Воспитательная программа для пришкольного лагеря "Потомки Белой Волчицы"
материал по краеведению на тему

Кайдаракова Елена Гавриловна

Данная программа направлена на сохранение культурно-исторического наследия таких тюркских народов России, как хакасы, тувинцы, шорцы и алтайцы. Выбор именно этих национальностей обусловлен их географическим месторасположением (граничат с Хакасией). Цель программы – создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей, развитие детской одаренности, осознание своей этнической принадлежности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Хакасия

ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова»

Номинация: «Лучшая воспитательная программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей, посвященная году Культуры»

ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОТОМКИ БЕЛОЙ ВОЛЧИЦЫ» ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЮНЫЕ ДАРОВАНИЯ»

Автор: Кайдаракова Елена Гавриловна

Абакан - 2014


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

3

  1. Содержание. Модель тематической сюжетно-ролевой игры

7

  1. Игровая легенда

7

  1. Этапы реализации программы

8

  1. Система стимулирования

9

  1. Детское самоуправление

10

  1. Атрибутика тематической сюжетно-ролевой игры

11

  1. Условия реализации программы.

13

  1. Кадровое обеспечение

13

  1. Методическое обеспечение

13

  1. Материально-техническое обеспечение

16

  1. Механизмы реализации программы

18

  1. Предполагаемые результаты программы

21

Список использованной литературы

24

Приложение

25


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С целью «привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире» 2014 год был объявлен Годом Культуры [УП 2013]. Культура является источником преодоления ценностных противоречий и средством объединения людей, возвращения обществу ценностей доверия.

Так, для придания смене профильного лагеря дневного пребывания детей «Юные дарования» определенного культурологического колорита была разработана культурно-познавательная программа «Потомки Белой Волчицы». Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на сохранение культурно-исторического наследия таких тюркских народов России, как хакасы, тувинцы, шорцы и алтайцы. Выбор именно этих национальностей обусловлен их географическим месторасположением (граничат с Хакасией).

Новизна программы состоит в том, что в рамках данной программы изучается культурологическое наследие не только своего народа, но и происходит расширение границ до азиатского континента.

Цель программы – создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых и оздоровление детей, развитие детской одаренности, осознание своей этнической принадлежности.

Задачи:

  • развивать личность каждого ребенка через познавательную, интеллектуальную и творческую деятельность;
  • формировать национальное самосознание и толерантное отношение к культурам других народов;
  • способствовать развитию коммуникативных навыков общения детей в условиях временного коллектива и его сплочению.

В уставе профильного лагеря дневного пребывания детей «Юные дарования» предусмотрена работа с одаренными детьми. В современном мире мы ищем различные дарования в каждом человеке. Так и по завещанию наших предков потомки должны организовывать свою деятельность на благо своего народа.

Воспитательная программа «Потомки Белой Волчицы» разработана для одаренных детей 11-17 лет ГБОУ РХ «Хакасской национальной гимназии-интернат им. Н. Ф. Катанова», так как предполагается, что только лучшие сыны своей Родины могут возродить культурно-историческое наследие предков. Программа краткосрочная, реализуется в течение лагерной смены.

В настоящей программе вслед за Д. Б. Богоявленской под одаренным ребенком понимается ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [Богоявленская 2003: 47]. Кроме того, в качестве рабочей концепции по одаренности была заимствована концепция Дж. Резулли, которая описывает одаренность как «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности» [Кузнецова 2014].

В связи с этими положениями концепции одаренности предполагается в подготовительный период лагеря мотивировать детей к пребыванию в настоящей смене; в ходе реализации смены лагеря развивать уровень креативности посредством участия детей в различных общелагерных и отрядных мероприятиях; и развивать интеллектуальные способности посредством занятий с преподавателями по физико-математическому, биолого-химическому, гуманитарному и художественно-эстетическому профилям.

Согласно методическим рекомендациям [МР 2011] в основу организации жизнедеятельности детского оздоровительного лагеря должен быть положен троичный ритм, основанный на развитии чувств, мышления и воли ребёнка. Таким образом, в лагере с дневным пребыванием детей «Юные дарования» предполагается наполнение ежедневной деятельности следующим образом:

  • умственная деятельность – занятия по профилям в Школе степной мудрости (физико-математический, биолого-химический, гуманитарный и художественно-эстетический);
  • практическая деятельность – работа в органах самоуправления (выбираются Хан каждого племени и батыры);
  • досуговая деятельность – участие в различных мероприятиях, которые запланированы в рамках сюжетно-ролевой игры «Потомки Белой Волчицы».

