Конспект урока музыки 5 класс по теме:«Всю жизнь мою несу родину в душе…». http://shkola172007.narod.ru/krasnodarski_krai.htm
план-конспект урока по музыке (5 класс) по теме

Дундукова Наталья Сергеевна

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать  интерес к  произведениям композиторов, поэтов  и художников, прославляющих  Кубань;

       2) Пополнить  словарный  запас диалектами;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzyki_lyudi_kubani.doc63.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК  МУЗЫКИ  в 5 классе

 учитель МБОУ СОШ №25 с. Небуг,  Туапсинский район

 Наталья Сергеевна Дундукова

ТЕМА: «Всю жизнь мою несу родину в душе…».

Цель:  Познакомить  с творчеством  выдающихся  людей  края, кубанскими  поэтами, композиторами  и художниками.

ЗАДАЧИ:

  1. Развивать  интерес к  произведениям композиторов, поэтов  и художников, прославляющих  Кубань;

       2) Пополнить  словарный  запас диалектами;

       3) Развивать умение видеть прекрасное рядом с собой;

       4) Развивать умение передавать красоту образов природы;

       5) Формировать  умение  сотрудничать в ходе совместной работы.

       6) Воспитывать  любовь  к родному краю; к своей малой родине;

       7) Закрепление нравственных качеств учащихся, как доброта, любовь к ближнему.

Предварительная работа:

  1. Нацелить учащихся на подготовку кратких  сообщений о Г.Ф. Пономаренко, В.Г. Захарченко, Максиме Васильевиче и Галине Григорьевне  Яблуновскими.
  2. Отдельным учащимся разучить  стихи о Кубани.
  3. Разучивание пословиц, поговорок.

Оборудование. Мультимедийный проектор,  диск с программным материалом, принадлежности для творческого проекта (рисунки пейзажа, альбом, клей), фотографии реалистических кубанских пейзажей, портреты композиторов, художников, поэтов Кубани,  работы кубанских художников, карточки с пословицами, детские работы, видео и  аудиозаписи кубанских песен.

Ход урока.

Приветствие.

Учитель: Здравствуйте! Ребята, а вы знаете о людях искусства воспевающих Кубань? Знаете  о тех людях творческих профессий, кто делает нашу жизнь прекрасной? А кто живёт на Кубани?  Год 2015 –год литературы в России.  А вы знаете стихи о своей Родине? Расскажите, пожалуйста..

Организационный момент и мотивация на урок.

Читают учащиеся:

1)Ты красив и весел,

Щедр ты по-кубански,

Край хлебов и песен —

Край наш Краснодарский.

2)Не раз кубанская земля

Достойных ей сынов рожала,

Их позабыть никак нельзя —

Их колыбель Кубань качала.

3)Они осилят зло и горе,

Добудут свет в кромешной мгле...

Мои герои — главный корень,

Основа жизни на земле.

Учитель: Спасибо. Кубань — это плодородные земли, целебные воды, богатые рыбой моря и реки, ценные полезные ископаемые, а еще окрашенные золотом пшеничные поля, одетые в изумруд виноградники, бело-розовые сады – разве это не сказка?... Но главное наше богатство — люди. Попробуем вместе обозначить тему нашего урока. Дети предлагают: «О Родине», « Душа и Родина».  Василий Михайлович Шукшин сказал о Родине красивые слова (учебник  «Музыка» Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская 5 класс, стр. 30): «Всю жизнь несу я родину в душе…». Как вы думаете эти строки можно взять за основу для нашего урока? Как вы их понимаете? Ученики самостоятельно формулируют тему урока: «Всю жизнь несу я родину в душе…».

Учитель: Расскажу вам древнюю легенду  древней Греции.

На священной горе Геликон живут вечно юные музы — дочери бога Зевса и богини памяти Мнемоcины. Когда наступает ночь, музы, окутанные густым туманом, поднимаются к вершине горы и водят хороводы. Неслышно касаясь земли, они легко кружатся. Красота их необыкновенна, их пение облегчает печаль и заставляет забыть всякое зло. В своих песнях музы воспевают обычаи, законы жизни и славят богов.

Музы обладают одной изумительной способностью. Стоит им только взглянуть на человека при рождении и возлить на кончик его языка каплю сладкой росы, как вся жизнь его становится разумной и прекрасной. Такой человек владеет даром слова, музыкальным и художественным даром. Он отличается особенной мудростью и пользуется большим уважением народа.

Теми, кого полюбили музы, являются и кубанские поэты, художники и композиторы, о которых мы сегодня будем говорить. Благодаря своим произведениям, они получили всенародное признание и любовь.

