Программа "Краеведение"
рабочая программа по краеведению на тему

Антонова Юлия Алексеевна

Расчитана на учащихся 4-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kraevedenie_2014.doc165 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН

 

                                                                       «УТВЕРЖДАЮ»:                                                                  

                                                      ДИРЕКТОР МКУДО

«ДЕТСКИЙ (ПОДРОСТКОВЫЙ) ЦЕНТР»

                                                           

 ____________Антонова Ю.А.

                                                           «___»______________ 201__ г.

                                                       РАССМОТРЕНА НА ЗАСЕДАНИИ  

                                                         ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА

                                                           «___»______________ 201__ г.

                                                                      ЗАСЕДАНИЕ № __

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«КРАЕВЕДЕНИЕ»

НАПРАВЛЕННОСТЬ:  ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: ДВА ГОДА

УРОВЕНЬ РЕАЛИЗАЦИИ: ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АНТОНОВА ЮЛИЯ АЛЕКСЕЕВНА

Г. КИРЕЕВСК, 2014 ГОД

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………..

стр. 3

2. Учебно-тематический план 1-го года обучения…………...……

стр. 9

3. Содержание программы 1-го года обучения…………………….

стр. 10

4. Предполагаемый результат 1 –го года обучения……………….

стр. 12

5. Учебно-тематический план  2-го года обучения………………..

стр. 13

6. Содержание программы 2-го года обучения…………………….

стр. 14

7.  Предполагаемый результат 2 –го года обучения……………….

стр. 17

8. Методическое обеспечение программы…………………………

стр. 18

9. Материально-техническое обеспечение программы……………

стр. 18

10. Список литературы, рекомендуемой педагогу………………...

стр. 19

11. Список литературы, рекомендуемой учащимся……………….

стр. 19


Пояснительная записка

«Любовь к родному краю,

  знание его истории – основа, на которой

  только и может осуществляться рост

  духовной культуры всего общества»

                                                                      Д.С. Лихачев

    Сегодня мы все чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времен, осознаем необходимость изучения своих национальных корней, как источника нашего нравственного здоровья, силы и богатства.

Любовь к родине является мировоззренческим стержнем, который во многом определяет жизненную позицию человека и гражданина.

Программа курса «Краеведение» ориентирована на более глубокое и подробное изучение истории родного края. Постепенно открывая для себя неизвестные страницы истории Тульской области, культивируя в себе интерес к историческому поиску, учащиеся сформируют целостное представление о взаимосвязи развития своего села, района, области и развития страны.

Краеведение – одно из важнейших средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует осуществлению общего образования, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Краеведческая работа расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, Тульского края, родного района. Воспитывает любовь к малой родине, истории ее возникновения, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

Краеведение тесно связано с туризмом, походами по родному краю, поэтому в программах каждого года обучения предусмотрено изучение правил техники безопасности и овладение туристскими навыками и умениями. С краеведением связана этнография, поэтому в программе предусмотрено изучение истории культуры, народного слога родного края.

Данная программа многоплановая, реализуется в Детском (подростковом) центре с 2000 года, внесены изменения в 2004, 2007, 2013 годах. Она включает в себя разработку и подготовку тематических экскурсий для учащихся центра и образовательных учреждений Киреевского района, дает возможность профессиональной ориентации учащихся, развивает речь, мышление, укрепляет память.

Направленность программы туристско-краеведческая. Цели и задачи данной программы направлены на развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала ребенка через приобщение к истории родного края посредством формирования навыков поисковой, экскурсионной работы, формирования коммуникативных и организаторских навыков.

Новизна и оригинальность программы заключается в проектной деятельности учащихся по теме «Казачество Тульского края», разработки экскурсионного маршрута по Киреевскому району «Если будет Россия, значит, буду и я», проведении экскурсий для учащихся образовательных учреждений муниципального образования Киреевский район.

