проектно- исследовательские работы учищихся по истории и краеведению.
творческая работа учащихся по краеведению (9 класс) на тему

В папке помещены материалы различных конкурсов и научно-практических конференций. Все работы создавались на основе краеведческого материала и этнографического материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Номинация

«Традиционные представления, культы и верования русского населения Воронежского края»

Тема работы:

«Колдовство и знахарство в верованиях населения Воронежского края»

Выполнила : Петрова Ирина Александровна ученица 11 класса МКОУ Ермоловская СОШ.

Руководитель: Солодина Ирина Николаевна учитель истории и обществознания МКОУ Ермоловская СОШ.

     

 с. Ермоловка

2012 г.


Содержание.

 Введение……………………………………………….. 4

  1. Кто такие колдуны и знахари ?............................. 5-9
  2. Болезни и метода знахарского лечения………...  9-11
  3. Заговоры, их классификация и структура……… 11-14
  4. Знахарское искусство на практике……………… 14-16
  5. Итоги………………………………………………  16-17
  6. Литература………………………………………..   18
  7. Приложение.

Введение.

   Запретный плод сладок. Известная всем, старая как мир, истина… И тем не менее на протяжении тысячелетий люди пытаются откусить хоть маленький кусочек знания именно от запретного плода, хотя вкус его далеко не всегда приятен. Точно так же происходит и с понятиями «колдовство» и «знахарство». Эта тема удивительно привлекательная как для просто любопытствующего, так и для человека, пытающегося проникнуть в тайны сокровенных знаний. Народная медицина не случайно привлекает все большее внимание как со стороны специалистов (медиков, психологов, этнографов), так и всех, кого интересуют «нетрадиционные», (а на самом деле, именно, традиционные), методы диагностики и лечения. Сконцентрированный в народной медицине многовековой опыт, знания о сути человеческой природы помогают нам взглянуть на себя с «забытой» стороны, увидеть в знахарстве не только мистику, но и весьма полезные идеи. Народные методы лечения окутаны покровом таинственности и мистики. Однако нельзя отрицать, что они-то и явились базой становления научной медицины. Как современные литературоведы собирают по крупицам опыт народных сказителей, так и медицинские работники в своей деятельности не могут более пренебрегать опытом «босоногих врачей», знахарей и костоправов.

   Кто же такие были колдуны и  знахари, и почему древние славяне так почитали и боялись их? В чем сила заговоров?  Какова особенность знахарства в нашей местности? На эти очень интересные вопросы я и постараюсь ответить в своей работе.

   Задачи  данной работы:

  • сбор и обобщение информации по наиболее распространённым приёмам и методам знахарства и народной медицины, традиционно использовавшимся на Руси;
  • знакомство с этнографическим материалом по данному вопросу в селах Ермоловка и Дмитриевка;
  • наблюдение и описание работы знахаря.

  1. Кто такие знахари и колдуны ?

Обратимся сперва к полке с толстыми умными книгами и энциклопедиями - в большинстве из них данное понятие определяется следующим образом:
«Знахарство - известные с глубокой древности у всех народов примитивные способы лечения, обычно сопровождавшиеся различными ритуалами».
Впрочем, это распространенное, но далеко не единственное определение этого понятия. Пролистав еще с десяток томов специальной и не очень литературы, я обнаружила и другие - например:
«Знахарство – магическое врачевание.»
«Знахарство - магия исцеления»
(Морок А.К., Разумовская М.М.)
«Знахарство — вид донаучного врачевания, в основе которого лежит лечебная магия с использованием психотерапии.» (И.Н.Гopбaч)
«Знахарство – древняя форма народной медицины; врачевание, использующее наряду с рациональными методами магические, колдовские приемы, заговоры и т.п.» (Словарь Ефремовой)
Исходя из всех этих определений, следует отметить, что все трактовки сводятся к тому, что
знахарство – это древние методы лечения болезней и недугов с применением магии.

Такова суть этого термина, что и требовалось узнать.

Тогда кого же на Руси считали колдунами?  В наше время наиболее распространено слово колдун, оно имеет весьма неоднозначное значение. Слово это – древнейшее и, пожалуй, самое широкое в смысле обозначения всех видов жрецов на Руси. Колдуны – наследники древнего языческого культа плодородия. Колдун – это тот, кто способствует правильному вращению коло — солнца, всего мира. Колдуны (виритники, чародеи) обладают как знаниями «белой» магии (целебной, защищающей, плодородной), так и знаниями «черной» магии (враждебной, насылающей порчу), заставляющей  что-либо принудительно делать. Могущество колдунов объяснялось их приобщенностью к миру духов, к темным силам. Считалось, что знания и сила получены такими знахарями-колдунами непосредственно от нечистого или добыты в сверхъестественном мире.
Сам колдун, как и другие маги, почти всегда был личностью незаурядной, демонической, не боявшейся «ни черта, ни Бога», наделенной частенько такой силой и знаниями, которые в народе весьма уважали и побаивались.

