Методическая разработка урока музыки в 5 классе «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»
методическая разработка по музыке (5 класс)

Плоскова Елена Анатольевна

Методическая разработка урока музыки в 5 классе "Застывшая музыка. Музыка и архитектура" в рамках ФГОС (авторская программа Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка урока162.18 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                Методическая разработка урока музыки «Музыка и архитектура»

                                                                                                                   

     Методическая разработка урока музыки

  Составитель – Плоскова Е.А.

учитель музыки, МХК

Класс: 5

Тема урока: «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Тема полугодия: “Музыка и изобразительное искусство”.

Тип урока: открытие новых знаний.

Вид урока: интегрированный (изобразительное искусство, музыка,

                     архитектура,  история, литература)

Форма урока: элементы урока-путешествие, идея «музыкально-архитектурного бюро»

УМК: по программе «Музыка» ( авт.  Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина (изд. «Просвещение», 2010) – учебник для учащихся, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, рабочая тетерадь для учащихся, методическое пособие для учителя.

Цель урока: раскрытие взаимообогащающих связей между различными сферами искусства на примере синтеза музыки и архитектуры.

Задачи:

- определить элементы выразительности музыки и архитектуры, найти черты их сходства и различия ( усвоение и закрепление основных понятий  музыки и архитектуры: мелодия, ритм, регистр, динамика, готический и православный храмы отличие католической и православной музыки, понятие  а капелла, григорианский хорал);

- рассмотреть способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке;

- подвести к пониманию синтеза искусств, как к одному из важнейших процессов, призванному развивать и обогащать сложившиеся традиции.

- формирование  эмоционально-нравственного отношения к произведениям искусства, пробуждение интереса к историческому и культурному наследию человечества.

Применяемые методы и технологии: проблемно-поисковый, деятельностный, элементы проектной и исследовательской технологии.

Условия проведения урока: урок проводится во втором полугодии 5 класса в тематическом разделе «Музыка и изобразительное искусство». Учащиеся должны иметь опыт вслушивания в музыку и её зрительного представления («внутренний слух», «внутреннее зрение»), опыт рассуждения  о музыкальном образе произведения, знать правила работы над проектом, элементарные основы учебного исследования.

Оборудование урока:

учебники  «Музыка» 5 класс для учащихся (УМК авт. Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская);

фортепиано;

синтезатор;

компьютер и мультимедийный проектор, экран, звуковые колонки;

тематическая презентация к уроку

Дидактические материалы:

портреты И.С.Баха, П.И. Чайковского, С.В.Рахманинова;

раздаточный материал для группы экспертов (бумага-основа  для коллажей, набор фотографий храмов, клей, маркер цветной);

фотоизображение католического и православного храмов;

раздаточный материал для определения средств выразительности в музыке и архитектуре в красных конвертах;

конверты с характерными чертами католического и православного храма – 2 комплекта;

карточка с ребусом  «архитектура»;

карточки с определением характера музыки (по Ражникову), средства музыкальной выразительности, план анализа музыкального произведения;

тексты песни «Храм»;

«кирпичики» из бумаги белого цвета для рефлексии в прозрачных файлах – 3 комплекта;

маркеры красного цвета;

макеты католического и православного храмов в 3-D исполнении.

Музыкальный материал для урока:

Вивальди. «Времена года. Осень» (музыкальное сопровождение к слайд-шоу)

Греческий распев 17 века

И.С.Бах. «Органная прелюдия» (соль-минор)

С.Рахманинов. «Богородица Дева, радуйся»

П. Чайковский. «Богородице Дево, радуйся!»

О. Газманов. «Храм»

Технологическая карта урока                                                  (прилагается)

                                           Конспект  урока музыки.

Класс предварительно (или по желанию) разделен и рассажен на 3 группы.

1. Организационный этап. Мотивация.

- Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на сегодняшнем уроке, на котором вы получите новые знания.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку?  (изобразительное искусство, литература….).

- Внимание на экран! С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки)

Беседа по поставленному вопросу: архитектура и музыка. Если учащиеся не определяют понятие «архитектура» - им предлагается отгадать ребус (см. приложение 1).