Актуальность программы заключается в отражении в ее содержании комплексно-системного подхода к родному краю как некой целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования научного мировоззрения, целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Отличительные особенности программы отмечаются в том, что она носит интегрированный характер и включает в себя следующие разделы: «специализация» (этнография; историческое, географическое и литературное краеведение), «техника безопасности», «исследовательская деятельность учащихся», «подготовка, проведение экскурсий по муниципальному образованию Киреевский район». От других подобных программ ее отличает адаптация к конкретному Тульскому краю, Киреевскому района, городу Киреевск.

Педагогическая целесообразность реализации программы заключается в следовании следующим принципам:

- признание приоритета воспитательных задач краеведения, его нацеленности на формирование патриотов страны, края, города, рачительных хозяев;

- выделение этапов краеведческой подготовки детей в соответствии с возрастом, с определением конкретных образовательных и воспитательных задач этих этапов при соблюдении преемственности в подготовке уч-ся от ступени к ступени, сохранении на всем протяжении изучения  краеведения  единства целей и принципов;

- понимание краеведения как курса, позволяющего учащимся  увидеть край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный единый мир, следовательно, курс должен быть интегративным, вбирающим в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, правовые, конфессиональные, этнографические, лингвистические, культурологические компоненты; 

- обращение к реалиям повседневной жизни жителей Киреевского района,  решение воспитательных и образовательных задач курса с помощью содержания, актуального для ребят, осуществление личностно-ориентированного подхода при определении сущности изучаемого предмета;

в организации:

- реализация важнейшей особенности  краеведения  как учебного предмета: возможность показа учащимся реального объекта изучения –  лесов, рек, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников и т.п.;

- придание особой роли наглядности в изучении предмета в аудиторных условиях, интенсивное использование аудио- и визуальных материалов, мультимедийных технологий;

- вовлечение в практическую деятельность по изучению края через обучение детей работе с источниками справочной литературой и ученические исследования (НОУ), экспедиции (археологические, геологические, этнографические, фольклорные и археологические и т.п.), экскурсии и туристические походы.

Цель программы - воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край и город,   желающего сохранить его и принять активное участие в его развитии; создание условий для всестороннего развития личности.

        Задачи программы:

Образовательные:

  1. Формирование представлений о различных сторонах жизни своего края и населения, показ его сложный структуры.
  2. Ознакомление с историей и современной жизнью муниципального образования Киреевский район и Тульского края.
  3. Освоение основ русской народной культуры, быта Тульского края.

Воспитательные:

  1. Развитие гражданских качества, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства.
  2. Формирование чувства толерантности и толерантного поведения в детском коллективе и социуме.
  3. Способствование укреплению семейных связей: заинтересованность содержанием предмета не только детей, но и родителей; наличие богатых возможностей для изучения истории края через семейные архивы, рассказы родителей, бабушек и дедушек, других родственников; изучение жизни края в семье через беседы, совместное чтение краеведческой литературы.
  4. Формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности.
  5. Воспитание навыков позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней.
  6. Воспитание трудолюбия,  чувства коллективизма и взаимопомощи.
  7. Создание в детском коллективе обстановки доброжелательности психологического комфорта, удовлетворения потребностей детей в общении.

Развивающие:

  1. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса учащихся к краеведению через тематические акции центра, детской библиотеки, конкурсы и т.д.
  2. Развитие навыков общения, оформления творческих работ через разработку экскурсионного маршрута «Если будет Россия, значит, буду и я» по Киреевскому району, экскурсий «Живи, казачество!».
  3. Формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.
  4. Развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  5. Ориентирование при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы.

Возраст детей 

Краеведческая программа рассчитана на учащихся 4-7 классов: 1 год обучения – 4-5 классы (9-11 лет), 2 год обучения – 6-7 классы (11-13 лет). Программа выполняется за 2 года.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2 года обучения: 1 год – 144 часа, 2 год – 144 часов, всего – 288 часов.

Режим занятий

Для учащихся 1-го и 2-го года обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа.

 

Формы занятий

Занятия реализуются в следующих формах:

1. Для учащихся 4-5 классов – беседы с игровыми элементами, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, игра-путешествие, мини-лекции, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей;

2. Для учащихся 6-7 классов – беседы, тематические задания, конкурсы, викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ и интересными людьми, театрализованные обрядовые действа, походы по родному краю, участие в работе районных профильных лагерей, экскурсии, защита творческой работы, экскурсии по Тульскому краю.