Исследователи отмечают, колдуны и ведьмы, по представлениям русского человека, — обыкновенные люди, живут среди людей, всем в деревне известны, и деревенские жители входят с ними в постоянные отношения и даже обращаются за помощью и советом во всех трудных случаях жизни. Существуют несколько видов колдунов и ведьм: ведьмы и колдуны прирожденные, или природные; ведьмы и колдуны ученые, или добровольные; колдуны и ведьмы поневоле.

Первые обладают таинственной силой ведовства от природы; вторые учатся этой силе от первых или непосредственно от черта, отдавая ему взамен свою душу; а третьи — по незнанию или глупости принимают «ведовское знание», когда колдун или ведьма умирают. Для невольных колдуна и ведьмы возможны спасение и покаяние, их отчитывают священники и отмаливают в монастырях. Для вольных же колдунов и колдуний, по мнению русского народа, нет ни того ни другого.

Колдуны большей частью представлялись крестьянину старыми людьми с длинными седыми волосами и нечесаными бородами, с длинными нестрижеными ногтями. В большинстве случаев они были людьми без родни и холостыми. Хмурые и малоразговорчивые, они ходили всегда насупившись и смотрели исподлобья. Жили колдуны в маленьких и плохоньких избах в одно окошко и из дома выходили только вечером. И летом, и зимой бывали они одеты в один и тот же овчинный полушубок, подпоясанный кушаком.

А вот образ ведьмы по представлениям народной фантазии был таковым: пожилая женщина, чаще старуха, высокая, костлявая, часто сгорбленная, с растрепанными и выбившимися из-под платка волосами, с сердитым выражением глаз, которые чаще всего серого цвета. Она всегда смотрит косо из-под насупленных бровей и никогда не взглянет прямо в глаза другому человеку. У нее большой рот с тонкими поджатыми губами, острый и выдающийся вперед подбородок, длинные руки. У прирожденной ведьмы всегда небольшой хвост и черная полоска вдоль спины от затылка до плеча.

Иногда народу ведьмы представлялись в виде молодых красоток, которые могли увлечь мужчину. У них могли быть глаза разного цвета или два зрачка в одном глазу. Как правило, ведьмам сопутствовали черный кот и черный петух, которые в фольклоре многих народов связываются с нечистой силой.

По народным верованиям, колдуны и  ведьмы способны причинять людям всякое зло.

При помощи зеленого прутика, палки или плети («кнута-самобоя») ведьма превращает людей в животных. То же она проделывает, набрасывая на человека звериную шкуру или подпоясывая его нашептанным поясом из мочала. Человек получает прежний облик только тогда, когда пояс изотрется.

Ведьма может оседлать человека и носиться на нем, пока тот не выдохнется и не упадет. Способность ведьм к превращениям, по народным рассказам, безгранична. Ведьма может принять вид иглы и копны сена, мухи и лошади, медленно ползущего бревна и быстро несущегося вихря. По некоторым верованиям, превращениям подвергается не тело ведьмы, а душа ее, тело же ее остается дома бездыханным в то время, когда блуждающая душа меняет свой образ, являясь людям в разных видах.

Очень интересные сведения содержатся в книге Э. В. Померанцева «Мифологические персонажи в русском фольклоре». Он пишет: «Природный колдун, по воззрениям народа, имеет свою генеалогию: девка родит девку, эта вторая приносит третью, а родившейся от третьей мальчик непременно становится колдуном, а девочка — ведьмой». Также считалось, что десятая дочь у матери будет ведьмой. Впрочем, как известно, колдовству можно научиться, и тогда колдун рождается не в момент появления на свет, а в момент посвящения в чародеи. Обряд этот сопровождается действиями, которые во всем мире сводятся к одному — отречению от Бога и Царства Небесного, а затем к продаже своей души дьяволу. По мнению народа, лучшее место для такого обряда — перекрестки дорог, а время — полночь. Довольно часто встречаются в русском фольклоре рассказы о том, что обряд происходит в бане. При произнесении клятв черт часто требует у колдуна подтвердить договор распиской, написанной кровью, а если человек неграмотен, велит ему кувыркаться через воткнутые в землю ножи определенное количество раз. Когда все обряды выполнены, к колдуну приставляются для услуг бойкие чертенята, которые уж более не дают чародею покоя и требуют от него постоянно задать им «злую» работу. Если колдун не творит зло раз в день (а по другим поверьям — раз в неделю или месяц), то вскоре сам заболевает или умирает, поскольку дьявол не прощает ему неповиновения. У колдунов была и специальная «черная» книга, в которой они находили свои «черные» рецепты. Но обычный человек, даже найдя этот том, весивший 16 пудов, прочитать его, по мнению народа, не сможет: либо сойдет с ума, либо его замучат черти.

