Байкаловедение интегрированный урок - викторина (6 класс)
методическая разработка по краеведению (6 класс) на тему

Бахматова Юлия Алексеевна_

 

НАШ РОДНОЙ СИБИРСКИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС

“Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы, животные и птицы, мир солнца и глубины – все это охраняет живую воду Байкала. Воду для нас и наших детей.”

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение Иркутского районного муниципального образования «Хомутовская средняя общеобразовательная школа № 1»

Предмет: Байкаловедение

6 класс

Тема урока: НАШ РОДНОЙ СИБИРСКИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС

Интегрированный урок-викторина

Описание: http://luch.okis.ru/img/luch/Bayikal/2.jpg

Подготовила: Бахматова Ю.А.

с. Хомутово 2013

Байкаловедение

НАШ РОДНОЙ СИБИРСКИЙ ЛЕС ПОЛОН СКАЗОК И ЧУДЕС

“Байкал уникален и неповторим. Словно в гигантской лаборатории, природа поставила здесь свои, понятные только ей, опыты. Она создала мир гармоничный и удивительный. Здесь рядом соседствуют тайга и полупустыня, тундра и каменная степь. И все это, деревья и цветы, животные и птицы, мир солнца и глубины – все это охраняет живую воду Байкала. Воду для нас и наших детей.”

Форма: интегрированный урок - викторина

Цели: 

Сформировать образное представление об уникальной природной жемчужине России и всей планеты – озере Байкал;

Задачи урока:

Обучающие:

  • Расширить и углубить знания учащихся об основных компонентах природы Байкала;
  • Разобрать с учащимися закономерности взаимосвязи компонентов природы и их распределение на примере Байкала;

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения работать с различными источниками информации, умение выделять главное, систематизировать  материал, делать логические выводы.
  • Продолжить формирование представлений и знаний об особенностях и главных чертах природы Байкала;

Воспитательные:

  • Способствовать формированию  у учащихся бережного отношения к природе и любви к своей Родине.

Оборудование 

•        компьютер

•        экран

•        интерактивная доска

•        Интернет

•        проектор

План

  1. Введение (5 мин.)
  2. Основная часть занятия (15 мин.)
  3. Заключение (15 мин.)
  4. Рефлексия. (5 мин.)
  5. Домашнее задание

Ход занятия

I. Введение 

  • Организационный момент
  • Психологический настрой участников
  • Приветствие

Учитель: Ребята, я знаю, что вы все любите путешествовать, узнавать что-то новое и интересное. Вот и сейчас мы с вами совершим путешествие в наш родной сибирский лес. А помогут нам в этом произведения замечательных сибирских писателей.

II. Основная часть занятия 

  • 1) Просмотр видеофрагмента с комментариями учителя 

Учитель: Идемте же в лес, ребята, разгадывать тайны природы. Но мы не будем надевать на плечи рюкзак и брать с собой компас, мы просто окунемся в прекрасный мир природы.

Красота природы Сибири 

  • 2) Актуализация знаний 

Учитель: Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в игру и убедиться, что вы хорошо знакомы с природой родного края. Итак, перед вами пазл, собрав правильно, вы увидите красивую картинку. Вам необходимо распределить слова по четырем категориям.

Тайны сибирских лесов Автор Наталья Савинская / Конструктор Learningapps.org Категория: Природа.

  • 3) Изучение нового материала 

Учитель: Сибирь – это богатый растительный мир. Посмотрите, какие цветы, растения и деревья растут в нашем лесу. Все это не только дает эстетическое удовольствие, но деревья и растения очищают воздух, дают кров и корм птицам, животным, насекомым. Сейчас все больше людей понимает, что хвойные деревья необходимо беречь. Но для этого мало просто любить растения. Нужно знать, как и где живут различные деревья, чем отличаются одни породы о других, где их родина и многое другое. Давайте послушаем, что может рассказать о себе Ель.

Описание: Ель сибирская.jpg

Ель: Я – Ель, а мама называет меня Ёлочка. Каждый Новый год мои братья и сестры украшают ваши дома и приносят малышам радость. У меня одиночные острые иглы и висячие шишки. Мой дом называют ельником, и в нем всегда много зверей: им хорошо здесь скрываться от врагов, ведь еловый лес очень густой и темный. И птицы любят мой дом, где их привлекают шишки с орехами.