Учащиеся по данной краеведческой программе могут быть участниками и помощниками в организации внеклассной и внешкольной краеведческой работы. Они могут проводить викторины, конкурсы, литературные и исторические вечера, экскурсии с учащимися начальных классов.

Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки учащихся направлены на реализацию культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного и практико-ориентированного подходов: овладение учащимися способами интеллектуальной, в том числе учебной и практической деятельности, ключевыми компетенциями, востребованными в повседневной жизни и позволяющими эффективно ориентироваться в современном мире, значимыми для развития личности и ее социокультурной позиции.

          Это предполагает:

          - освоение знаний об основных краеведческих понятиях; особенностях природы, населения, хозяйства, социальной и культурной жизни своего края; об окружающей среде, материальной и духовной культуре родного края;

- освоение знаний о музейной экспозиции, музейной работе, умение проводить экскурсии;

- повышение уровня коммуникабельности и социализация личности;

- развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства;

- стремление использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании личностной системы ценностей и ценностной ориентации;

- использование полученных знаний в дальнейшей учебе как предпрофессиональное образование, а также путем участия в конкурсах, викторинах, турнирах, краеведческих чтениях, научно-практических конференциях, круглых столах и т.д.

По завершению курса обучения учащиеся будут обладать следующими качествами:

- самостоятельно мыслить и умение отстаивать свое мнение;

- владение культурой речи и культурой общения со сверстниками и взрослыми;

- потребность в самообразовании и дальнейшем развитии профессиональных умений и навыков;

Будут уметь:

- соотносить даты событий истории Тульского края с основными периодами отечественной истории;

- рассказывать о важнейших событиях истории Тульского края и их участниках, отраженных в памятниках культурного наследия;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

- понимать причины и значения событий и явлений повседневной жизни;

- высказывать собственные суждения о наиболее значительных событиях и личностях местной истории, об исторически-культурном наследии Тульского края;

- извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

Формы диагностики и подведения итогов реализации программы

1. Анкетирование – для выяснения мнения о проведенном мероприятии, мотивов поведения, оценки окружающей действительности, уровня информированности, уточнения жизненных планов (для предпрофессиональной подготовки) и так далее.

2. Наблюдение – в турпоходах, при посещении музеев, на занятиях (поведенческие моменты, умение общаться с ровесниками и людьми старшего возраста, туристские навыки, самостоятельная работа с книгой и так далее).

3. Собеседование – с обучающимися и их родителями (о помощи родителей в подготовке походов по родному краю и работе клуба, о предпрофессиональной подготовке обучающихся и так далее).

4. Методы самооценки – личные книги собирателей, тестирование.

5. Тестирование, зачет, мини-викторины и кроссворды по краеведению для определения уровня освоения программы, осведомленности в проблемах.

6. Обсуждение типовых ситуаций – применяется в блоках: «Первая доврачебная помощь», «Техника безопасности», «Общение с жителями населенного пункта во время туристического похода».

7. Деловые и ролевые игры (экскурсовод и экскурсант, ведущий мероприятия: встречи с ветеранами войны и труда, игры, круглые столы, дискуссии, викторины и т.д.).

8. Конкурсы, викторины, выставки в рамках программы «Тульский край – земля родная».

9. Очно-заочные викторины «Мой Тульский край». Темы викторин: «Тула древняя», «Поле русской славы», «Чтобы помнили» о событиях в ВОВ 1941-1945 гг., «Наш лучший край – муниципальное образование Киреевский район».

10. Общая оценка труда педагога дается на родительских собраниях, открытых мероприятиях, мастер-классах.

11. Организация и проведение экскурсий: экскурсионный маршрут по муниципальному образованию Киреевский район, экскурсия «Казачество Тульского края».

Учебно-тематический план

1-го года обучения

 п/п

Наименование тем

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

2

-

2

2

Знакомство с детским фольклором

6

4

10

3

Основные жанры словесного фольклора

8

2

10

4

Знакомство с элементами народной хореографии

4

4

8

5

Проведение игровых занятий

4

4

8

6

Музей как «машина времени»

14

12

26

7

История казачества на территории Тульского края. Сбор материалов и создание «Комнаты казачества».