Мне очень захотелось выяснить, были ли в наших селах Ермоловка и Дмитриевка колдуны и знахари. С этим вопросом я обратилась к старейшим жителям наших сел Саввиной  Наталии Тихоновне 1927  года рождения и Помыкиной  Серафиме Тихоновне 1926 года рождения.  Какие интересные былички поведали  они мне! Некоторые из них я хочу представить и Вам.

«Ведьма у нас была, Аленой звали, а в деревне все Алёнушкой величали. Так она превращаться умела. На мельницу с вечеру  Кузьма ехал, чтобы очередь занять. Глядит, а за телегой крыса бежит, огромная, что кошка. Всё на мешки запрыгнуть наровит. Изловчился Кузьма и ударил крысу что было сил хлыстом, она так и осталась  на дороге валяться . А на другое утро Аленушку с перевязанной рукой видели и со шрамом от кнута на лице. Вот, бывало, кому из мужиков стакан поднесёт или водкой кого угостит, то тот на всю  жизнь  пьяницей остаётся».(Записано со слов Саввиной Н.Т.)

«Стада сельские раньше-то большими были. Нанимали пастухов, а пастухи к колдунам за приводом  обращались. Был  колдун Степаныч. Один пастух, по имени Василий, и обратился к нему дать привод. Колдун дал ему зайца и велел каждое утро выпускать его на место, куда он желает, чтобы вышли коровы. Пастух так и делал. В одно время старушка и говорит ему:

— Васька, что ты не ходишь с коровами-то?

А он спроста и скажи:

— Да у меня заяц пасет.

Разгорелось у старушки любопытство посмотреть его, этого зайца, и каждый день пристает к Василию показать зайца. Как-то вечером Василий приносит зайца в избу старухи, но не успел выпустить его из рук, как косой кинулся в переборку и поразбивал там горшки, кринки, плошки, одним словом все, что возможно разбить и убежал. На другой день все стадо ночевало в лесу и оставалось там дня четыре, домой идти не хотело, а на пятый явилось-таки в деревню. Прожил Василий в найме до Покрова и пошел домой, но черт и тут не дает покоя: водил его по различным дорогам две недели вместо трех дней пути. А дома тоже то и дело просит работы. Наконец Василий решился расстаться с зайчиком и отнес его обратно к колдуну. Тут и черт от него отстал».  (Записано со слов Помыкиной С.Т.)

Таким образом, рассказы моих односельчан являются подтверждением тех сведений, которые мне удалось узнать из литературных источников.

В отличие от колдунов и ведьм, знахари никогда не обращались к содействию нечистой силы и не применяли свои знания и умение во вред человеку, в большинстве своем этим делом занимались пожилые, глубоко религиозные, трезвой и безупречной жизни люди, бесконечно верящие в свое дело.     Издревле драгоценные секреты знахарского ремесла были доступны не всякому человеку. Тех избранных, кому выпадала честь быть посвящённым во все тонкости этого непростого искусства, называли знахарями – то есть «знающими людьми», хранителями тайных знаний. Они знали тайны природы, умели договориться с духами, понимали сущность вещей и умели применять свои знания на практике. Кроме того, знахари обладали рядом других возможностей: находить пропажи, пророчествовать, привораживать, предохранять от порчи и сглаза и снимать их, влиять на удачу и на урожай, уничтожать вредителей (мышей, насекомых) и даже – беседовать с мертвыми. За это их почитали и боялись.

Многие знахари не брались за лечение всех болезней, а узко специализировались, причем специализация доводилась до крайней степени по двум направлениям: или по способу лечения— лечение шептанием, массажем, ваннами, травами и др., или по болезням — лечили исключительно «от сглаза», зубной боли, укуса змеи и т.д. Словом, чуть ли не каждая болезнь, чуть ли  не каждый больной орган имел своих специалистов.

2.Болезни и метода знахарского лечения.

