Методическая разработка урока Музыки для 5 класса "Всю жизнь мою несу я Родину в душе..."
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Барковская Наталия Геннадьевна

Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Задачи урока:

Образовательные:

Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.

Помочь раскрыть взаимосвязь единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и В. М. Шукшина.

    Воспитательные:

    Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.


       

      Развивающие:

      Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.

      Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

      Скачать:

      Реклама
      Онлайн-тренажёры музыкального слуха
      Музыкальная академия

      Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

      Современно, удобно, эффективно

      Посмотреть >


      Предварительный просмотр:

      «Всю жизнь мою несу  Родину в душе. «Перезвоны». Звучащие картины».

      Цель урока: Показать взаимосвязь музыки и литературы на примере рассказов В.М. Шукшина и произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».

      Задачи урока:

      Образовательные: 

      1. Познакомить с историей возникновения произведения В.А. Гаврилина «Перезвоны».
      2. Познакомить со специальной терминологией и ключевым понятием «симфония-действо» на основе изучения  произведения «Перезвоны» В.А. Гаврилина.
      3. Помочь раскрыть взаимосвязь  единства образов между сочинениями В. А. Гаврилина и  В. М. Шукшина.

             Воспитательные:

      1. Воспитывать уважение к Отечеству через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностей отечественной культуры.

      Развивающие:

      1. Продолжать развивать культуру слушания музыки, музыкальное восприятие, умение анализировать, аргументировано высказывать свое мнение.
      2. Продолжать развивать навык участия в коллективной исполнительской деятельности

      Тип урока: комбинированный, урок открытия новых знаний.

      Вид урока: урок-размышление.

      Используемое оборудование: мультимедийная установка, мультимедийная презентация, фонохрестоматия музыкального материала.

      Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, практический.

      Формы организации деятельности:  индивидуальная.

      Формирование универсальных   учебных  действий:

      Личностные:

      • осмысление взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на  духовно-нравственное становление личности;

      • выявление ассоциативных связей музыки с литературой, изобразительным искусством

      Познавательные:

      • усвоение словаря музыкальных терминов и понятий в процессе восприятия, размышлений о музыке;

      Регулятивные:

      • прогнозирование результатов художественно-музыкальной деятельности при выявлении связей музыки с  литературой, изобразительным искусством,

      Коммуникативные:

      • передача собственных впечатлений о музыке, других видах искусства в устной речи;

      • совершенствование учебных действий самостоятельной работы с музыкальной и иной художественной информацией, инициирование взаимодействия в группе, коллективе;

      Информационные:

      • формирование умений применять ИКТ как инструмент сбора, поиска, хранения, обработки и преобразования музыкальной и художественной информации;

      • использование электронных энциклопедий, мультимедийных приложений к учебникам, сети Интернет с целью расширения представлений о роли музыки в жизни человека;

      • обращение к электронным образовательным ресурсам с целью самообразования.

      «Родина…  Может, потому, что она и живет постоянно в сердце, и образ ее светлый погаснет со мной вместе. Видно, так. Благослови тебя, моя родина, труд и разум человеческий! Будь счастлива! Будешь ты счастлива, и я буду счастлив.»

      В.М.Шукшин

      Ход урока:

      Вход детей  под музыку песни «С чего начинается Родина?».

      Учитель приветствует детей

      Учитель: Мы с вами слушали много музыкальных  произведений вокальных и инструментальных. Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением, но сначала я предлагаю послушать вам песню.

      (Звучит песня «Колокола России» +видеоролик)

      Учитель: Ребята, а как вы думаете,  о чем пойдет речь сегодня на уроке?

      Объявляет тему урока.

      Учитель: Сегодня мы  познакомимся с музыкальным произведением, где отражается  характер русского человека, его любовь и преданность Родине.

      Тема урока «Всю жизнь мою несу родину в душе. «Перезвоны»».   

      Слайд  1 .   

      Учитель: А что мы называем Родиной? (ответы детей)

      Молодцы, спасибо.