Принципы реализации программы

  1. Принцип гуманности: признание личности ребёнка высшей ценностью воспитания, выявление и развитие всех сущностных сил ребёнка, внушение каждому воспитаннику сознания собственной неповторимости.
  2. Принцип индивидуализации воспитания требует учёта индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его в различные виды деятельности, раскрытия потенциалов личности, предоставление возможностей каждому для самореализации, самораскрытия.
  3. Принцип сотрудничества предполагает определение общих целей педагогов и детей, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
  4. Принцип мотивации деятельности ребят требует добровольности их включения в ту или иную деятельность, наличия цели – доступной, понятной, осознанной; доверия ребёнка в выборе средств и способов достижения поставленной цели.
  5. Принцип вариативности предполагает создание условий для выбора ребятами форм деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности, как педагогов, так и детей.
  6. Принцип сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы при реализации программ.
  7. Принцип наглядности данной программы предполагает, что дети непосредственно познакомятся с реалиями тюркской культуры через участие в различных состязаниях.

Ожидаемые результаты: дети получат полноценный насыщенный разнообразной деятельностью отдых, развитие интеллектуальных способностей в специализированной сфере, изучат через непосредственное участие в сюжетно-ролевой игре культуру некоторых тюркских народов.


  1. СОДЕРЖАНИЕ. МОДЕЛЬ ТЕМАТИЧЕСКОЙ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ

  1. Игровая легенда

Содержание работы лагеря – это сюжетно-ролевая игра «Потомки Белой Волчицы», которая основывается на следующей легенде происхождения тюрков.

В глубокой древности все кочующие племена, натягивающие лук и живущие за войлочными стенами, составляли одну семью – семью тюркских народов. Весь тюркский народ произошел от Волчицы, которая спасла безногого ребенка, выкормила его, унесла в горы Восточного Тянь-Шаня и спрятала в пещере. Через определенное время, от спасенного мальчика волчица родила десятерых сыновей. Каждый сын волчицы женился на женщинах Гаочана и создал свой род (потомки рода принимают родовые имена матерей). Вскоре пришельцы подчинили все окрестные племена, а сложившийся новый племенной союз стал именоваться тюрк.

Древние тюрки были воинственными и предприимчивыми людьми. Тюрками были созданы огромные империи, простиравшиеся от Тихого океана до Дуная, от таежных лесов Сибири до джунглей Индостана.

Великий Тенгри научил тюрков письму и сказал: "От вас произойдет народ благоразумный, книжники и пророки, цари и ханы…". Заветы Тенгри были записаны рунами в особые книги, большие и ясные, как солнце. Наш древний народ хранил их в кожаных сумах с золотыми замками. И только в самые большие праздничные дни старцы открывали их и читали людям историю своего народа и мудрые слова Тенгри. Однажды кочевали наши предки в широкую долину. В те дни прошли дожди, вздулись сердитые реки, пересекли караванные пути. Воды было столь много, что разлилась она широкой рекой, поднялась так высоко, что достигла спин вьючных лошадей, наполнила сумы. Намокли книги, слежались страницы. Старики повесили книги на дерево, чтобы высушить белые листы. Уставшие аксакалы уснули, а в это время поднялся сильный ветер и унес некоторые листы с заветами Великого Тенгри в подземный мир Эрлика.

Много времени утекло с тех пор и потомки волчицы стали забывать свое великое прошлое. Вызвались четыре рода бесстрашных тюрков отыскать свои руны во что бы то ни стало.

В ходе игры ребята являются тюркским кочевым народом, перед которыми стоит основная цель – воссоздание культуры своего племени. Для достижения этой цели, каждому племени предстоит пройти ряд состязаний с другими племенами, а именно, «Представление своего племени», «Состязание в пении», «Состязание в обустройстве жилища», «Состязание в силе», «Состязание сказителей», «Состязание в танцах», «Состязание в камлании», «Состязание в приготовлении пищи», «Состязание в мудрости». В итоге после каждого состязания общими усилиями будут добыты все потерянные листы Великой книги тюркского народа.

Потомками Белой Волчицы являются племена: «Тадарлар», «Алтай-кижи», «Шор-кижи», «Тывалар». Выбор названий племен обусловлен самоназваниями данных народов.