Среди знахарей бытует древняя истина, заключающаяся в том, что болезнь, как и весь окружающий мир, воспринималась как одушевленное существо, с которым можно разговаривать, к которому можно обратиться с просьбой отступить или приказом выйти вон, которое можно спросить и даже получить ответ. То есть болезнь с точки зрения знахарского искусства – это всегда результат действия, порождение демонов болезней, злых колдунов и нечистой силы.
    По славянским поверьям, болезни обитают на самом краю света - там, где земля сходится с небом, за морем и около водоёмов - на болотах, в прудах, в пустынных местах, тенистых оврагах, темных лесах и колючих кустарниках.
    При лечении знахарь прежде всего ищет корни болезни – ведь, не зная первопричины, невозможно справиться с последствиями. Причинами болезни нередко всего воспринимались такие, как: наказание человека за нарушение каких-либо запретов, например, проникновение его в место обитания духов той или иной болезни, называние болезни по имени, причинение вреда деревьям или животным. Либо непосредственное взаимодействие с животными, воспринимающимися в качестве духов болезней , например, укус змеи, прикосновение к лягушке, попадание в пищу кошачьего волоса и так далее. Также считалось, что болезнь может исходить и от некоторых природных явлений: солнца, луны, ветра, тумана и других.

Профессор медицины Н.А.Богоявленский - известный исследователь медицины Древней Руси, автор фундаментального труда "Древнерусское врачевание в XI-XVII вв." (1960 г.) - перечислил ряд известных в Древней Руси болезней, их форм и признаков: «лихия болести, лихоманка (лихорадка), корчи, корчение (хорея, тик), трясновение и падучая немощь (эпилепсия), ничание долу (дрожательный паралич), потрясиха (ревматизм тельный), бешенство и исступление ума (различные формы психозов), камчуг (артриты, подагра), трасьца (малярия), огневица, огонь (тифы), прокажение и облива (проказа и банальные формы кожных заболеваний), ушибиха (падучая болезнь), мор хракотный (легочная чума), златяница (желтуха), почечуй (геморрой), весница (цинга), жабная болезнь (стенокардия), вдуша(астма),  свербеж(чесотка)».
Наиболее действенными методами лечения недугов издревле считались заговоры, особые заклинания, сложные ритуалы, обереги и прочие магические воздействия, символизирующие изгнание или уничтожение болезни. Они производятся над больным человеком, над его частицами (например, кровью или волосами) или над вещами, которые олицетворяются с носителями болезни (например, одежда больного или нож, которым человек порезался, или записка с названием болезни). Весьма распространёнными среди знахарей приёмами избавления больного от болезни были таковые, как ее сожжение (например, окуривание больного), смывание (пример: купание больного), выбрасывание (к примеру, вещи больного выносят за границы села), ее передача кому-либо (например, скармливание животному), закапывание в землю (то есть вырывали яму и закапывали туда вещи-носители болезни). Также распространена была борьба с тяжкой болезнью через смену имени больного – считалось, что таким образом можно обмануть злого духа и тогда болезнь отступит.

   С древних времен человечество задумывалось о проблемах здоровья и вырабатывало способы борьбы с болезнями. Аптекой для наших предков стала природа, а учителем - наблюдение и опыт. Именно поэтому знахарство представлено столь многочисленными и разнообразными средствами и приёмами, прошедшими испытание не одним поколением в течение многих лет и веков. Знахарские методики - это целый отдельный пласт традиционной культуры, называемый народной медициной. Знахари использовали для лечения болезней самые разнообразные методы – траволечение, заговоры, обереги, лечение баней, серебром, мёдом, водой и многое другое, с успехом используя всё, что предоставляет щедрая матушка-природа. Следует отметить, что у большинства знахарей была своя "специализация" - то есть ряд предпочтительных методов. Например, один предпочитал в лечении  травы и заговоры, а другой - траво-, мёдо- и водолечение.

В ходе работы мне удалось узнать, что такое заговоры, какими они бывают, на что направлены, а также узнать историю их изучения.

