РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья (краеведение) по теме

Полищук Любовь Анатольевна

Данный материал представляет собой основные положения из опыта работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

(ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

§1. История вопроса

§2. Федеральный и региональный компонент в государственном образовательном стандарте

§3. Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края

§4. Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку

Заключение

Введение

В последнее время серьезное внимание обращается на поиски эффективных путей обучения русскому языку. Традиционная основа курса – структурно-семантическое описание языка, направленное, главным образом, на овладение его нормами, признается недостаточной. Предлагается углубить, расширить содержательную часть школьного курса за счет коммуникативного и культурно-исторического аспектов.

Последний предполагает понимание языка как культурно-исторической среды, суть которой заключается в том, что, являясь порождением мысли народа, на определенном историческом этапе развития материальной и духовной культуры становится категорией порождающей, формирующей и влияющей на состояние материальной и духовной культуры последующих поколений.

Усиленное внимание к культурно-исторической стороне изучаемых явлений языка предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств в региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.

В исследованиях последних лет отмечается, что методические идеи использования в процессе обучения региональных языковых средств еще не нашли полноценной разработки и внедрения в современную практику преподавания русского языка в школе.

В своей работе предприняла попытку разработать методику обучения русскому языку с учетом регионального компонента, в частности, Камчатского края. Как известно, учебники, реализующие федеральный компонент образования в области русского языка, не обеспечивают региональный компонент в преподавании, в результате чего на уроках практически не используется языковой материал, отражающий специфику того или иного региона России. Камчатский край имеет ярко выраженные территориальные, природные, национальные, культурно-исторические и языковые особенности, поэтому нужно учитывать эти особенности при  изучении русского языка. Такой подход в преподавании является одним из направлений в формировании у школьников знаний о родном крае и имеет воспитательное значение, так как способствует развитию уважения и любви к малой родине и оказывает влияние на формирование личности учащегося, а также развивает интерес к лингвистике вообще.

Актуальность данной работы определяется необходимостью усилить обучающий и воспитательный эффект преподавания русского языка с учетом регионального компонента.  Обращение к региональному компоненту в образовании считаю своевременным, так как он позволяет развернуть работу по духовному возрождению России.

Целью работы является разработка содержания регионального компонента при изучении русского языка в школах Камчатского края.

Новизна состоит в том, что впервые предпринята попытка изучения краеведения на лингвистическом материале.

§ 1 История вопроса

Концепция языка как культурно-исторической среды была выдвинута еще античными мыслителями, получила дальнейшее обоснование в трудах В. Гумбольта, согласно которому изучение языка должно быть подчинено высшему принципу – постижению «духа народа». В отечественном языкознании данный тезис нашел выражение при составлении «Словаря Академии Российской» (1789-1794) включением в него «старинной» или «обветшалой» лексики. Авторы считали, что мало или редко употребляемые слова, извлеченные из различных исторических источников, способствуют пониманию истории русского  народа, старого быта и культуры.

Ф.И. Буслаев в 1858 г. провозглашал необходимость обратиться «к родному языку, как к живому слову, вечно юному и неистощимо богатому, в его видоизменениях исторических и местных»[1].

В 1874 году в журнале «Вестник Европы» была напечатана большая статья профессора Н.А. Лавровского «Народные наречия и местный элемент в обучении»[2], которая начинается с пересказа мнения Дистервега, утверждавшего, что привязать человека к местной родине означает не поощрять его провинциальную узкость, но укрепить корни его силы. Корни эти заключаются в почве его родины, в особенностях его земляков, в их истории.

Н.А. Лавровский предлагал учителю вести предмет «Родиноведение», чтобы помочь ученикам осознать, чем отличается их родной, материнский язык (особенно в сельской местности) от книжного, и самим сделать открытия на основе сравнения.

Теория же вопроса по данной проблеме находилась в поле зрения таких выдающихся лингвистов, как А.А. Потебня, А.А. Шахматов и др.

А.А. Шахматов в своей лекции для участников I съезда преподавателей русского языка в военно-учебных заведениях (1903 г.) говорил о том, что предметом изучения в школе должен быть весь русский язык, во всей совокупности устных и письменных его проявлений.

