Разработка урока музыки по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Матвеева Наталья Александровна

Разработка в форме технологической карты для 5 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_otkrytogo_uroka_muzyki_5_klass.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение Ильинская средняя общеобразовательная школа

Технологическая карта урока.

Предмет: музыка

Класс: 5

Учитель: Матвеева Наталья Александровна

Учебно – методическое сопровождение:

  • Программа «Музыка» 5-7 класс; авторы: Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина.
  • Учебник «Музыка» 5 класс; авторы:

Тип урока: комбинированный

Место урока: 3 урок в разделе «Музыка и литература».

Образовательные технологии: 

  • информационно – коммуникативные;
  • групповая;

Методы и формы познавательной деятельности:

  • иллюстративно-объяснительный;
  • репродуктивный;  
  • проблемного изложения;    
  • практический;

Дополнительный материал:

  • презентация с использованием ресурсов сети Интернет,

 разрезные карточки;

фломастеры, альбомные листы;

Тема урока: Всю жизнь мою несу Родину в душе…

Цель урока: создание условий для развития общекультурных, коммуникативных, учебно-познавательных компетенций учащихся.

Задачи урока:

образовательные:

  • формировать   представления  о тесной взаимосвязи различных видов искусства (музыки, литературы и изобразительного искусства);
  •  Познакомить учащихся с музыкой С.В. Рахманинова, фрагментами его жизни и творчества;
  • Раскрыть связь между сочинениями В. А. Гаврилина и рассказом В. М. Шукшина;
  • Осознать значение колокольного звона в жизни человека;

развивающие:

  • развивать умение находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и другими видами искусства;
  • развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым музыкальным произведениям;
  • Развивать музыкальное восприятие, интонационно-стилевые представления, вокально-хоровые навыки

воспитательные:

  • воспитывать эстетический вкус, стремление к прекрасному,  устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям;
  •    Воспитывать музыкальную культуру обучающихся, любовь к родному краю, к произведениям русского музыкального творчества.

Тип урока: открытие новых знаний

Жанр урока: интегрированный

Вид  урока: урок-размышление

Музыкальный материал: В. А. Гаврилин симфония-действо «Перезвоны» части: «Молитва», «Вечерняя музыка», звон в ростовской традиции, песня  «Родина» , концерт № 2 С. Рахманинова, вступление.

.

План урока

Этапы        

Содержание деятельности учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Активизация внимания

Звучит звон в ростовской традиции

Эмоционально-образный настрой к уроку

Личностные

Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

Постановка проблемы.

Актуализация знаний

Скажите, какие звуки открыли наш урок?

Какие разновидности колокольных звонов вы знаете?

Какие жизненные события связаны со звучанием колоколов?  (стр.30 учебника)

Размышляют, анализируют, высказывают свое отношение к музыке.

Регулятивные

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Введение в тему урока

Люди всегда с большим уважением и любовью относились к колоколам. Послушайте, как это сказано в стихотворении:

«…Жива святая Русь, жива Россия…

Горят её, сияют купола,

От моря и до моря

С новой силой

Звонят, звонят её колокола».

Давайте выделим одной чертой главные слова по смыслу, слова связанные с музыкой.

Отражение смысла этих строк  мы сможем услышать в следующем музыкальном произведением. Попробуйте определить, что за произведение будет сейчас звучать?

Различают особенности русской музыкальной культуры.

Познавательные

Учатся слушать  и эмоционально откликаться на музыку 

Совместное открытие новых знаний

Просмотр видео «Молитва» В. Гаврилина.

Как вы думаете как называется это произведение?

Какие средства музыкальной выразительности использует композитор в этом произведении?

Какой музыкальный жанр вы увидели?

Это был номер «Молитва» из крупного произведения «Перезвоны». «Перезвоны» - так назвал симфонию-действо, произведение для солистов, хора и ударных инструментов, современный композитор В. Гаврилин

Отвечают на вопросы:

«Молитва»

- строится на речитативе, фоном которого служит звучание хора без слов (вокализ), звуки колокола передают сдержанность чувств. Состояние души молящегося человека: сосредоточенность мысли, эмоциональная уравновешенность, искренность высказываний, голос-бас.

