Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).
статья по истории по теме

Овсенев Роман Русланович

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на современном этапе подобный вид деятельности получил широкое распространение и применение. Однако, достаточно много учителей апробировали практику проекта на своих уроках. Предлагается пример подобного вида деятельности по истории древнего мира в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sbornik_st.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Овсенёв Р.Р.

учитель истории

МОУ «Гимназия № 87»

Проектно-исследовательская деятельность на уроках истории (из опыта работы учителя).

Проектно-исследовательская деятельность на уроках являлась до недавнего, времени, педагогическим новаторством. Преимущество отдавалось традиционным урокам. Конечно, нельзя говорить о том, что на современном этапе подобный вид деятельности получил широкое распространение и применение. Однако, достаточно много учителей апробировали практику проекта на своих уроках.

Как педагогическая категория, метод проекта представляет собой совокупность исследовательских проблемных методов обучения. Проектные технологии возможно применять при изучении практически всех предметов, и они обеспечивают оптимальные условия для продуктивной деятельности учащихся. Это уже неоднократно отмечалось педагогами. Указанный вид деятельности определяется как личностно-ориентированный, реализующий обучение в сотрудничестве.

Что же такое проект? Это самостоятельная исследовательская деятельность учащихся по решению поставленной перед ними проблемы. Работа над проектом проходит при гибкой поддержке учителя. Для достижения необходимого результата вырабатывается четкая структура действий, которая является основой успеха.

Успешность использования проектов в образовательном процессе зависит, прежде всего, от качественного планирования проектной работы, а именно: выделения отдельных этапов проекта и определения языкового, речевого, информационного и методологического содержания этапов. В педагогике выделяют несколько вариантов разделения на этапы проектно-исследовательской деятельности. Здесь можно указать следующих разработчиков: Р. Райбе и Н. Видал, Д.Л. Фрид-Бут, Ф.Л. Столлер, Е.С. Полат. Их отличительными чертами являются определение различного количества этапов и упор на некоторые из них.

Как показывает практика, выработать единый алгоритм выполнения проектно-исследовательской деятельности, практически невозможно. Этому имеется ряд причин. Во-первых, возраст участников проекта: младшим школьникам достаточно проблематично провести грамотную аналитическую обработку материала с определением вывода. Во-вторых, смысловая нагрузка проводимой работы и желаемого результата: получение чего-то нового или доказательство существующего. В-третьих, количество задействованных учеников в работе над проектом: индивидуальные, групповые, коллективные требуют собственного плана работы. В-четвертых, имеющиеся возможности для выполнения проекта.

Тем не менее, создание проекта на уроке значительно его обогащает, делает совместную работу учеников и учителя интересной, информативной, познавательной. Процесс обучения в данном случае выходит на новый качественный уровень.

Элементы проектно-исследовательской деятельности на уроках истории возможно использовать уже в младшем школьном звене. Например – в 5-ом классе при изучении Древнего мира темы Междуречья. Нам известно, что в данном государстве был необычный вид письменности – клинопись. Древние жители писали на глиняных дощечках методом клиновидных отпечатков на не застывшей глине. В связи с этим учитель может предложить ученикам поставить себя на место жителей Междуречья и попытаться использовать различные виды письма. В результате возникает гипотеза: «Никакой другой вид письменности кроме клинописи в Междуречье был невозможен». Ставятся задачи: 1) Создать необходимые условия для работы над проектом; 2) Экспериментальным методом доказать или опровергнуть предложенную гипотезу. Далее определяется план действий и начинается его осуществление:

Подготовительный этап. Ученикам дается задание приготовить дома «глиняную табличку» - на квадратный лист картона нанести пластилин и деревянную заготовку величиной с ручку, один конец которой остро заточен, а второй в виде штампа-треугольника.

Информативный этап. Здесь учитель ведет рассказ о жизни людей в древнем Междуречье и делает упор на то, что чернила и бумага ещё не были изобретены, и главным материалом выступала глина.

Практический этап. На данном этапе происходит доказательство практичности и удобства клинописи. Первоначально учитель предлагает острой стороной деревянной заготовке написать на «дощечке» какую-либо фразу. При этом указывается на появление «глиняных» катышков, которые при обжиге заполнят собой письменные бороздки и, тем самым, сотрут надпись. Кроме того, после написания фразы учитель предлагает провести пальчиком по надписи с легким нажимом. Результат показывает, что надпись смазывается и её смысл теряется.

Затем, учитель предлагает использовать другой конец деревянной заготовки - штамп-треугольник. Прямым надавливанием на «табличку» ребята получают четкий отпечаток. Возможно написание какой-либо буквы. Затем повторяется предыдущая процедура проверки надписи на прочность. Оказывается, что надпись незначительно деформируется, но сохраняет смысловое значение. Эксперимент можно повторить несколько раз.

Аналитический этап. После проведения эксперимента подводится итог учащимися об удобстве клинописания.