  1. Этапы реализации программы

Структурно игра развивается в течение 21 дня и представляет собой проживание участниками различных игровых ситуаций.

1 день. Принятие кочевников в племена (игры на знакомство). Знакомство со степными законами Тюркского каганата. Просмотр видеороликов «Тюрки России». Совет племени по выбору Хана, батыров и шамана. Подготовка тотема, знамени, облачения и оберегов.

2-й день. Совет племени по распределению обязанностей. Игры на сплочение коллектива. Подготовка к открытию. Оформление жилища.

3-й день. Открытие «Представление своего племени»

4-й день. «Состязание в обустройстве жилища». Подготовка к экскурсии.

5-й день. День сюрприза племен (ОСУ).

6-й день. Работа с хореографом (Тадарлар). Работа с хореографом (Тывалар)/ Экскурсия «Машина времени» (Алтай-кижи, Шор-кижи).

7-й день. Работа с хореографом (Алтай-кижи). Работа с хореографом (Шор-кижи). «Состязание в приготовлении пищи»

8-й день. Подготовка танцевального номера. Просмотр фильма «Я – хакас»

9-й день. «Состязание в танцах». Подготовка к экскурсии.

10-й день. Экскурсия «Машина времени» (Тадарлар, Тывалар). Подготовка к «Состязанию сказителей»

11-й день. «Состязание сказителей»

12-й день. Подготовка вокальных номеров. День сюрпризов племен (ОСУ).

13-й день. Подготовка вокальных номеров. Песочное шоу.

14-й день. «Состязание в пении»

15-й день. Мастер-класс по работе с полимерной глиной «Изготовление менгиров»

16-й день. «Состязание в силе»

17-й день. Подготовка к конкурсу шаманов. Мастер-класс «Горловое пение»

18-й день. «Состязание в камлании»

19-й день. День памяти и скорби

20-й день. Подготовка творческого номера к закрытию. Интеллектуальная викторина «Состязание в мудрости»

21-й день. Закрытие «Заветы Великого Тенгри». Вручение рунических грамот и даров племенам и отдельным кочевникам.

  1. Система стимулирования

За успешно выполненное задание каждый отряд получает часть или целый лист с заветом Великого Тенгри: весь лист с заветом – 1 место; 3/4 листа с заветом – 2 место; 2/4 листа с заветом – 3 место; 1/4 листа с заветом – 4 место.

На закрытии смены «Заветы Великого Тенгри» предполагается ритуал воссоединения всех листов. Кроме того, особо отличившиеся кочевники получат рунические грамоты и дары.

В ходе реализации программы предполагается также стимулирование по следующим критериям:

Выполнение режимных моментов:

  • Качественное выполнение утренней зарядки – 5 б;
  • Посещение школы степной мудрости без опозданий – 5 б;
  • Посещение мероприятий без опозданий – 5 б;
  • Ежедневное 100 % посещение лагеря – 1 б.

Начисление за творческую инициативу:

  • Розыгрыш (оригинальный и добрый) – 5 б;
  • Гостевание (длительность 20 мин) – 5 б;
  • Создание плаката (поздравление, благодарность, тематический день) – 5 б;
  • Проведение флэшмоба, игровых моментов – 5 б;
  • Активная дружеская поддержка выступающих всех племен – 5 б.

Штрафные баллы

  • Вынос продуктов из столовой – минус 5 б;
  • Нанесение ущерба личному и государственному имуществу – минус 5 б;
  • Несоблюдение законов лагеря – минус 5 б;
  • Нарушение дисциплины – минус 10 б.

На закрытии предполагается вручение рунических грамот племенам, набравших наибольшее количество баллов за смену.

  1. Детское самоуправление

В начале работы летнего оздоровительного лагеря на Совете каждого племени выбираются Хан, Батыры, летописец и шаман.

Ханы (Тадар хан, Алтай хан, Шор хан, Тыва хан) – предводитель своего племени;

Ах батыр – ответственный за чистоту и порядок в жилище и в столовой;

Хоос батыр – ответственный за организацию оформления жилища племени и досуговой деятельности;

Кÿс батыр – ответственный за организацию зарядки, спортивных мероприятий;

Шаман – ответственный за здоровье и настроение племени;

Летописец – ответственный за фото-, видеофайлы, оформление альбома-летописи лагеря. Летописцы каждого племени собираются ежедневно и подводят итоги дня, заполняя альбом-летопись лагеря.