Особенно четко эта мысль прозвучала в работе И.И. Срезневского «Мысли об истории русского языка»: «Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык один без другого представлен быть не может, оба вместе обусловливают иногда нераздельность свою в мысли одним  названием, так и мы, русские, вместе с другими славянами искони соединили в одном слове «язык» понятие о говоре народном с понятием о самом народе»[3].

В советской школе отношение к местному материалу постепенно стало негативным. Русистам была поставлена цель: преодолеть диалектное влияние, искоренить диалектные ошибки в произношении и написании.

На сегодняшний момент ситуация начинает меняться. Понимание языка как культурно-исторической среды предопределяет цель и задачи изучения русского языка в современной школе. Цель – это изучение языка народа во всех его функциях и разновидностях, пробуждение интереса к живому слову, бережному отношению к нему, задача – научить воспринимать язык не как чистую грамматическую схему, а как спрессованную веками феноменальные стороны философии, психологии, истории духовной культуры в целом.

Усиленное внимание к функциональному аспекту изучаемых явлений языка предполагает целенаправленное наблюдение за особенностями использования языковых средств не только в разных стилистических проявлениях литературного языка, но и в специфическом, региональном аспекте, характеризующем языковые особенности той или иной местности.

В современной методике постепенно утверждается культуроведческий аспект преподавания русского языка. Однако в школьной практике материалы культурно-национального и краеведческого характера практически не используются. Но сегодня нельзя обучать, не обращаясь к прошлому, не извлекая из него уроков, не формируя бережного отношения к национально-культурным ценностям.  

Камчатский край обладает богатейшим и интереснейшим подобным лингвистическим полем. Его составляют различные ингредиенты: русские народные говоры, ономастика, письмо ранних документов, городское просторечие, молодежный жаргон, язык художественных произведений местных писателей и др. Однако наиболее полно и ярко характеризующим язык как категорию культурно-исторической среды являются местные говоры. В них, как в зеркале, отражается история малой родины, история материальной и духовной культуры народа этого сурового края. Поэтому нужно учитывать эти особенности при изучении русского языка.

§2 Федеральный и региональный компонент в государственном образовательном стандарте

До настоящего времени вопрос о соотнесенности государственного образовательного стандарта и национально-регионального компонента не имеет однозначного решения как в теории, так и в практике обучения русскому языку. В государственном стандарте представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по этому предмету по окончании девятилетней школы. Национально-региональный компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия родного языка; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых фактов, специфичных для того или иного региона России. Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта.

На региональный компонент выделяется 10-15 % времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения,  дифференциации образовательного процесса. В настоящее время разрабатываются региональные стандарты в разных областях нашей страны. Сложились определенные технологии, разработки.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной  лингводидактике следует понимать систематическое последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала.  Методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. [4]

Содержание регионального компонента курса русского языка может быть следующим. Во-первых, он включает словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные  на природу, материальную и духовную культуру края, и, во-вторых, языковой материал, составляющий лингвистическую специфику области: слова и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание и мироощущение жителей определенной местности, историческую ономастику, топо- и микротопонимику региона, живую речь и фольклор, специальную лексику профессий, наиболее характерных для региона, языковые  особенности произведений местных писателей, поэтов, журналистов и т.п. Предлагаемая концепция не предполагает коренной перестройки традиционного содержания обучения русскому языку или введения новых самостоятельных разделов курса. Местный языковой материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся. Региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения  региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части. Глубокое и всестороннее изучение лингвистической специфики Камчатки должно проводиться в рамках спецкурсов или факультативов.

Работа с региональными языковыми факторами является компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности. Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части лингвистического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.

§3 Цели, задачи и методы обучения русскому языку с учетом региональных особенностей края

Расширение содержательной части школьного курса русского языка за счет регионального компонента предполагает пересмотр целей, задач и методов обучения. Безусловно, основная цель – воспитание интереса к лингвистике и бережного отношения к языковой культуре родного края.

Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:

  1. Познакомить учащихся со структурными и функциональными особенностями русского языка (в определенном регионе);
  2. Обогатить словарный запас школьников за счет местного языкового материала, ценного с познавательной и эстетической точки зрения;
  3. Расширить знания учащихся об истории, культуре края, традициях и обычаях местных жителей;
  4. Показать феноменальность русского языка.