Описание: Клест-меловик.jpgВот, например, клёст-меловик. Вытаскивает из шишек семена, а шишка скользкая. Вывернется и падает вниз, клёст хватает другую. Выскользнет и эта, он принимается за следующую… Упавшие шишки лежат под снегом до весны. Всю зиму и лето они мокнут, а потом заквашиваются так же, как кислая капуста. Их охотно едят белки.
Учитель: Спасибо, тебе Ёлочка, за очень интересный и познавательный рассказ. В одной из бесед, обращаясь к своим читателям, один известный иркутский писатель Алексей Всеволодович Смирнов говорил: «Мне хочется, чтобы после прочтения моих книг во время прогулок и экскурсий вы более внимательно смотрели бы на знакомые вам дерево, траву, цветок. Каждый из них умеет то, что никто на свете не умеет: берет дождя дождинку, и воздуха голубой лоскуток, и лучик, солнышком прошитый, потом все смешает. И вот из одной и той же черной земли растут цветы, травы, деревья…»
(Входит Сибирячок.). Роль Сибирячка может сыграть один из учеников – заранее подготовленный.
Сибирячок: Здравствуйте, ребята! Рад встрече с вами. Знакомая сорока мне о вас рассказала, что вы гуляете, с деревьями и травами разговариваете. Кто с лесом дружит, тот и мой друг. Я с огромным удовольствием могу рассказать вам об особенностях природы и поиграть с вами. Я расскажу вам очень интересные факты из жизни некоторых растений, а потом вы должны будете ответить на вопросы викторины, договорились?

Описание: Sibiryachok1.pngИтак, Байкал – самый удивительный уголок Сибири, там можно найти невиданные миру травы, встретить растения из Южного Приморья, Камчатки и даже Северной Америки! Растет на берегах Байкала растение, которое называют диким

Описание: Багульник.jpgрозмарином. Роз – значит роза, марин – море, т. е. морская роза. Это душистый кустарник с берегов Средиземного моря. Его узкие, завернутые по краям листья использовались для получения масла, с помощью которого был приготовлен первый одеколон. Должен вам открыть еще один маленький, но очень полезный совет: когда в вашем доме появляются нежелательные жильцы – гусеницы, моль, которые портят домашние вещи, то стоит поместить маленький букет розмарина в шкаф, как все насекомые исчезнут, так как не выносят его запаха. К тому же дикий розмарин в своих листьях и цветах содержат вещества, которые служат лекарством от гриппа.
А еще, оказывается на Байкале растет груша, которую называют подземной, т.е. это корни (клубни) растения. Родина этих груш – Северная Америка. Эту грушу можно варить, по

Описание: Топинамбур.jpgвкусу напоминают картофель, только чуть сладкий. Подземную грушу разводили издревле североамериканские индейцы, в высоту достигает от 1,5 до 4 метров.
Хотелось бы рассказать вам и о дереве, произрастающем в Сибири, которое называют золотым. Оно совсем невысокое и, может быть, правильнее было бы назвать его кустарником. Высота не более метра, а толщина ствола едва превышает толстый карандаш. Ствол так сверкает на солнце, что кажется отлитым из золота самой высокой и дорогой пробы.
А еще на берегах Байкала растет чудесное растение, которое может заменить женьшень, который переводится на русский язык как «все исцеляющий», это корень жизни. Женьшень растет на
Описание: Maraly.gifДальнем Востоке. В Иркутской же области есть подобное растение, которое растет высоко в горах и его едят олени (маралы), и от этого в их рогах (пантах) образуются тонизирующие вещества, заставляющие организм лучше работать.
А теперь, ребята, попробуйте отгадать, о каких растениях нашего сибирского региона, я вам говорил.
Учитель: Молодцы, ребята! Спасибо и тебе, Сибирячок, за очень интересный рассказ.
III. Заключение 

Сибирячок: Ребята, у меня есть еще игры. Мы можем дальше знакомиться с природой, а на следующих встречах я подробно расскажу вам о тех животных или растениях нашего края, которые вас заинтересуют. Сейчас мы должны разделиться на две команды и выполнить несколько заданий. Команда победителей получит от меня лесные дары – кедровые орешки.

1 задание -  загадки о животных, обитающих на берегах озера Байкал.

Загадки загадываются каждой команде по очереди, если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде соперников.

2 задание - вопросы по истории Байкала

3 задание – кто в перед разгадает ребус

ЭХО,, название числа = 3,14 ШУРА

4 задание – «логическое»

Участникам необходимо угадать, какие части, каких животных имеются у изображенного на рисунке “Чудо-юдо” зверя. Время выполнения задания – 3–5 минут

Описание: http://festival.1september.ru/articles/585766/img2.gif                 Описание: http://festival.1september.ru/articles/585766/img4.gif

IV. Рефлексия.

Учитель: Ребята, предлагаю написать письмо Вашему лучшему другу с рассказом о том, как прошел сегодняшний урок. Для этого я попрошу по очереди назвать мне 11 прилагательных, которые отражают Ваше мнение об уроке (учащиеся называют прилагательные, а учитель вписывает их вместо пробелов в текст письма, затем в слух зачитывается готовое письмо).

Письмо другу.

