Классный час "День памяти и скорби"
классный час (6 класс)

Лиджиева Альбина Александровна

Классный час, посвященный депортации калмыцкого народа "День памяти и скорби"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deportatsiya.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный депортации калмыцкого народа.

«День памяти и скорби».

Цель:

Расширить и углубить знания учащихся по истории родного края.

Используя ИКТ, показать и рассказать учащимся о трагических событиях в истории калмыцкого народа-депортации в Сибирь.

Воспитывать чувство гражданственности, любви к малой родине, уважительное отношение к представителям старшего поколения.

Оборудование:

Компьютер (презентация)

Картины калмыцких художников из серии «Тема депортации в изобразительном искусстве Калмыкии».

Форма проведения: Беседа, устный журнал.

Ход мероприятия:

- Слово учителя:

«И повеленьем грозного владыки

Как под метелку, до одной души

Чеченцы выселяются, калмыки,

Балкарцы, карачаи, ингуши».

1 слайд. 28 декабря 1943 года на калмыцкий народ обрушился державный гнев Сталина. В шесть часов утра, когда люди еще спали, а над степью царствовала ночь и первые морозы сковали землю, в дома калмыков вламывались вооруженные солдаты под командованием НКВД. Они требовали сдачи огнестрельного оружия, топоров, ножей... Естественно, у населения никаких автоматов, пистолетов, винтовок не оказалось. И только после этого объявили Указ Президиума Верховного Совета СССР, подписанный Всесоюзным старостой Михаилом Ивановичем Калининым, о ликвидации Калмыцкой АССР и депортации калмыков в Сибирь.

Раздетых и разутых, голодных и убогих стариков и старух, а также детей и женщин погрузили в американские «студебеккеры» и повезли на железнодорожные станции. В двуосные телятники несчастных людей втрамбовывали по пятьдесят–шестьдесят человек. Перепуганные, растерянные люди ничего не понимали. Операция была проведена быстро, жестко. В одночасье калмыцкий народ потерял свободу, автономию, стал изгоем и был обречен на вымирание.

ВЕДУЩИЙ I:  «За что? « – спрашивал каждый калмык

ВЕДУЩИЙ II: «За что?» – спрашивали безвинные дети и седобородые старики.

ВЕДУЩИЙ I: «За что?» – меняясь в лице, кричали воины – фронтовики.

ВЕДУЩИЙ II: Но никто не мог дать им вразумительного ответа. На этот страшный вопрос вряд ли могли ответить и сами организаторы депортации калмыцкого народа.

ВЕДУЩИЙ I: В начале войны 28 августа 1941 года были выселены в восточные районы страны (Сибирь и Казахстан) все немцы. Следующими за ними 4 ноября 1943 года были выселены в Среднюю Азию карачаевцы. Затем 28 декабря 1943 года в районы Сибири – калмыки, 23 февраля 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – чеченцы и ингуши и 18 мая 1944 года в Казахстан и Среднюю Азию – крымские татары, 8 марта 1944 года были отправлены туда же балкарцы. По данным НКВД, общее количество населения страны, подвергшееся насильственному выселению, составило 3.336.258 человек.

2 слайд. Еще задолго до выселения тщательно была разработана операция «Улусы», утвержденная «железным сталинским наркомом» Л.Берия.

27 декабря в Москве был подписан Указ «О ликвидации Калмыцкой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР». Калмыки были объявлены изменниками Родины, поэтому всех Калмыков было решено выселить, а республику ликвидировать.

3 слайд. Г. Бембеев. «Прощай, земля калмыцкая».1993 год.

Около 10 тысяч солдат и офицеров было направлено в республику для проведения операции. Они заходили в дома и давали около 20 минут на сборы. Люди, ничего не понимая, выходили под дулом оружия. А это были в основном старики, женщины, дети.

Этот день никогда не забудут наши бабушки и дедушки.

- Стихотворение «Выселение» читает

4 слайд.

В конце декабря на разгоне

Студеной и долгой зимы

Не стало калмыков в хотоне,

В котором они рождены.

5 слайд. «Калмыцкий хотон после выселения» О.Кикеев.1989 год.