Разработка экскурсии по истории казачества на Руси и Тульском крае.

20

10

30

8

Моя малая Родина. Путешествие в прошлое Тульского края. Летопись 1552г. в с. Дедилово.

20

12

32

10

Основы туризма

8

6

14

11

Итоговое занятие

2

2

4

Итого:

88

56

144

Содержание программы 1-го года обучения

1. Вводное занятие – 2ч.

Анкетирование. Цели и задачи работы в учебном году, двухгодичная образовательная краеведческая программа «Краеведение»: содержание и формы учебной, исследовательской работы. Техника безопасности на занятиях объединения.

Понятие о фольклоре. Народ – создатель фольклора. Жанры народного творчества.

2. Знакомство с детским фольклором – 10ч.

Загадки, считалки, дразнилки, страшилки, жеребьевые приговорки, сговорки, частушки, пословицы, поговорки, прибаутки, заклички, потешки, скороговорки, долгоговорки, колыбельные песни и т.п. Их назначение, использование в современном быту.

Практическое занятие. Вводная экскурсия-игра «Сказка о музее».

3. Основы жанра словесного фольклора – 10ч.

Пословицы и поговорки, загадки, анекдоты, былицы, сказки, частушки, песни. Отражение в них истории и быта народа, наблюдательности человека. Их происхождение, тематика. Краткость и  меткость языка. Деятельность В.Даля, А.Афанасьева, братьев Киреевских, И.Сахарова, В.Левшина.

Практическое занятие.  Экскурсия-игра «В гостях хорошо, а дома лучше». Отгадывание загадок о предметах быта, семье, доме, избе. Поговорки о доме, избе, семье. Инсценирование одной из сказок, где действие происходит в избе («Теремок», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь», «Три медведя» и др.)

4. Знакомство с элементами народной хореографии – 8ч.

Народная хореография как ценностный ориентир детей и подростков. Воспитание через народную хореографию таких ценностей как: жизнь, добро, труд, патриотизм, свобода.

Практическое занятие. Хороводы-игры «Заплятися плетень», «Кошки-мышки», «Хитрая лиса, где ты?», «Ручеек», «Бояре», «Русская кадриль».

5. Проведение игровых занятий – 8ч.

Календарный праздник «Кузьминки», праздник «Покров на Руси»

  1. Музей  как «машина времени – 26ч.

Фонды музея и его экспозиции – источник изучения родного края. Основной, научно-вспомогательный, интерактивный и обменный фонды. Учет фондов и научное описание музейных экспонатов. Инвентарная книга. Книга поступлений экспонатов в музей. Книга регистрации экскурсий, бесед и консультаций. Книга отзывов о работе музея. Хранение фондов. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «музейный предмет», «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант», «экскурсия – как одна из форм работы музея». Экскурсии по краеведческому музею муниципального образования Киреевский район.

7. История казачества на территории Тульского края. Сбор материалов и создание «Комнаты казачества». Разработка экскурсии по истории казачества на Руси и Тульском крае - 30ч.

История возникновения казачества в Тульском крае, Киреевском районе. Оформление и работа «Комнаты казачества» в детском (подростковом) центре. Экскурсии по истории казачества. Быт и праздники казаков. Военные походы казаков. Патриотическая деятельность ЦКВ (Центр казачьего войска) и Всевеликого войска Донского.

8. Моя малая Родина. Путешествие в прошлое Тульского края Летопись 1552г. в с. Дедилово – 32ч.

Наш край в далеком прошлом. Наши  предки – вятичи, занятия вятичей. История возникновения п.Киреевска, затем Киреевского района, мифы и легенды, Супрутское городище. Возникновение Дедославля. Монголо-татарское нашествие на Тульский край и Дедославль. Крепость Дедославль – оплот на страже южной границы государства. Летопись 1552г. Сказания князя Курбского. Слово о Куликовом поле.