      Учитель:  Любовь к родному краю и родной культуре,  родному селу или городу начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе! Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит к своей стране - к ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре.  Послушаем стихотворение «Россия», которое подготовили ваши одноклассники.

      Россия

      Россия, ты – великая держава,
      Твои просторы бесконечно велики.
      На все века себя ты увенчала славой.
      И нет другого у тебя пути.

      Озёрный плен твои леса венчает.
      Каскад хребтов в горах мечты таит.
      Речной поток от жажды исцеляет,
      А степь родная хлебушек родит.


      В земле твоей богатств поток неиссякаем,
      К сокровищам твоим нам путь лежит.
      Как мало о тебе ещё мы знаем.
      Как много изучить нам предстоит.    
        Ираида Мордовина

      Слайд _2.    Толковый словарь русского языка
      С.И Ожегова  
       Родина - место, страна, где человек родился.     

      Учитель:  Каждый человек воспринимает родину по своему:  для кого-то это бескрайние цветущие поля, для кого то это опустевшие деревни с покосившимися,  а порой полуразвалившимися домиками.

      Вот так  говорил о Родине Василий Макарович Шукшин, с творчеством которого мы сегодня познакомимся:  Слайд _3.

      Кто такой Василий Шукшин нам расскажет  Козар Анастасия.

      Выступление учащегося, сопровождающееся презентацией.

      Учитель:  Шукшин  воспринимал Родину как самобытный мирок со своими законами и непростым укладом человеческой жизни. Он писал о родине в своих рассказах. В них дано ёмкое описание советской деревни.

      Учитель: Сегодня мы также познакомимся с музыкальным произведением Валерия Александровича Гаврилина, краткую биографию которого нам расскажет  Перловский  Артём.

      Сообщение  учащегося и презентация.

      Валерий Александрович Гаврилин,  вдохновленный творчеством Шукшина, создал самое крупное и значительное свое произведение — «Перезвоны», которое определил как симфонию-действо. И вот к этому сочинению в подзаголовке он  написал: «По прочтении Василия Шукшина». Именно работа над произведениями  Шукшина, в том числе над рассказом  «Слово о малой родине»,  дала толчок для появления «Перезвонов». Таким образом, основой вокального произведения становится проза. Свою родословную симфония-действо «Перезвоны» ведёт от древней традиции колокольности в русской музыке. Появившись в 70-е годы XX века, герои Шукшина и образы Гаврилина помогли воссоздать истинный образ России.

      Учитель: Давайте определим, что такое симфиния-действо, а что программная симфония.

      Слайд  4.

      Программная симфония – это симфония с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

      Симфония-действо: Действо – это нечто среднее между оперой и ораторией. От оперы в нем – наличие хотя и условного, но все же сюжета, конкретная драматическая ситуация, от оратории – номерная структура, отсутствие действия, диалога. Действо – это музыкальная драма состояния, а не драма действия, скорее вид музыкально-поэтического театра.

      Учитель: Все произведение пронизывает колокольный звон – здесь он одновременно и символ часов человеческой жизни, и музыкальная эмблема России. Главная особенность «Перезвонов» заключается в том, что это действо написано почти исключительно для хора без сопровождения.  Хор в «Перезвонах» одновременно солирует и исполняет функцию инструментального аккомпанемента, декламирует текст, скандирует отдельные слова. Исполняет произведение Певческая Капелла.

      Учитель:  Значение слова «Капелла» я предлагаю посмотреть вам в словаре.

      Дети находят и зачитывают определение:

      по Ожегову: Капелла - Большая музыкальная группа исполнителей - хор в сочетании с оркестром.

      по Ефремовой: Капелла - Хор певчих, а с XVIII в. смешанный  ансамбль из певцов и исполнителей на музыкальных инструментах. 

      по словарю Даля:  Хор певчих или музыкантов.

      Учитель: Перед вами отрывки из размышлений Шукшина, которые и стали основой музыкальных образов симфонии-действа  В.Гаврилина.

