Исследовательская работа "Кукла в национальной одежде"
творческая работа учащихся по краеведению (5 класс) по теме

Попова Ирина Васильевна

Цель данной работы - показать другим, что рядом с нами живут люди, которые ведут свой образ жизни. Их жизнь тесно связана с природой, которую они любят и оберегают.

При работе над проектом мною привлекались следующие методы: метод описания технологии выполнения данной работы, а также метод анализа  материала, полученного в ходе беседы с бабушкой о скорняжном деле,  о национальных куклах узнал из беседы с  учителем, а также из указанной литературы и метод опробации.

Практическая значимость проекта заключается в том, что с его помощью я решаю еще одну проблему: куда девать отходы скорняжного дела, с которым работала моя бабушка. Вместо того, чтобы выбрасывать кусочки меха, я из них решила сделать сувенир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Научно-исследовательская конференция учащихся

«Ступень в будущее»



Секция:
КРАЕВЕДЕНИЕ

Исследовательская работа.

«Кукла в национальной одежде»

Автор работы

Клименко Анастасия

Место выполнения работы

(МБОУ «Мужевская СОШ имени Н.В. Архангельского») с. Мужи

 

Научный руководитель:

Попова Ирина Васильевна

учитель русского языка и литературы

с. Мужи, 2014 год

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………….. ……………………………………………………………………  стр.3

1. Историческая справка..................................................................................................................4

2. Подготовительный этап

2.1. Эскиз...........................................................................................................................................5

2.2. Материалы и инструменты......................................................................................................5

2.3. Охрана труда..............................................................................................................................5

2.4. Экономические расчеты............................................................................................................6

3. Процесс выполнения работы

3.1.  Выкройка и раскрой..................................................................................................................7

3.2.  Изготовление орнаментов........................................................................................................7

3.3. Изготовление рукавиц, лица и изнаночной стороны..............................................................7

3.4.  Сборка деталей...........................................................................................................................7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................................................8

Список использованной литературы................................................................................................9

ПРИЛОЖЕНИЕ...………………………………………………………………………………..10

Введение

     Так как я родилась и выросла на Крайнем Севере, мне интересны культура и традиции, населяющих его народов. Отдельное внимание заслуживает одежда народов Крайнего Севера. Я решила попробовать свои силы в изготовлении поделки, которая могла бы показать отличие зимней верхней одежды народа ханты от современной одежды, которая продается в магазинах.

Раньше я никогда не работал с мехом, поэтому я решила освоить новое для себя занятие. Делая поделку, я ощущала внутреннюю радость и какое-то сближение с природой и северными людьми, с их традициями. А в наше время окружающему миру особенно необходимо трепетное отношение. В этом, на мой взгляд, и заключается актуальность моего проекта.

Цель данной работы - показать другим, что рядом с нами живут люди, которые ведут свой образ жизни. Их жизнь тесно связана с природой, которую они любят и оберегают.

При работе над проектом мною привлекались следующие методы: метод описания технологии выполнения данной работы, а также метод анализа  материала, полученного в ходе беседы с бабушкой о скорняжном деле,  о национальных куклах узнал из беседы с  учителем, а также из указанной литературы и метод опробации.

Практическая значимость проекта заключается в том, что с его помощью я решаю еще одну проблему: куда девать отходы скорняжного дела, с которым работала моя бабушка. Вместо того, чтобы выбрасывать кусочки меха, я из них решила сделать сувенир.

                              1. Историческая справка

     Я живу в Ямало-Ненецком автономном округе. ЯНАО - историческая родина малочисленных народов Крайнего Севера: ненцев, ханты, селькупов. Моя    бабушка по национальности - ханты. Ханты на территории ЯНАО проживают, в основном, в Шурышкарском и Приуральском районах. Название "ханты" образовано от самоназвания народа хантэ. В старину народ ханты называли остяками. Традиционные занятия народа ханты - речное рыболовство, таежная охота и оленеводство. В южных районах и по Оби ханты с 19 века занимаются животноводством и овощеводством. Большое значение в жизни народа имеет собирательство.

