Методическая разработка открытого мероприятия ко Дню памяти и скорби (22 июня 2012г.)
методическая разработка на тему

Основные направления воспитания гражданско-патриотических позиций воспитанниц реализуются через подготовку и участие в традиционных тематических мероприятиях Пансиона. Одним из таких мероприятий является День памяти и скорби.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федеральное  государственное  общеобразовательное учреждение

« Московский кадетский корпус

« Пансион воспитанниц Министерства Обороны Российской Федерации»

Литературно-музыкальная композиция

 «У войны не женское лицо…»

(методическая разработка ко Дню памяти и скорби)

Москва 2012г

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Методическая характеристика темы.

2. План мероприятия.

3. Ход проведения мероприятия.

4. Литература.

Методическая характеристика темы

Актуальность данного мероприятия заключается в том, что в наше время происходит становление гражданского общества и правого государства, а оно зависит во многом от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Патриотизм в нашей стране становится важнейшей ценностью, интегрирующий социальный, духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический аспект. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни, который кажется ему вторым рождением, переломом во всей его дальнейшей судьбе. Великая Отечественная война – особая дата в судьбе целого народа, она является историей нашей Родины, историей наших предков. Кто знает свою историю, помнит своё прошлое, того впереди ждёт будущее.

Цель: формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности к судьбе отечества.

Задачи:

Образовательные

  • формирование патриотических чувств на основе культурно-патриотических ценностей русского народа;
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
  • изучение военной истории России.

Развивающие

  • развитие познавательной деятельности воспитанниц, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя Родины, формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества.
  • побуждение стремления узнать историю своей страны;
  • дальнейшее развитие творческих способностей воспитанниц, навыков хорового пения и мотивации к коллективному творчеству

Воспитательные 

  • воспитание высоких духовно-нравственных принципов, гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям.

Педагогические технологии:

- личностно-ориентированная технология Якиманской И.С.;

- технология коллективного творческого воспитания Иванова И.П.

Подготовительная работа:

  • Поиск информации.
  • Разработка сценария.
  • Создание презентации, подбор музыкального сопровождения,
  •  работа над музыкальным материалом, хореографическими и поэтическими номеров,
  • художественное оформление зала, установка акустической и звуковой аппаратуры.

Время проведения: 40 минут.

Форма проведения: литературно-музыкальная композиция.

Методическое оснащение занятия: презентация «У войны не женское лицо».

Аппаратное и программное оснащение: ПК, Microsoft Power Point, мультимедийный проектор.

Дата проведения: 22 июня 2012 года.

                 

  ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент:

  • мероприятие проводится как коллективно-творческое дело в рамках традиционных тематических мероприятий Пансиона воспитанниц МО РФ с воспитанницами 5-11 классов в многофункциональном зале

II. Актуализация знаний учащихся: 

•        «А зори здесь тихие…». Б. Васильев;

•        Хореографические зарисовки «Фронтовые письма»;

•        Стихи о войне;

•        Драматический этюд-песня «Бухенвальдский набат»;

•        Минута молчания;

•        Музыкальное сопровождение «Рио-рита», «Священная война», «Журавли», «Щербатый месяц»;

•        Финальная песня «Птицы белые»

III. Подведение итогов мероприятия, выводы.

IV.ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Картина I  Пролог

1. На сцене под фонограмму «Рио-рита» танцуют 6-8 воспитанниц, другие 2-3 воспитанницы прогуливаются, ведут разговор, читают книги… Картина мирной жизни прерывается фонограммой гула самолетов, взрывов снарядов – все останавливаются, замирают.

Голос за кадром – объявление о начале войны.

  1. Под фонограмму «Священная война» на сцену на смену воспитанницам мирного времени выходят воспитанницы в военной форме с ружьями, в шинелях с вещмешками.

Чтец 1.

Его зарыли в шар земной, а он был – лишь солдат.

Всего, друзья, солдат простой, без званий и наград!

Чтец 2.

