Программа курса " Историческое краеведение"
учебно-методический материал по краеведению (6 класс) на тему

Киселёва Ирина Владимировна г.Томск

Данная программа поможет учащимся расширить и углубить знания по истории, культурному наследию своего родного города, края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoricheskoe_kraevedenie.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ     АВТОНОМНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ   УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ   ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ШКОЛА   №  23

г. ТОМСКА

ПРОГРАММА    ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО

КРУЖКА

«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

                                     

                                            Составитель: Киселева Ирина Владимировна

                                                             учитель  истории.                                

                                                             Вид  программы: модифицированная

                                                                                          (скорректированная)

                                                                                   Утверждена:

                                                         

   Класс: 5- 9

                                                            Количество учащихся:   14-16 человек

Т О М С К  -   2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель программы: гражданское и  патриотическое воспитание ребят.

  • Главной задачей историко-краеведческого курса является стремление пробудить у ребят интерес и любовь  к своему Отечеству, «малой Родине», достижениям и  подвигам своих предков, наиболее значительным событиям истории Томска («Люби и знай свой город и край»);
  • Привлечение молодёжи к участию в реализации государственной программы в области военно-патриотического и гражданского воспитания («Память»);
  • Развитие интереса к литературно-художественному, публицистическому, музыкальному творчеству времён Великой Отечественной войны («Память»);
  • Интеллектуальное и творческое развитие учащихся.

Ребята знакомятся с историей родного края, его достопримечательностями и заповедными уголками, посредством экскурсий, чтения краеведческой литературы, участия на историко-краеведческих конкурсах. Большое внимание уделяется знакомству с жизнью и деятельностью знаменитых томичей, изучению их вклада в наследие родного города.

Обучение проводится на образном, эмоциональном уровнях, что в свою очередь способствует формированию интереса, патриотизма и любви к Родине.

Данная программа—модифицированная (скорректированная), развивающая. В соответствии с возрастными и психологическими способностями ребят изучение тем проводится с постепенным их усложнением и углублением. При практическом применении программы также учитывается знание учащихся истории и географии г.Томска. кроме того, на каждом занятии планируется изучать не только времена минувшие, а чередовать изучение этих тем с темами современной истории и географии нашего города.

 

Большое внимание уделяется организации познавательной деятельности учащихся, в которой требования педагога должны стать внутренними побуждениями ребят. Успех обучения зависит не только от внешних факторов - содержания, методики, но и от индивидуально-психологических особенностей учащихся уровня умственного развития детей.

Программа рассчитана для детей от 11 до 16 лет; дети этого возраста обладают навыками синтеза и анализа, могут обобщить накопленный материал, делать выводы, проводить посильную исследовательскую работу.

Данная  программа - программа 1 года обучения с последующим углублением предложенных тем. Группа детей насчитывает 14-16 человек, дети делятся на две подгруппы.

ОБЪЕМ   ЗУН

По окончании курса дети должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

  1. называть даты важнейших событий, происходивших в нашем городе.
  2. называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий.
  3. проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.
  4. сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
  5. объяснять, в чём состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории г.Томска.
  6. определять местонахождение исторических и культурных памятников

в нашем городе, знать их историю, авторов, название.

Результаты качественного усвоения программы оцениваются путём организации викторин, конкурсно-познавательных программ, участием                                                                                        в городских конкурсах: «Люби и знай свой город и край», военно-патриотическая программа «Память», программа «Юные дарования – Томску»;

 конкурсах  рефератов «Томск православный», «Сибирские Афины: вчера, сегодня, завтра» и др.

ОПИСАНИЕ   ФОРМ,   МЕТОДОВ,   СПОСОБОВ   И   СРЕДСТВ   ДОСТИЖЕНИЯ   ЦЕЛИ.

Для достижения поставленной цели можно использовать все многообразие методического арсенала. Это и лекции учителя, и сообщение учащихся, и свободное обсуждение, и экскурсии, а также участие в городских программах. Накопление изучаемого материала, объем информации должны сводиться не к количеству, а к качеству знаний. Необходимо реализовывать сбалансированное сочетание традиционных  и новых методов обучения, применение объяснительно – иллюстрированных и эвристических методов.

ДИАГНОСТИКА   УРОВНЯ   ЗУН

Обеспечивается следующими мероприятиями:

1)  викторины, конкурсы, познавательные игры

2)  рефераты, доклады, сообщения учащихся.

3)  участие в городских программах «Люби и знай свой город и край», «Память».

ПЕРЕЧЕНЬ   НЕОБХОДИМЫХ   РЕСУРСОВ:

1)  Дидактический материал (документы, схемы, таблицы, карты, атласы, наглядный материал).

2)  Видеофильмы, компьютерные программы.

3) Организация экскурсий, выходов в музеи, посещение  выставок, поездки за город.

4) Встреча с интересными людьми.            

ОЖИДАЕМЫЕ   РЕЗУЛЬТАТЫ

Данная программа поможет учащимся расширить и углубить знания по истории своего родного города, края; познакомиться  с жизнью и деятельностью легендарных томичей, узнать проблемы Томска сегодняшнего дня, пути решения общероссийских проблем в нашем городе.


ЛИТЕРАТУРА

Адрианов А.В. Томск в прошлом и настоящем. - Томск, 1890г.

Бойко В.П. Томское купечество конца XVIII -  XIX веков; Из истории формирования сибирской буржуазии. - Томск, 1996г.

Бояршинова З.Я. Население Томского уезда в XVII веке. - Томск, 1950г.

