Учебная экскусия и презентация по теме " Дольменная культура" в 5 классе "Эти загадочные сооружения".
план-конспект занятия по краеведению (5 класс) на тему

Иванкова Татьяна Васильевна

Материалы учебной экскурсии к уроку кубановедения по теме: «Дольменная культура»  в 5 классе «Эти загадочные сооружения». В теоретической части экскурсии учащиеся знакомятся с памятниками мегалитического периода на территории Кубани в районе посёлков Каменномостский и Гузерипль. Практическая часть представлена игрой «Я – археолог». Рекомендую совершить настоящую экскурсию к дольменам. Ребята, побывавшие на экскурсии, успешнее справляются с заданиями. Приложением к уроку является презентация, основанная на авторском материале.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                           Учебная экскурсия по кубановедению для учащихся 5-х классов            Автор: Иванкова Татьяна Васильевна, учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ №7                 Староминского района                          

ЭТИ  ЗАГАДОЧНЫЕ  СООРУЖЕНИЯ

Цель: познакомить учащихся с памятниками мегалитического периода на территории Кубани / п. Каменномостский, п. Гузерипль/.

Задачи.

I.Дать знания:

  2) о дольменах, как особом  источнике  культурно-исторического опыта человечества;

  1) об эпохе мегалита и её характерных  особенностях.

II. Сформировать:

  1. активный познавательный интерес к ценностному потенциалу изучаемого объекта /в частности, дольмена/;
  2. бережное отношение к памятнику природы, как части материальной и духовной культуры;
  3. внутреннюю духовную потребность к посещению мест расположения памятников дольменной  археологической культуры.

III. Привить навыки и умения:

  1. прослеживать причинно-следственные связи в историческом процессе;
  2. работать с историческими источниками разных типов, картой, терминами;
  3. проводить поиск информации  в Интернет.

ПЛАН

  1. Организационная часть (цель, задачи, рекомендации).
  2. Основная часть (презентация).
  3. Практическая деятельность (игра «Я – археолог»).
  4. Решение проблемы.
  5. Заключение.

ХОД   ЭКСКУРСИИ

  1. Вступительное слово.

«Ребята, сегодня мы совершим экскурсию к самым удивительным и загадочным археологическим памятникам на территории Кубани (обращает внимание на карту, где обозначены места нахождения дольменов)». Слайд №4.

  1. Известный ученый В.И.Марковин занимался изучением истории дольменов и выяснил, что они появились на Западном Кавказе и в Прикубанье  во времена переселения отдельных групп народов с территории Пиренейского полуострова и Бретани, потому что там были обнаружены довольно близкие к дольменам мегалитические сооружения V-IV тыс. до н.э. Ученый установил, что дольменная археологическая культура просуществовала довольно долго: с 2700 до 1400 г. до н.э.

Ученым В.И.Марковиным были написаны знаменитые труды о дольменах «Испун – дома карликов», «Дольмены Западного Кавказа». Кажется материала о дольменах очень много, но проблема полностью не изучена, много нераскрытых вопросов и мнения ученых на сегодняшний день о том, для чего же строились дольмены, различны (обратить внимание на вопросительный знак на слайде и предложить учащимся подумать над своей версией загадки дольменов). Слайд №5.

  1. Ученые-археологи установили, что у народов Западного Кавказа погребальные сооружения представляли собой наземные склепы, в которых хоронили по нескольку человек, они, вероятно, принадлежали членам одной кровнородственной группы. В переводе с английского слово «дольмен» означает «каменный стол» или гробница в виде большого каменного ящика, а сверху накрыт плоской плитой. Слайд №6, 7.
  2. Известны четыре типа дольменов:

а) плиточные – обычный, самый распространенный тип: стены, перекрытия, а иногда и пол дольмена представляют собой отдельные плиты;

б) составные – с одной или несколькими стенами, сложенными из более мелких плит и камней;

в) корытообразные, то есть выбитые целиком в скальной глыбе, но перекрытые отдельной плитой;

г) дольмены-монолиты, которые полностью, вместе с крышей, высечены в скале. Слайд 6,7.

5. Как происходило строительство дольмена. Необходимо было найти мягкие породы строительного материала – песчаника. Затем строители выламывали камень и доставляли на место сооружения дольмена. Для доставки применялись катки-бревна, которые должны быть одинаковыми по размеру. Бревна скреплялись веревками. Применялась сила животных. Ученые предполагают, что для доставки таких внушительных размеров каменных плит и строительства дольменов привлекалось большое число людей и, наверное, древние строители были искусными мастерами своего дела, потому что сооружения (дольмены) имеют самую различную архитектуру, а о прочности построек говорит тот факт, что они сохранились до наших дней. Слайды № 8, 9.

6. Отверстие в плите дольмена, то есть вход, всегда был обращен к солнцу, возможно, этот факт свидетельствует о поклонении представителей этой культуры небесному светилу. Вход закрывали каменным шаром. Слайд № 10.