Сюжет картины усиливает ощущение заброшенности и безлюдности. Серебристо – голубой цвет снега, заполнивший все пространство картины, воспринимается как символ постигшей беды.

6 слайд. 

Степь простонала в тот час

«Как я, родные, без вас»?

7 слайд. Выселение проходило в 4 этапа.

На первом этапе было выслано 95 тысяч человек:

В Алтайский край - 25 тыс.человек

В Красноярский край -25 тыс.человек

В Омскую область - 25 тыс.человек

В Новосибирскую область -20 тыс.человек

… Всего было выслано 120 тысяч человек.

8 слайд. Сибирь суровая, бескрайняя земля

Январские морозы и тайга.

-Минута молчания.

9 слайд.13 лет, 13 дней калмыки смогли выстоять, не смотря ни на что…

10 слайд.

- Стихотворение Д.Кугультинова «Я помню прошлое…» читает

… Я знал, что мой народ в лесах Сибири

Нашел друзей и вновь душой окреп

Средь лучших русских, средь

щедрейших в мире

Деливших с нами и судьбу и хлеб…

11 слайд.Тюльпаны.

Все годы переселенцы мечтали о Родине, о Калмыкии…

12 слайд. 

Был теплый день, цвели акации

Сибирь – за дымкой голубой

Оставив там лежать полнации

Калмыки ехали домой.

В.Шакуев.

- Ученик:

Этот день настал, когда к власти пришел Н.С.Хрущев. На 20 съезде партии принято решение об автономии Калмыкии. 9 января 1957 года – исторический день в жизни нашего народа-вышел Указ «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР».

13 слайд. Благоустройство. Возрождение.

14 слайд. Тема депортации в литературе.

- Стихотворение «Память в памяти живет». А.Догаев

15 слайд. На сегодняшний день калмыки – единственные из репрессированных народов бывшего СССР, организовавшие четыре «Поезда памяти». Всего организовано 4 поезда памяти. «Если в первые дни шел оживленный процесс знакомств и общений, царила приподнято-возбужденная атмосфера, то, начиная с Урала (Свердловская область), люди стояли в коридорах и смотрели в окна, в купе стали зажигать зул (лампадки). Отсюда начинались узнаваемые места. Мелькали станционные поселки, деревушки. В одном из тупиков мы увидели печально известный в нашем народе двухосный зеленый вагон. Дай бог, чтобы он оттуда никогда не выходил. Многие, в том числе и художники, путают его с четырехосным «пульмановским» вагоном. Вагоны, использовавшиеся для перевозки калмыков, – это примитивные, деревянные ящики на четырех колесах…. У многих людей на перронах станций вызывал недоумение наш поезд. Приходил и уходил без обычного объявления по радио. Двери вагонов не открывались, люди не выходили, на окнах многих купе горели лампадки…. Куда шел поезд никто понять не мог. А если люди выходили на короткое время из вагонов, то отправляли незнакомый для сибиряков обряд поминовения, оставляли лампадки из теста, картофеля, продукты, деньги и уезжали дальше». (Панькин, А.,Папуев, В. Дорогой памяти).

   

Поезд памяти.

Колеса все стучат…

И память возвращает нас назад,

В далекие сибирские года,

Которых не забыть нам никогда,

Сибирь – суровая, бескрайняя земля.

Январские морозы и тайга.

Могилы бабушек, отцов и матерей.

Вовек нам не забыть таких потерь.

Сибирь – суровая, но мудрая страна.

Теплом людских сердец приветила она.

Их помощь, милосердье, сострадание

Облегчили нам тяготы изгнанья.

Алтайский край – край детства моего,

И помнится мне более всего

Над Бией-речкой город, школа и друзья,

Откуда, в общем, родом вышла я.

Минули годы.

Седина в висках.

Живу у Каспия, в горячих я песках.

Но в памяти еще живут доныне

Леса и люди родимой мне Сибири. Д. Сусеева

«Поезд памяти»

В этом году мы в очередной раз перелистаем горестные страницы нашего прошлого к скорбной дате - 70-летию депортации калмыцкого народа.