   Итак, заговор - это определённая словесная формула c магическим значением, произносимая с целью какого-либо воздействия на окружающий мир или живых существ для достижения определенного результата. В народе заговоры называли по-разному: "слово", "шептание", "приговор", "наговор", "осторожка", "примолвление", "замолвление", "оберег" и тому подобное.     Самые ранние сведения о заговорах встречаются в летописях, где упоминаются клятвы, произносившиеся в Х веке при заключении мирных договоров. Позднее чары, заговоры и бабы-чародейки встречаются в рукописях ХII-XV веков. Многочисленные тексты заговоров и свидетельства об их широком распространении сохранились в рукописных сборниках, летописях и особенно в судебных делах XII-XIII веков, поскольку в те времена кудесничество подвергалось жестоким гонениям со стороны христианской церкви. Сборники заклинаний, представлявшие из себя довольно ёмкие публикации, были изданы  П.Зенбицким (рукописный сборник заговоров 1688 года), Н.Виноградовым (сборники заговоров ХVIII-ХIХ веков, а именно сборники 1795 и 1818 годов), В.И. Срезневским (сборник заговоров XVII века), Н.Н.Покровским (тетрадь заговоров 1734 года). Как правило, рукописные сборники заговоров и заклинаний представляют собой тетрадки небольшого формата в кожаной обложке, с затертыми листами из-за частого использования.
   Заговоры не потеряли популярности и в XIX- начале ХХ веков, о чём свидетельствуют этнографические работы и собрания фольклорных произведений того времени: такие сборники, как: "Великорусские заклинания" (1869 г.), П.С.Ефименко "Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии" (1878 г.), Г.Попов "Русская народно-бытовая медицина" (1903 г.), Н.Виноградов "Заговоры, обереги, спасительные     молитвы».                                                                                                                
    В конце XIX - начале XX веков учёные под эгидой Русского Географического Общества приступили к исследованию кудесничества, знахарства и народной медицины, активному сбору текстов заговоров и изучению их волшебных свойств и действий. Примерно тогда же появились первые публикации об этих действиях и в Воронежской губернии. В основном это было изучение народных быличек и методов  народного целительства: траволечения. Этим занимались этнографические экспедиции ВГУ.

  1. Заговоры, их классификация и структура.

Все образы знахарских заговоров  делятся на два типа:

  • персонажи, избавляющие от бед, болезней и зла, которые встречаются в, так называемых, белых заговорах;
  • образы, причиняющие зло, - они используются в, так называемых, "черных"заговорах.

       Приведу несколько примеров традиционных образов, употребляющихся в "белых" заговорах. Одним из таковых является камень или камень-Алатырь. Дело в том, что язычники почитали камни, наделяя их магическими, сверхъестественными свойствами. Славяне считали, что камень заключает в себе немалую силу и дарует ее тем, кто к нему прикасается. Кроме того, согласно некоторым поверьям, с камнем связано происхождение человека. Камень Алатырь или "бел-горюч камень" - самый главный славянский камень, отец всех камней. Образы камня используются в заговорах как упоминание чего-то очень крепкого и нерушимого, чаще всего встречается в заговорах-оберегах, где используется с целью укрепления здоровья или увеличения силы (у воинов). Пример:
    «А будет мое тело крепче камня, тверже булату, платье и колпак крепче панциря и кольчуги».
       Также традиционными в славянских заговорах являются образы матери-сырой земли и «родной матери», в некоторых христианизированных заговорах они подменяются образами Богородицы либо Божьей Матери. Однако, все эти образы употребляются в заговорах примерно с единой целью - целью заступничества, покровительства. Пример такого заговора:
    "За престолом сидит Матушка Пресвятая Богородица,
    Она сидит со златым крестом,
    заступает и помогает 12 скорби и болезни".

Белые заговоры делятся по цели своей на:

1) лечебные;

2) хозяйственные;

3) любовные;

4) промысловые;

5) ситуативные заговоры.

   Заговоры - это своеобразная поэзия, отображающая поверья, представления о мире и быте наших предков. Всякая заговорная формула с полной композицией имеет чёткую структуру из пяти частей:
   - молитвенное вступление (обращение к силам, к которым обращается заклинатель и перечисление совершаемых им действий);
   - зачин (символ ухода в магическое пространство и обозначение цели заговора);
   - эпическая часть (содержит символический образ желаемого действия);
   - лирическая часть (отражает взаимодействие с богами и стихиями, влияющими на жизнь человека);
   - закрепка ("замыкание" формулы, подтверждение, произносимое для усиления действия).
Такая композиция заговора позволяет сплести крепкое, эффективное заклинание, с поправкой на возможные ошибки и с закрепляющим словом.

   Рассмотрим подробнее на примере лечебного заговора от зубной боли:
Заря-зарница, красна девица, полуношница, в поле заяц, в море камень, на дне лимарь. Покрой ты, зарница, мои зубы скорбны своею фатою от проклятоголимря; за твои покровом уцелеют мои зубы. Враг лимарь, откочнись от меня; а если ты будешь грызть мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподния. Слово моё крепко!

