Свет памяти, свет скорби и любви
методическая разработка (6 класс) на тему

Афанасьева Валентина Дмитриевна

             1. Воспитательные задачи:

                  - воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение

                    перед подвигом;

                  - глубокое уважение к ветеранам.

                  - учить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм

                    фронтовиков  

          2.Оборудование :

                -аудиокассета «Военные песни»

               - видиомагнитофон

                - выставка книг на военную тематику

                - портрет ветерана

                   - плакаты: « Память»

              3.Действующие лица –

 

   учащиеся 5-6 класса   и классный руководитель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svet_pamyati_svet_skorbi_i_lyubvi_klassnyy_chas.doc157 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

                             

                                             МБОУ  « Коротковская СОШ»

                                                                 

                                                                 

                                                                                                           Музей - дети        

                                                      Урок – мужества :

                                     « Свет памяти, свет скорби и любви»

                                                   Автор: В.Д. Афанасьева –« учитель математики

                                                                                 

                                                                    МБОУ  « Коротковская СОШ»

                 

             1. Воспитательные задачи:

                  - воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение

                    перед подвигом;

                  - глубокое уважение к ветеранам.

                  - учить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм

                    фронтовиков  

          2.Оборудование :

                -аудиокассета «Военные песни»

               - видиомагнитофон

                - выставка книг на военную тематику

                - портрет ветерана

                   - плакаты: « Память»

              3.Действующие лица –

   учащиеся 5-6 класса   и классный руководитель.

                                        4.Текст сценария       

               

                                     Ход урока :

  1. Эпиграф урока:

               Россия, Русь! Храни себя, храни!

               Храни свой дух, свободный и высокий,

               И в сердце русском отзовутся дни

               Истории недавней и далекой.

                      Россия!

              Не искать иного слова,

              Иной судьбы

              На целом свете нет.

              Ты вся  - сплошное поле Куликово

              На протяжении многих сотен лет.

  1. Вступительное слово кл. руководителя:

  Ребята, в 2014 году 9 мая исполнится 69 лет Великой Победы. Долог, труден был путь к маю 45 года. Более 20 млн. человеческих жизней унесла война.

       Течёт река времени. Минуло уже много десятков лет с того  незабываемого и страшного дня, когда настежь распахнулись огромные двери войны. Много воды унесла река времени с тех пор. Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожженных городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой 22 июня 1941 года осталось не просто  как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчёта долгих 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.

Чтец: Самый светлый,

           Самый летний день в году,

           Самый длинный день Земли –

           Двадцать второго. Спали дети,

           Зрели яблоки в саду.

           Вспоминаем,  Вспоминаем это снова.

           Вспоминаем эту ночь и в этот час

           Взрыв, что солнце погасил в кромешной гуле,

           Сквозь повязки неумелые сочась,

           Кровь народа заалела в том июне.

           Шаг за шагом вспоминаем,

            День за днём.  Взрыв за взрывом,

            Смерть за смертью.Боль за болью,

           Год за годом, опалённые огнём,

           Год за годом, истекающие кровью.                        

       Кл.рук-ль:   Война задела каждый дом, каждую семью.

         Сегодня мы поговорим о нашем земляке, учителе – фронтовике, о создателе нашего школьного музея, об участнике ВОВ, о его нелегкой судьбе – о Смолякове Михаиле Михайловиче.

  1. Выступления учащихся ( биография, боевой путь ветерана, учитель и поэт ).

                                                 Биография

                     

                       За природу, хоть и кроткую,

                      Я люблю тебя, Короткое,

                      За Корочку с дымкой синей,

                      За искристый с дымкой иней,

                      За ковер зеленый луга,

                      За зеркальный лемех плуга,

                      И за шепот камыша,

                     Без него умрет душа, -

писал о своем родном селе Михаил Смоляков.

Смоляков  Михаил Михайлович родился 14 октября 1925 года в селе Короткое  Корочанского района  Белгородской области, в семье крестьянина – бедняка. В 1934г окончил 4 класс начальной школы хутора Ленина. В 1940г окончил Плотавскую среднюю школу.

     В 1940 – 1941гг окончил агротехнические курсы при Большехаланской МТС и до  июля 1942г работал агрономом в колхозе « Путь к социализму» Коротковского сельского совета.

         В 1941 – 1942 г принимал активное участие в строительстве оборонительных сооружений на Белгородщине.   В марте 1943г был призван в ряды Красной Армии. С 12 октября 1943г по 9 мая 1945г принимал активное участие в боях , в борьбе против немцев.  