7. Среди составных дольменов выделяется своими размерами Гузерипльский дольмен-великан. Он находится на территории Кавказского государственного биосферного заповедника. Огромная передняя плита дольмена трапециевидной формы имеет длину у основания 245 см, высота её – 210, а толщина – 57 см. Почти у земли расположено округлое отверстие неправильной формы размером 40 Х 38 см. Уже по этим цифрам можно судить о том, какую гигантскую постройку сумели создать древние люди! Слайд №11.

 8. Игра «Я – археолог». Определить тип дольмена, который находится в районе поселка Каменномостский.

Ответ: составной. Слайд №12.

9. Игра «Я – археолог». Определить тип дольмена, который находится на территории Кавказского государственного биосферного заповедника.

Ответ: составной, Гузерипльский дольмен. Слайд №13.

10. Игра «Я – археолог». Определить тип дольмена, который находится в районе поселка Каменномостский.

Ответ: составной. Слайд №14.

11. А теперь вспомним, какие нам известны легенды о происхождении дольменов (учащимся знаком материал о казачьей и адыгской легендах из курса Кубановедения, 5 класс).

Вопросы:

  1. как называли казаки громадные строения из каменных глыб?

Ответ: богатырские хатки.

  1. какое название дали дольменам адыгейцы?

Ответ: дома карликов – испов.

А какую версию предложите вы? (учащиеся называют свои варианты). Слайд №15.

12. Юные краеведы 5 Б класса МБОУ СОШ №7 Староминского района на территории археологических раскопок в апреле 2014 года. Рядом на фото находка из дольмена «Хаджох-3» - останки костей древнего человека, подтверждающие, что дольмены являются наземными склепами древних жителей данной местности (поселок Каменномостский, республика Адыгея).

Присоединяйтесь к юным краеведам, и вы узнаете много интересного и удивительного. Слайд №16.

13. Подведение итогов. Саморефлексия учащихся (сегодня я узнал, было интересно, я многое понял, меня удивило, мне захотелось…).

Вопрос учащимся: а о чем напоминает нам табличка возле дольмена?

C:\Users\Татьяна\Desktop\Лаго-Наки 28.04-30.04.2014\SAM_4581 - копия.JPG 

Экскурсия окончена. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭТИ ЗАГАДОЧНЫЕ СООРУЖЕНИЯ Учебная экскурсия по кубановедению для учащихся 5-х классов Автор: Иванкова Татьяна Васильевна, учитель истории и кубановедения МБОУ СОШ №7 Староминского района 1

Слайд 2

Цель: познакомить учащихся с памятниками мегалитического периода на территории Кубани. Задачи : Дать знания о дольменах, как особом источнике культурно-исторического опыта человечества. Сформировать бережное отношение к памятнику природы, как части материальной и духовной культуры. 2

Слайд 3

ПЛАН Организационная часть (цель, задачи, рекомендации). Основная часть (презентация). Практическая деятельность (игра «Я – археолог»). Решение проблемы. Заключение. 3

Слайд 4

4

Слайд 5

В.И.Марковин ? 5

Слайд 6

Дольмены – это мегалитические погребальные сооружения (наземные склепы) Четыре типа дольменов Дольмен-монолит Составной дольмен 6

Слайд 7

К орытообразный Плиточный 7

Слайд 8

Строительство дольмена 8

Слайд 9

Залегание мягких пород песчаника или известняка в горах . Предполагаемое место заготовки строительного материала для дольменов 9

Слайд 10

Отверстие в плите дольмена Каменная пробка 10

Слайд 11

Гузерипльский дольмен-великан. Тип – составной. Высота 2,10 м, длина 2,45 м, толщина плиты 57 см. 11

Слайд 12

Игра «Я – археолог» Определить тип дольмена (дольмен находится в районе поселка Каменномостского). 12

Слайд 13

Игра «Я – археолог» Определить тип дольмена (дольмен находится на территории Кавказского государственного биосферного заповедника). 13

Слайд 14

Игра «Я – археолог» Определить тип дольмена (дольмен находится в районе поселка Каменномостского). 14

Слайд 15

Подводим итог Наземные склепы Богатырские хатки Дома карликов ( испов ) А вы как считаете? ? 15

Слайд 16

Присоединяйтесь к юным краеведам 5 Б класса МБОУ СОШ №7 Находка из дольмена «Хаджох-3» 16

Слайд 17

17

Слайд 18

Источники Марковин В.А. Дольмены Западного Кавказа. Марковин В.А. Испун – дома карликов. www.caravan.tver.ru www.megalith.ru Фотоматериалы из собственного архива. 18


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Год культуры"

Презентация по теме "Год культуры"...

презентация по теме "Российская культура 18 века "

Литература. Живопись. Архитектура. Быт и нравы населения....

Презентация на тему "Духовная культура"

Презентация на тему "Духовная культура"...

Презентация по теме "Диалог культур".

В представленной презентации разбираются теоретические аспекты применения технологии "Диалога культур" в общеобразовательной школе и особенности построения на этой основе урока иностранного языка....

Презентация на тему: Формирование культуры питания через организацию школьной среды.

Презентация проекта по формированию культуры питания школьников....

Презентация на тему: Формирование культуры здоровья обучающихся на уроках физической культуры.

Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития ребенка....