- Музыка и архитектура… Древнеримский архитектор и строитель Марк Витрувий Поллион, живший ещё в I веке до нашей эры, написал об этой области искусства 10 книг. Уже в первой он написал, что архитектор“... должен быть человеком грамотным, умелым рисовальщиком, изучить геометрию, всесторонне знать историю, внимательно слушать философов, иметь понятие о медицине, знать решения юристов, обладать сведениями в астрономии и в небесных законах и БЫТЬ ЗНАКОМЫМ  С МУЗЫКОЙ...”

3. Постановка цели урока и построение проекта выхода из затруднения.

- Какой возникает вопрос? (как связаны эти два вида искусства, что между ними общего или различного…) Кроме этого знаменитый немецкий философ Фридрих Шеллинг сказал интересную фразу “Архитектура – это застывшая музыка”. Как вы понимаете эту мысль? Сможем ли мы сразу ответить на этот вопрос? (дети затрудняются ответить)

- Итак, какова тема нашего урока и какие цели и задачи можно поставить сегодня? Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы? (учащимися проговаривается тема, задачи урока и пути решения).

- Для того, чтобы решить наши задачи я предлагаю провести исследование. Вы члены музыкально-архитектурного бюро, вы – исследователи. В любом виде искусства есть свои средства выразительности. Давайте попробуем поискать между двумя этими не похожими друг на друга видами искусства (музыка и архитектура) родственные связи.

4. Открытие и усвоение нового знания.

Задания для групп: необходимо, используя карточки из красных конвертов, сопоставить, найти и привести в соответствие родственные средства выразительности между музыкой и архитектурой (прием «мозговой штурм»), результаты оглашаются, сверяются с изображением на презентации, эксперты наблюдают, оценивают, помогают.

1 группа - музыканты

2 группа – архитекторы

3 группа – эксперты.

- Попробуйте посмотреть на них и найти схожие черты, точки соприкосновения:

мелодия (музыкальная мысль) – на фото плавные, “певучие” линии (очертание архитектурных строений), соответствующие русской песенности;

гармония (консонанс, диссонанс) – здесь “благозвучие”, красивое сочетание;

ритм (порядок, чередование в музыке) – все элементы (башни, купола, своды) расположены симметрично, есть чередование объёмного и малого;

лад (мажор, минор) – настроение зависит от индивидуального восприятия здания или событий, связанных с ним, комфортность;

тембр (окраска звука) – здание на фото имеет свои национальные черты(колорит), можно представить народный музыкальный инструмент;

темп (движение) – отражение происходящего;

регистр (высокий, средний, низкий) – большие купола похожи на басы, башни – на средний регистр, маленькие купола – на высокий;

динамика (громкость звучания музыки) – высокие здания здесь “громче”, напряжённее, чем обычные городские постройки;

звуковедение (легато, стаккато, нон легато) – здесь очень много плавных линий и нон легато в отделке и ступенях, лестница похожа на восходящую мелодию;

орнаментика (украшения) – “кружевное” здание, очень обильно, с выдумкой украшено;

форма (построение музыки) – здания похожи на геометрические фигуры, которые разделены на части “этажами”, материалом, рельефно.

- Итак, у нас получился небольшой “музыкально-архитектурный” фотоальбом. Значит, композитор и архитектор всегда найдут общую тему для беседы.

- Но среди всех архитектурных сооружений есть особенные: люди приходят в их стены не ради зрелищ или возвеличивания, а для того, чтобы остаться наедине со своей душой, время здесь исчисляется не минутами и часами, а веками и вечными ценностями. Что это за архитектурные сооружения, вам поможет определить музыка.

    (слушание «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»)

- Куда перенесло вас сейчас ваше воображение? (В храм, церковь)

- Верно. Звучал «Греческий распев 17 века. Богородице Дево, радуйся»). Как звучала музыка?