 

  1. Атрибутика тематической сюжетно-ролевой игры

В качестве атрибутики сюжетно-ролевой игры «Потомки Белой Волчицы» выступают флаг с изображением белой волчицы и названием программы, галстуки 4х разных цветов, тотемы, обереги и знамена каждого племени, рунические листы с заветами Великого Тенгри, рунические грамоты. Символом данной программы является Белая Волчица (см. Приложение).

Духи природы – воспитатели, помогают детям в течение всей смены самореализоваться и выполнять ответственные поручения, закрепленные за каждым племенем на весь срок работы смены.

Кочевники – участники смены.

Общий сбор кочевников - собирается по особо важным, торжественным и экстренным случаям, когда необходимо принять общее решение или выяснить мнение большинства.

Совет племени – отрядный огонек, где решаются насущные проблемы.

Школа степной мудрости – занятия с преподавателями по профилям.

Законы лагеря

  • Закон ноль-ноль – закон пунктуальности
  • Закон поднятой руки – закон уважения товарищей
  • Закон территории
  • Закон доброты «Доброта спасет мир»
  • Закон безопасности
  • Закон дружбы «Один за всех и все за одного»
  • Закон творчества «Все делай творчески, а иначе зачем?»

II. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.1. Кадровое обеспечение

В структуры кадрового обеспечения программы входит следующий кадровый состав из числа персонала ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова»:

  • Начальник лагеря (1)
  • Заместитель начальника лагеря (1)
  • Педагоги-воспитатели (8)
  • Преподаватели занятий по профилям (6)
  • Водитель автобуса (1)
  • Обслуживающий персонал (5)
  • Хореограф (1)
  • Музыкальный руководитель (1)
  • Физический руководитель (1)

Сотрудничество с организациями

  • Хакасская республиканская национальная детская школа искусств
  • Продюсерский центр «Агбан»
  • Шоу-агентство «Чародеи»
  • Хакасское региональное общественное учреждение по изучению и охране природных и культурных объектов Хакасии и популяризации краеведения «Вершина – тур»
  • ООО «Киностудия Хакасфильм»

2.2. Методическое обеспечение

Нормативно-правовое обеспечение

В основе программы лежит следующая нормативная база:

  • Конвенция о правах ребенка, статьи 24, 26, 27, 29, 31;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Закон РФ «Об образовании», статьи 50, 51,52;
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ФЗ – 98 от 28.07.1998г., ст.1,4, 7, 9, 10,12,,13, 14,15, 23);
  • Федеральный закон « О внесении изменений в Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » (ФЗ-170 от 21.12.2004г.);
  • Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» ФЗ – 98 (с изменениями от 21.03.2002г. и  22.08.2004г.);
  • Национальный стандарт РФ "Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления" ГОСТ РФ 52887-2007 (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (от 27 декабря 2007 г. N 565-ст);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Федеральные государственные образовательные стандарты. (2009 г.)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19 апреля 2010 г. № 25 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10»

  • Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы загородных стационарных учреждений отдыха и  оздоровления детей – СанПиН 2.4.4.1204-03;
  • Постановление Правительства Российской Федерации «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы» (от 05.10.2011 №795);
  • Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001 г. N 2688
    "Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха" (с изменениями от 28 июня 2002 г.)
  • Постановление Правительства РФ «О типовом положении о детском оздоровительном лагере» (от 2011);
  • Закон Республики Хакасия от 01.04.2010 N 11-ЗРХ (ред. от 26.12.2013) "Об организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия" (принят ВС РХ 24.03.2010);
  • Постановление Правительства РХ «Об утверждении долгосрочной республиканской целевой программы «Дети Хакасии»  (от 23.11.2010г.№ 605);
  • Правительства Республики Хакасия от 15.11.2013 № 628 «Об утверждении расчетной стоимости путевок в организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия на 2014 год»;
  • Постановление Правительства Республики Хакасия "Об утверждении региональной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих в Республике Хакасия, на 2012-2015 годы» (от 22.11.2011 N800);
  • Постановление Правительства РХ "Об утверждении региональной программы "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия (2012 - 2014 годы)" (от 22.11.2011 N 794);
  • Постановление от 23 ноября 2009 г. n 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»
  • Устав профильного лагеря дневного пребывания детей «Юные Дарования» при ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н.Ф. Катанова»;
  • Штатное расписание профильного лагеря дневного пребывания детей «Юные дарования» на 2014 г.

