Тема: "День памяти и скорби"(посвящённый Дню памяти и скорби-22 июня)
материал по обж

Проявин Юрий Михайлович

Тема: "День памяти и скорби"(посвящённый Дню памяти и скорби-22 июня)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проявин Юрий Михайлович

Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Больше – Аратская средняя школа; Россия – Нижегородская область, Гагинский район, село Большая Арать; телефон: 8(831)95-36-1-83, +7(930)040-20-74; e-mail: proyavin2012@yandex.ru

Классный час

Тема: "День памяти и скорби"(посвящённый Дню памяти и скорби-22 июня)

Цель:

  •   воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, за соотечественников, за своё село; воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Задачи:

  • Формирование добра, гуманности, отрицательного отношения к любым проявлениям насилия и зла.
  • Воспитание чувства долга и ответственности за судьбу Отечества на примерах мужества, доблести и отваги русских солдат.

Оборудование: Компьютер, мультимедийная установка, ручки, цветные карандаши, фломастеры, бумага, ножницы, клей, записи песен военных лет.

Ход классного часа:

1.Орг. момент:

Учитель: 

Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года без объявления войны гитлеровская Германия напала на Советский Союз. Гитлер планировал молниеносную войну. В далеком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось … (звучит речь Левитана- 2 слайд презентации.) На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые (3 слайд презентации.). Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда еще не зная о том, что война не скоро закончится (4 слайд презентации)

2. Актуализация знаний:

Учитель:

Ребята, я сейчас произнесу одно-единственное слово, а вы мне постараетесь рассказать, что вам представляется, когда вы его слышите. Слушайте внимательно, это слово – “ВОЙНА”. Что вы представляете?

(Ответы детей: танки, солдаты, стрельба и т.д.)

 Давайте с вами вместе подумаем, что же несёт людям война.

(Ответы детей. Если им трудно, учитель может задавать наводящие вопросы:

Меняется ли жизнь людей во время войны и почему?

Может ли быть голод в стране и почему?

Как живут дети во время войны, продолжают ли учиться? Если да, то только ли учёба для них является теперь главным занятием и почему?

Как помогают дети во время войны? и т.д.)

Война и дети… Как это страшно и как несправедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и смерть. Но в 1941 году об этом не вспоминали. Дети в годы войны сражались вместе со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.

3. Основная часть:

Учитель:

 22 июня 1941 года на нашу землю пришла самая жестокая и кровопролитная война в истории человечества. В человеческой памяти этот день остался не просто как роковая дата, но и как рубеж, начало отсчета долгих тысячи четырехсот восемнадцати дней и ночей Великой Отечественной войны. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кто пережил все тяготы и горести этих лет.

Я сейчас расскажу вам, как началась война.

Так вот в ночь на 22 июня 1941 года во многих средних школах и училищах страны состоялись выпускные вечера. Играли духовые оркестры, сияли счастливые лица выпускников, и, конечно, были танцы, танцы до утра! А ещё надежды на новую жизнь, на светлое будущее!... (просмотр видео)

Июнь. Клонился к вечеру закат,
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.

Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае.

 И вдруг по радио прозвучало вот такое объявление. ( прослушивание объявления Левитана о начале войны)

Всё... Вы только представьте, как внезапно радость сменилась горем. А чей голос прозвучал по радио?

(Ответы ребят: голос Юрия Левитана. Если ребята затрудняются ответить, тогда его называет учитель и рассказывает о нём).

Учитель: 

Именно Левитан объявил о нападении фашистской Германии на СССР 22 июня 1941 года. Именно он читал сводки Информбюро все 1418 дней войны. Именно он 9 мая 1945 года сообщил: “...Товарищи красноармейцы, краснофлотцы, сержанты, старшины, офицеры армии и флота, генералы, адмиралы и маршалы! Поздравляю вас с победоносным завершением Великой Отечественной войны!”

Осенью 1941 года Юрия Левитана из Москвы тайком вывезли в Свердловск (сегодня — Екатеринбург). Радиостудия находилась в подвале одного из домов, а сам диктор жил в бараке поблизости, его постоянно охраняли агенты НКВД. Только посвящённые знали, как выглядит Левитан и где он находится. В марте 1943-го диктора тайно перебросили в Куйбышев (Самару). Информацию о том, что военные сводки на самом деле зачитывались не из Москвы, рассекретили только через 25 лет после Победы.

Такие меры безопасности объяснялись просто — голос Левитана оказывал такое сильное влияние на людей, что Гитлер объявил диктора врагом номер один (а Иосиф Сталин был объявлен “врагом номер два”). Германские спецслужбы разработали целый план по похищению Левитана, а за его голову была объявлена награда — 250 тысяч немецких марок.

Потом, после начала войны, сочинили песню о нападении Германии. Послушайте её. (Двадцать второго июня,

Ровно в четыре часа

Киев бомбили, нам объявили

Что началася война.)

В неимоверно тяжёлых условиях жила и боролась страна. Она превратилась в огромный боевой лагерь, охваченный единым порывом изгнать врага с нашей земли. Люди, забывая об отдыхе, сутками не уходили с заводов, стремясь дать фронту как можно больше танков, самолётов, оружия, боеприпасов. Героически трудились в тылу женщины и дети.(просмотр отрывка фильма «Мальчишки»)

Около двадцати семи миллионов людей потеряла наша страна в той войне. Может, вам трудно представить, насколько это огромное число. Но вы все же вслушайтесь и представьте... Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать 27 миллионов минут, а это около пятидесяти лет поминальной молитвы. Как вы считаете, это долго?

(Ответы детей: почти всю жизнь).