  После войны  у каждого было большое стремление к учебе, к мирному труду. Возвратившись на родину Михаил Михайлович сразу приступил к работе : работал заведующим клубом в с.Клиновце, 2 года – инструктором РККПСС, а затем 3 года – председателем сельского совета в нашем селе.    

  В 1962г поступил в Белгородский педагогический институт на историко - филологический  факультет. С 1962г работал в Песчанской восьмилетней школе. С 1970г по 1986г работал учителем истории в Коротковской  восьмилетней школе.

Работая в школе он основал краеведческий музей. Михаил Михайлович собирал вместе с детьми по крупицам весь краеведческий материал, который находится в нашей школе. 23 августа 2010года его сердце остановилось, похоронен Михаил Михайлович в с. Яблоново.

                                                                                     

                                  Боевой путь

Чтец:  Я помню страны позывные,

Они раздавались везде –

На пункты идти призывные,

Отечество наше в беде.

Живыми вернуться просили,

Живыми вернуться не все.

Вагоны идут по России,

По травам её, по росе.

И брат расставался с сестрою,

Покинув детей и жену.

Я юностью связан с войною,

И я ненавижу войну.

Я знаю, я понял, как важно

Веслом на закате грести,

Сирени душистой и влажной

Невесте своей принести.

Я видел и радость и горе,

И я расскажу молодым,

Как дым от пожарища горек

И сладок Отечества дым.

               (Г.Шпаликов «Я жизнью своею рискую»)

Чтец:   Важно с девчонками простились,

На ходу целовали мать,

Во все новое нарядились,

Как в солдатики шли играть.

Ни плохих, ни хороших, ни средних...

Все они по своим местам,

Где ни первых нет, ни последних,

Все они опочили там.              

Кл. рук-ль:    Войны остаются в памяти поколений главными своими битвами. Но для солдата,  где бы он ни воевал, ни голодал, ни мёрз, война была войной, и каждый день её был длиннее многих жизней.

Боевой путь Михаила Михайловича начался с освобождения Украины. Освобождал Кривой Рог, Днепропетровщину ,  форсировал Днепр.

  26 июля 1944г воевал на первом прибалтийском фронте. Освобождал Латвию, Литву.

16 апреля 1945г вечером в районе Франкфурта каждому солдату, и Михаилу Михайловичу в том числе, был отдан приказ Жукова о штурме Берлина. От Франкфурта до Берлина оставалось 65 км. Долгим и трудным был путь к победе. В первые слово победа Михаил Михайлович услышал вечером 8 мая 1945г, а 9 мая поэтому поводу был устроен митинг. В этот день все пели, танцевали, плакали от радости, вспоминали о погибших товарищах.

  На третий день после победы Михаил Михайлович был у Рейхстага.  Рейхстаг был серый, закопченный, и повсюду  надписи: « Я из Сталинграда», « Я из Москвы», « Я из Киева», и среди них надпись :« Я из Корочи, Курской области М. Смоляков».  

Кл. рук-ль:   Победа – великая, ни с чем не сравнимая радость! Это радость народная, но это и скорбь народная. О 27 миллионах сыновей и дочерей скорбит наш народ в этот день. Светла эта память!

Чтец:  Всяко жил – и горестно, и весело,

Ветеран пехотного полка,

Жизнь не очень густо понавесила

Орденов на лацкан пиджака.

Но когда немалый путь итожится,

Я твержу, как заповедь слова:

Русь жива!

Все прочее приложится,

Главное, солдаты, Русь жива!

                                                                           

                                          Учитель и поэт

 Смоляков Михаил Михайлович окончил заочно Белгородский педагогический институт, работал с 1962 года учителем русского языка и истории, директором Песчанской восьмилетней школы Корочанского района.

С 1970 года  по 1986год работал учителем  истории в Коротковской  восьмилетней школе. Михаил Михайлович ветеран не только ВОВ, но и ветеран педагогического труда.

Писать стихи начал с 1950 года. В 1950 году окончил литературные курсы в г. Потсдам, руководителем которых был писатель Пётр Вершигора. Имел встречи с писателями1 Твардовским, Тихоновым, Катаевым, Горбатовым, Ананьевым, Вишневским, Жуковским, Фроловым, Чернухиным, Михалевым, Бухановым и   другими.

Его стихи о родном селе, о природе, о добрых людях, о матери.

                                                  Матери

                                    И   горе   тяжкое,   и   муки —

                                     От   косовицы   до   плечей —

                                     Все   вынесли   на   свете   руки

                                    Всесущной    матери    моей.

                                     И   раскрывал   пред   ней  

                                    секреты 14   молоток,   и   старый   струг.

                                     А   в   посевную,   в   сорок   третьем,

                                    Она   впряглась   с   коровой   в   плуг,

                                    Все   не   опишешь,   что   бывало,

                                   Какою наша мать была.