Здесь:
Молитвенное вступление:"Заря-зарница, красна девица, полуношница, в поле заяц, в море камень, на дне лимарь."
Зачин:"Покрой ты, зарница, мои зубы скорбны своею фатою от проклятого лимря;"
Эпическая часть:"за твои покровом уцелеют мои зубы. "
Лирическая часть: "Враг лимарь, откочнись от меня; а если ты будешь грызть мои белые зубы, сокрою тебя в бездны преисподния."
Закрепка:"Слово моё крепко!"
Следовательно, этот заговор с полной композицией. Однако далеко не все заговоры имеют в своём составе все пять структурных частей. Для наглядности рассмотрим и заговор с неполной композицией:

“Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны”.

Данный заговор от глазных болезней состоит всего из двух частей:
молитвенного вступления ("Заря-зореница, красная девица") и эпической части ("возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны").

   Затрагивая вопросы структуры и особенностей построения заговоров, следует отметить, что в некоторых заговорах важна пространственная ориентация. А именно лечебные и обережные заговоры, а также заговоры на снятие порчи, как правило, произносятся лицом на восток, но при этом обратясь к больному. Причём в текстах многих заговоров содержится прямое указание на это, например: «
Встану я, раб Божий (имя), благословясь, пойду перекрестясь, из двери во дверь, из ворот в ворота, под восточную сторону».

   По древним преданиям, ни одно слово не должно быть выкинуто из заговора или прибавлено к нему; ибо каждое слово имеет своё магическое значение. А если заклинатель какое-то слово отчего-то пропустит или скажет лишнее слово, то заговор не подействует. Поэтому считалось, что у знахаря непременно должны быть все зубы целы, в противном случае он терял способности к заговариванию. Кроме этого, у него должно быть крепкое здоровье, нравственная жизнь, воздержание от алкоголя и других излишеств.

В каких условиях следует произносить лечебные заговоры? На этот счёт у знахарей есть свои традиции и правила, согласно которым заговоры лучше произносить:

  • утром перед восходом солнца;
  • вечером перед заходом солнца;
  • в полночь;
  • когда на небе месяц (молодой, на убыль, ущербный или полнолуние, зависит от содержания заговора);
  • когда на небе зажигаются звезды.

Насчёт места действия (где следует произносить заговоры) вариаций может быть великое множество: дом, баня, двор, улица, ручей, лес, место под деревом, кустом, поле, перекресток и так далее.

Также были правила по поведению для заговариваемого: например, больной после совершения обряда должен был возвращаться домой молча, стараясь никого не встретить, а в случае, если встретит кого, то ни в коем случае не разговаривать с ним; если он идет не один, то за ним должны идти след в след, чтобы изгнанная болезнь не нашла обратной дороги; дойдя до дому, немедля войти в него.

  1. Знахарское искусство на практике.

  Помогает, а почему? — этот вопрос всегда интересовал ученых и врачей, изучавших основы народной медицины. В древности с причинами болезней все было ясно: «поселился злой дух» или вмешалась какая-либо другая таинственная сверхъестественная сила. Сейчас всё  обстоит  намного сложнее: мы знаем, что «духов» не бывает, но нет пока и конкретной теории действия с однозначными научными выводами и рекомендациями. Однако в гипотезах нет недостатка.

Наиболее верной считается гипотеза внушения или воздействия на психику пациента. Согласно этой гипотезе, на психику больного оказывает влияние «жизненная сила»,  идущая из рук, глаз и других органов знахаря в мозг пациента. Поэтому и лечение такими «флюидами» осуществлялось путем накладывания рук на тело больного с одновременным чтением заговора или молитвы. «Жизненную силу и флюиды» назвали магнетизмом, который способны передавать друг другу люди.

 Хотя научная медицина в своем развитии достигла больших успехов, уважения и признания у людей, а фигура знахаря к сегодняшнему дню значительно померкла, она все-таки не потеряла народного уважения. Знахари не перевелись и сегодня, хотя по-настоящему талантливых, прирождённых целителей можно пересчитать по пальцам и они просто теряются во всей этой разношёрстной толпе шарлатанов и бездарных лекарей-недоучек. Нет, конечно, настоящему таланту затеряться довольно трудно - это всё равно что алмаз в горстке стекла - не заметить сложно. Просто настоящие знахари в отличие от шарлатанов не рекламируют своих умений, не кричат об этом на каждом углу и вообще не любят себя афишировать. Им это просто не надо - люди обращаются к ним и без этого. Такими знахарями движут самые чистые помыслы - помощи, милосердия и сострадания.  К моему большому сожалению, таких людей становится всё меньше и меньше.