Программно – методическое обеспечение

Программно – методическое обеспечение смены включает в себя:

  1. Комплексную краткосрочную культурно-познавательную программу «Потомки Белой Волчицы», посвященную Году Культуры в России.
  2. Комплексный календарно – тематический план (сетку) смены - сюжетно – ролевой игры «Потомки Белой Волчицы».
  3. Планы работы отрядов.
  4. Планы работы педагогов – воспитателей.
  5. Программы работы преподавателей по профилям.
  6. Карту диагностических методик.
  7. План физкультурно-оздоровительной работы и массовых мероприятий (утвержденный медицинским работником лагеря).
  8. Комплект информационно-методических материалов: методических разработок, сценариев, рекомендаций, публикаций  и др. по тематике смены.
  9. Информационно – аналитические, иллюстрированные отчеты.
  10. Режим жизнедеятельности лагеря.
  11. Должностные инструкции педагогического персонала.

2.3.Материально – техническое обеспечение

  1. Кабинеты, закрепленные за отрядами (4)
  2. Кабинет для начальника и зам.начальника лагеря
  3. Актовый зал
  4. Компьютерный класс с выходом в Интернет
  5. Мультимедиапроектор
  6. Принтер
  7. Цифровая видеокамера
  8. Цифровой фотоаппарат
  9. канцелярские товары
  10. спортивный инвентарь
  11. хозяйственные товары
  12. ГСМ
  13. Медицинская аптечка
  14. Магнитофон (4)
  15. Музыкальное оборудование для проведения общелагерных мероприятий
  16. Полотнища для флага и знамен (5)
  17. Галстуки 4х разных цветов (80)
  18. Фотоальбом для летописи жизни лагеря

Расходы на оздоровление детей в лагере дневного пребывания детей «Юные дарования» предусматривают доходы от родительской платы, Министерства образования и науки Республики Хакасия и Министерства труда и социального развития Республики Хакасия.


III. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Механизм реализации программы предполагает проектирование этапов реализации программы:

Подготовительный этап (до прибытия в лагерь)

Проектирование и разработка программы. Детальная разработка отдельных положений программы и согласование их со всеми заинтересованными и привлекаемыми сторонами и организациями.

Формирование нормативно – правовой библиотечки, символики и атрибутики смены. Организация и проведение непосредственной работы по подготовке материально-технической базы, оснащению необходимыми техническими средствами и организации бесперебойного обеспечения отряда необходимыми материалами и средствами.

Подбор и подготовка кадров для работы на смене. Проведение организационных совещаний, планерок с целью погружения в идею смены и повышения качества работы педагогического коллектива.

Набор детей в лагерь, составление реестра детей. Сбор необходимых документов. Составление сметы расходов.

Организационный этап смены. Запуск игровой модели

Встреча детей. Игровое знакомство участников смены. Закладка основ временного детского коллектива. Творческое сотрудничество, раскрытие талантов детей, выявление лидеров и распределение социальных ролей. Знакомство с правилами жизнедеятельности, законами, традициями лагеря.

Формирование органов самоуправления. Запуск игровой модели. Открытие смены. Начало образовательных занятий (по расписанию).

Основной этап смены. Реализация игровой модели

Продолжение образовательных занятий (по расписанию). Реализация основных принципов и идей игровой модели. Организация деятельности органов самоуправления.

Корректировка ценностно – мотивационных норм общения, поведения, отношений и деятельности. Корректировка межличностных и групповых отношений и взаимодействий.

Разворачивание деятельности образовательных и иных пространств развивающего и прикладного характера, отвечающих интересам и запросам детей. Проведение общелагерных мероприятий, отрядных огоньков, соревнований, конкурсов в соответствии с календарно – тематическим планом работы лагеря и игровым замыслом.

Анализ индивидуальных и групповых действий, направленных на мотивацию успешности участников программы в разных видах деятельности.

Заключительный этап смены. Подведение итогов смены

Итоговая диагностика. Оценка и самооценка участниками смены личностно – значимых результатов участия в программе. Групповой анализ и демонстрация индивидуальных и групповых достижений.

Создание эмоциональной атмосферы успешного завершения смены. Подведение итогов смены. Награждение и поощрение участников и лидеров.

Анализ предложений и рекомендаций, поступивших от детей, родителей, персонала. Выработка перспектив деятельности. Закрытие смены.