Учитель: 

Да, ребята, это немного меньше человеческой жизни. А ведь наверняка у каждого из вас кто-то служил на войне – дедушки, прадедушки, бабушки... У кого кто-нибудь служил на Великой Отечественной войне? А кто может рассказать нам о своих родственниках? (Рассказы нескольких детей, подготовленных заранее)

Учитель:

 А ещё именем героя названа одна из улиц нашего села. Вы знаете какая?

(Если дети не знают, рассказать им.)

Улица Героя Платова. Герой Советского Союза Платов Алексей Иванович родился 5 сентября 1923 года в селе Сыченки Гагинского района ныне Нижегородской области в семье крестьянина.  В ноябре 1942 года Алексей Иванович,  был призван в Красную Армию. Сержант Платов особо отличился в боях на территории Польши и Германии зимой 1945. Вместе со своим расчетом в боях 12 января 1945 при прорыве обороны противника в районе польского города Кельце успешно отразил вражескую контратаку.  

23 января 1945 при прорыве обороны противника близ села Шрайсберсдорф он, поддерживая наступающую пехоту, прямой наводкой из орудия уничтожил 4 огневых точки противника. 26 января Алексей Платов в составе десанта преодолел с орудийным расчётом реку Одер южнее города Сьцинава (Польша). Немцы взорвали плотину водохранилища, река разлилась, отрезав десант от основных сил. Старшина Платов вместе с расчетом под ружейно-пулеметным огнем противника переправили на руках орудие через реку. В бою на плацдарме расчет Платова подбил 3 бронетранспортера, 5 автомашин и уничтожил около 20 немецких солдат. Вскоре после этого боя Платов был тяжело ранен и почти год провел в госпиталях. В одном из них Алексей Иванович узнал о присвоении высокого звания Герой Советского Союза и встретил День Победы. Платов Алексей Иванович награжден орденами Ленина, Красной Звезды, орденом Славы 3-й степени и различными медалями. ( на доске фото Платова А.И.)

Представьте, сколько людей, сколько героев осталось на полях битвы! Они сражались за родину, за мирное будущее, за то, чтобы мы с вами могли жить, учиться, работать, видеть каждый день небо и солнце, смеяться, радоваться, дружить и любить. Те люди отдали свои жизни за наши. Об этом надо помнить. Всегда.

Сейчас я объявляю минуту молчания в память всех, кто не вернулся с войны, тех, кто защищал нашу родину от фашизма. (Звучит метроном)

5. Практическая работа.

Учитель: 

На долю детей того времени выпало много испытаний, и те из них, кто дожил до наших дней, заслуживают нашего глубокого почтения и уважения. Давайте об этом не забывать и быть внимательными ко всем тем, кого как-то задела война. Выразить нашу признательность и благодарность мы можем по-разному. Не нужно говорить громких слов и совершать что-то грандиозное. Достаточно будет доброго слова, участия, внимания.

Учитель:

Ребята, сейчас я вам предлагаю сделать боевые листки на тему: «Герои моей семьи». Обучающиеся делают боевые листки, учитель контролирует и помогает(если это требуется).

6. Заключительная часть:

Учитель: Спасибо вам за работу. Великая Отечественная война была для нашей страны неожиданным испытанием. Чтобы выстоять в этой войне, свои усилия объединили все. Каждый человек нашей страны встал на защиту Родины. Мы победили потому, что были едины, что все как один понимали: только вместе мы победим.

Много лет прошло с тех страшных дней, как отгремели последние залпы. Мы с вами, ребята, последние, кто имеет возможность высказать слова благодарностей тем немногим, оставшимся в живых, участникам той войны. Они уже все старенькие, многие уже немощные. Наша с вами задача проявлять уважение и внимание по отношению к ним.  Также нельзя забывать и тех, кто не вернулся с полей сражений. Ухаживать за заброшенными могилами солдат, не осквернять обелиски, возлагать цветы. Память о них должна жить не только в обелисках, но и в наших сердцах.

7. Рефлексия  

Учитель: 

-Какие чувства вызывают у вас воспоминания о войне?

-Что должны делать люди разных стран, чтобы не было в мире войн?

-Какое участие в этом могут принять дети? Для чего это нужно?

Спасибо вам большое, ребята, за активное участие. А сейчас, в знак нашей общей печали и скорби о погибших земляках, пройдем к Памятнику и возложим цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий мероприятия, посвящённого дню памяти и скорби в ДООЛ

"Эхо прошедшей войны" - сценарий вечернего мероприятия в лагере....

Сценарий митинга, посвящённого Дню памяти и скорби

Разработка митинга "День памяти и скорби" 22 июня ...

Внеклассное мероприятие-митинг, посвящённый Дню Памяти и Скорби( 22 июня)

Сценарий внеклассного мероприятия-митинга к Дню Памяти и Скорби на Кургане Славы...

ТЕМА: «ДЕНЬ ПАМЯТИ И СКОРБИ»

формирование патриотического,духовно-нравственного, военно-исторического  воспитания.Задачи: Познакомить воспитанников с интересными историческими фактами и песнями о войне, армии, победе.Ра...

Сценарий открытого мероприятия на тему: "День памяти и скорби"

Сценарий мероприятия на тему:"День памяти и скорби"...

Митинг 22 июня 2019 года Посвящённый Дню памяти и скорби и проведению военно-патриотической акции «Горсть земли»

Митинг  22 июня 2019 года Посвящённый  Дню памяти и скорби и проведению военно-патриотической акции «Горсть  земли»...

СЦЕНАРИЙ ТОРЖЕСТВЕННОЙ ЛИНЕЙКИ, ПОСВЯЩЁННОЙ ДНЮ ПАМЯТИ И СКОРБИ

Сценарий общешкольной торжественной линей, посвящённой Дню памяти и скорби....