Познавательные:

учатся размышлять над содержанием музыкального произведения,

определять средства музыкальной выразительности

высказывать суждения о музыке

Регулятивные: развитие умения осмыслить полученную информацию

Давайте подробнее познакомимся с творчеством этого композитора. Предлагаю прочитать отрывки из писем-воспоминаний и найти, выделить основную идею творчества В. Гаврилина

Зачитывают  строки из жизни-биографии В. Гаврилина.

Познавательные

Учатся выделять специальную информацию из текста

«Вечерняя музыка» - следующий номер симфонии-действо.

Давайте попробуем представить, какую музыку мог услышать и записать композитор.

Просмотр видео. Слушание

Дети размышляют и предполагают, что они смогут услышать.

Коммуникативные

Формирование умения грамотно строить речевые высказывания

Какие же вопросы поднимает симфония-действо «Перезвоны»?

Отвечают на вопросы:

о сохранности души;

- о любви к Родине;

- изображаются картины народной жизни, как символ колокольного звона, откликающегося на важные события.

Слушание: концерт № 2 С. Рахманинова, вступление.

Задание
классу:
Нарисуй образ-символ «Моя Родина – это …»
На фоне музыки концерта № 2

(Слушание главной темы концерта № 2)

Беседа с уч-ся:
 Какое чувство вызывает у Вас эта музыка?
– Что переживает композитор?
– Что его волнует?

Вывод учителя: Человек не может долго жить вдали от своей Родины. Даже если он уехал на время, то мысли его вновь и вновь будут возвращаться к дому, к родным (дети показывают всем свои работы, учитель дает оценку)
– Молодцы! Спасибо Вам за откровения, за Ваши чувства.

Слушание главной темы концерта № 2.

Дети рисуют образ-символ Родины, учитель рисует на доске вместе с детьми

Вокально-хоровая работа

Знакомы вам эти пейзажи?

А что такое малая родина для вас?

Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком

Вокальное исполнение произведения.

Коллективно-исполнительская деятельность.

Формирование исполнительских навыков.

Подведение итогов

Что нового вы узнали?

С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?

Что это за произведения?

Что общего в произведении Гаврилина и рассказе Шукшина?

Составление синквейна

Ребята, а кто обратил внимание, что я сегодня в начале урока не обозначила тему урока?

Как вы думаете как она звучит?

Отвечают на вопросы:

Симфония-действо

В. Гаврилин,

В. Шукшин

«Перезвоны»

Рассказ о родине

Любовь к родине

Всю жизнь мою несу родину в душе

Регулятивные:

Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.

Рефлексия

Я желаю вам, чтобы в вашей душе всегда звучал самый светлый колокольчик. Уходя, позвоните, если вам светло и радостно в колокольчик.

Звонят в колокольчики

Регулятивные

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Всю жизнь мою несу Родину в душе"

разработка урока музыки...

Мультимедийная презентация для урока музыки в 5 классе, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе..."

Данная презентация предназаначена для урока музыки в 5 классе, по программе Сергеевой, Критской, по теме "Всю жизнь мою несу Родину в душе"...

План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…"

План-конспект урока музыки в 5 классе по программе Е. Критской "Всю жизнь мою несу Родину в душе…" содержит региональный компонент, способствующий воспитанию патриотизма,формированию базиса личностной...

Конспект урока музыки 5 класс по теме:«Всю жизнь мою несу родину в душе…». http://shkola172007.narod.ru/krasnodarski_krai.htm

ЗАДАЧИ: Развивать  интерес к  произведениям композиторов, поэтов  и художников, прославляющих  Кубань;       2) Пополнить  словарный  запас ...

ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ РОДИНУ В ДУШЕ 5 класс 2 четверть 1 урок

Симфония- действо « Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) произведение для солистов,хора и ударных инструментов....

Методическая разработка урока Музыки для 5 класса "Всю жизнь мою несу я Родину в душе..."

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».Задачи урока:Образовательные:Познакомить с историей во...

Презентация к року музыки в 5 классе "Всю жизнь мою несу Родину в душе".

Тема урока: «Всю жизнь мою несу Родину в душе…»Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:- знакомство с синтетическим жанром хоровой симфонии-действа через анализ произведени...