           (на слайде 2 вида храмов – католический и православный)

- Как вы думаете, в каком из этих храмов может звучать такая музыка? (дети дискутируют, определяют, аргументируют). Слева на слайде западноевропейский готический собор, устремлённый своими острыми шпилями в небо как символ стремления души ввысь. Люди, которые приходят в них с молитвой, - христиане-католики. Справа христианский православный храм. Присмотритесь: его купола имеют особую форму, напоминающую спокойное пламя церковных свечей. Они символ молитвенного горения христиан, их веры в единение с Богом, способное через человеческую душу принести в окружающий мир мудрость и благополучие. Если мы войдём в эти храмы, то сразу почувствуем, что здесь в едином целом объединились и прошлое, и настоящее, и будущее.

- Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? Католические соборы существуют с времён Средневековья: очень высокие, строгие, с вытянутыми стрельчатыми окнами и порталами. Греческий распев, который мы послушали, сопровождал католическую службу на протяжении нескольких веков. A capella – так называется пение без инструментального сопровождения. Но в начале IX века в служение католической церкви вводится музыкальный инструмент. Что же это за инструмент?

       (поиск информации в учебнике, стр. 128, дети озвучивают)

- Самый большой в мире музыкальный инструмент – орган. Теперь здесь стало возможным услышать не только хор в его сопровождении, но и самостоятельное звучание “короля инструментов”. Орган так велик, что давно уже стал частью архитектуры католического храма, в пространство которого его встраивают. Многоголосная органная музыка и сама во многом похожа на архитектуру: тяжеловесные “фундаменты” басов, целые башни из повторяющихся в разных регистрах мелодий-тем, возводящих звуковые города, а может и целые Вселенные. Этот духовой музыкальный инструмент состоит из нескольких тысяч труб, потому всегда звучит величественно и властно.

- Перед вами алтарная часть одного из красивейших готических соборов в Канаде. Многоцветные витражи, возвышающиеся кружевные орнаменты алтаря, скульптуры святых, будто готовые в любой момент ожить – всё это, в сочетании с органной музыкой, производит на слушателей огромное впечатление.

- Одним из величайших “архитекторов” музыки признан немецкий композитор И.С.Бах – удивительный композитор, чьи творения пережили произведения, созданные и до его рождения, и веками позже. Музыка Баха, построенная по правилам полифонического развития из сплетения равноправных мелодий, - настоящий экзамен для слушателя.

           (слушание - И.С.Бах. Органная прелюдия Соль-минор)

- О чём эта музыка?(беседа о многоголосии, звуковедении, регистрах.) 

- Тема сегодняшнего урока – “Застывшая музыка”, но здесь мне так и хочется её изменить на “Ожившую архитектуру”. Помните ли вы, что такое мелодия? (Музыкальная мысль) Так где, в каком регистре возникла эта музыкальная мысль? (В высоком) А дальше? (Она спускалась по регистрам вниз) А предыдущие голоса в этот момент замолкали? (Нет, они продолжали звучать) А как менялась динамика? (Чем больше голосов, тем громче, напряжённее) Соберите всё воедино: одноголосный высокий “шпиль” темы, затем более плотное звучание двух голосов, трёх, затем басы, как основание, как фундамент. Вам это ничего не напоминает? (Готический собор). Посмотрите на это музыкальное построение и с другой точки зрения. Слово “прелюдия” переводится как “вступление”. Вот-вот начнётся главное – католическая служба. Вступление в неё с музыкальной темы в высоком регистре тоже символично: небо, Бог, обращённый к мольбам прихожан, объединение сил земного и небесного в финале, когда зазвучали все регистры вместе.

- А о чём рассказывают православные храмы? Если бы Витрувий Поллион жил не в Древнем Риме, а в одном из княжеств Киевской Руси, то его трактат назывался бы не “Десять книг об архитектуре”, а “Десять книг о зодчестве”, потому что именно зодчими именовали на Руси строителей. Каждый русский город, каждое селение начинались с возведения церкви.

- До X века все храмы на Руси были деревянными, позднее их станут строить из камня, но в них, как и в их деревянных предшественниках, сохранится особый архитектурный “почерк” - многоглавие. Как вы думаете, если “архитектура – это застывшая музыка”, то кто бы мог быть исполнителем этой музыки? (Хор). Обратите внимание на два отличающихся купола: это не просто хор, а хор... (с солистами) И куда бы мы ни бросили взгляд, - везде единение меньших куполов вокруг главных.