С некоторыми вы знакомы, а о ком-то вы узнаете сегодня. Вот их фамилии.

 (На доске карточки с фамилиями). Классифицируйте этих людей по группам.

Назовите поэтов: Владимир Подкопаев, Кронид Обойщиков, Вадим Неподоба.

Назовите кубанских композиторов: ЕФ. Пономаренко, В.Г. Захарченко.

Назовите кубанских художников: Максим Васильевич  и Галина Григорьевна Яблуновские.

Содержание урока.

Их произведения: стихи, песни, картины используются на нашем уроке. Послушайте стихи Владимира Подкопаева.

Читают учащиеся:

1)Посмотрите вокруг — зачарует краса:

Нету края прекраснее нашего!

Золотятся хлеба,

Зеленеют леса,

Даль морская лазурью окрашена...

2)Здесь и в песнях казачий размах и полет,

И в свершеньях масштабы российские.

На Кубани живет богатырский народ,

И дела у чего богатырские.

                                                                            В. Подкопаев

Учитель. Вслушиваясь, вдумываясь  в эти строки, что можно сказать о человек, сочинившим их?

Ответы учащихся.

Учитель. Жители Кубани любят петь. - Какие песни поют у нас на Кубани?

Русские и украинские песни, звонкие и печальные, задушевные и плясовые, они не только выражают мечты и думы создавших их людей, но и служат документами истории. Сегодня песни учат в школе, а когда-то казаки из войскового певческого хора Кубанского казачьего войска сами становились учителями пения.

И действительно, песня может многому научить. В песнях — душа народа,  в ней сочетается сила музыки и слова, а народная задорная частушка сопровождается ещё и пляской, а значит, именно в песне собираются вместе разные виды искусства.

Стоит вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно песня поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

Кубань, Кубань — души моей отрада,

Сияньем зорь налитые поля.

Мне в целом мире ничего не надо,

Твоя бы песня в вышине плыла.

- А какие песни поют ваши родители?

- Какие песни вы любите?

Вспомните и назовите  пословицы и поговорки, в которых речь идет о песне? (соединить начало и конец пословиц)

- Беседа коротает дорогу – песня работу.

- Из песни слова не выкинешь.

- Спела бы рыбка песенку, кабы голос был.

- Песня казаку - подруга в походе.

- Коль казаки спивають, ворогы — плачуть.

- На Кубани и камень казакам подпевает.

Пословица - не зря молвится. Они доказывают, что песня — постоянный спутник человека, в любых жизненных ситуациях.

- А задумывались ли вы над тем, как рождается песня?

- А как рождается мелодия и почему она обладает такой удивительной силой?

- Кто пишет музыку песен?

Учащиеся: Композитор.

Расскажите о тех, кого вы знаете?

Выступление учащихся.

(Показ портрета) 

Перед вами портрет Григория Федоровича Пономаренко – народного композитора земли кубанской. Ему посвящали стихи, дарили огромными охапками цветы, назвали его именем улицы, создали в городе Краснодаре музей. «Он обладал божьим даром — писать музыку, от которой «сердце просит широты» - так писали о нем современники.

Григорий Фёдорович Пономаренко (1921— 1996) родился на Украине. В крестьянской семье Пономаренко музыкой особо не увлекались. Но был человек, который оказал огромное влияние на судьбу маленького Гриши. Дядя мальчика Максим Терентьевич Пономаренко был самобытным музыкантом и замечательным мастером: никто лучше него не умел настраивать и восстанавливать старые баяны.

В школьные годы Гриша жил в семье дяди в городе Запорожье. Участвовал во всех школьных и городских конкурсах самодеятельности. Максим Терентьевич определил племянника в ученики к талантливому баянисту. Одарённый мальчик схватывал всё буквально на лету. Часто ему бывало достаточно одного урока, чтобы разобрать и выучить наизусть новое произведение.

В 1938 году поступил на службу в ансамбль песни и пляски пограничных войск, где  многому научился у старших товарищей-музыкантов. Настоящая известность пришла к Григорию Федоровичу после войны. В 1972 году композитор переехал на Кубань, где был, до глубины души, тронут раздольными кубанскими лугами и полями, белыми хатами, напоминавшими ему Украину. Здесь он побывал во многих станицах, хуторах, познакомился с творчеством народных исполнителей, внимательно изучил все сборники казачьих песен. Но особенно ему понравились казачьи песни и прекрасные стихи кубанских поэтов, в содружестве с которыми он написал более 200 песен о нашем крае:

 «Эх, кони, кони», «Соловей на веточке», «Трудовые руки», «Стал казак на камень», «Песня о Новороссийске», «Хутора», «Здравствуй, наша Кубань!» и ещё десятки замечательных произведений.