На основе решения перечисленных задач формируется минимум знаний и умений школьников: 1. Иметь представление о языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. 2. Уметь анализировать окружающую речевую среду, оценивать факты речи земляков. 3. Уметь связно изложить свои мысли на региональные темы (природа, культура и т.п.). 4. Уметь анализировать язык художественных произведений местных писателей.

Методы, используемые для реализации регионального компонента в преподавании русского языка, не отличаются от основных методов обучения: репродуктивный, воспроизводящий материал в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях, в наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях, словарях и т.п.; проблемно-поисковый (как ведущий); коммуникативный, опирающийся на живое общение.

Включение местного материала в уроки русского языка предполагает возможность интегрированных уроков, уроков-экскурсий, ролевых игр, творческих конкурсов, уроков-путешествий и т.д.

Обучение школьников с учетом своих региональных особенностей и местонахождения школы, необходимость использования местного языкового материала в обучении родному языку важно не только с образовательной, но и с воспитательной стороны. Региональный материал привносит в учебную работу весьма немалый воспитательный эффект и усиливает личностную ориентацию образования. Для ребенка одинаково важно и научиться свободно владеть родным языком, и найти свое место в мире. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его исторических и местных изменениях. Перед преподавателем стоит сверхзадача – пробудить любовь к родному краю, ибо в ней коренится огромная созидательная сила человека.

§4 Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку

Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках русского языка вызывает у школьников поначалу удивление, в процессе дальнейшей работы – радость открытия, а в конечном итоге – любовь к малой родине и гордость за свою страну.

Формы реализации регионального компонента в преподавании русского языка могут быть разнообразными. Но лучше идти от простого  к сложному.

1. Словарная работа.

Для данного вида деятельности мною были подготовлены тематические словарики[5], которые содержат большое количество диалектных слов, раскрывающих различные стороны жизни камчадалов.[6] Словарная статья тематического словаря состоит из заглавного слова, значения, отрезка речи, в котором оно встречается (контекст), названия населенных пунктов, в которых зафиксировано данное слово.

Во время словарной работы вводятся от 1 до 3 слов.

На первичном этапе использую репродуктивный метод: на уроке дети знакомятся со словом и его значением.

Словарную работу можно усложнить, включив в нее элементы исследовательской деятельности. На таких уроках детям раздаются карточки, содержащие контексты. Дети, проанализировав отрезки речи, должны самостоятельно выяснить значение слова.

В ходе словарной работы можно предлагать следующие задания:

1. Узнай слово по его значению;

  1. Предположи значение слова по его внутренней форме.
  2. Подбери синоним, антоним;
  3. Распредели слова по тематическим группам.

2. Работа с «малыми текстами».

 Под этим видом деятельности подразумевается выполнение упражнений и мини-диктантов под общим названием «Познай и полюби свой край». Эта серия заданий включает следующие рубрики: «Незабытые рецепты», «Из бабушкиного сундука», «Рыбак рыбака видит издалека», «Народные названия животных», «Народные названия растений», «Знаете ли вы…». Подбор текстов осуществляется не только с учетом их насыщенности орфограммами и пунктограммами, но и с позиции их значимости для формирования национального самосознания, чувства гордости за свою малую родину. Примеры таких текстов см. в Приложении 3.

3. Уроки развития речи.

Немаловажная форма работы – продуцирование собственных текстов. Она включает в себя задания следующих типов: изложение с творческим заданием, сочинения различных жанров, реферат на краеведческую тему.

4. Урок с элементом исследования.

В последнее время общественные требования к образованию изменились. Это связано с так называемым информационным взрывом, основной признак которого – легкость получения, общедоступность информации. В новых условиях для эффективной работы недостаточно уметь воспроизводить полученные знания – нужно уметь творчески их применить в практических целях.

Так, например, в Федеральном компоненте государственного стандарта по русскому языку говорится, что на старшей ступени школы у школьника должны быть сформированы навыки исследовательской работы, а именно: выдвижение гипотезы, осуществление ее проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарного умения прогноза, формулирование полученных результатов.