ЧТЕЦ:         Когда бы слезы тех собрать,

Кто потерял отца и мать,

Все слезы матерей, отцов,

Утративших своих сынов.

Когда бы слить в один сосуд

Все слезы тех, кто тщетно ждут,

Какой сосуд ни выбирай,

Все перельется через край.

На экране медленно разворачиваются слайды презентации «Железное небо, серебряный снег: памятник «Исход и Возвращение» и его автор».

ВЕДУЩИЙ I: В конце 1980-х гг. калмыцкая общественность предложила увековечить память безвинно погибших в годы репрессий калмыков. Был объявлен конкурс на лучший проект памятника и создан фонд его строительства. Предложения поступали самые разные: от журавлей, стремящихся на родину, до мавзолея в виде субургана.

Однако проект лучшего памятника отобран не был.

16 - 18 слайд. «Исход и возвращение» 1996 год. Автор Э.Неизвестный. Памятник был создан и открыт 28 декабря 1996 года на 53-ю годовщину депортации калмыков. Автором памятника стал выдающийся скульптор современности Эрнст Неизвестный (1926 г.р.).

Мастер, гражданин США, гордость земли российской Эрнст Иосифович Неизвестный по праву является гражданином планеты Земля.

Сам же памятник «Исход и Возвращение» вошел в число десяти лучших работ скульптора.

«Работая над монументом «Исход и Возвращение» и изучая вашу историю и традиции, я проникся болью трагедии, которую пережил ваш народ.

Я прошел в моей работе ваш путь изгнания и возвращения», – сказал мастер.

О чем эта работа? О том, как технократическая машина-чудовище пытается уничтожить культуру, природу, этнос и личность человека. Гигантская махина как бы втягивает человека, дробит его на составные части, разрушает природу, губит все живое. Но это не главная тема. Главное в том, что плоть, дух и вера, в конце концов, побеждают бездушный металл.

Само название памятника «Исход и Возвращение» подчеркивает двухчастность композиции. На стороне «Исход» – боль трагедии, на обратной стороне «Возвращение» – динамизм, энергия и победа жизни.

19 Слайд. Цаган Аав – Белый Старец.

20 слайд. Хурул.

- Заключительное слово учителя.

     Какое счастье для всех нас, что мы живем под мирным небом, не знаем, что такое унижение, голод, страх…Мы радуемся солнцу, друзьям, близким, своей малой родине. Наша республика сегодня процветает, с каждым днем хорошеет Элиста, строятся дома, дворцы, хурулы. Каждый может помолиться, очистить свою душу, сознание, как это делали наши бабушки ради сегодняшнего счастливого дня… Мы не политики и не судьи, но знать каждую страницу своей истории просто обязаны. 28 декабря-День памяти и скорби.

     Наш вечер хочется завершить словами: «Обращение к теме депортации важно не только для нас, но и для будущих поколений. Так пусть же наши потомки никогда не забывают об этих горьких днях в судьбе своих предков, и пусть их никогда не коснется беда своим черным крылом, пусть они вечно живут и процветают на своей исконной земле, пропитанной родным запахом терпкой полыни!..».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

День памяти и скорби

22 июня в летнем лагере отмечался День памяти и скорби...

Сценарий Вахты памяти, посвященной Дню памяти и скорби "Память в камне"

Пояснительная записка  Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9...

Сценарий, посвященный "Дню памяти и скорби"

В сценарии представлены стихи и песни о войне. Сценарий может быть использован при подготовке сценария праздника "День Победы"....

Сценарий мероприятия, посвящённого дню памяти и скорби в ДООЛ

"Эхо прошедшей войны" - сценарий вечернего мероприятия в лагере....

Свет памяти, свет скорби и любви

           1. Воспитательные задачи:                  - воспитывать патриотизм...

Методическая разработка открытого мероприятия ко Дню памяти и скорби (22 июня 2012г.)

Основные направления воспитания гражданско-патриотических позиций воспитанниц реализуются через подготовку и участие в традиционных тематических мероприятиях Пансиона. Одним из таких мероприятий являе...