Конспект урока по истории 7 класс по теме Повседневная жизнь
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Бесов Алексей Петрович

Конспект урока по истории 7 класс  по теме "Повседневная жизнь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povsednevnaya_zhizn.docx28.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:   Повседневная жизнь. Новая история 7 класс.

Цели и задачи:

  - овладение учащимися знаниями о европейском быте в XVI – XVIII вв.;  

  - выяснить, как изменения в духовной и экономической жизни общества порождают    новые явления в повседневной жизни;

  - создать ощущение связи эпох, поколений через предметы и вещи материального мира;

  - познакомить с условиями повседневной жизни, что ели, чем болели, что одевали люди в период нового времени;

  - обратить внимание на изменения, произошедшие в жизни европейцев;

  - развивать умения решать проблемные задания, творчески овладевать знаниями;

  - работать самостоятельно с текстом учебника, выделять главное, сравнивать, анализировать, делать выводы, пользоваться иллюстративными материалами как источником содержания, работать с документами, решать проблемные задания;

  - воспитывать интерес к прошлому, культуре Нового времени.

Оборудование

1). Раздаточный материал:

- «Обычаи питания в Германии» (начало VI века, Иоганн Боэмус);

     - Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII век);

     - Прически и головные уборы;

     - Украшения и косметика

2).  Иллюстрации художников нового времени;

3).  Рабочая тетрадь,

Учебник -  А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800 гг. 7 класс -  М.: Просвещение, 2011 г.

5). Карта: «Европа в период Нового времени»;

6). Интерактивная доска

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: повседневность, канон

Методы обучения: объяснение, рассказ, обучение решению проблемных и познавательных заданий, использование межкурсовых связей (МХК)

 Ход урока

I. Оргмомент.

II. Изучение новой темы.

1). Рассказ учителя

     Вам, ребята, уже знакомы особенности  экономического и политического развития стран в эпоху раннего Нового времени.

 Но о какой стороне жизни людей в раннее Новое время мы с вами еще не говорили?

Быт европейцев.  Повседневная жизнь жителей Европы в раннее Новое время

Действительно вы еще не представляете, в каких условиях изо дня в день жили люди того времени? Какова была продолжительность их жизни? Что люди ели, чем болели, чего боялись и о чем просили Бога. Во что одевались, что определяло моду одежды?

Почему в женской моде XVII –XVIII вв. особое место занимали перчатки, вуаль и мушки?

Всё это вам поможет узнать  работа над одной детективной историей.

 ( На уроке создаётся ситуация неожиданности –

проблемная ситуация  «с удивлением».)

Однажды в одном европейском государстве в конце XVII или в начале XVIII века случилась следующая история.

Было уже за полночь, когда к двухэтажному гостиному двору подъехала карета, из которой вышли две дамы. У одной из них, лицо было закрыто чёрной вуалью, она была госпожа, а другая оказалась служанкой. Их встретил служащий.  Служащий предложил  ужин, но госпожа отказалась. Очень ей хотелось спать. В номере на первом этаже была поселена госпожа, а служанку служащий поселил на втором этаже в крайнем левом крыле дома. Когда госпожа вошла в свой номер, то почему – то закричала. Когда служанка подошла к своему номеру, раздался крик служанки, и она тут же поспешила к номеру госпожи. Номер госпожи закрывал на ключ служащий. Служанка стала требовать, чтобы номер госпожи был открыт, но служащий долгое время не открывал его, а когда  он был открыт, то в нём не оказалось госпожи.

Вопросы

 1. Почему закричала госпожа?

 2. Почем закричала служанка?

 3. Был суд, но на суде оправдали служащего. Почему?

А расследовать это происшествие вам поможет работа с текстом  п. 6 «Повседневная жизнь»

Подсказка:

большое распространение в быту  в конце XVII –  XVIII вв. получает зеркало.

2). Работа учащихся с текстом учебника (п. 6)

Класс делится на 5 групп.

Каждая группа готовит свой вопрос по тексту параграфа и раздаточному материалу, а затем излагает материал.

1. «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны»

2. «Столетие редкого человека»

3. «Грим и пудра вытесняют мыло»

4. «Скажи мне, что  ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть!..»

5. «Менялись эпохи – менялась мода»

 (сопровождается показом слайдов)

3). Работа над вопросами детективной истории

                       1. Почему закричала госпожа?

Она увидела в зеркале своё лицо, обезображенное проказой, в ужасе закричала, поняв, насколько она серьёзно больна, тут - же испустила дух.

