Многонациональный, многоконфессиональный Петербург и мы
статья по краеведению (7 класс) по теме

Митникова Елена Александровна

В статье и презентации определяется понятие толерантность, рассказывается о работе в ГБС(К)ОУ школе № 370 Московского района Санкт-Петербурга по данному направлению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost_29.11.2012.docx22.31 КБ
Файл mnogonatsionalnyy_peterburg.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Многонациональный, многоконфессиональный Петербург и мы.

     Авторский коллектив ГБС(К)ОУ школы № 370 Московского района Санкт-Петербурга:

     Груздева Елена Александровна – учитель истории, воспитатель ГПД,

     Митникова Елена Александровна – учитель истории, педагог дополнительного образования,

     Пасуева Ираида Васильевна - воспитатель ГПД.

     

      16 ноября – Международный день толерантности. В 1995 году в этот день, в год 50-летнего юбилея ЮНЕСКО, была принята Декларация принципов толерантности. А через год, в 1996 году, Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам – членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности.

      Статья 1. Декларации принципов толерантности гласит: « Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности… активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека…. Отказ от догматизма, от абсолютизации истины».

      Толерантность означает   «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя свою индивидуальность».

     Толерантность не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, к нарушениям общественной морали или отказа от своего мнения и или уступки чужим убеждениям.  

     Толерантность – это умение жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром окружающих людей.

    Основы толерантности заложены  еще в уставе ООН, где утверждается о необходимости людям Земли проявлять взаимную терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи. В Российской Федерации основные принципы толерантности закреплены в Конституции РФ (статья 3, п.1; статья 13, п.1, статья 14;; глава 2 и др.).

    Одной из предпосылок толерантного поведения является знание исторического опыта своей страны, своего города и умение его использовать в жизни.

    Санкт-Петербург от начала своего существования был городом межнационального и межконфессионального сосуществования его жителей, как старожилов, так и вновь приехавших. Городская культура Северной столицы – результат совместного труда людей различных языков и обычаев.

     В  ГБС(К)ОУ школе № 370  учатся и работают люди разных национальностей и вероисповеданий. В 2012 году в школе к Международному дню толерантности  было подготовлено внеклассное мероприятие «Многонациональный, многоконфессиональный Петербург и мы». Учащиеся 7-х классов вместе с педагогами школы создали презентацию, написали стихи и выступили перед учениками 5-9-х классов.

     Впоследствии данная работа была представлена на районном конкурсе-фестивале «Многонациональный Санкт-Петербург сегодня», в котором наши дети стали призерами.

    Предлагаем методическую разработку и презентацию.

     Тема:

     «Многонациональный, многоконфессиональный Санкт – Петербург и мы».

     Цель:

     развитие способности толерантного отношения к национальному многообразию    народов России через знакомство с различными конфессиями Санкт – Петербурга.

     Задачи:

  • знакомство учащихся с историей создания Санкт – Петербурга как многонационального города
  • формирование  представления о причинах многоконфессиональности Санкт – Петербурга
  • знакомство с храмами различных конфессий в Санкт – Петербурге
  • использование потенциала  музея истории Религии для знакомства с основами вероисповеданий различных  народов
  • воспитание у учащихся толерантного отношения к людям других национальностей и вероисповеданий
  • развитие правовых знаний учащихся: «отстаивая свои права, не нарушай права других»
  • формирование чувства ответственности за свои поступки
  • воспитание чувства гордости за уникальный (многонациональный, многоконфессиональный) состав населения Санкт – Петербурга.

           

             К слайду 1.

     Многонациональный, многоконфессиональный Петербург и мы.  

К слайду 2.

             Наш город строили с нуля

             Народы всей России.

             И иностранцев жить сюда,

             Работать пригласили.

             И волею царя Петра,

             Преодолев времен сопротивленье

             Встал Петербург на Невских берегах

             Величием своим на удивленье.

   

К слайду 3.

      Какой размах, какой восторг!

Построить новый город – порт!

Осуществить мечту царя!

Не пощадить в трудах себя!

Мы предков всех благодарим,

Их вклад в Россию очень чтим!

К слайду 4.

Христианских храмов красота

У нас соседствует с мечетью.

И минаретов высота

Всех восхищает уж столетье.

И Будды храм, и Синагога

Несут культуру нам Востока.

К слайду 5.

Икона божьей матери Казанской

С времен Петровых защищает город.

И для нее построил Воронихин

Собор на Невском.