Постлагерный период

Рефлексия. Самоопределение ребенка и его выводы по поводу того, оправдались ли его ожидания от смены. Формирование решения у ребенка  о последующем участии (или отказе) в тематической смене.

Анализ деятельности смены (положительных и отрицательных моментов), проведенной работы и обобщение ее результатов. Оформление итоговой документации.

Представление материалов по итогам реализации программы для экспертной оценки на конкурсы летних вариативных программ, публикация материалов из опыта реализации смены и игровой модели в научно – методических изданиях и др. Обмен опытом работы с коллегами на совещаниях, фестивалях научно – практических конференциях, в том числе посредством видеоконференцсвязи.

СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ

ООО «Киностудия Хакасфильм»

Преподаватели по профилям

Преподаватели по профилям

Преподаватели по профилям

«Вершина -тур»

Шоу-агенство «Чародеи»

Преподаватели по профилям

Преподаватели по профилям

Преподаватели по профилям

Продюсерский центр «Агбан»

Хакасская республиканская национальная детская школа искусств

Преподаватели по профилям


VI. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ

Критерии эффективности реализации программы

Оценка программы детьми осуществляется через:

  • анализ дня на СОВЕТЕ ПЛЕМЕНИ (органы самоуправления отряда);
  • ОБЩИЙ СБОР КОЧЕВНИКОВ (общелагерный сбор);
  • фиксацию результатов по итогам участия в мероприятиях (альбоме - летописи лагеря);
  • оформление ЛЕТОПИСИ НАСТРОЕНИЯ каждого отряда;
  • проведение входящего и итогового анкетирования (см Приложение);
  • желание ребенка посетить лагерь дневного пребывания детей «Юные дарования» на следующий сезон;
  • и др.

Оценка программы педагогическим коллективом реализуется через:

  • ежедневный анализ на педагогических планерках воспитателей;
  • анализ педагогических дневников воспитателей;
  • обсуждение результатов смены на итоговом педсовете;
  • участие педагогов в республиканских и др. научно – практических конференциях, семинарах – практикумах;
  • публикацию статей из опыта работы по реализации программы различного рода научно-методических журналах;
  • желание работать в педагогическом коллективе лагеря в следующем году;
  • и др.

Основными показателями, в первую очередь, будут являться отзывы самих детей, количество и качество реализованных проектов, успешность конкретного ребенка в росте по конкретному виду деятельности, заинтересованность волонтеров, представителей общественных организаций – в участии, а инвесторов - в финансировании таких смен.

Ожидаемый результат

Для развития личности ребенка:

  • общее оздоровление детей;
  • укрепление здоровья;
  • пополнение жизни детей интересными социально-культурными событиями;
  • развитие творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
  • привитие навыков трудолюбия;
  • повышение духовно- нравственных качеств личности;
  • расширение кругозора детей;
  • осознание своей национальной идентичности и толерантное отношение к другим народам;
  • укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей.

Для развития воспитательной системы лагеря:

  • апробация новой модели лагерной смены;
  • совершенствование новых методик массовых, групповых, индивидуальных форм работы с детьми;
  • пополнение копилки  разными формами работы.

Для воспитателей работы с детьми:

  • повышение уровня педагогического мастерства;
  • апробация модели взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках программы «Потомки Белой Волчицы»;
  • самореализация воспитателей.

Возможные риски

1. Отсутствие необходимого опыта работы у педагогического коллектива в организации тематической смены и недостаточный уровень компетентности педагогов в вопросах истории и культуры тюркских народов, может вызвать сложности в создании эффективных организационно - педагогических условий для проведения смены.

2. Низкий уровень заинтересованности в участии в смене.

 3.Недостаточный уровень финансирования и низкая мотивация социума на поддержку тематической культурно-познавательной смены «Потомки Белой Волчицы» могут вызвать затруднения в выполнении  тех или иных условий реализации программы.