Практическое занятие. Составление схем битвы на Куликовом поле, макетов сражения. Экскурсии на Куликово поле (автобусная), в с. Дедилово, д. Покровка.

9. Основы туризма – 14ч.

Обеспечение безопасности и правил поведения в походах. Соблюдение личной гигиены. Требование к одежде и обуви. Оказание первой медицинской помощи. Требования к подбору медицинской аптечки. Обязанности санитара. Распределение обязанностей в походе – завхоз, санитар, фотограф, повар. Групповое и индивидуальное снаряжение. Установка бивака, составление сметы расходов и меню. Топографическая карта и компас. Ориентирование на местности.

10. Итоговое занятие – 4ч.

Зачет по теоретическому материалу (проверка теоретических знаний – викторина, проверка практических навыков – однодневный поход «Казачество на Руси». Тестирование, организация конкурса мини-сочинений «Моя малая Родина».

Предполагаемый результат 1-го года обучения

Иметь представление:

- о планах и задачах на новый учебный год;

- о детском игровом фольклоре;

- об элементах народной хореографии.

Должны знать:

- основы жанра словесного фольклора;

- отражение в фольклоре истории и быта народа, наблюдательности человека;

- происхождение загадок и частушек, их тематику;

- деятельность В.Даля, А.Афанасьева, П.Киреевского;

- назначение детского фольклора, использование в современном быту;

- элементы народной хореографии;

- историю казачества Тульского края;

- основы поведения в музее, функции музея;

- деятельность наших предков – вятичей;

- возникновение Дедославля, п. Киреевска;

- историю монголо-татарского нашествия в Дедославле;

- историю Куликово поля.

Должны уметь:

- собирать материал по детскому фольклору;

- оформить свою родословную;

- составлять мини-экскурсии по теме «Казачество Тульского края».

Должны иметь навыки:

- участия в проведении практических занятий;

- участия в проведении игровых занятий;

- участия в туристических походах.

Учебно-тематический план

2-го года обучения

 п/п

Наименование тем

Количество часов

Теория

Практика  

Всего

1

Вводное занятие.

2

-

2

2

Экскурсия – одна из форм работы музея. Разработка и создание экскурсионного маршрута «Если будет Россия, значит, буду и я» по муниципальному образованию Киреевский район.

10

14

24

3

«Живое слово» и его значение.

4

4

8

4

Сбор материала об утвари, жилище, старинных орудиях труда, народном костюме.

10

6

16

5

Народные праздники и обряды.

12

2

14

6

Тульский кремль – гордость Тулы.

10

6

16

7

Туляки – герои Отечественной войны 1812г.

20

8

28

8

Тульский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

16

4

20

8

Города и поселения муниципального образования Киреевский район

4

-

4

11

Подготовка к летнему туристическому походу

8

-

8

12

Итоговое занятие

4

-

4

Итого:

100

44

144

Содержание программы 2-го года обучения

1. Вводное занятие – 2ч.

Этнография как наука, ее материальные и духовные составляющие. Техника безопасности при работе в музее и полевых условиях. Правила поведения в музее.

  1. Экскурсия – одна из форм работы музея Разработка и создание экскурсионного маршрута «Если будет Россия, значит, буду и я» по муниципальному образованию Киреевский район – 24ч.

Обзорная и тематическая экскурсии. Выбор темы для последующей подготовки. Изучение различных источников информации, в т.ч. музейных предметов. Составление текста экскурсии. Прослушивание и обсуждение экскурсии. Разработка и создание экскурсионного маршрута «Если будет Россия, значит, буду и я» по муниципальному образованию Киреевский район.

  1. «Живое слово» и его значение – 8ч.

Логическое построение материала. Четкое и правильное произношение текста экскурсии. Разговорный, художественный, научный и деловой стиль речи. Школьный сленг. Деревенское просторечье (приговоры, песни, игры, величание).

Практическое занятие. Конкурс скороговорок и долгоговорок «Умница».

  1. Сбор материала об утвари, жилище, старинных орудиях труда, народном костюме – 16ч.

