жизни сами испытали,

Не дай, Господь, кому-то испытать!

Пусть с чьих-то губ злословье не сорвется,

В нас для ответа есть еще запал,

Пока мы живы, будем мы бороться,

Тому порукой наш «Мемориал»!

Уч.2. Стихотворение «Память»

Народом чаша выпита до дна

За ту войну в четыре долгих года,

Но всем нам помнится еще одна война,

Сгубившая часть нашего народа.

Вел ту войну палач из палачей,

С ним берии, ежовы и ягоды.

Мы испытали: нет войны страшней,

Когда воюют с собственным народом.

Страну покрыли сетью лагерей,

Где псы и стражи злые без предела.

Там зэков не считали за людей:

Их жизнь цены в Гулаге не имела.

Людей тогда казнили без суда

По знаку палачей в расстрельных списках,

И жертвы исчезали без следа

Над ними ни крестов, ни обелисков.

И данных нет - безмолвствуют архивы,

Родных могил уже не отыскать.

Друзья мои, пока мы с вами живы,

Успеть бы поименно всех назвать.

И всегда хранить в нашей памяти,

Их забыть - для нас тяжкий грех.

 

Уч.3.   Я хочу о себе рассказать,

   Как недавно был чист и беспечен,

   Мог свободно ходить и мечтать!

   Думал: счастье моё недалече.

   Не забыть нам кровавые зверства,

   Как в Гулаговской каторжной мгле

   Вырвали садисты нам сердце

   На бурятско-сибирской земле.

Уч.4. Кто клеймён был статьёю полсотни восьмою,

Кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем,

Кто по суду, без суда, совещанием особым

Был обречён на тюремную робу до гроба,

Кто был с судьбой обручён кандалами, колючкой, цепями,

Им наши слёзы и скорбь, наша вечная память!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День памяти репрессированных

Сценарий вечера-памяти жертв политических репрессий...

Классный час: "День памяти воинов-интернационалистов".

Классный час: "День памяти воинов-интернационалистов" (с презентацией)....

Презентация к классному часу "День памяти воинов-интернационалистов".

Презентация к классному часу "День памяти воинов-интернационалистов"....

Классный час "День Памяти - День Белых журавлей"

Классный час является частью общешкольного мероприятия проводимого силами членов исторического клуба "Импульс"....

Классный час «День памяти жертв Холокоста»

Классный час «День памяти жертв Холокоста»...

Классный час «День памяти жертв Холокоста»

Классный час «День памяти жертв Холокоста»...

Классный час "День памяти и скорби"

Классный час, посвященный депортации калмыцкого народа "День памяти и скорби"...