В июне этого год в Дмитриевке  в возрасте 96 лет умерла знахарка-костоправ Пелагея Ивановна, о лекарском таланте которой с теплотой будут  ещё долго вспоминать многие жители окрестных деревень. В наших селах знахарей не осталось, но мне удалось познакомиться с женщиной, которая принадлежит к плеяде этих замечательных людей. Проживает она в селе Дракино. Её все ласково величают бабушка Маша. О себе она рассказала: «Я детишек от испуга отливаю, килы заговариваю, жабу, грыжу. Сильную порчу лечить не берусь потому, что «силы» у меня слабые, сама потом сильно болею. С детками ко мне даже из Воронежа приезжают. Испуг ещё моя бабушка отливала, потом мама, теперь вот я. Передать знания будет некому, дети живут далеко да и не интересуются они этим».

Наблюдая за работой мастера, я отметила для себя следующее:

  1. Обязатальные  условия:
  • Ребенок должен быть крещённым;
  • На груди наличие нательного крестика;
  • Фаза луны – убывание.
  1. Знахарка проводит отливание испуга на воск.

Воск берется «белый» (т.е. от церковных свечей) либо «чистый» (покупается у пчеловодов  неиспользованный). Воск топится, над головой ребенка держится чашка с чистой («непитой») водой и туда по мере прочтения молитв и заговора, сливается воск. По застывшим «наростам» и «козюлям» знахарка определяет, что вызвало испуг и как долго следует его лечить. Как правило  «отчитка»  идет до 3-х раз.

  1. Молитвенное правило.

Начиналось оно с крестного знамения и прочтения следующих молитв:

  1. «Отче наш:
  2. «Богородица  Дево, радуйся:
  3. «Да воскреснет Бог:
  4. «Сон Пресвятой Богородицы»

Эти 4 молитвы  прочитывались  трижды, а уже потом читался заговор от испуга. Хочется немного сказать о такой молитве как «Сон Пресвятой Богородицы». Считается, что всего снов 77, и каждый из них обладает громадной силой. Тому, кто овладеет всеми  «Снами», будет дарованы долголетие, защита Высших сил и милостивое прощение на Высшем Суде. Однако эта молитва не является канонической и не признаётся православной церковью, поэтому в молитвословах её найти нельзя. Но она часто встречается в арсенале многих знахарей.

  1. Окончание работы.

После завершения работы воск достаётся из воды, ломается на части, а вода выливается под дерево в зависимости от того, какого пола ребенка отливали. Если мальчика, то под дерево с мужским именем, если девочку, то с женским. Оплата за лечение не назначается. Берется кто- что и сколько  даст.

Я наблюдала за работой знахарки  при отливании мальчика. После того, как родители с ребенком ушли, баба Маша, по моей просьбе, объясняла  не совсем понятные для меня моменты при «отчитке»  ребенка. Единственным условием для меня при наблюдении за её работой были абсолютная тишина и никаких фотографий. Тексты молитв и заговоров были мне любезно предоставлены. Я размещаю их в приложении к своей работе.

У меня остались очень теплые чувства от этого знакомства. Добрый внимательный взгляд, мягкий певучий голос и ощущение прилива сил- это то, что произвело на меня большое впечатление. Лично бы я обращалась за помощью к этому знахарю.

Итоги.

   В заключение проведенного исследования целесообразно привести следующие итоговые положения, полученные мною  в ходе последовательного решения задач, поставленных перед началом работы. А именно:

1. На основе собранной информации я выяснила, что знахарство - это древние методы лечения болезней и недугов с применением магии. Это обширная сфера знаний, затрагивающая весь окружающий мир живой природы от камней до животного мира. Кроме того, знахарство имеет свои устоявшиеся традиции и разнообразные методики лечения болезней.

2. Были проанализированы представления наших предков о болезнях: болезнь воспринималась нашими предками как живое существо, дух, вселяющийся в человека.

3. Мною  достаточно подробно рассмотрены основные методы и приёмы знахарства.

4. В ходе исследования я на практике познакомилась с работой знахаря и сумела сравнить знания из источников с приёмами практической деятельности.

Таким образом, все обозначенные  во введении задачи были решены.

Тема данной работы явилась для меня интересной и увлекательной, но я лишь приоткрыла книгу знаний в этой области, потому что объём информации  в ней поистине уникальный и очень обширный.

В ближайшее время  я хочу систематизировать отобранный мною материал и напечатать былички о колдунах и знахарях, которые мне удалось записать со слов местных жителей.


ЛИТЕРАТУРА.