Утварь, характерная для современного жилища и в прошлом. Утварь, связанная с хлебопечением. Молочная посуда в прошлом. Современная молочная посуда. Традиционная посуда и утварь для варки пищи в прошлом, для хранения пищи, для принятия пищи. Современная посуда. Утварь для сбора ягод и грибов в прошлом. Утварь для ношения воды и ее хранения, для переноса тяжестей. Утварь, служившая при стирке и глажении белья. Утварь, употребляющаяся при кормлении скота и птицы. Утварь и предметы хозяйственного обихода, употребляемые в праздничные и повседневные дни. Традиционная утварь, изготовляемая и употребляемая в настоящее время. Общие сведения о поселении (примерное число жителей и домов, наличие путей сообщения – железной или шоссейной дорог, судоходной реки, удаленность от ближайшего города, наличие клуба, школы, почтового отделения, магазина, столовой – трактира, кафе, электрофицированность, наличие природного газа, телефонной связи). Тип поседения (однорядная застройка – вдоль реки, по берегу озера, пруда, дороги; двурядная – улица из двух рядов домов, обращенных фасадами друг к другу или другие типы застройки). План селения, ориентированный по отношению сторон света. Хозяйственные постройки (амбар, хлев, рига – рыга, сарай, погреб и т.д.). Стены дома (срубные, т.е. из бревен в «лапу» или «обло» рубленные; каркасные, глинобитоные, саманные, каменные, кирпичные, шлакоблочные, «засыпные», панельные и т.д.). Форма крыши (двускатная, четырехскатная и т.д.). Покрытие крыши (железо, шифер, черепица, камыш, солома и т.д.). Разница между городским и сельским современным жилищем. Крестьянское жилище и городское индивидуальное, построенное по канонам народного зодчества. Элементы убранства дома, изготовленные не фабричным способом (вышитые полотенца, пологи, занавески, ковры, скатерти, покрывала и т.д.). Современное внутреннее убранство дома (занавески на окна, салфетки, комнатные цветы, прикроватные коврики, статуэтки или игрушки на трельяже, трюмо, комоде или серванте, книжные полки или шкафы, зеркала, фотографии на стенах и т.д.). Орудия традиционного сельскохозяйственного производства (соха, борона, вилы, лопата для веяния зерна, коса, серп, копалка для сахарной свеклы, грабли деревянные и т.д.). Орудия по обработке льна, конопли, шерсти и других волокнистых материалов (прялка-самопряха, веретено-веретенце, гребни, щетки, ступы, мялки, трепала, ткацкие и ковровые станы, приспособления по перемотке нитей и для витья веревок и т.д.). Орудия гончарного производства (ручной и ножной гончарные круги и т.д.). Южно-русский (паневный) комплекс в женском костюме. Северо-русский (сарафанный) комплекс в женском костюме. Обувь (лапти, чуни, сапоги, коты, валенки и т.д.), головные уборы (картузы, малахаи, сороки, кокошники, повойники, волосняки и т.д.), украшения (бусы, серьги, кольца, броши и т.д.). Мужская, женская и детская одежда. Материал для изготовления одежды и обуви.

Практическое занятие. Описать, зарисовать старинные орудия труда. Оформить выставку музейных предметов и рисунков. По возможности, зарисовать народный костюм.

  1. Народные праздники и обряды – 14ч.

Деление праздников на народные, православные и государственные. Местные престольные праздники – Успение Пресвятой Богородицы и Казанской Божьей Матери. Месяцеслов. Новый год, Рождество, Сочельник, Крещение, Масленица, Вербное воскресение, Пасха, Красная горка, Радуница, Троица, Петров день, Ильин день, Покров, Кузьминки и др. Семейная обрядность – свадебная, похоронная, родины, крестины.

Практическое занятие. Экскурсия-игра «Коляда пришла…». Обряд празднования «Масленицы».

  1. Тульский кремль – гордость Тулы – 16ч.

Тульский кремль, история построения, мастера-строители. Башни Тульского кремля. Легенды и былины. Героическая оборона г.Тулы и роль Тульского кремля во время монголо-татарского нашествия. Тульское «сиденье» в крестьянской войне 1606-1607 гг.Тульские легенды о Левше, тульские оружейники: Сурнин, Захава, Сокольников.