Головачев П.М. – Томск в XVII веке.

Гордость Томска. – Новосибирск, 1982г.

Дюсекин В. Томичи в боях за Родину. - Томск, 1959г.

Дмитриенко Н.М. Сибирский город Томск. - Томск, 2000г.

Егоров И.В. Ученые Сибири в годы Великой Отечественной войны. – Новосибирск, 1947г.

Емельянов Н.Ф. Город Томск в феодальную эпоху. Томск, 1984г.

Зайченко П.А. Томский государственный университет им.В.В.Куйбышева. Очерки по истории первого сибирского университета за 75 лет. - Томск, 1960г.

Заплавный С. Рассказы о Томске.1980г.

История названий томских улиц.2004г.

Кузнецов И.И. Золотые звёзды: Томичи – Герои Советского союза. Томск, 1987г.

Майданюк Э.К. Прогулки по Томску. 1992г.

Любимов Л. Тайна старца Федора Кузьмича.//Вопросы истории, 1966г. №1

Привалихина С. Мой Томск. - Томск, 2000г.

Путеводитель Томская область.2001г

Русские писатели в Томске. - Томск, 1996г.

Сборник  Наш город родной. 1982г.

 ж. Сибирская старина.

Томск: История города от основания до наших дней.  – Томск, 1999г.

Томские рекорды. 1,2 выпуск. 2002-2003гг.

Черная М.П. Томский кремль середины XVII – XVIIIв.: Проблемы реконструкции и исторической интерпретации. Томск, 2002г.

Шепелев Ю.И., Зайцева З.А. Деревянная архитектура Томска. – М., 1987г.

.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА  

             

Названия тем

Количество часов

 Теория (часы)

Практика (часы)

129,6

61

68,6

География, экология Томской области

15

5

10

Из истории земли томской

6

3

3

Томск в легендах и сказаниях

6

3

3

Первые обитатели. Сибиряки средневековья

6

3

3

Томск исторический

6

3

3

История улиц Томска

12

6

6

«Стоит над Томью град старинный»

6

3

3

Предпринимательство в Томске

6

3

3

Из истории образования

8

4

4

«Сибирские Афины»

6

3

3

Прогулка по старому Томску

16

8

8

Героические страницы Томска

6

3

3

Ратная слава томичей

8

4

4

Исторический ринг

8

4

4

Историко-культурное наследие Томска

8

4

4

Томск на карте мира

6,6

2

4,6


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО КРУЖКА

Тема, раздел

Основные вопросы

Кол-во

 часов

Сроки

1

География, экология Томской области

Географическое расположение Томской области, топография, флора и фауна, экологические проблемы

15

Сентябрь

 Октябрь

2

Из истории земли томской

Как была построена Томская крепость, современные данные томских археологов.

6

Октябрь

3

Томск в легендах и сказаниях

Отражение реальных событий прошлого в легендах и сказаниях местных народов.

6

Октябрь

4

Первые обитатели. Сибиряки средневековья

Первые землепроходцы Томского города, составители первых карт края.

6

Октябрь

 Ноябрь

5

Томск исторический

Основные события истории нашего города.

6

Ноябрь

6

История улиц Томска

Истории названий томских улиц.

12

Ноябрь

Декабрь

7

«Стоит над Томью град старинный»

Гербы Томска, история их создания;

6

Декабрь

8

Предпринимательство в Томске

Купцы, их вклад в историю Томска.

6

Январь

 

9

Из истории образования

Первые образовательные учреждения Томска, их основатели.

8

Январь

Февраль

10

. «Сибирские Афины»

Основание и строительство первого в Сибири  университета.

6

Февраль

11

Прогулка по старому Томску

История зданий, площадей, скверов, улиц нашего города.

16

Март  

12

Героические страницы Томска

Томск в суровые периоды российской истории

6

Март

13

Ратная слава томичей

Томичи в боях за Родину, образование томских гвардейских дивизий.

8

Март  

Апрель

14

Исторический ринг

Закрепление материала

8

Апрель

15

Историко-культурное наследие Томска

Развитие культурных традиций. Томские зодчие, художники, писатели, артисты.

8

Май

16

Томск на карте мира

  Вклад  томских учёных в мировую культуру.

6,6

Май

Июнь

«ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Историческому краеведению

Образовательная программа дополнительного образования детей «Историческое краеведение» Возраст обучающихся: 14-15 лет Срок реализации программы: 1 год Курс содержит материалы по истории...

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...

Программа кружка "Историческое краеведение" Край наш Клинский

Курс «Историческое краеведение» построен на материале  истории России, поскольку эти  курсы изучаются на протяжении 6-9 классов. В базовом курсе истории России многие факты и соб...

Проверочная работа по курсу "Историческое краеведение" - раздел 1.

Проверочная работа позволяет оценить знания учащихся по темам:1. Нижегородский край в древности2. Великое Нижегородско - Суздальское княжество3. Нижегородский край в 14 веке....

Рабочая программа курса «Историческое краеведение» 9 класс

  Рабочая программа курса «Историческое краеведение» разработана на основе авторской программы  для 9 класса общеобразовательных школ (авторы Булычев М.В. Аристархова Е.В., Самс...

Рабочая программа курса "Историческое краеведение" (7 класс)

Рабочая программа по историческому краеведению для 7 класса составлена на основе авторской программы «Историческое краеведение» Г.Б. Гречухина, Нижний Новгород, 2011 г....

Программа курса "Историческое краеведение" 8 класс

Программа курса " Историческое краеведение" 8 класс...