      Слайд  5.  

      Сегодня мы  послушаем фрагменты трех  частей данной симфонии  и  постараемся  определить,  какое из высказываний легло в основу каждой части симфонии. Свой выбор объяснить. А поможет вам в этом подсказка, которая находится на столе: карточка, где указаны средства музыкальной выразительности.  3 минуты на самостоятельную работу.

      (слушают)  Разбор, анализ.

      Учитель:  То, что музыка связана с литературой мы с вами доказали. А вот есть ли связь музыки с живописью? Ответ детей. 

      Учитель: Я предлагаю вам рассмотреть картины  и  определить, с какой частью симфонии-действа их можно сопоставить?

      Слайд   _6.   (смотрим картины подбираем музыку)

         П. Джогин «На Валааме»

         Б.Кустодиев «Осенний сельский праздник»

         И. Левитан «Над вечным покоем»

         А. Израйлян «Утро»

      Учитель: Пожалуйста, аргументируйте свой выбор.

      Ответы детей.

      Учитель: Что олицетворяет колокол в части «Молитва»? (душу).

      Как порою хочется послушать
      Песню моей родины без слов.
      Звук, который так волнует душу -
      Светлый перезвон колоколов.

      И укрытый в утреннем тумане
      Чуть заметный свет её берёз
      Волновать меня не перестанет,
      Душу с детства трогает до слёз.


      Звон колоколов моей России,
      Нет его мне ближе и родней,
      Сердце растревожил ностальгией
      По далёкой родине моей.

      На земле на этой мы не вечны.
      И когда закончу свои дни,
      Освещая путь мой в бесконечность,
      Ты и для меня перезвони…

      Господи, позволь ещё послушать
      Эту песню родины без слов.
      Звук, который так волнует душу -
      Дальний перезвон колоколов…

      Слайд  7.

      Учитель: Колокол – это один из символов Руси, её силы, веры в будущее и памяти о прошлом. Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России частью истории, и народа, и страны. Прочтите первый абзац в учебнике на странице 30.

      Работа с учебником.

      Колокольный звон… Им встречали воинов-победителей, оповещали о народном собрании (вече);   пожаре,  нашествии врагов,  церковном празднике. Под звуки  заливистых валдайских колокольчиков мчались по бескрайним дорогам России путешественники.

      Учитель:  Звон колоколов пробуждает в сердцах чувство единения, сопричастности к событиям всей нашей жизни. Дарит радость, своей музыкой переворачивает сердца, очищает их от злобы, ненависти. Дарит душевный покой. Заставляет задуматься над своими поступками, прибавляет веры и надежды за будущее детей, Родины. 

      Вывод

      Во всех отрывках симфонии-действа В. Гаврилина мы слышим или ощущаем колокольные перезвоны. Что в текстах В.Шукшина является колоколом, что всё время в тревоге или в спокойствии, в восторге или в печали?   «Душа».

      Учитель: 

      • Что нового вы узнали?
      • С произведениями, какого композитора и писателя мы познакомились?
      • Что это за произведения?
      • Как они взаимосвязаны?
      • Если не было бы рассказов Шукшина, появилось произведение «Перезвоны» Гаврилина?

      Ответы детей.

      Учитель:  А что такое малая родина для вас? (Ответы детей) Конечно же, для каждого из нас нашей родиной является Ефремовский край.  Борис Иванович Стрельников человек, который родился на липецкой земле, но уже много лет живет в Ефремове, посвятил этому городу песню. Давайте её послушаем.

      Звучит песня Б. Стрельникова «Про Ефремов».

      Учитель: Мы сегодня познакомились с творчеством Василия Шукшина и  Валерия Гаврилина. Увидели тесную взаимосвязь литературы и музыки.  А также постарались определить созвучие музыкальных и живописных образов. У нас это получилось. Хочется отметить учащихся, наиболее активно работающих на уроке.

      Учитель:  Предлагаю настроить наши голоса в созвучии с уроком и исполнить песню «Родина одна».