                                     2. Почему закричала служанка?

Служанка всегда и везде прятала от госпожи зеркало, чтобы та, не знала, до какой степени она больна и как обезображено её лицо.

 Но на этот раз, устав от дальней дороги и захотев спать, она забыла в номере госпожи убрать зеркало и  об этом вспомнила, когда подошла к своему номеру и поэтому закричала.

                                     3. Был суд, но на суде оправдали служащего. Почему?

Услышав крик госпожи, в её номер вошёл служащий. Он  увидел на полу мёртвое обезображенное проказой тело госпожи.  Недолго думая он бросил её в горящий камин.

Оправдали его на суде за то, что он не допустил распространение проказы.

III. Закрепление.

1. Заполните таблицу.

Жизнь европейцев в начале Нового времени

Продолжительность жизни?

В те времена сорокалетние считались стариками, и мало кому удавалось дожить до 70 лет. Средняя продолжительность жизни была 30 лет.

Чего боялись?

Войн (худой мир лучше доброй ссоры), эпидемий, голода.

Чем  болели?

Эпидемии чумы, оспы

Чем питались?

Питание зависело от имущественного положения семьи.

2. Определите и запишите в тетради

Причины медленного роста населения Европы:

•        отсутствие медицинской помощи;

•        тяжелый труд;

•        отсутствие личной гигиены;

Вследствие всего этого – высокая смертность.

3. Задание классу:

 записать в один столбик что ели, а в другой, что пили люди в Новое время.

Ели

Пили

- похлебки из риса, пшеницы и кукурузы;

- черный или белый хлеб;

- каши;

- картофель;

- мясо (редко);

- рыба;

- масло;

- пряности;

- фрукты;

- овощи;

- сахар.

- чай;

- кофе;

- шоколад;

- молоко.

        

                

 Произошли ли изменения в повседневной жизни человека XVI-XVII вв. по сравнению с XIV-XV вв.?

Какова была жизнь европейцев раннее Новое время?

Вывод.

В раннее Новое время, как и прежде, повседневная жизнь была нелегка. Голод, войны, болезни подстрекали человека ежедневно. Жизнь была короткой, население росло медленно.

IV. Заключительная часть урока.

Оценки за работу в классе

Домашнее задание:

- п. 6 (ещё раз внимательно прочитать, ответить устно на вопросы в конце параграфа);

- составить меню для домашних трапез в бедной городской семье, в зажиточной семье, в аристократической семье. При этом следует составить два варианта меню: первый – для XVI –XVII вв., а второй – для XVIII в. (такое задание также позволит проверить усвоение учащимися динамики изменений в структуре питания, связанных с Великими географическими открытиями и постепенным ростом урожайности.);

- по желанию: используя материал для дополнительного чтения в учебнике «Города в начале Нового времени» и фактический материал из рабочей тетради, заполнить таблицу.

Черты средневекового города

Черты города Нового времени

УМК  по Новой истории для 7 класса

1. А.Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л.М. Ванюшкина. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800 гг. 7 класс -  М.: Просвещение, 2011 г.

    2. Электронное приложение к учебнику — ресурсы сайта www.online.prosv.ru.

    3. А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 ч. -  М.: Просвещение, 2010 г.

    4.  А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, Т.В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 7 класс -  М.: Просвещение, 2003 г.

    5. Репин А.В. Новая история 7 класс. Дидактические материалы - Саратов: Лицей, 2007 г.

Приложение

Раздаточный материал

1. «Обычаи питания в Германии» (начало VI века, Иоганн Боэмус)

        В то время как знати присуща дорогая еда, бюргеры живут очень умеренно. Работающие едят четыре раза в день, праздные – только два. Немного хлеба,  затируха (каша) из овса или вареные бобы – пища крестьян, вода или сыворотка – их питье. Саксонцы пекут белый хлеб, пьют пиво, их пища тяжела и нелепа: сало, сухая колбаса, сырой лук, подсолнечное масло. Готовят много на воскресенье, чтобы потом есть всю неделю. Детей они не вскармливают, как у нас, кашей из муки с молоком, но дают жесткую пищу, которая проталкивается через детский ротик после того, как няня ее хорошо разжует… Вино потребляют только богатые, потому что оно привозится издалека, с Рейна, и стоит дорого.