Ему, как мавзолей, земля - на миллион веков!

И млечные пути пылят вокруг него с боков…

Чтец 3.  

На горных скатах тучи спят, метелицы метут,

Грома тяжелые гремят, ветра разбег берут!..

Чтец 4.

Давным-давно окончен бой… Руками всех друзей

Положен парень в шар земной, как будто в мавзолей…

Чтец 5.

 Давно прошла война… Но никогда не затянутся раны в сердцах людей! Уже почти никого не осталось в живых из тех героев.

Чтец 6.

 И только пожелтевшие треугольники солдатских писем будут напоминанием о тех, кто подарил нам жизнь и мирное небо.

Картина II «Письма памяти»

На экране рисунки детей. Выходят воспитанницы.

Воспитанница1. Привет, мой дорогой, любимый папочка! Как ты там, на войне? Мы очень соскучились по тебе. У нас все хорошо. Вчера подрались было с Васькой, но вспомнили тебя, и стало стыдно. Больше не будем ссориться. Ты только поскорее приезжай!

Воспитанница 2. Здравствуй, милый папка! Ну что, уже, наверное, мало осталось фашистских гадов? Папка, пришли мне, пожалуйста, пистолет, гранату и нож- финку, и тогда я тоже поеду и убью проклятого Гитлера, чтобы война быстрее закончилась!

Воспитанница 3. Дорогой папочка, почему нет от тебя так долго писем? Хоть строчку напиши, мол, жив, здоров. А то мамка плачет, и бабуля с ней. А мне сон приснился вчера, будто ты меня ругаешь, что я на речку сбежала…Я учусь хорошо, стараюсь… Ты только возвращайся, ладно?

Воспитанница 4. Привет, папка! Получили письмо, что тебе дали медаль. Ты герой, я всем рассказала. А мы тоже играем в войну, тренируемся. Вдруг война надолго – приедем, поможем! Уж мы-то покажем фашистам «кузькину мать»!

Воспитанница 5. Милый, дорогой мой папочка! Получили письмо, а в нем пишут, что ты погиб. Мама плачет, а я не верю! Вот и пишу тебе. Папка, приезжай живой, слышишь? Яблоня, что ты посадил, зацвела, и соловей на ней по ночам поет – не уснешь! Тоже тебя зовет! Приезжай, я твой любимый борщ сварю, а Петька на гармошке сыграет, он, знаешь, как научился? Я знаю, это все вранье! Ты приедешь скоро, правда? Хоть во сне приснись, папочка…

  1. Хореографическая зарисовка «Письма памяти» в исполнении воспитанниц 8-х классов

Чтец 7. Молитва защитника.

Всемилостивый Господи! Пошли нам разум и силы!

Прекрати наши раздоры, зажги в сердцах наших российское братство!

Сильных и честных - озари и поставь на путь…

Слабым – дай бодрость, молодых – укрепи…

Всех же нас – объедини, вразуми и направь на путь истины!

Господи, спаси наше Отечество!

Картина III

Отрывок из спектакля воспитанниц по повести Б. Васильева  «А зори здесь тихие»

1.Воспитанница: Женщина и война – понятия несовместимые. А что с войною совместимо?!  У войны не женское лицо…

2.Воспитанница:   В мир приходит женщина,

Чтоб свечу зажечь.

В мир приходит женщина,

Чтоб очаг беречь.

В мир приходит женщина,

Чтоб любимой быть.

В мир приходит женщина,

Чтоб детей родить.

В мир приходит женщина,

Чтоб цветком цвести.

В мир приходит женщина,

Чтобы мир спасти.

Слайд № 29,23

Воспитанница: И вот, захваченная смертельным ураганом войны, понимая, что ей не место на кровопролитнейшей войне, что у войны не женское лицо, она встала на защиту Родины – матери, на защиту солнца, земли, детей, могил предков. На защиту будущего человечества, на защиту самой жизни. И стало у войны лицо и женским, и детским, и стариковским. И заалела кровь народа. И всколыхнул Россию женский плач.