     Ханты-оленеводы в качестве верхней одежды используют глухую (без разреза спереди) одежду с капюшоном, заимствованную у ненцев. У других групп подобная одежда (малица, гусь) употреблялась как дорожная. Обычную верхнюю одежду составляют распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок. Зимой женщины носят широкие шубы с воротниками - ягушки. Ягушки бывают разные, их шьют из оленьего или беличьего меха. Для того, чтобы не были страшны мороз и ветер, ягушку подпоясывают нарядным поясом. Рукавицы пришивают прямо к рукавам, оставляя небольшое отверстие, чтобы можно было высунуть руку. Шапка - большой теплый капор, опушенный белым песцовым мехом и прошитый, как и ягушка, полосками орнамента. Сзади на ремешках или цепочках, подвешивают металлические украшения.

     Раньше зимней обувью оленеводам народа ханты служили ненецкие пимы из камусов с меховым чулком. В настоящее время мастерицы часто шьют меховые сапоги - бурки. Зимнюю женскую одежду украшают прошитыми орнаментами из меха и цветного сукна. Северными орнаментами называют орнаменты народов Ямала.

Северный орнамент - орнамент геометрический, выполненный из треугольников, ромбов и четырехугольников. Узоры, композицию, цвета для орнаментов каждый народ брал в мире природы. Названия орнаментам давали по сходству с предметами. Каждый орнамент имел свое название, например: «ветви березы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы», «след медведя» и т.д. Гораздо позже появился крестообразный орнамент. Связано это с христианизацией (17-18 вв.)

2. Подготовительный этап

2.1.  Эскиз

     Чтобы добиться желаемого результата, мне необходимо сделать основание куклы, выкройку для ягушки,(название мехового пальто на языке ханты), рукавиц, шапки, бурок (меховые сапоги).

При проектировании куклы в зимней национальной одежде я опиралась на бабушкины рассказы и фотографии. Бабушка говорит: «Сибиряк не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается», поэтому ягушка, бурки должны быть теплыми, уютными и красивыми. Зимой, когда кругом лежит белый снег, особенную красоту зимней одежде народа ханты придают орнаменты, выполненные из меха, бисера и сукна. Поэтому я старалась украсить свою поделку северными узорами. Обычно ягушку и бурки шьют из оленьего или беличьего меха, но для поделки я использовала шкурки зайца и горностая (из бабушкиных запасов).

(Приложение 1)

2.2.  Материалы и инструменты

1. Шкурка зайца-1

2. Шкурка горностая -1

3. Острый нож

4. Ножницы, карандаш

5. Бисер

6. Сукно красного и синего цвета - 4 лоскутка

7. Цветная бумага, лист бумаги в клетку

8. Клей ПВА 9. Шаблоны 10.Картон

11 .Иголка, нитки

12. Разделочная деревянная доска

2.3.   Охрана труда

1. С ножом нужно работать очень аккуратно, лезвие необходимо держать по направлению от себя.

2. Нельзя размахивать ножом по сторонам, направлять в людей.

3. По окончанию работы нож необходимо хранить в ножнах.

4. Детали из цветной бумаги, узор из сукна, основание из картона нужно вырезать с помощью ножниц.

 5. При использовании ножниц, острые концы следует держать по направлению от себя, не делать резких движений.

6. Швейную иголку обязательно хранить в игольнице.

2.4.   Экономические  расчеты

п/п

Наименование

материала

Количество

Цена,

руб. за ед.

Общая  

сумма

1

Шкурка зайца

1 шт.

30 рублей

30 рублей

2

Шкурка горностая

1 шт.

40 рублей

40 рублей

3

Сукно

4 лоскута

(1 лоскут –

15 см)

15 рублей

60 рублей

4

Нитки

4 катушки

9 рублей

36 рублей

5

Иглы

1 шт.