          (слушание - С.Рахманинов “Богородица Дева, радуйся”)

- Хочется немного помолчать, правда?.. (да) Как вы думаете, почему? (Очень красивая музыка, в ней много переживаний, она возвышенная) Похожа ли музыка С.В.Рахманинова на музыку И.С.Баха? (Нет, музыка Рахманинова более напевная, эмоциональная; живой голос, по сравнению с органом, более тёплый, в нём чувствуется “человеческое”)

- Какая особенность исполнения музыки в православных храмах? В православных храмах мы не услышим никаких музыкальных инструментов. Таинство, проходящее здесь уже более тысячи лет с момента возникновения христианства на Руси, ведётся в сопровождении хора a capella на церковно-славянском языке. Характерная черта русского православного пения – многоголосие, в которое включены сольные части, исполняемые священнослужителями. (поиск информации в учебнике на стр.130)

- Уже в наши дни этому сложному сплетению нескольких видов искусств в единое целое дадут название – “синтез искусств”. Союз каких видов искусств мы можем здесь видеть? (музыка, архитектура, изобразительное). Храмовое искусство - одна из вершин такого союза.

5. Динамическая пауза.

- Давайте попробуем ощутить влияние различных видов искусств: представим себя в роли хоровых дирижеров в храме  среди этой величественной красоты.

      (пластическое интонирование-дирижирование под звучание музыки П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!»)

                  (дети высказывают свои впечатления от действиия)

6. Первичное закрепление, применение теоретического знания на практике.

- А сейчас я предлагаю вам сыграть в ролевую игру и поработать над своими мини-проектами по командам: одна команда «путешественников» отправляется в Германию город Кельн, вторая команда побывает в Стефановском соборе Сыктывкара, третья команда – это наши прежние эксперты.

Объяснение сути задания: 1 группа работает с католическим храмом, выбирает  из комплекта характерные черты и составляет коллаж-проект, 2 группа работает с православным храмом, выбирает  из комплекта характерные черты и составляет коллаж-проект.  За помощью или подсказкой можно обратиться к учебнику. Команда экспертов получает  комплекты карточек с изображениями различных храмов, составляет коллаж-проект города из 2-х типов храмов, исследует мелодическую линию.

- А сейчас маркером проведите линию по очертаниям ваших храмов.  Что получается? (линия словно мелодия). Какая получается линия-мелодия? (вывод: у православных храмов линия более плавная, мягкая, у католических – острая, ломаная). Посмотрите - линия словно мелодия, мелодия – это музыка. Глядя на наш коллаж, можно увидеть, что это словно «застывшая музыка».

Подводится отчет-анализ, подводится итог работы, команды проверяют работы друг у друга (прием взаимопроверки, сопоставления), корректируют при необходимости)

7. Включение нового знания в систему знаний, закрепление.

- Но какой бы ни был храм, какой веры человек, какие общие черты присущие любому храму вы назовете? (святость, поклонение, красота, синтез искусств в храме, духовное начало….)

- Одним из важных элементов любого храма является музыкальное искусство. Какую роль она играет в храме? Какие вокальные произведения  вы знаете? Как они звучат, какое настроение создают?

      (далее идет вокально-хоровая работа над песней «Храм» Олега Газманова, намечается исполнительский план, проводится взаимооценивание исполнения)

- Исполняя песню, что вы могли «увидеть» своим внутренним взором? (храм, интерьер храма, образа). Наверное, представили наш храм, в котором вы бываете?

- Как вы думаете, можно ли «услышать»  музыку в архитектуре?

                     (беседа на поставленный вопрос, вывод)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог.

- Какие виды искусства мы попробовали связать? Что мы выявили? Есть ли между ними общие черты? Можно ли утвердить высказывание что «архитектура  – это застывшая музыка»? Как вы это объясните?

- А если мы это высказывание перевернем, как оно будет звучать?