Г.Ф. Пономаренко был удостоен званий народного артиста СССР, народного артиста России. Он был поистине народным композитором не только по званию, потому что учился у народа и писал песни для народа о самом главном и важном для человека.

- О чем, как вы думаете?

 (Прослушивание песни)

- Поделитесь своими впечатлениями. Чем тронула вашу душу песня?

- Какой характер музыки? (Радостный, праздничный, веселый, солнечный и т.д.)

Учитель: Продолжаем  знакомиться. Вот портрет замечательного человека. Рассмотрите его портрет.

Лицо этого человека излучает свет и добро. Многие из вас ходят в музыкальную школу.

- Может быть, кому-то знаком этот человек?

Выступление учащихся.

- Это известный композитор и руководитель Кубанского казачьего хора Виктор Гаврилович Захарченко.

Виктор Захарченко родился 22 марта 1938 г. в станице Дядьковской Кореновского района в казачьей семье. Отец его погиб в первый же год войны. По рассказам матери, которая замечательно пела, отец мечтал, чтобы хоть один из 4-х его детей стал музыкантом.

Музыкальный дар от Бога достался Виктору. С младенчества он впитывал народное песенное искусство. А пели в станице много — песня лилась, когда люди шли на работу, когда миром строили дома, когда горевали и веселились. Казачья песня вошла в жизнь маленького Вити и осталась с ним навсегда. Талантливый подросток сам научился играть на гармошке и к 17 годам стал первым гармонистом в станице, играл на всех праздниках и свадьбах и даже мечтал стать композитором, не зная нотной грамоты. После окончания школы Виктор поехал в Краснодар поступать в музыкальное училище, но там его даже не допустили к прослушиванию. Убитый горем юноша брел, не разбирая дороги ... И тут судьба подарила ему счастливый случай встречу с преподавателем музыкально-педагогического училища Алексеем Ивановичем Манжилевским, и он пригласил Виктора на прослушивание. Его приняли без стипендии с условием за полгода освоить музыкальную грамоту, сольфеджио и догнать остальных учеников. Виктор дневал и ночевал в училище, спал на стульях и работал, работал!.. Окончив училище, он поступил в

консерваторию. Потом 10 лет работал в Сибирском хоре. Собрал 10 тысяч русских народных песен. В настоящее время, вот уже 32 года выдающийся артист руководит Кубанским казачьим хором.

Рассматривание фотографии хора.

Читают учащиеся:

Лишь запоёт кубанский хор

В лихих кубанках и черкесках,

Я вижу дедов дом и двор,

За ними даль в пшеничных всплесках...

Лишь запоёт кубанский хор

Или блеснёт казачий танец,

Как будто солнце из-за гор

Всё сразу над Кубанью встанет...

Лишь запоёт кубанский хор

Понятно всем его наречье,

И шире степи, выше гор

душа бывает человечья...

                  Вадим Неподоба

Учитель. В. Захарченко пишет песни на разные темы. Это и военно-бытовые, в которых рассказывается о подвигах кубанцев в годы Гражданской и Великой Отечественной войны и о судьбах женщин, которые ждали своих мужей. В своих песнях он прославлял человека — труженика. Но люди умеют не только трудиться, но и отдыхать. На эту тему созданы плясовые, свадебные и лирические песня. Сейчас мы прослушаем песню в исполнении Кубанского казачьего хора.

- Постарайтесь определить характер песни и в какие моменты жизни поют их казаки.

(прослушивание песни Кубанского казачьего хора + видео)

Родина высоко оценила заслуги В.Г. Захарченко, его вклад в развитие культуры Кубани. Он награждён многими орденами и медалями, В.Г. Захарченко — народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, почётный гражданин станицы Дядьковской и города Краснодара.

- Кого и что прославляют в своих песнях кубанские композиторы? (красоту родного края, человека-труженика, воина-защитника)

Неисчерпаемым источником вдохновения композиторов и художников является красота природы.

Природа. Нет на Земле человека, который бы не любил природу, не любовался ею. Где бы ни жил человек: в лесу, горах, степи, песках, снегах, он всегда найдет красоту в природе. Человек живет среди природы.