  1. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914.
  2. Арнаутова Ю. Е. Колдуны и святые. СПб., 2004.
  3. Власова М. Русские суеверия: Энциклопедический словарь / М. Власова. –
  4. СПб., 2000. – 672 с
  5. Даль В. И. О повериях, суевериях и предрассудках русского народа. СПб.; M., 1880.
  6. Полная энциклопедия быта русского народа / Сост. И. Панкеев. М, 1998.
  7. Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. M., 1975.
  8. Померанцева Э. В. Рассказы о колдунах и колдовстве // Труды по знаковым системам. Тарту, 1965. Вып. 365.
  9. Русское колдовство, ведовство, знахарство. - Спб., 1994 - 463 с.
  10. Сперанский М. Ведьмы и ведовство. M., 1906.
  11. Флоринский В. М. Русские простонародные травники и лечебники. М.,1895.

Заговор от испуга.

«Господи, помоги мне поворожить, переполох вылить (...) крещеному, на-рож денному, испытанному, надуманному и нагаданному от всякой зверины».

«На крутой горе на Лебеди утренняя роса и вечерняя не держатся. Так бы и на рабе Божьем (...) не держались уроки-призоры, причи-причински, испуги-переполохи. Не держитесь, уйдите в чисто поле на буйные ветры. Аминь».

«Стану благословясь, пойду перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, на море, на Восток. На море на Востоке лежит пленница, на той пленнице стоит соборная церковь, в той соборной церкви стоит Мать Пречистая Богородица. Молюсь и корюсь —выгони все уроки, переполохи из раба (...), сними с белого лица, ретивого сердца, с горячей крови, из рук, из ног, из всего. Красная девица по лесу ходила, лазоревые цветочки ножницами состригала, полную кровь в раба Божия (...) наливала. От ныне и до века, от земли до неба. Аминь».

Повторить три раза.

Сон Пресвятой Богородицы

(От всех бед)


Сам Господь идет,
Сам Господь Свою Мать зовет.
— Матушка Моя, Мария,
Где Ты жила-поживала,
Где Ты темную ночь коротала?
— Жила-поживала, ночь темную коротала.
Села у Престола отдохнуть,
Не собиралась уснуть,
Глаза Мои закрылись,
Три креста на горе приснились.
На двух крестах разбойники, а на одном Ты.
Тебя, Христос, гвоздями прибивали,
На Кресте на муки распяли,
Били тебя и терзали,
Испить уксусу пред смертью дали.
— Матушка, сон Твой справедлив,
Мироносица его перепишет, людям отдаст.
Кто Твой «Сон» хоть один раз прочтет,
Тот от напрасной смерти никогда не умрет.
В воде не утонет,
В лес пойдет — зверь его не тронет,
Вор у того не украдет,
Огонь жилища того человека не сожжет.
В суд пойдет — не осудят,
Милость попросит — получит.
Господь веку прибавит,
А умрет, так и от мук вечных избавит.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

МОРДОВНИК ОБЫКНОВЕННЫЙ.

Самая сильная трава в нашей местности от нечистой силы.

Её необходимо держать в доме, чтобы никто не смог навредить людям и жилищу.

C:\Users\STATION\Downloads\3.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на совре...

Исследовательская работа с обучающимися " Проект по краеведению. Электронное пособие по краеведению."

Тема работы: Исследовательская работа -  проект по краеведению. Электронное пособие  по краеведению. Руководитель: Анохина Юлия Владимировна, учитель  информатики.Аннота...

Проектно-исследовательская работа "История появления загадок"

Проект реализован учащимися с легкой и умеренной степенями умственной отсталости 5-х – 10-х классов при изучении в рамках предметов математика и чтение и развитие речи, в общеобразовательной шко...

Проектно-исследовательская работа по английскому языку "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"Купцова Светлана, 6 класс

Проектно-исследовательская работа ученицы 6 класса Купцовой Светланы "История страны в истории памятников. Лондонский Big Ben и Кремлевские Куранты"...

Проектно - исследовательская работа "История нашей школы в лицах и воспоминаниях"

laquo;Необычная школа...» - так жители города Анжеро – Судженска называют нашу школу-интернат. И она, действительно, необычная, потому что в ней живут и учатся дети с ограниченными возмож...

Проектно-исследовательская работа по теме: «История возникновения цифр»

Ученик 5 «А» класса Смольков Данила занял II место в муниципальной научно-исследовательской конференции «Первый шаг в науку»....

Проектно-исследовательская работа на тему: "История письма" (выполнила ученица 9 класса Анна Ключко)

В данной работе представлено исследование ученицы о происхождении и современном состоянии письменности в России....