Конспект урока по кубановедению в 9 классе на тему: «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»
план-конспект урока по краеведению (9 класс) на тему

Орещенко Елена Александровна

Тема урока по кубановедению  для 9-х классов «Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka_po_kubanovedeniyu_dlya_9.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока по кубановедению  для 9-х классов

«Культурная жизнь Кубани в 1900 – 1917 гг.»

Разработала учитель кубановедения Орещенко Е.А.

Цели:

  • знакомство учащихся с культурой Кубани в начале ХХвека;
  • Развитие умений самостоятельной работы с учебником, умения делать выводы и систематизировать полученные знания;
  • Воспитание патриотических качеств у учащихся.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: интерактивная доска, проектор

План

  1. Образование
  2. Просвещение
  3. Здравоохранение
  4. Наука
  5. Печать
  6. Литература
  7. Музыкальная жизнь.
  8. Театры и зрелища
  9. Изобразительное искусство
  10. Изменение внешнего облика городов

Ход урока.

  1. Орг. Момент Здравствуйте, ребята
  2. Опрос д/з
  1. Как кубанцы отнеслись к Первой мировой войне? Почему это отношение будет изменяться с течением времени?
  2. Как война отразилась на экономике края? Какая отрасль оказалась наиболее чувствительной на тот момент?
  3. Почему на Кубани начались «бабьи» бунты?
  4. Изучение новой темы.
  1. В начале ХХ века на Кубани существовали различные типы образовательных учреждений, в том числе: начальные училища, церковно приходские школы, гимназии,реальные училища. Дети адыгов получали знания в горских и русских школах, также могли обучаться в мусульманских школах (медресе).

Запись в тетрадь.

Таблица «Типы образовательных учреждений на Кубани в начале ХХ века»

Начальное образование

начальные училища, церковно приходские школы

Среднее образование

гимназии, реальные училища.

Профессиональное образование

с/х, ремесленные, технические, коммерческие школы и училища

Подготовка учителей начальных школы

Учительские семинарии , в гимназиях организовывали пед.классы

Подготовка фельдшерского состава

Екатеринодарская военно-фельдшерская школа

Высшее образование

-

  • Как вы думаете, почему ускорился темп развития системы образования на Кубани?
  • Что свидетельствовало о недостаточном развитии региональной системы образования?
  1. Центр просвещения на кубани – библиотеки и читальни. 1900г. – открытие библиотеки имени А.С. Пушкина в г. Екатеринодаре. 1902г. –открытие 2-1 городской библиотеки имени Н.В. Гоголя. Для данного периода характерно открытие музеев и картинных галерей в крупных городах края.
  2. Во второй половине XIX начале XX века получили развитие санитарные мероприятия, направленные на оздоровление условий жизни населения и предупреждение болезней. В первую очередь в г. Екатеринодаребыл организован надзор за санитарным состоянием населенных мест. Предпринимались некоторые меры для медицинского обслуживания рабочих. Хозяева кирпичных, черепичных, гончарных и керамических заводов должны были заботиться о чистоте помещений на предприятиях и обеспечивать для рабочих необходимую амбулаторную, а в случае надобности — и госпитальную помощь.

В декабре 1890 в Екатеринодаре было создано Общество врачей Кубанской области. Основная задача этого общества — улучшение санитарного благополучия населения и борьба с инфекционными болезнями. На протяжении всех лет существования (до начала I мировой войны) вся его деятельность была посвящена выработке мер борьбы с острозаразными болезнями, улучшению санитарного надзора.

В 1892 году в одном из районов города Екатеринодара, называвшемся Дубинкой, была зафиксирована вспышка холеры. В ее ликвидации большую роль сыграл член общества врач В.С. Абессаломов. Найдя подходящее помещение, он превратил его в больничный барак, куда помещали заболевших. Около трех месяцев врач с санитарами работали в очаге, оказывая помощь больным.

Для этого периода характерно улучшение оснащения мед.аппаратурой и оборудованием лечебных заведений городов края, использоване рентгеновских аппаратов, появление родильных приютов, зубоврачебных кабинетов.

4.Запись в тетрадь.

Для науки характерно:

  • Продолжения изучения древних курганов
  • Работа Кубанского областного статистического комитета, общества любителей изучения Куб. области.(ОЛИКО), кубанского общества любителей изучения казачества.
  • Основание Сочинской с/х и садовой опытной станции, Кубанской с/х опытнойстанции, Екатеринодарской лаборатории опытного табаководства

5.Рассказ учителя из рубрики «Из истории…» 

30 марта  1863 года вышел первый номер газеты «Кубанские ведомости». Печаталась она на двух сортах бумаги – серой и белой, отчего и различалась цена  годовой подписки. Номер состоял из официальной и неофициальной части. В последнюю входили кубанские новости и перепечатки из петербургских газет.

                В 1864 году произошла задержка с выходом газеты. Очередной номер вышел лишь 4 апреля.

                Через несколько лет газета стала называться «Кубанские областные ведомости».С назначением в 1873 году наказным атаманом Кубанского казачьего войска Кармалина, «Ведомости» становятся более интересными.

                С девятнадцатого номера 1897 г. редактором неофициальной части стал Е.Д. Фелицын – самоотверженный, неутомимый исследователь. При нём вводится рубрика общеполезных знаний и сведений, ни одно выдающееся событие не остаётся незамеченным. Газета становится злободневной.

Что мы видим в начале 20 века? Продолжает свою деятельность газета, которая уже получила немного иное название «Кубанские областные ведомости». В ней печатали свои труды многие впоследствии ставшие знаменитыми литераторы, знатоки местного фольклора.

Задание. Установите соответствие.

А)Н.Н. Канивецкий             1. Поэзия и фольклористика

Б) А.Е. Пивень                       2. Бытописательство и юмор.

В)П.П. Орлов                         3. Популяризация истории казачества

Г)М.К. Седин  

                                                    4. Издание журнала «Прикубанские степи»,                        описание жизни и деятельности выдающихся представилей кубанского казачества.

6.7.8. Самостоятельная работа с учебником стр. 31-33.

Составьте план сообщения по пунктам «Литература, музыка, изобразительное искусство,театры и зрелища на Кубани в начале ХХв.»

9. Прочитайте текст учебника на стр. 33-34 и ответьте на вопрос:

Как повлияли на развитие градостроительства экономические и культурные потребности региона?

Рефлексия:

Какую роль в развитии культуры играли общественные инициативы?

Домашнее задание: параграф 6, вопросы стр. 34 №1-5