4 рубля

4 рубля

6

Бисер

2 пакета

30 рублей

60 рублей

7

Время работы

4 дня

8

Оценка затрат

4 дня

60 рублей

240 рублей

ИТОГО

470 рублей

3. Описание процесса выполнения работы

3.1. Выкройка и раскрой

•    Простым карандашом рисуем контур куклы на картоне. Ножницами вырезаем по контуру.

•    На листе бумаги рисуем выкройку для ягушки, рукавиц шапки, бурок. Вырезаем ножницами по контуру.

•    С  изнаночной  стороны  шкурок  прикладываем  поочередно  выкройки,  обводя их простым карандашом.

Остриём ножа аккуратно вырезаем детали на разделочной доске и сортируем их.

Приложение 2,3

3.2.  Изготовление орнамента

Изготовление  орнамента    для ягушки. На листе бумаги карандашом рисуем хантыйский узор «заячьи уши». Вырезаем ножницами по контуру.

Изготовление орнамента для бурок. Вырезаем полоску сукна красного цвета. Карандашом на ней рисуем узор «зигзаг». По контуру рисунка нашиваем бисер. Этот узор прикладываем к сукну синего цвета, обводим карандашом, затем вырезаем. Готовый узор прикладываем к полоске сукна красного цвета и пришиваем к ней нитками.

Приложение 4

3.3.   Изготовление рукавиц, лица и изнаночной стороны

Изготовление рукавиц. Выкройку для рукавиц прикладываем

к красному сукну и обводим карандашом. Вырезаем по контуру. В центре каждой рукавицы

вышиваем бисером узор «головки», нарисованный карандашом.

Изготовление лица куклы. Из цветной бумаги вырезаем детали лица: глаза, нос, рот.

Аккуратно наклеиваем их на основание куклы.

Изготовление изнаночной стороны. На белом листе бумаги обводим карандашом

основание поделки, вырезаем по контуру.

3.4.  Сборка деталей. На основание поделки поочередно наклеиваем детали: ягушку, орнамент на ягушку, рукавицы, шапку, бурки, орнамент на бурки. Приклеиваем изнаночную сторону.

Поделка готова.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Я самостоятельно изготовила свою первую  поделку – куклу  в национальной одежде. Может быть она не является произведением искусства, но у меня появились

определенные навыки, свои маленькие секреты.

    Использование кусочков меха создало возможность для развития личного творчества.

    Я поняла, что можно своими руками создавать  красивые и неповторимые вещи.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ  И ЛИТЕРАТУРА

1. Журнал «Северные просторы» 1983 год.

2. Малыгина А.А. Куклы народов Сибири (по коллекциям МАЭ).  Материальная и духовная культура народов Сибири.  Ленинград «Наука», 1988. с.130.

3. Приходько М., Приходько О. «Хомани»  Книга о жизни лесных  ненцев. Центр культуры и науки самодийских народов  « Часельки» и Издательский Дом «Светлячок», 2002 год.

4.  Рассказы бабушки

5.  Хантыйско - русский словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национальная одежда Японии

Презентация и конспект  к уроку в 11 классе Культура Японии...

Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.

Цели:           формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...

Ненецкий орнамент в национальной одежде и утвари.

Цели:           формировать навыки конструирования из цветной бумаги с элементами национального орнамента «Мэкад нямд» (Красивые рога оленя).Задачи:Р...

Национальная одежда Англии, Шотландии, Уэльса и России

Материал предназначен для дополнения к урокам или внеурочной деятельности, связанной с изучением традиций России и Великобритании....

Проект урока на тему "Национальная одежда Шотландии" в 5 классе

Урок разработан по учебнику Кауфман "Happy English.ru" (Unit 4 Lesson 8)...

Проектно-исследовательская работа «Тюбетейка(ТҮБӘТӘЙ ) – элемент национальной одежды мусульман .»

Проектно-исследовательская работа «Тюбетейка(ТҮБӘТӘЙ ) –  элемент национальной одежды мусульман .»...