Он нам очень дорог.

Военной славой знаменит,

Трофеи победной войны он хранит.

К слайду 6.

На Невском немцы земли получили.

И в честь святых известных нам

Здесь церковь Лютеранскую открыли

Брюллов построил этот храм

К слайду 7.

Святой Екатерины храм.

Диаспоры армянской гордость.

Жемчужиной явился к нам,

Украсив Невский торжеством соборным.

К слайду 8.

Во всей красе торжественно и строго

Стоит на Лермонтовском синагога.

Все иудеи Северной столицы

Сюда приходят Богу поклониться.

К слайду 9.

Национальностей десятки

Молиться ходят в этот храм.

Причудливый орнамент кладки,

Внутри господствует ислам.

К слайду 10.

В начале прошлого столетья

Построили буддисты храм.

Наш архитектор Барановский

Им очень в этом помогал.

И здесь, на севере Европы

Нашел своих он прихожан.

К слайду 11.

Единственный в России религии музей.

Сегодня к юбилею он ждёт к себе гостей.

Наука и религии – здесь всё переплелось

Всем экспонатам место почетное нашлось.

К слайду 12.

Для разных народов открыт этот дом,

Все этносы мира общаются в нем.

Здесь согревают сердца всех мирян,

Скрепленные дружбой восточных славян.

К слайду 13.

Петербург – наш общий дом.

Интересно в нём живём.

Россиянин ты и я.

Вместе - дружная семья.

И не важен разрез глаз,

Цвет волос и слов запас,

Если в сердце есть добро,

Всем вокруг тебя тепло.

При написании статьи авторами были использованы:

Конституция РФ,

Этнокалендарь Санкт-Петербурга за 2008 – 2014 гг., ЗАО «Фрегат».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Многонациональный, много конфессиональный Петербург и мы » ГБС ( К ) ОУ школа №370 Московского района Санкт-Петербурга Груздева Елена Александровна – учитель истории, воспитатель ГПД; Митникова Елена Александровна - учитель истории, педагог дополнительного образования; Пасуева Ираида Васильевна - в оспитатель ГПД 2012

Слайд 2

Наш город на всех этапах своей истории притягивал слои населения из разных концов страны и из-за рубежа. Кто-то пребывал здесь временно, на заработках, службе или учебе, а кто-то оседал навсегда, создавал семью, укоренялся и независимо от национальности становился тем самым «коренным » петербуржцем-ленинградцем, статус которого во всей стране был синонимом высокой культуры и воспитанности и на каждом из которых был отблеск героической истории и славы великого города .

Слайд 3

Какой национальности Петербург? Этот вопрос сегодня горячо обсуждается и в научных аудиториях, и на политических дискуссиях. И, к сожалению, нередко — на улице... Между тем запутал его еще основатель Санкт-Петербурга, когда руками русских, украинских и иных Российских народов мастеровых — крестьян, казаков, под руководством итальянских, французских,…. или «немецких», то есть иностранных (так говорили в XYIII веке ), инженеров и архитекторов по образцу голландских городов возводились первые строения невской крепости и будущей столицы России.

Слайд 4

Церкви и соборы Санкт-Петербурга составляют неотъемлемую часть архитектурного и культурного облика города. В городе живут люди разных национальностей и вероисповеданий, для которых открыты храмы различных конфессий. Они предают особое очарование городскому пейзажу – иногда экзотические, иногда классические силуэты мечети, костелов, синагоги, ….. подчеркивают многонациональность города.

Слайд 5

Казанский кафедральный собор ( Собор Казанской иконы Божией Матери ) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

Слайд 6

Церковь Святой Екатерины — храм Армянской апостольской церкви Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, С 1770 года работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день.

Слайд 7

Здание церкви было заложено 29 июня 1728 г., в день святых апостолов Петра и Павла. 14 (25) июня 1730 г., в день празднования 200-летия Аугсбургского исповедания, церковь торжественно освятили. В начале 1832 г., когда церковное здание обветшало, община объявила конкурс на создание проекта новой церкви. Лучшей из пяти представленных работ был признан проект Александра Брюллова, брата знаменитого художника Карла Брюллова. Церковь Святых Петра и Павла — лютеранская кирха. 27 декабря 1727 г. царь Пётр II подарил немецкой лютеранской общине землю на пустынной территории у Невской перспективы между Большой и Малой Конюшенными улицами.

