Сценарий этнографического фестиваля
материал по краеведению на тему

Сенник Оксана Валерьевна

Сценарий этнографического фестиваля, прошедшего в рамках районного конкурса "Радуга 2014"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий этнографического фестиваля

(Зал украшен приветственными надписями на разных языках. Дети и взрослые участники – в национальных костюмах. Сначала на сцену выходят представители разных национальностей и приветствуют гостей на своих языках. Во время презентации они незаметно уходят, остаются  два ведущих.)

Ведущий 1: - В нашем селе, как и во всем Гайском районе, проживают представители многих национальностей. Сегодня мы собрались, чтобы еще раз поговорить о традициях народов, населяющих нашу малую родину.

Ведущий 2: - Сначала вас ждет рассказ о некоторых обычаях нашей местности, затем желающие смогут пройтись по этнографической выставке,  узнать интересные факты истории нашего села, познакомиться с исследовательскими работами наших учеников и попробовать блюда национальной кухни.

Ведущий 1: - Но начнем мы свое выступление с истории  Гайского района, который в этом году празднует свое 80-летие.

(Презентация)

Ведущий 2: История нашего района написана трудом и наших односельчан. Многие из них в этом году тоже отметят свои юбилеи. Слово для поздравления мы предоставляем директору школы.

(Директор поздравляет односельчан, вручает цветы и благодарственные письма ветеранам и юбилярам)

Директор: Самоотверженным трудом этих людей написана не одна страница славного прошлого  и села Новопетропавловка, и Гайского района. А настоящее и будущее нашей малой родины в руках тех, кто  в нынешнее непростое время остается верен заветам отцов, продолжая трудиться на родной земле, создавая рабочие места для односельчан, оказывая благотворительную помощь школе. Это наши уважаемые фермеры: …

(Вручение благодарственных писем фермерам)

Ведущий 2: - В нашем селе многие годы живут бок о бок представители разных национальных культур. Мы отличаемся цветом кожи и разрезом глаз, но сходны в том, что считаем своей родиной  Новопетропавловку и Гайский район.

Ведущий 1: - А еще объединяют нас дети. Во все времена родители любой национальности мечтали, чтобы их детям досталась лучшая доля, и не жалели для этого сил. И это не удивительно, ведь дети – и наше будущее, и будущее нашей родины, как малой, так и большой.

Ведущий 2: - У каждого народа сложились свои обычаи, связанные с рождением, воспитанием и развитием детей, но во многом они схожи. Сегодня мы постараемся вас в этом убедить.

Ведущий 1: - Когда рождается ребенок, первое время его стараются не показывать чужим людям. Так принято у всех народов. Ежедневно младенца купают. Эта процедура имеет не только гигиеническое значение. Купание, особенно в первые 40 дней, выполняет роль своеобразного ритуала, цель которого – укрепить здоровье малыша и попытаться запрограммировать его светлое будущее.

Ведущий 2: - У казахов принято попеременно добавлять в воду для купания соль и травяные отвары – это оздоравливает и закаляет кожу младенца. Во время купания мать или бабушка говорит специальные слова, желая ребенку здоровья.

Ведущий 1: - В славянской культуре купание младенца тоже сопровождается специальными приговорами, которые многие считают беззаботными детскими потешками. А ведь по сути – это своего рода нейро-лингвистическое программирование. Купая свою маленькую дочь, я повторяла эти слова. Теперь моя Варвара, умываясь, вспоминает их сама.

(Мини-сценка «Умывание»)

Водичка-водичка!
Умой мое личико!
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

С гуся вода,
С лебедя вода,
С меня- вся худоба
На пустой лес,
На большую воду
Под гнилую колоду!

Водя текучая,
А я растучая.
Вода – книзу.
А я – кверху!

Ведущий 1: - У многих народов 40-й день после рождения считается особенным. Русские и украинцы в этот день устраивали «зубок» - приглашали родственников поглядеть на окрепшего младенца. Гости приносили подарки для виновника торжества, желали ему всяческих благ.