Здравствуй, ________________________________________________ друг. Расскажу тебе о том, как сегодня у нас в ___________________________________________ школе прошел _____________________________________________________________________________ урок. _________________________________________________________________ Сибирячок проводил _________________________________________________________________ игру, посвященную ______________________________________________________________ озеру Байкал. На уроке мы разгадывали ____________________________________________________________ загадки, решали ____________________________________________________________________ ребусы. ___________________________________________ ученики нашего класса вели себя хорошо, слушали внимательно, отвечали на все вопросы правильно. Очень надеюсь, что такие ___________________________________________ уроки будут проводиться чаще. На этом заканчиваю свое _______________________________________________ письмо. Жду ответа.
V. Домашнее задание 

  • Придумать новую интеллектуальную игру
  • Придумать игры, задания, головоломки, ребусы на тему "Животный мир Прибайкалья"

Приложение

Растительный мир сибирской тайги

1. Какой сибирский кустарник называют диким розмарином? (багульник)

2. Какое растение называют подземной грушей? (топинамбур)

3. Какое дерево на Байкале называют золотым? (робиния)

4. какое растение, растущее на Байкале, называют сибирским женьшенем? (маралий корень)

1 задание загадки

  1. У него в полосках спинка,
    Хвостик легкий, как пушинка.
    Все запасы, как в сундук,
    Прячет в дупла…
    (
    Бурундук)
  2. Он тайги хозяин строгий,
    Кабинет его в берлоге.
    (
    Медведь)
  3. Горбоносый, длинноногий
    Великан ветвисторогий
    Ест траву, кустов побеги.
    С ним тягаться трудно в беге.
    Коль такого довелось
    Встретить, знай, что это…
    (
    Лось)
  4. И девчонки и мальчишки
    Все иметь хотели б шишки –
    На орешки очень щедр
    Богатырь – сибирский…
    (
    Кедр)
  5. Учит верности людей
    Пара белых…
    (
    Лебедей)
  6. Прозрачнокрылый самолет
    Свой совершает перелет
    С розовощекой кашки
    На блюдечко ромашки.
    (
    Стрекоза)
  7. На севере снежном зверек обитает,
    Пушистую шубку его всяк узнает.
    Родней он приходится рыжей лисице,
    Но писем не пишет он хитрой сестрице.
    (
    Песец)
  8. Их портрет довольно прост:
    К голове приделан хвост.
    Вот и все. Ни лап, ни шеи,
    Потому что это…
    (
    Змеи)

2 задание. Каждой команде по очереди задаются вопросы с вариантами ответов, если команда не отвечает, то право ответа предоставляется команде соперников

1. Ученые традиционно определяют возраст о.Байкал?

а) более 200 млн. лет;
б) более 50 млн. лет;
в)
более 20 млн. лет;
г) более 100 млн. лет;

2. Озеро Байкал имеет происхождение?

а) вулканическое;
б)
тектоническое;
в) ледниковое;
г) искусственное;

3. Первые русские поселения на берегу Байкала появились?

а) в конце 17-го начале 18-го вв.;
б) в конце 15-го начале 16-го веков;
в) в конце 19-го начале 20-го веков;
г) в конце 5-го начале 6-го веков;

4. Одним из языков, от которого происходит название о.Байкал является?

а) татарский;
б) индейский;
в)
бурятский;
г) корякский;

5. Местные жители и многие в России традиционно называют Байкал?

а) морем;
б) океаном;
в) водоемом;

6. Какой населенный пункт на Байкале имеет наибольшую численность?

а) г.Слюдянка;
б) г.Байкальск;
в)
 г.Северобайкальск;

3 задание. ответ Эпишура

4 задание. Ответы на задание “Чудо-юдо” зверь:

  1. Рога лося, голова медведя, туловище нерпы, ноги птицы
  2. Голова соболя, туловище лося, крыло птицы, хвост нерпы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок - викторина "Моя родная сторона"

Викторина  "Моя родная сторона"  Интегрированный урок: английский язык, литература, история, музыка. Место проведения - местный музей донского казачества....

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА – ВИКТОРИНЫ ПО БИОЛОГИИ И АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ.

Тип урока: викторина.Цель: Активизация и повторение изученных явлений, лексических единиц и речевых оборотов на материале курса биологии....

Интегрированный урок - викторина по истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей страны древнейшего периода»

Интегрированный урок - викторина по  истории и математике в 7 классе (для общеобразовательных школ VIII вида) по теме « Умножение и деление многозначных чисел на целое число. История нашей ...

Интегрированный урок в 11 классе (русский язык, литература и МХК) Урок подготовки к ЕГЭ

-Предметом нашего исследования на сегодняшнем уроке - искусствоведческий текст В.И.Порудоминского о картине Н.Н.Ге «Тайная вечеря».-Запись «Тайная вечеря- по евангельской притче- пос...

Сценарий интегрированного урока в 6 классе
(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья».

Сценарийинтегрированного урока в 6 классе(технология – история - литература) Тема урока: «Рыцарство как феномен Средневековья»....