1. Фонограмма из к/ф «А зори здесь тихие» (на экране заставка из спектакля). Отрывок из спектакля: (пять воспитанниц 10х классов)

 Лиза. Перед тем как лезть в дряблую жижу, она затаенно прислушалась, а потом деловито сняла с себя юбку, шагнула в болото.

Жидкое месиво цеплялось за бедра, волоклось за ней, Лиза с трудом, задыхаясь, продвигалась вперед.

Вдруг…огромный бурый пузырь вспучился перед ней, не успев вскрикнуть, рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бедра. Лиза лицом вниз упала в холодную жидкую грязь.

— Помогите!.. На помощь!.. Помогите!..

Жуткий одинокий крик долго звенел над равнодушным ржавым болотом. Хрипя, выплевывала грязь и тянулась, тянулась к нему  -  к прекрасному синему небу…

Лиза в последний раз увидела его свет — теплый, нестерпимо яркий, как обещание завтрашнего дня. И до последнего мгновения верила, что это завтра будет и для нее...

Галя. …Немцы шли молча, пригнувшись и выставив автоматы всматривались, каждый миг, ожидая встречного выстрела. С шумом раздались кусты, и из них  вдруг Галя. Выгнувшись, заломив руки за голову, метнулась через поляну наперерез диверсантам, уже ничего не видя и не соображая.

— Ма-ма..а-а-а...

Коротко ударил автомат. С десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и Галя с разлету сунулась лицом в землю, так и не сняв с головы заломленных в ужасе рук. Последний крик ее затерялся в булькающем хрипе, а ноги еще бежали, еще бились, вонзаясь в мох носками  сапог…

Соня. Бежала без опаски по дважды пройденному пути, торопясь притащить ему, старшине Васкову, махорку ту, трижды клятую. Бежала, радовалась и понять не успела, почему пронзительной, яркой болью рванулось вдруг сердце… Нет, успела. И понять успела и крикнуть, потому что не достал нож до сердца с первого удара: грудь помешала.  

В расселине, скорчившись, лежала Гурвич, и из-под прожженной юбки косо торчали грубые кирзовые сапоги. Соня тускло смотрела в небо полузакрытыми глазами, и гимнастерка на груди была густо залита кровью…

 Женька. Женька не расстраивалась. Она вообще никогда не расстраивалась. Она верила в себя и сейчас, уводя немцев от Осяниной, ни на мгновение не сомневалась, что все окончится благополучно. И даже когда первая пуля ударила в бок, она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.

Рита. Рита знала, что рана ее смертельна и что умирать она будет долго и трудно. Пока бол и почти не было, только все сильнее пекло в животе и хотелось пить… Она не жалела себя, своей жизни и молодости, потому что все время думала о том, что было куда важнее, чем она сама. Сын ее оставался сиротой, оставался совсем один на руках у болезненной матери, и Рита гадала сейчас, как переживет он войну и как потом сложится его жизнь…

2. Под фонограмму из к\ф воспитанницы поворачиваются спиной к залу – взрыв, заставка-красный свет и голос за кадром из спектакля «А зори здесь тихие»: 

Васков. Что, взяли?.. Взяли, да?.. Немчура проклятая!... Пять девчат, пять девочек было всего, всего пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и здохнете здесь, все здохнете!.. Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть судят меня! Пусть судят!..

3. Звучит фонограмма из к\ф «А зори здесь тихие», идут слайды № 24, 117 и переход на следующую картину.

Картина IV

Воспоминания женщин-бойцов с фронта.

1. Музыкальное сопровождение  на фортепиано. На экране слайды с передовой № 3, 60, 64, 22, 52, 54,55, 5,20,31,39

1. Воспитанница:

Худенькой нескладной недотрогой

Я пришла в окопные края,

И была застенчивой и строгой

Полковая молодость моя.

На дорогах родины осенней

Нас с тобой связали навсегда

Судорожные петли окружений,

Отданные с кровью города.