Способы коррекции рисков

Грамотные организационно - управленческие действия со стороны начальника лагеря «Юные дарования», педагогического коллектива при поддержке администрации ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия-интернат им. Н. Ф. Катанова» помогут минимизировать возможные риски и обеспечить:

  • целенаправленность и чёткость совместной деятельности всех вышеназванных заинтересованных сторон по созданию эффективных организационно – педагогических условий для проведения данной тематической смены;
  • своевременную коррекцию интеграционного взаимодействия с представителями различных общественных организаций;
  • мотивацию социума к организационной и финансовой поддержке смены, направленной на культурно-познавательное воспитание детей гимназии и сохранения культурно-исторического наследия тюркских народов.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бисенбаев, А. К. Мифы древних тюрков [Электронный ресурс] / А. К. Бисенбаев. – Режим доступа: http://maxpark.com/community/5832/content/2109080 (дата обращения: 31.03.2014)
  2. Богоявленская, Д. Б. Рабочая концепция одаренности [Текст] / Д. Б. Богоявленская [и др.] // Теоретические и прикладные исследования. – М., 2003. –  С. 46 – 68.  
  3. Косова, В. В. Организация воспитательной работы в летнем оздоровительном лагере, 2006.
  4. Кузнецова, Ю. И. Трехкольцовая модель одаренности Дж. Резулли [Электронный ресурс] / Ю. И. Кузнецова. – Режим доступа: http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=5711 (дата обращения: 31.03.2014)
  5. МР – Методические рекомендации по совершенствованию воспитательной и образовательной работы в детских оздоровительных лагерях, по организации досуга детей [Текст] : Приложение № 2 к письму Минобрнауки России от 14.04.2011 г. № МД-463/06
  6. Указ Президента РФ от 22.04.2013 № 375 «О проведении в Российской Федерации Года Культуры [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://ru.wikisource.org/wiki/ (Дата обращения: 30.03.2014)
  7. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры [Текст] / С. А. Шмаков. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ

БЕЛАЯ ВОЛЧИЦА

(Слова: В. Цыганов, музыка: И. Слуцкий)

Белая волчица

Волчице не спится

Две зеленых свечи

Мерцают в ночи

А на небе луна

И зима холодна

И она одна, одна…

Белая волчица

Снег на ресницах

Красный след на снегу

И вой на луну

Позади все флажки

И отстали стрелки

Но ты беги, беги…

Белая волчица

Долгие века

От беды тебя спасают

Небо и снега

Белая волчица

Взгляд зеленых глаз

Нам везло много раз

Повезет и сейчас

Белая волчица

Стрелкам будет сниться

От весны до весны

Только эхо стрельбы

Только эхо стрельбы

Да ухмылка судьбы

И ты, и ты, и ты…

Белая волчица

Долгие века

От беды тебя спасают

Небо и снега

Белая волчица

Взгляд зеленых глаз

Нам везло много раз

Повезет и сейчас



План – сетка

ПН

ВТ

СР

ЧТ

ПТ

СБ

ВС

1 день

4.06.

2 день

5.06.

3 день

6.06.

4 день

7.06.

5 день

8.06.

Школа степной мудрости

Совет племени

***

Подготовка к открытию

Школа степной мудрости

Совет племени

***

Подготовка к открытию

Школа степной мудрости

Совет племени

***

Открытие. «Представление своего племени»

Школа степной мудрости

Совет племени

***

«Состязание в обустройстве жилища»

День сюрприза племен (ОСУ)

6 день

9.06.

7 день

10.06.

8 день

11.06.

9 день

12.06.

10 день

13.06.

11 день

14.06.

12 день

15.06.

Школа степной мудрости (Тадарлар, Тывалар)

Работа с хореографом (Тадарлар)

/ Экскурсия «Машина времени» (Алтай-кижи, Шор-кижи)

***

Работа с хореографом (Тывалар)

Школа степной мудрости

Работа с хореографом (Алтай-кижи)

***

Работа с хореографом (Шор-кижи)

«Состязание в приготовлении пищи»

Школа степной мудрости

Совет племени

***

Просмотр фильма «Я – хакас»

Школа степной мудрости

***

«Состязание в танцах»

Школа степной мудрости (Алтай-кижи, Шор-кижи)/ Экскурсия «Машина времени» (Тадарлар, Тывалар)

***

Подготовка к «Состязанию сказителей»

Школа степной мудрости

***

«Состязание сказителей»

Мастер-класс по работе с полимерной глиной «Изготовление менгиров»

13 день

16.06.

14 день

17.06.

15 день

18.06.

16 день

19.06.

17 день

20.06.

18 день

21.06.

19 день

22.06.

Школа степной мудрости

***

Песочное шоу

Школа степной мудрости

***

«Состязание в пении»

Школа степной мудрости

***

День сюрприза племен (ОСУ)

Школа степной мудрости

***

«Состязание в силе»

Школа степной мудрости

***

Мастер-класс «Горловое пение»

Школа степной мудрости

***

«Состязание в камлании»

День памяти и скорби

20 день

23.06.