 Описание парадного обеда французского короля Людовика XVI (XVIII век)

        По возвращении во дворец … праздничный обед. Он сервирован в одной из передних комнат … за маленький и, как того требует этикет, квадратный стол, заставленный серебром, садятся друг против друга король с королевой… Не будем подробно останавливаться на меню – это заняло бы не менее двух страниц. Оно состоит из пятидесяти различных кушаний – тут и четыре супа, и два очень солидных главных блюда: говядина с капустой и задняя часть телятины на вертеле… Затем подают еще шестнадцать блюд: тут и индюшачьи потроха в бульоне, и сладкое мясо в папильотках (т.е. приготовленное завернутым в промасленную бумагу), и молочный поросенок на вертеле, и бараньи котлетки, и телячья голова под острым соусом… Затем появляются четыре вида закусок… куски телятины, филе молодого кролика, холодные индюшата, телячьи поджилки; за ними следуют шесть жарких, два основательных салата и шестнадцать легких – из овощей, яиц и молочных продуктов; и наконец, на десерт – дивные фрукты: виноград, гранаты, груши, необыкновенного сорта вишни и т.д. и т.п. Четыреста каштанов и сорок восемь кексов завершают трапезу.

         Разумеется, Людовик XVI не обязан был одолеть всего, просто ему был предложен широкий выбор любимых яств.

  1. В чем различия трапез простонародья и аристократов?
  2. Какие продукты преобладали на столе простых бюргеров?
  3. Что вас удивило в описании обеда короля?
  4. Что бы вы хотели попробовать из меню Людовика XVI ?

2. Прически и головные уборы

Мужские прически в стиле «рококо» представляли собой завитые в локоны или гладко зачесанные назад волосы. Сзади их связывали черной лентой или прятали в черный мешочек-«кошелек». Аристократы пудрили волосы, а также носили белые пудреные парики. Лицо гладко брили.
Модным головным убором в 18 веке стала «треуголка», которую носили даже женщины. Мужчины часто держали ее на сгибе левой руки, а не на голове.
Дамская прическа была небольшой. Волосы завивали в локоны, поднимали вверх и скалывали на затылке. Прическу пудрили и украшали лентами, перьями, цветами, нитками жемчуга.
Головные уборы дамы надевали редко. Голову покрывали накидкой, во время путешествий надевали мужскую треуголку, а дома носили небольшой чепчик, украшенный лентами, цветами, кружевом.

 Украшения и косметика

В 18 веке в моде были румяна, пудра, духи, мушки. Пудрили волосы и парики.
И мужской, и женский 
костюм эпохи рококо дополнялся большим количеством украшений, в том числе и ювелирных. В одежде присутствовали кружева, банты, рюши, богатейшие вышивки.
Модными были кольца, браслеты, ожерелья, колье, золотые часы на цепочках. Полюбились маленькие букеты искусственных цветов (часто фарфоровые), которые прикалывали на груди. Белизну кожи женщины оттеняли бархоткой или рюшами из кружев на шее. Не потеряли популярности веера, которые иногда расписывали такие знаменитые художники, как Ватто и Буше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11 классе по теме «Жизнь в эпоху высоких технологий. Каковы аргументы за и против»

Конспектурока английского языкаВ 11а классе  Тема урока: Жизнь в эпоху высоких технологий....

Конспект урока для 6-классов по теме "Животные в нашей жизни"

Конспект урока для 6-классов по теме "Animals in our life" с презентацией....

План-конспект урока в 5 классе на тему: "Роль родного языка в жизни человека. Красота и богатство русского языка"

Данная тема является вводной в изучении курса русского языка в 5 классе. Она обусловлена необходимостью показать учащимся роль родного языка в жизни человека, красоту и богатство русского языка, его с...

Конспект урока музыки 5 класс по теме:«Всю жизнь мою несу родину в душе…». http://shkola172007.narod.ru/krasnodarski_krai.htm

ЗАДАЧИ: Развивать  интерес к  произведениям композиторов, поэтов  и художников, прославляющих  Кубань;       2) Пополнить  словарный  запас ...

Конспект урока по истории Класс: 11 Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»

Конспект урока по историиКласс: 11Тема: «Страны Азии, Африки и Латинской Америки во второй половине XX века»Цель:Образовательная:·         Систематизировать и у...

Конспект урока по английскому языку на тему "Школьная жизнь" (10 класс)

Темой урока является изучение этапов получения образования. Экзамены Во время урока учащиеся изучат схемы, ознакомятся с основными этапами получения образования, новые слова занесут в словарь; от...

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»

Открытый урок по истории в 5 классе на тему: «Повседневная жизнь древних греков»...