       Исполнение песни «Родина одна».


      Предварительный просмотр:


      Подписи к слайдам:

      Слайд 1

      ВСЮ ЖИЗНЬ МОЮ НЕСУ РОДИНУ В ДУШЕ

      Слайд 3

      Симфония- действо « Перезвоны » Валерий Александрович Гаврилин (1939-1999) произведение для солистов,хора и ударных инструментов. Весело на душе.

      Слайд 4

      Сели-поехали, Весело на душе, Не за орехами, Весело на душе . Силы небесны — Глазки твои прелестны. Кони дарёные, Весело на душе, Слёзы солёные, Весело на душе. Весело на душе.

      Слайд 5

      ВОПРОСЫ: 1.О чем рассказала вам прозвучавшая музыка ? 2.Какие средства музыкальной выразительности подчеркивают характер музыкального фрагмента ? 3.Почему хоровое произведение В.Гаврилин назвал симфонией ? Вы заметили некоторое противоречие между многократно повторяющимися словами «Весело на душе» и внутренним напряжением, заключённым в музыке, в её мелодии , звучащей на одной высоте. Барабанный бой во вступлении , как сигнал, привлекает наше внимание и в какой-то мере тоже вызывает напряжение и тревогу.

      Слайд 6

      «Перезвоны» «Молитва» Зачем печалишься душа моя...? Зачем смущаешь меня...? Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие. Ибо лукавый будет истреблен , и не будет грешников Посмотришь на место его и не найдешь.. Так зачем же печалишься душа моя ...?

      Слайд 7

      Тихий колокольный звон в длительном вступлении звучит как призыв, заставляющий остановиться, прислушаться, что сейчас будет . Вокализ низких мужских голосов как бы подводит нас к месту действия. (Может быть, к монастырю?) Искренне звучит текст молитвы . Каждая фраза чтеца глубоко содержательна и значима . Что за человек может так молиться? Что можно о нём сказать? (Пусть учащиеся вслушаются в ясную декламацию текста чтецом и вдумаются в смысл молитвы.) Какие приёмы использует композитор, создавая музыкальный образ? Голос солиста —декламация текста, колокольный звон, чередование разных групп хора и солистки и др. «Зачем печалишься, душа моя?..» Вступают женские голоса (смешанный хор), на фоне которого поёт солистка — слышен как будто плач. «Злоумышляет грешный против праведного…» На фоне скользящей вниз мелодии (нисходящий хроматический ход ), усиливающей ощущение безысходности, звучат слова: « В скорби будь утешителем, / Всемилостивец , не медли, / Ибо попрал меня человек, / Всякий день, нападая, теснит меня». хорового звучания и колокольного звона молитвенной декламации чтеца.

      Слайд 8

      Иван Шишкин. Полдень. В окрестностях Москвы. 1869. Холст, масло. Звучащие картины Павел Джогин «На Валааме» «Над вечным покоем» — одна из известнейших картин Исаака Левитана «Осенний сельский праздник» Б.Кустодиева

      Слайд 9

      ВОПРОСЫ: 1.О чем рассказала вам прозвучавшая музыка ? 2.Какие картины созвучны настроению и характеру из симфонии-действа «Перезвоны» В.Гаврилина ? 3.Вспомни песни созвучные этим картинам ? 4.Какие интонации роднят музыку и живописные полотна ? Сравни мелодию-рисунок, ритм, лад и краску, тембр и колорит, форму и композицию. 5.Вспомни, подбери из учебника литературы отрывки прозы или стихотворения русских писателей и поэтов, близкие по настроению музыке и этим картинам.