Практическое занятие. Экскурсия в Тульский кремль, музей оружия (автобусная).

  1. Туляки – герои Отечественной войны 1812г. – 28ч.

Создание Тульского народного ополчения, участвовавшего в Отечественной войне 1812г. и заграничном походе русской армии 1814г. герои – туляки Отечественной войны 1812г.: Арсентьев М.А., Балашов А.Д., Беннигсен Л.Л., Вадбольский И.М., Вельяминов И.А., Волконский Д.М. и другие. Офицеры Тульского народного ополчения.

Практическое занятие. Экскурсия в музей оружия г. Тула (зал Отечественной войны 1812г.).

  1. Тульский край в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. – 20ч.

Тульский край под оккупацией фашистов. Партизанская война на территории Тульского края, оборона г. Тулы, п. Киреевска. Деятельность истребительного батальона на территории Киреевского района. Оборона г.Болохово, части и соединения участвующих в сражениях под г.Болохово. Наши земляки – герои Советского Союза: Тесаков Н.Ф., Афанасьев П.А., Захаров Н.Д. Боевой путь 50-й армии, освободившей г. Тулу. Братские могилы, обелиски, памятники на территории Киреевского района. Построение Кургана бессмертия в д. Быковка.

            Практическое занятие. Написание сочинения-эссе «Этих дней не смолкнет слава». Урок мужества «Огонь Победы» с приглашением ветеранов ВОВ, детей войны.      

  1. Города и поселения муниципального образования Киреевский район – 4ч.

Город Болохово – история и люди. Город Липки – создание города. Село Дедилово, д. Быковка, д. Черная Грязь, д. Орловка, д. Большие Калмыки, п. Бородинский, п. Октябрьский – история и люди.

  1.  Подготовка к летнему туристическому походу – 8ч.

Обеспечение безопасности и правил поведения в походах и экспедициях (инструкция № 293 «По организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий, путешествий с учащимися»). Обязанности и права руководителя туристического похода, его заместителя, обучающихся (членов туристического похода). Правила дорожного движения. Культурно-гигиенические навыки. Требования к одежде и обуви. Оказание первой медицинской помощи. Требования к подбору медицинской аптечки. Обязанности санитара. Групповое и индивидуальное снаряжение. Организация туристского быта, привалы и ночлеги. Подбор группы. Распределение обязанностей в туристическом походе: завхоз, санитар, фотограф, повар. Оформление походной документации. Разработка маршрута. Составление задания. Составление сметы расходов и меню, списка продуктов. Фасовка и упаковка продуктов. Смотр готовности группы – двухдневный поход.

  1. Итоговое занятие – 4ч.

Зачет по теоретическому материалу «Я – юный экскурсовод», викторина «Мой Тульский край – великой Родины частица».

Предполагаемый результат 2-го года обучения

Иметь представление:

- о планах и задачах на новый учебный год;

- об этнографии как науке.

Должны знать:

- методику составления экскурсионного маршрута;

- о «живом слове», стилях речи;

- разницу между утварью современного жилища и в прошлом;

- предметы быта, характерные для современного жилища и в прошлом;

-  разницу между современным городским и сельским жилищем;

- общие сведения о городе Туле;

- элементы внутреннего убранства дома;

- старинные орудия труда;

- о народном костюме;

- историю Тульского кремля;

- народные праздники и обряды;

- о туляках – героях Отечественной войны 1812г.;

- о Тульском крае и Киреевском районе в годы ВОВ 1941-1945гг.;

- города и поселения муниципального образования Киреевский район.

Должны уметь:

- подготовить экскурсию по залу славы г.Киреевска, по залу быта краеведческого музея г. Киреевска;

- разрабатывать экскурсионные маршруты по муниципальному образованию Киреевский район;

- собрать материал по этнографии.

Должны иметь навыки:

- зарисовать, по возможности, описать предметы быта, элементы

   внутреннего убранства дома, жилища, старинные орудия труда;

- разработать экспозицию и организовать выставку;

- подготовить материал для экскурсии.