Слайд 8

Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге. Памятник архитектуры федерального значения. Центр духовной жизни евреев Санкт-Петербурга. Вторая по величине в Европе. В середине XIX века еврейская община Санкт-Петербурга насчитывала около 10 тысяч человек. По инициативе общины было начато строительство новой синагоги. Главными спонсорами выступили барон Гинцбург (первый председатель еврейской общины города) и Поляков, известный меценат. Проект здания выполнили архитекторы Л.И. Бахман и И . И. Шапошников при участии В. В. Стасова и Н. Л. Бенуа. Строительство было завершено в 1893 г. Здание синагоги построено в восточном, мавританском стиле. Вестибюль обладает уникальной акустикой — слова, произнесённые шёпотом, можно услышать на расстоянии более 10 метров.

Слайд 9

Строительство было начато по инициативе ахуна Г. Баязитова и проводилось на средства эмира Бухарского Сеид-Абдул- Ахат -хана, татарских предпринимателей. Мечеть выполнена в стилизированных формах самаркандской и каирской архитектурных школ. Здание возводилось в 1909—1920 годы по проекту архитектора Н. В. Васильева при участии инженера С. С. Кричинского и архитектора А. И. фон Гогена. Соборная мечеть Санкт-Петербурга — памятник исламской культовой архитектуры

Слайд 10

Буддийский храм в Санкт-Петербурге — самый северный в мире буддийский храм. « Гунзэчойнэй » в переводе с тибетского означает «Источник святого учения Всесострадающего Владыки-отшельника». По свидетельству летописцев Санкт-Петербурга, первые буддисты на берегах Невы появились во время строительства Петропавловской крепости, с которой начиналась новая столица России. Это были волжские калмыки — подданные Калмыцкого ханства, еще не вошедшего окончательно в состав России, трудившиеся вместе с другими работными людьми над возведением каменных валов крепости. Храм был построен архитектором Г. В. Барановским в соответствии с канонами тибетской архитектуры . Строительство продолжалось с 1909 по 1915 год, первое буддистское служение состоялось 21 февраля 1913 года в честь 300-летия российской династии Романовых.

Слайд 11

Государственный музей истории религии (Музей истории религии) — единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии. Собрание музея насчитывает более 180 000 экспонатов, древнейшие из которых датируются VI тыс. до н. э. Инициатором создания музея и его первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог В. Г. Богораз-Тан (1865—1936 ). Сегодня музей является независимой площадкой, на которой могут общаться представители разных верований и конфессий.

Слайд 12

Санкт-Петербургский Дом Национальностей был основан согласно постановлению Правительства Санкт-Петербурга № 1158 от 02.08.2005 г., летом того же года он разместился в особняке на ул. Моховой, д. 15. Это Государственное учреждение, находящееся в подведомственном подчинении Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга. Торжественная церемония открытия «Дома национальностей» состоялась 21 октября 2005 года и стала событием в культурной жизни многонационального общества города. В настоящее время «Дом Национальностей» занял свое место в ряду этноорганизующих структур Санкт-Петербурга, и стал активно действующей площадкой для совместного обсуждения проблем, информационного обмена, передачи опыта воспитания толерантности, выступления национальных творческих коллективов, проведения международных и городских конференций, выставок, семинаров, тренингов, круглых столов и т.д. Деятельность учреждения направлена на расширение взаимосвязей и сотрудничества с Национально-культурными объединениями Санкт-Петербурга и активизацию их деятельности в социо -культурной жизни города, на гармонизацию межнациональных отношений, на формирование и укрепление толерантного сознания горожан.

Слайд 13

В нашей школе учатся и работают люди разных национальностей: русские, украинцы, белорусы, азербайджанцы, армяне, казахи, узбеки, калмыки, евреи… Мы понимаем друг друга, нам хорошо вместе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

"Многонациональный Петербург"

театральная миниатюра...

Многонациональная Россия, многонациональный Татарстан

Многонациональная Россия, многонациональный Татарстан...

Проект "Бурятия-поликультурное и многоконфессиональное пространство"

На протяжении всей истории России на её территории проживало более 160 народов и национальностей, а также были представлены все религиозные конфессии...

Многонациональный Петербург. Крымские татары.

Кры́мские тата́ры относятся к коренному населению Крымского полуострова, которые сформировались как народ в Крыму в 13-17 веках.Каждый народ отличается самобытной культурой, интересными трад...

Многоконфессиональный Петербург.

Изучение на уроках ОРКСЭ в 4 классе мировых религиозных культур через знакомство со священными сооружениями Санкт-Петербурга...