(Просмотр видеозаписи и комментарии ведущего)

Ведущий 2: - У башкир и казахов в этот день проводят специальный ритуал. В воду для купания бросают монеты – это символ будущего богатства. После специальной молитвы у малыша срезают прядь волос, купают его. Затем старейшина рода или приглашенный мулла называет имя ребенка. Считается хорошей приметой, если малыш рожден в межнациональном браке. Тогда ему дается два имени, а это значит, что у него будет два ангела-хранителя.

Ведущий 1: Марийцы тоже свято верили, что выбор имени оказывает влияние на судьбу младенца. «В каждом имени звенит звонкий маленький родник!» Об этом рассказывается в народной песне.

(Марийская песня про имена)

Ведущий 1: - Для того чтобы малыш рос здоровым, он должен хорошо кушать и крепко спать. На разных языках мамы и старшие сестры пели или рассказывали колыбельные.

(Инсценировка «У колыбели»)

Девушка в русском костюме, приговаривая слова колыбельной, несет большую куклу, имитирующую младенца, и укладывает ее в колыбельку. Затем выходит девушка в башкирском костюме и, покачивая колыбельку, поет песню.

Баю-бай, баю-бай,

Спи, мой братец, засыпай!

Баиньки, баиньки, 
Спи, покуда маленький.

Будет время - подрастешь,
На работу пойдешь,

Станешь лес рубить,
Рыбку в озере ловить,

Дрова возить матушке,
Избу чинить батюшке.

Станешь всем помогать,
Будет некогда поспать!

(Колыбельная песня на башкирском языке)

Ведущий 2: - Окруженный любовью и заботой родных, малыш подрастает. Вот он уже делает первые шаги. С этим знаменательным событием связан обычай, который встречается у разных народов – разрезание пут.

Ведущий 1: - Древние славяне верили, что в этот мир люди приходят со связанными ногами. Чтобы ребенок пошел быстрее и легче, предки делали так: как только ребенок впервые вставал, мама проводила ножом или ножницами между его ножками, как бы символически разрезая «путы». Позднее этот обряд несколько видоизменился  -  разрезать невидимые путы стали тогда, когда малыш самостоятельно сделал первый шаг. Это делала женщина, которая находилась рядом. Мне, например, путы перерезала бабушка, на попечении которой меня оставила отлучившаяся мама.

Ведущий 2: - В древности казахи поклонялись верховному божеству - Тенгри (небо). По их представлению мир делился на три части: подземный, земной и небесный миры. В течении своей жизни человек последовательно переживал все три стадии. Только что рожденный ребенок считался пришельцем подземного мира. Его связь с этим миром еще велика: земля постоянно зовет ребенка к себе. Этим люди объясняли высокую смертность младенцев. Но после того, как человек начинает самостоятельно ходить, связь с миром подземелья постепенно ослабевает. И в этом акте очень важна помощь человека из настоящего, наземного мира. Поэтому перерезать путы предоставлялось духовно и физически сильным людям. Родители обычно выбирают уважаемого человека, которого просят совершить этот обряд. Это большая честь, отказываться от которой нельзя.

(Инсценировка «Разрезание пут» и комментарии)

Но есть и другой вариант обряда. Когда малыш пробует делать первые шаги, в дом приглашают много гостей с детьми. Среди детей устраивают соревнование в беге, и самому быстрому предоставляется право перерезать путы. Заранее бабушка или мама плетут из цветной шерсти тонкую веревочку, ее нетуго завязывают на ногах младенца и пускают его по расстеленной на полу белой кошме. Эту веревочку и нужно перерезать. Во время обряда детей осыпают монетами и сладостями, а взрослым раздают подарки – красивые платки, отрезы ткани и угощения.

Ведущий 2: - Время мчится быстро. Не успели родители оглянуться, их малыш вырос. Приходит пора расставаться с любимым чадом и отпускать его во взрослую жизнь. Но как волнуется при этом родительское сердце! Если б можно было, любая мать орлицей полетела бы вслед своей кровиночке, чтобы раскинуть над ней крылья и укрыть от напастей.

Ведущий 1: - Но поскольку не было у родителей крыльев, приходилось им полагаться на божью волю. Так и рождались молитвы-обереги, которые тайком читала мать, глядя в спину ребенку, уходящему из дома. Такой оберег читала моя мама, провожая нас на учебу в город:

Мать дочку провожала,

Месяцем подпоясала,

А судьбой обернула,

А звездой пристегнула.