Методическое обеспечение программы

В зависимости от поставленных задач на занятии используются различные методы обучения (словесные, наглядные, практические), чаще всего их сочетание. Основные формы проведения занятий – беседы, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, соревнования, походы выходного дня, экскурсии в краеведческий музей, «Комнату казачества», викторины, выставки, встречи с ветеранами ВОВ, уроки мужества, театрализованные обрядовые действия, туристические походы, работа с источниками интернет-сайтов, составление текстов экскурсий на основе научного краеведческого материала. В качестве дидактического материала используются:

  • раздаточный материал;
  • наглядные пособия;
  • краеведческая литература для чтения;
  • сведения из интернета (краеведческих сайтов по тульской области)
  • книги, брошюры, газетные материалы;
  • картографические пособия по родному краю;
  • разработанные тексты экскурсий по муниципальному образованию Киреевский район, комнате казачества;
  • фотографии;
  • тесты, кроссворды по темам;
  • видеоматериалы с документальными фильмами о ВОВ, об экскурсиях и музейных праздниках;
  • компьютерные презентации по темам;
  • аудиозаписи с народными и патриотическими песнями.

Материально-техническое обеспечение программы

Помещение: учебный кабинет, оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы, стулья, классная доска, шкафы для хранения учебной и методической литературы, наглядных пособий. На занятиях используются наглядные пособия, альбомы, карты-схемы, книги, газеты. Возможно использование интернет-технологий и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Транспорт для экскурсий. Аудиотехника и телевизионное оборудование.

Список литературы, рекомендуемой педагогу:

1. Алмазов, Б.А. Казаки / Б.А. Алмазов. – Санкт-Петербург: Золотой век, 1999.

2. Афремов, И.Ф. История Тульского края / И.Ф. Афремов. – Тула: Приокское книжное изд-во, 2002.

3. Григорьев,  В.М. Методика собирания и изучения народных игр / В.М. Григорьев. – М.: Рекл.-информ. бюро «Турист», 1992.

4. Князев, В.Ф. Казачья сотня / В.Ф. Князев. – М.: Воениздат, 1996.

5. Лепехин, А.Н. Казачество Тульского края / А.Н. Лепехин – М.: Витязь, 2010.

6. Максимцов, М.Д. Дорогами мужества / М.М. Максимцов. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1966.

7. Нам дороги эти позабыть нельзя / под. ред. А.И. Федулова. – Тула: Пересвет, 2005.

8. Ошевский, С.Д. Грани Тульского зодчества / С.Д. Ошевский. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1983.

9. Ошевский, С.Д. Гордость земли Тульской / С.Д. Ошевский. – Тула: Приокское книжное изд-во, 1991.

        10. Савельев, Е.П. Древняя история казачества / Е.П. Савельев. – М.: Вече, 1995.

11. Скачков, В. Это было на Тульской земле / В. Скачков. – 2 тома. – Тула: ГРИФиК, 2001.

12. Соколовский, Ю.Е. Бальная и народная хореография / Ю.Е. Соколовский. – М.: Искусство, 2007.

 

Список литературы, рекомендуемой учащимся:

  1. Алексеев, С.П. Грозный всадник: рассказы о Степане Разине и восставшем народе/ С.П. Алексеев. – М.: Дет.лит., 1971.
  2. Афанасьев, В.В. Родного неба милый свет… / В.В. Афанасьев. – М.: Дет. лит., 1998.
  3. Ашурков, В.Н. Город мастеров / В.Н. Ашурков. – Тула: Тульское книжн. изд-во, 1958.
  4. Венков, А.В. История казачества России /  А.В. Венков. – Ростов н/Д: изд-во РГУ, 2001.
  5. Лепехин, А.Н. Слава предков – потомкам пример. Дедославль – Дедилов/ А.Н. Лепехин. – Тула: ГРИФиК, 2003.
  6. Тульский краеведческий альманах / под ред. Е. В. Симонова. – Тула: Тульский полиграфист, 2012.
  7. Чуднов, П.М. История Тульского края / П.М. Чуднов. – Тула: Пересвет, 2000.



 

Комментарии

Курнухина Алла Николаевна

Спасибо, за вашу программу по краеведению. Очень познавательно.