      Слайд 10

      Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа.. . Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех , Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю! » Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою» . 1914 С. Есенин

      Слайд 11

      Г.Свиридов ( 1915-1998) кантата «Снег идет» Снег идет, снег идет. – 2 раза К белым звездочкам в буране Тянутся цветы герани За оконный переплет. Снег идет, и всё в смятеньи , Всё пускается в полет,- Черной лестницы ступени, Перекрестка поворот. Снег идет, снег идет, Словно падают не хлопья, А в заплатанном салопе Сходит наземь небосвод. Словно с видом чудака, С верхней лестничной площадки, Крадучись, играя в прятки, Сходит небо с чердака. Потому что жизнь не ждет. Не оглянешься - и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Снег идет, густой-густой. В ногу с ним, стопами теми, В том же темпе, с ленью той Или с той же быстротой, Может быть, проходит время? Может быть, за годом год Следуют, как снег идет, Или как слова в поэме? Снег идет, снег идет, Снег идет, и всё в смятеньи : Убеленный пешеход, Удивленные растенья, Перекрестка поворот. 1957 Борис Пастернак.

      Слайд 12

      ВОПРОСЫ: 1.Какой музыкальный образ создан Г.Свиридовым ? Только ли это лирическая зарисовка зимней природы ? 2.Что напоминает метрическая равномерность музыки ? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени,выразил идею о его бесконечности ? 3.Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альты-сопрано ? 4.Как звучит сопровождение хора ? Какие инструменты придают ощущение фантастичности,колокольности,устремленности ввысь ? В каком ладу звучит музыка этой части ?

      Слайд 13

      Челе́ста ( итал. celesta — «небесная») — небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент , внешне похожий на пианино , звучащий наподобие колокольчиков . Фле́йта — общее название для ряда музыкальных духовых инструментов из группы деревянных духовых . Является одним из самых древних по происхождению музыкальных инструментов

      Слайд 14

      Снег Музыка Михаила Славкина , стихи Элинор Фарджен 1 .Снег, снег, снег идет, Снег по свету бродит. И откуда он идет, И куда уходит? 2.Снегопад, снегопад, Снежное паденье. Снег идет наугад, Словно сновиденье. 3.Сны Земли, сны небес Видит, засыпая, Зимний сад, зимний лес, Снегом заметая. 4.Снег, снег, снег идет, Снег по свету бродит. И откуда он идет, И куда уходит? 5.Снегопад , снегопад, Снежное паденье. Снег идет наугад, Словно сновиденье. 6.Снег , снег, снег идет... Снег, снег, снег идет... Снег идет... (шепотом) Снег... Снег... Снег...

      Слайд 15

      Симфония -действо Кантата Струнные инструменты Челеста Флейта Хор Оркестр

      Слайд 16

      Домашнее задание. Подобрать из прозаических и поэтических произведений русских писателей и поэтов отрывки, близкие по настроению рассматриваемым картинам и звучащей музыке.


      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      "Всю жизнь мою несу я Родину в душе. "Перезвоны". Звучащие картины.

      Представлена разработка урока музыки в 5 классе. Цель урока: раскрыть взаисосвязь литературных произведений Шукшина и симфонии-действа Гаврилина. Также представлен дополнительный материал в виде презе...

      Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме "Вторая жизнь песни".

      Цели: -повысить познавательный интерес учащихся к миру народной музыки -подчеркнуть жизненную основу всех искусств -развитие памяти Задачи:  -показать  связь русской народной песни...

      Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

      Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)...

      Применение технологии АМО на уроках музыки. Методическая разработка урока музыки по теме «Царит гармония оркестра» на основе технологии активных методов обучения

      Методическая разработка урока музыки «Царит гармония оркестра» по технологии АМО создана на основе учебно-методического комплекса «Музыка» для начальной школы Е.Д. Критской,...

      Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"

      Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"Актуальность: Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в...

      Методическая разработка урока на тему: "Всю жизнь несу Родину в душе"

      Презентация к методической разработке урока о творчестве В,А Гаврилина, о его музыке наполненной любовью к Родине - "Перезвоны". Гаврилин и Шукшин - единство душ и мыслей....

      МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ: Урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»

      Методическая разработка урока музыки: урок музыки в 1 классе по теме: Музыкально-развлекательная викторина «До, ми, соль»»...