21 день

24.06.

Подготовка творческого номера к закрытию, подготовка к «Состязанию красоты»

***

Интеллектуальная викторина «Состязание в мудрости»

Закрытие «Заветы Великого Тенгри».

Вручение рунических грамот и даров племенам и отдельным кочевникам.

 


Диагностическое обеспечение

Входящая - диагностика проводится до начала смены, в организационный период, с целью выявления индивидуальных особенностей детей и корректировки поставленных задач.

Цель: Изучение интереса учащихся. 

Анкета на входе

Ответив на вопросы анкеты, ты поможешь нам интересно организовать твой отдых в пришкольном лагере.

  1. Чем вы любите заниматься в свободное время?
  2. Любите ли вы петь и танцевать, какие по жанру песни и танцы предпочитаете?
  3. Любите ли вы мастерить поделки своими руками, если «да», то из каких материалов?
  4. В какие игры вы любите играть?
  5. Каким видом спорта вы занимаетесь?
  6. Какие телепередачи вы любите?
  7. Чем бы вы хотели заняться летом?
  8. Интересуетесь ли прошлым нашего города?  

Спасибо за ответы!


Итоговая диагностика проводится в итоговый период смены для того, чтобы судить о достижении цели программы (т.е. удалось ли организаторам смены создать максимально благоприятные условия для формирования умения взаимодействовать в разновозрастном коллективе учащихся 6-16 лет).

Цель: определить степень удовлетворённости учащихся в лагере с дневным пребыванием детей.

Анкета на выходе

1. Хотелось бы тебе еще раз принять участие в культурно-познавательной смене?

Да

Скорее да, чем нет

Затрудняюсь ответить

Скорее нет, чем да

Нет


2. Насколько интересно был организован твой отдых?

Оцени по десятибалльной шкале.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Что для тебя было самым интересным в культурно-познавательной смене?

Участие в конкурсах, концертах

Спортивные мероприятия

Экскурсии

Встречи с интересными людьми

Работа по профилю смены

Другое

4. Какие новые способности ты раскрыл в себе в лагере?

Поисковые

Спортивные

Организаторские

Затрудняюсь ответить

5. Твои предложения по проведению отдыха детей:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СИСТЕМА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЛЕМЕН

4.06

5.06

6.06.

7.06

8.06

9.06

10.06

11.06

12.06

13.06

14.06

15.06

16.06

17.06

18.06

19.06

20.06

21.06

22.06

23.06

24.06

Выполнение режимных моментов

Качественное выполнение утренней зарядки – 5 б

Посещение школы степной мудрости без опозданий – 5 б

Посещение мероприятий без опозданий – 5 б

Ежедневное 100 % посещение лагеря –1б

Начисление за творческую инициативу

Розыгрыш – 5 б

Гостевание – 5 б

Создание плаката - 5б

Проведение флэшмоба, игровых моментов – 5б

Активная дружеская поддержка выступающих – 5 б

Штрафные баллы

Вынос продуктов из столовой – минус 5 б;

Нанесение ущерба личному и гос имуществу –минус 5б

Несоблюдение законов лагеря–минус 5б

Нарушение дисциплины–минус10б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа деятельности пришкольного оздоровительного лагеря

Программа «Город Радуги» предлагает комплекс мероприятий, который включает всех детей в различные виды деятельности, направленной на творческое развитие детей, на развитие сотрудничества и взаимопоним...

Программа летнего пришкольного лагеря

Данная программа рассчитана на младший школьный возраст. Срок реализации программы - июнь  (21 день)Цель программы:   Сохранение, укрепление, развитие и совершенствование состояния здоровья. Всемерно ...

программа отдыха пришкольного оздоровительного лагеря

Данная программа предназначена для детей от 7 до 14 лет .Основная цель программы формирование здоровго образа жизни,сохранение здоровья детей в доступной игровой форме....

программа детского пришкольного лагеря

программа пришкольного лагеря "РАДУГА"...

Программа детского пришкольного оздоровительного лагеря

Комплексное психолого-педагогическое, экологическое, физкультурно – оздоровительное, гражданско – патриотическое, художественно – эстетическое развитие в процессе совместной деятельности в условиях де...

Об особенностях воспитательной работы в пришкольном интернате

Цель воспитательной работы со старшеклассниками в пришкольном интернате: формирование полноценной, психически и физически здоровой личности с устойчивым поведением, способной к самореализации и самооп...