Таким образом, урок получился интересным, информативным. Результаты проведенного исследования на долго сохранятся в памяти учеников.

На старшей ступени обучения возможно проведение более сложного вида работы. Например: заявить тему в 11 классе «Перестройка (1985-1991 г.г.) в СССР: миф или реальность». Тема рассчитана на четыре урока. Предлагается гипотеза: «Период правления М.С. Горбачева обосновано назван перестроечным, так как серьезным изменениям подверглись все сферы развития советского общества». В качестве доказательства или опровержения берутся Экономическая, Политическая, Внешнеполитическая, Культурная сферы. Определяются задачи:

  1. Собрать и обработать материал по вопросам политического, культурного, экономического и внешнеполитического развития СССР в периоды «застоя» и «перестройки»;
  1. Систематизировать полученную информацию в виде сравнительной таблицы, с выявлением особенностей развития советского государства в каждый из периодов;
  1. Подтвердить либо опровергнуть выдвинутую гипотезу.

Итогом работы должна стать именно сравнительная таблица развития СССР по данным показателям в период 1965-1984 г.г. и 1985-1991 г.г.

Далее вырабатывается план и этапы работы над проектом:

  1. Подготовительный: разделение класса на группы для выполнения задания по сбору необходимого материала. Задание дается за 2 недели до предстоящей работы, группы получают задания от учителя.
  2. Поисковый: выявление источников информации и её набор. Каждая группа ведет поиск и набор материала по определенной для неё проблематике.
  3. Контрольный: проверка учителем степени подготовленности учащихся к работе, знакомство с систематизированным материалом. Этот этап необходим для продуктивной работы на самом уроке, чтобы не произошел перегруз информацией или её недостача.
  4. Практический: создание общей презентации, заполнение сравнительной таблицы. Этап проводится в рамках урока. Каждая группа знакомит класс с тем материалом, который она подготовила, акцентируя внимание на наиболее важных моментах. Класс в это время осуществляет заполнение таблицы, задает интересующие вопросы.
  5. Аналитический: анализ представленного материала и формулирование ответа по представленной гипотезе. После заполнения периодических колонок таблицы, класс определяет сходные или различные моменты с занесением их в третью колонку под названием ВЫВОД. После заполнения таблицы класс дает ответ на главный поставленный вопрос.

В результате проведенной работы ученики не только получат необходимую информацию по школьной программе, но и расширят свои познания. Самостоятельность работы и её аналитическая направленность будут способствовать сохранению полученного знания.

Анализируя методику урока-проекта, приходишь к выводу о целесообразности его проведения в рамках образовательной программы. Данный вид деятельности не только способствует распространению смысловой нагрузки, но и обогащает сам урок.

Список использованной литературы

  1. Гостева В.Н. Использование проектной технологии в работе преподавателей иностранных языков / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 186-189.
  2. Мартыненко И.В., Буланый Ю. И. Использование метода проекта при изучении биологии и экологии / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 164-168.
  3. Фрицко Ж.С. Сопоставление опыта применения метода проектов в практике отечественной и зарубежной школы / Альманах «Продуктивное образование»: проекты в продуктивном образовании:сборник научных статей под ред.Е.А. Александровой, Е.Е. Симдянкиной. М.: Экшен, 2005. Вып. 5. С. 196-203.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные игры на уроке музыки. Из опыты работы учителя Козлова Олега .Филипповича, Стегримовская основная общеобразовательная школа, Монастырщинский район, Смоленская область.

Из моего  опыта  работы Музыкальные игры на уроках музыкиПри изучении курса «Музыка» в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на уроках ...

Организация исследовательское деятельности в учебном процессе. Из опыта работы учителя географии

Актуальность: формирование УУД по новым стандартам в ФГОС большую роль отводит организации учебно – исследовательской и проектной деятельности учащихся, одна не достаточно разработаны дидактическ...

Методическая работа: «Повышение мотивации учебной деятельности на уроках истории» (из опыта работы)

 Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» нужно нажимать, к каким внутренним источникам активности ребенка подключаться, для того чтобы побуждать его к учебному тру...

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математики Из опыта работы учителя математики В.А.Войцеховской

Контрольно - оценочная деятельность учителя на уроках математикиИз опыта работы учителя математикиВ.А.ВойцеховскойПроверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по математике всегда имела и имеет...

Статья на тему:«Приёмы визуализации на уроках истории(из опыта работы учителя)»

В статье рассматриваются приёмы визуализации на уроках истории, исходя из особенностей восприятия информации современными школьниками, для того чтобы в доступной и понятной форме доносить до учащихся ...

К некоторым вопросам формирования ценностных отношений учащихся при реализации требований ФГОС на совместных уроках гуманитарного цикла (иностранного языка и истории.) Из опыта работы учителей истории и иностранных языков

Описание требований к личностным результатам учащихся.Пути установления межпредметных связей в обучении на уроках истории и иностранных языков.Примеры успешных реализованных проектов....