Встреть же, Боже,

Ты мое дитя

На высоком пороге

И на большой дороге.

Ведущий 2: - Есть обереги и у других народов. Татары и башкиры, например, провожая сына в армию, выводят его со двора спиной вперед, лицом к дому – для того, чтобы он благополучно к нему вернулся. Из рук матери призывник выпивает глоток молока и съедает кусочек хлеба. Оставшийся хлеб должен храниться в семье до его возвращения.

(Инсценировка «Проводы в армию»)

Ведущий 1: - Все мы разные, но культуры наши имеют много общего, ведь нас объединяет любовь к детям и стремление их защитить. Люди разных национальностей и разного вероисповедания во все времена просят милости для себя и своих детей и желают всем людям добра.

(«Отче  наш» и Бата)

Ведущий 2: - Сегодня у нас большой праздник, а ведь у любого народа ни один праздник не обходится без национального танца.

( Танец-попурри)

(Гаснет свет. На экране – мини-презентация «Национальные праздники». В это время все участники выстраиваются для финальной песни)

Ты, мы, он и я  -
Вместе мы одна семья,
Очень дружная семья,
Рядом все мои друзья.

Много их, таких родных,
Черных, рыжих и льняных,
Заводных,  веселых
В разных гайских селах!

Широко раскинул степи

Оренбургский край,

Средь степей огнями светит

Славный город Гай!

Много здесь  живет людей достойных,

Добрых, честных, смелых, хлебосольных.

Мы гордимся славой предков и глядим вперед!

Нравом славится суровым

Наша сторона,

И нечасто людям новым

Нравится она.

Только тех она признать готова,

Кто на ветер не бросает слова,

Кто себя щадить не станет и пойдет вперед!

Вертится Земля, и, сменяясь, мчатся года,

Стае черных туч солнца не закрыть никогда! Я знаю!

Пусть оно глядит, как волнует ветер поля,

Как зерно золотое течет в закрома,

Как прекрасна родная земля!

(После песни гостей приглашают на экскурсию по краеведческо-этнографической выставке, где представлены предметы быта разных национальных культур и исследовательские работы учащихся. Затем открывает свои двери чайная, где можно отведать национальные блюда)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий к фестивалю "Салют Победы"

Сценарий Республиканского фестиваля детско-юношеского творчества "Салют Победы - 2012". Результат работы - Почетная грамота в номинации "Лучшая тематическая направленность" МБОУ Самагалтайскую СОШ №1 ...

Сценарий телевизионного фестиваля

Сценарий телевизионного фестиваля для юных тележурналистов. Проведение такого фестиваля для юных журналистов пресс-центра "Репортёр" традиционно уже 2 года. Если вы любите снимать, и в вашей школе ест...

Сценарий открытия фестиваля творческой защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны».

Сценарий открытия фестиваля творческой  защиты проектов по теме: «Советская дипломатия в годы Великой Отечественной войны». (Составилен: Редькиной Еленой Николаевной, КШИ №11, старший воспи...

Сценарий Пасхального фестиваля "Свет воссиял великий" 2013 год. МБОУ ДОД ЦДТ ст.Ладожской совместно со Свято-Успенским храмом станицы Ладожской

Ежегодный пасхальный фестиваль проводится уже не первый год для детей нашей станицы на Светлой Пасхальной седмице. Школы готовят выступления детей на 10 минут по теме фестиваля. Жюри отмечает всех уча...

Сценарий танцевального фестиваля "Вальс для вас!"

Авторский сценарий проведения танцевального фестиваля. Зритель знакомится с разнообразными направлениями: народный, класический, эстрадный, современный....

Примерный сценарий праздника народного творчества. Сценарий для фестиваля "Народный умелец"

Вторая часть сценария фестиваля "Народный умелец". Проводится н свежем воздухе, включает в себя перечень игр и хороводов, народных состязаний и текст для ведущих....

Сценарий выступления на муниципальном детском этнографическом фестивале «Мы вместе»

Фестиваль "Мы вместе" проводился в г. Ясный с целью  сохранения традиций и пропаганду культуры народов РФ. Наше дошкольное учреждение представляло русский народ. Мы представили русский ...