Если ж я солгу тебе по-женски,

Грубо и беспомощно солгу,

Лишь напомни зарево Смоленска,

Лишь напомни ночи на снегу.

2. Воспитанница:

                       Только что пришла с передовой

Мокрая, замерзшая и злая,

А в землянке нету никого,

И, конечно, печка затухает.

Так устала – руки не поднять,

Не до дров,  согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять

По окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь,

А навстречу мне рванулось пламя.

Мне навстречу – те, кому помочь

Я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра

Смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!»  

Крикнут мне товарищи в награду.

Да еще сияющий комбат

Руки мне протянет после боя:

 Старшина, родная! Как я рад,

Что опять осталась ты живою!

3. Воспитанница:

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей гнилой земле.

 Знаешь, Юлька, я – против грусти.

Но сегодня она не в счет.

Дома, в яблочном захолустье,

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый.

У меня – лишь она одна.

Пахнет в хате квашней и дымом…

За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик

Беспокойную дочку ждет…

Знаешь, Юлька, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг – приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светловолосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку,

Мы пробились по черной ржи,

По воронкам и буеракам,

Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.

Мы хотели со славой жить.

…Почему же в бинтах кровавых

Светловолосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели.

О рязанских глухих садах.

…Знаешь, Зинка, я – против грусти,

Но сегодня она – не в счет.

Где-то, в яблочном захолустье,

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна.

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна.

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

…Я не знаю, как написать ей,

Чтоб тебя она не ждала?

2. Фонограмма песни «Журавли» и слайды № 26, 27 и переход к следующей картине слайд №108

Картина V

Драматический этюд  «Бухенвальдский набат».  Минута молчания.

  1. Вокально-хоровой ансамбль поет 1й куплет песни «Бухенвальдский набат». С другой стороны сцены движется воспитанница-мать с цветами к вечному огню. Склонилась над могилой и обрыв песни фонограммой немецкой речи, лай собак - пошли воспоминания о тяжелых моментах концлагерей – идет сцена из концлагеря – немцы гонят детей (6 воспитанниц военнопленных и 4 немки). Воспоминания обрываются – хор продолжает петь 3-й куплет песни, мать уходит за кулисы.
  2. Стихи про мужество и память. Слайд № 108 – и музыка на минуту молчания.

Картина VI – финальная песня «Птицы белые».

1. Воспитанница:      Женщина!

Все победила она:

Боль, и разлуку,

И смерть, и усталость.

Девушка, Мать, и Сестра, и Жена –

Сколько ей счастья и горя досталось!

2. Фонограмма песни «Птицы белые», слайды № 70,71,72, 96, 97, и с 99 по 107 – выход всех участников и ансамбля вокалистов. Исполнение финальной песни «Птицы белые».

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. «Мы- патриоты».
  2. Савченко М.Ю. «Мир школьных праздников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"

Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...

Методическая разработка открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности

Данная методическая разработка поможет провести мероприятие, классный час "День Семьи, Любви и Верности". В ней представлен не только сценарий мероприятия, но и сделана подборка слайдов, стихотворений...

Презентация к методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности"

Презентация к Методической разработке открытого мероприятия "День Семьи, Любви и Верности" содержит текстовый  материал, который сопровождает презентации....

Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица"

Методическая разработка открытого мероприятия "Масленица" содержит сценарий мероприятия, обоснованы цели и задачи, указано оборудование. Сценарий основан на традициях празднования Масленицы, будет пол...

Методическая разработка открытого мероприятия на тему: «Юмор в спорте важен – не спорьте!»

Сценарий очень интересного праздника, собранный из нескольки х вариантов и доработан!...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Памяти А.С. Пушкина»

Пояснительная запискаЛитературно - музыкальная  гостиная « Памяти А. С. Пушкина»  посвящена дню смерти великого поэта Александра  Сергеевича  Пушкина.  Пушкин  -  од...