Исследовательская работа в школе может быть организована по-разному: как в урочное, так и внеурочное время. Но начинать, думаю, надо с элементов исследовательской работы на уроке.

Достоинство такого урока состоит в том, что он развивает мышление, дает возможность самостоятельного поиска и радость открытия. Предмет исследования на таком уроке – диалектный языковой материал. Проблема, цель и задачи работы ставятся учителем, а сделать выводы ученики должны самостоятельно. Такая работа поможет ученику почувствовать вкус к исследованию, а учителю – обнаружить учеников, готовых к такой  работе. Подобные уроки рекомендую проводить как итог изучения большой темы или раздела (один из вариантов такого урока см. в Приложении 5).

Но бесспорным является тот факт, что знакомство с исследовательской деятельностью нужно начинать рано – с 6-7 класса. Эффективность её будет выражаться не в качестве сделанных исследований, а в приобретении исследовательских навыков.  

  1. Внеурочная работа.

Реализовать региональный компонент в преподавании русского языка

можно и во внеурочное время. Для этого мною была составлена программа факультативного курса «Лингвистическое краеведение: русские говоры камчадалов». Первоначально программа была рассчитана на год обучения, но апробация показала, что исследование (анализ диалектного материала) занимает большое количество времени. Так, например, на выполнение проекта «Словарь русских говоров камчадалов. Названия одежды и обуви» нам понадобилось несколько месяцев, т.е. за год обучения (1 час в неделю) мы выполнили малую часть программы.

Несмотря на трудности, считаю данный вид деятельности продуктивным, так как это не только живой и интересный труд, но и возможность сделать учащихся и учителя равноправными участниками, соавторами научного поиска и открытия.

Заключение

Региональный компонент может быть претворен в жизнь, если школьный учитель осознал важность и нужность предложенной программы и плана действий, если он проникся желанием помочь ребятам найти свое место в мире, осознать себя начиная с родной земли, с окружающей их малой родины. С учетом своих возможностей и местонахождения школы (город, село) учитель может взяться за разработку какого-либо одного направления, одной формы работы, может организовать кружок или факультатив, вести работу с одним талантливым учеником, с группой, со всем классом и т.п. Главное – вызвать интерес к родной земле, родному языку в различных формах его проявления, в его изменениях исторических и местных; научить видеть необычное в обычном, удивительное в неприметном; научить уважать себя, свою семью, свой язык, свой край, весь народ, владеющий таким богатым и разнообразным языком, почувствовать, в чем наш язык един с книжным, чем отличается от него.

И конечно, немаловажно, что у детей появился интерес к филологическим дисциплинам. Мои учащиеся с удовольствием принимают участие и занимают призовые места в различного рода конкурсах и олимпиадах.


[1] Буслаев Ф.И. Опыт исторической грамматики русского языка

[2] Н.А. Лавровский «Народные наречия и местный элемент в обучении» // Вестник Европы. – 1874. – т.4. – кн.8.

[3] С. 16.

[4] Благова Н.Г., Коренева Л.А., Родченко О.Д.  О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента // РЯШ – 1993. - №4. – С. 16-19;  Лыжова Л.К. Региональный компонент в преподавании русского языка // РЯШ – 1994. - №4. – С. 11-14.

[5] Иллюстративный материал взят из лаборатории региональной этнолингвистики Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга.

[6] Альтернативное пособие: Словарь русского камчатского наречия / под ред. К.М. Браславца. – Хабаровск, 1977. – 194 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Использование регионального компонента на уроках русского языка и литературы

Статья об использовании местного языкового материала на уроках гуманитарного цикла...

Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и чтения в школе 8 вида.

В материале представлен опыт работы по использованию национально-регионального компонента на уроках развития связной письменной речи и уроках чтения у детей с ограниченными возможностями здоровья в 5 ...

Статья "Реализация национально-регионального компонента на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности в условиях ФГОС".

Статья рассказывает о формах работы на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности с использованием национально-регионального компонента....

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы

Региональный компонент на уроках русского языка и литературы...

реализация регионального компонента на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной школе)

Региональный компонент на уроках русского языка и чтения в специальной (коррекционной) школе...