Но природа в разных уголках нашей земли разная. Есть величественные горы, бескрайние степи, дикие джунгли. Посмотрите, как красива природа нашего края, нашей малой родины. Мы живем с вами среди природы, которая манит нас своей красотой: то нежной, то суровой, но всегда неповторимой, как чудо. Природа всегда была истинным домом для человека, который грел, одевал, обувал, поил, кормил его с незапамятных времен. Но человек любит природу не только из-за этого, он любит ее из-за красоты, как духовное богатство жизни. Он черпал и черпает в образах природы вдохновение для создания стихов, песен, картин.

(Демонстрация картин художников, детских работ.) Я хочу познакомить вас с замечательными художниками Максимом Васильевичем и Галиной Григорьевной Яблуновскими – создателями художественной галереи, которые очень проникновенно в своих  работах передают  красоту нашей малой родины, красоту родной Кубани.

Максим Васильевич Яблуновский родился 1 апреля 1968 года на Дальнем Востоке. Галина Григорьевна родилась 25 августа 1969 года. Оба учились в Кубанском Государственном Университете на факультете Художественной и Технической графики. После окончания Университета Максим Васильевич  работал и работает художником
реалистического пейзажа, а Галина Григорьевна – преподавателем рисования в художественной школе.

  Звучит тихая музыка. Беседа о природе. Показ картин.

—Посмотрите, как в картинах, воспета красота нашей земли. Что изображают авторы в своих работах?

Художников привлекает живописное побережье Черного моря, горные пейзажи Кавказа. На своих полотнах они  передают стихию моря, то манящую своей гладкой, зеркальной поверхностью, то бушующую и грозную, готовую стереть в песчинку громадную каменную глыбу. Морю противостоят замершие на века скалистые и упрямые берега, видавшие сильные штормы и смерчи. Весной и летом побережье покрыто разноцветными, беззаботными цветами а осенний и зимний ветер под силу выдержать только исполинские сосны.
— Небо, горы, реки, море – вот  главные мотивы  кубанских пейзажей. Просмотрев различные пейзажи, вы не найдете похожих работ, почему?

— Разные авторы, разные изображения.

— Каждый художник, изображая пейзаж, выражает свое настроение, передает свои  эмоции.

Еще один талантливый художник Кубани - Василий Васильевич Монастырный - яркая личность, дипломант Министерства культуры РСФСР, имеет звание "Заслуженный художник России".

 Признанный, известный стране мастер, он ищет новые темы в нашем историческом прошлом. И рождаются картины:«Дороги войны», «Они защищали Родину» (показ). А сколько полотен он посвятил Кубани! "Переселение казаков на Кубань", "Кубанский казачий быт","Земля кубанская", «Кубанское лето» (показ) и другие.

Времена меняются, но всегда человек должен оставаться человеком — тонко чувствующим, глубоко понимающим и верующим  в свою родину, свой народ.

 

Итог урока.

- С кем и с чем вы  познакомились сегодня на уроке? Предположительные ответы детей: с замечательными произведениями поэзии, музыки, живописи.

- Что объединяет кубанских композиторов, художников, поэтов? О чем их произведения?

 - Прослушав наши песни, я  начала писать картину и хочу попросить вас помочь мне ее закончить.

Творческая работа.

- Согласны?

- У меня есть заготовки деталей картины, давайте подберем все необходимое вместе и поместим их на полотно.

Выполнение творческой работы (коллективного плаката) «Моя Кубань».

Учитель.  Предложите название нашей картине.  (Предложения детей).

     В песнях, живописи — душа народа, именно в них собираются вместе разные виды искусства. Стоит присмотреться внимательнее в картину, вслушаться в мелодию, знакомую с детства, в привычные слова — и вы услышите плавное движение реки, и шум леса, и шорох степных трав, и раздолье горячей пляски. И, быть может, именно искусство  поможет вам погрузиться в мир живой истории, научит понимать людей вокруг и самих себя.

Домашнее задание: подобрать материал о композиторах, художниках Кубани.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Всю жизнь мою несу Родину в душе"

разработка урока музыки...

Мультимедийная презентация для урока музыки в 5 классе, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."

Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...

План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"

План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…" содержит региональный компонент, способствующий воспитанию патриотизма,формированию базиса личностной...

Разработка урока музыки по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"

Разработка в форме технологической карты для 5 класса....

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...

ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ РОДИНУ В ДУШЕ 5 класс 2 четверть 1 урок

Симфония- действо « Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) произведение для солистов,хора и ударных инструментов....

Презентация к року музыки в 5 классе "Всю жизнь мою несу Родину в душе".

Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:- знакомство с синтетическим жанром хоровой симфонии-действа через анализ произведени...