                                   Случалось, в поле ночевала

                                    И в борозде с детьми спала.

                                    Последней крохою кормила

                                    Того, кто нынче без отца.

                                    В ней и сейчас так много силы,

                                   Хоть волосы под цвет свинца

                                                 Короткое

                       За природу, хоть и кроткую,

                      Я люблю тебя, Короткое,

                      За Корочку с дымкой синей,

                      За искристый с дымкой иней,

                      За ковер зеленый луга,

                      За зеркальный лемех плуга,

                      И за шепот камыша,

                     Без него умрет душа.

В последние любимым жанром стали басни. Его  басни неотделимы от жизни. Меткость, ясность, простота, доходчивость до любого читателя — отличительная черта его басен и стихов.

                                Бизнесмены                                       Разговор

Был бизнес волку разрешен.                                      Однажды ночью у костра

 И сразу действовать стал он:                               Торговля на язык остра,

Со всех ягнят каракуль снял,                                   С родней своим, к тому ж соседом

Овечье поголовье смял,                                            Такую повела беседу:

Со львами крепко стал дружить                           « Вот ты, Разбой, ты чем живёшь?

 И духом бизнесмена жить.                                   Одно чужое, ведь, жуёшь,

Скакнула в бизнес и Лиса;                                                         Грозя ножом средь бела дня                                               

 Она взяла в кредит леса.                                       Готов ограбить и меня»

Теперь под дубом и кустом                                  А я торгую без ножа и сплю спокойно

 Накрыто все ее хвостом.                                                                               не дрожа.  

 И не сорвать грибов тугих:                                 А я торгую без ножа                                    

 Шиши остались для других.                               И сплю спокойно, не дрожа.

Мораль:                                                                                   Разбой же так продолжил

 Читатель мой, поверь Бобру:                                           Разговор:

 Такой вот бизнес не к добру.

                                                                                             Конечно, я не скрою, — вор.

                                                                                             А ты, Торговля, всего света,

                                                                                              Послушай-ка слова поэта:

                                                                                              « Разбой, торговля  и война

                                                                                                Не всё ль равно –    их цель одна»

В 1993 году вышел в свет коллективный сборник стихов «Встреча», куда вошли призведения и нашего земляка Михаила Михайловича Смолякова.

В данный сборник стихов включена лишь небольшая   часть   его   творчества.

 

  1. Экскурсия в  музей  к стенду: « М.М. Смоляков –руководитель музея».

( рассказ кл. руководителя об истории создания музея) 

  1. Слово кл. руководителя:

  Ребята! Мы сегодня познакомились с замечательным человеком, ветераном ВОВ, поэтом, учителем, основателем нашего музея. Его жизнь – яркий пример верного служения Родине. В настоящее время Михаил Михайлович проживает в с. Яблоново.          

Кл. руководитель:

                     Свет памяти, свет скорби и любви

                      И через 69лет, и через столетья,

                      Горячей каплей пролитой крови

                      Его в себе приносят наши дети!

- Свет памяти- каждый гражданин хранит в своем сердце память о том страшном времени, о стойкости и мужестве советских людей.

- Свет скорби – все мы скорбим о тех солдатах, которые во имя нас, во имя мира на земле не пожалели жизни своей и полегли на полях сражений.

- Свет любви – это любовь к Родине, преданность, стремление защищать её от врагов, верить в её будущее. 

Кл. рук-ль: Ребята! Я надеюсь наш урок затронул ваши сердца. Фашизм –это зло. Чтобы его победить нам понадобилось 4 долгих года. Давайте об этом не будем забывать.

                     Чтец:        Прошла война, прошла страда,

                                        Но боль , взывает к людям,

                                        Давайте, люди, никогда,

                                        Об этом не забудем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий Вахты памяти, посвященной Дню памяти и скорби "Память в камне"

Пояснительная записка  Есть в календаре даты, навечно вписанные в героическую летопись нашей страны. 22 июня… Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит, и к 9...

«Свет материнства — свет любви»

Сценарий праздника посвящённый Дню матери....

Свет материнства - свет любви

Праздничная программа на День матери...

Музыкальная гостиная «Свет материнства - свет любви»

Посвящается Всемирному Дню Матери...

«Свет материнства – свет любви» Концертная программа.

Сенарий мероприятия,посвящённого Дню матери.для учащихся старшего и среднего звена....

"Свет материнства - свет любви"

Сценарий содержит материалы для использования воспитателями, классными руководителями, педагогами-организаторами. В сценарии содержится материал ко дню Матери для возрастной категории 1-4 класса. Соде...