(«архитектура – это  ожившая музыка» и «музыка – это ожившая архитектура»)

         - Какие новые знания вы получили на уроке?

         - Все ли вам было понятно на уроке? На какие вопросы вы хотели бы получить ответ?

         - Понравился ли вам урок? (при помощи белых «кирпичиков» на доске «выстраиваются» 2 образа храма: на синем листе – кому понравился урок, все было понятно, на красном листе – у кого остались сомнения или что-либо не понравилось). Прием «Лесенка успеха» - на какой ступеньке к вершине «храма знаний» ты находишься сегодня?

                                      (оценивание, вывод).

         - Наш урок закончен, я благодарю всех за работу и желаю успехов!

                                      (выход с урока под музыку)

                                       Технологическая карта урока музыки 5 класс                                        

                                 в рамках системно-деятельностного подхода ФГОС

                 по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

                                   Раздел: «Музыка и изобразительное искусство»

                               Тема: «Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Автор разработки:

Плоскова Елена Анатольевна

Предмет

Музыка

Класс

5 класс

Автор УМК, учебник (выходные данные)

по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

(изд. «Просвещение», 2010)

Тема урока

«Застывшая музыка. Музыка и архитектура»

Тип урока

урок «открытия» нового знания

Методы и приемы организации учебной деятельности

-метод  идентификации - вживание в образы искусства;

-метод организации художественно-эстетической среды;

- «мозговой штурм», ролевая игра, работа в группах, «продолжи предложение», взаимооценивание

-пластическое интонирование;

-поиск выразительных средств исполнения;

-вокально-хоровая работа, слушание, беседа

Форма организации работы

коллективная форма – хоровое пение, слушание, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, групповая работа

Используемые технологии

Технология  деятельностного метода, проектная технология, исследование

Этап урока: 1.Организационный момент и мотивация.

Задачи этапа: 

- Включить учащихся в учебную деятельность.
- Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые универсальные

учебные действия

планируемый результат

Позитивное эмоциональное приветствие.        

Музыкальное приветствие детей

Личностные:

- самоопределение, развитие эмпатии и эмоционально-нравственной отзывчивости.

Познавательные: построение речевого высказывания

Коммуникативные:

-Планирование учебного сотрудничества и с учителем и сверстниками

Учащиеся организованы

на проведение урока музыки

Этап урока: 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

Задачи этапа: - актуализировать учебное содержание, необходимое и   достаточное  для восприятия нового материала.

Скажите, с какими видами искусства мы связываем музыку?  

С каким видом искусства предстоит встреча сегодня? (демонстрация слайдов с изображением различных архитектурных сооружений в сопровождении музыки)

ответы детей

если дети затрудняются ответить, то им предлагается

отгадать  ребус

Познавательные: 

анализ, синтез, сравнение, обобщение;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 

Регулятивные: 

-фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии;

-волевая  саморегуляция в ситуации затруднения 

Коммуникативные: 

- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Наличие мотивации

к творческому труду,

к работе на результат

Этап урока: 3. Постановка темы и цели урока построение проекта выхода из затруднения.

Задачи этапа: - Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности.

Предлагает определить тему урока

Каким образом мы сможем ответить на поставленные вопросы?

 Дети выдвигают предположение на вопрос: а зачем архитектору музыка?

Вместе с учителем определяют

предположение  темы

урока

Познавательные:

постановка и формулирование проблемы, умение выдвигать  предположения и формулировать  тему урока. 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

умение оформлять свои мысли в устной речи;

Регулятивные: формировать мнение в устной речи, целеполагание

Личностные: развитие познавательных интересов, учебных мотивов

Дети  определяют предполагаемую  тему урока и

с помощью учителя ее формулируют

Этап урока: 4. Открытие и усвоение нового знания.

Задача этапа:  организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения.

Предлагает проверить предположение

с помощью средств музыкальной

выразительности – 3 группы (исследовательский метод)

Элементы музыкальной речи будем «переводить”  на язык архитектуры. Необходимо, используя карточки из красных конвертов, сопоставить, найти и привести в соответствие родственные средства выразительности между музыкой и архитектурой (прием «мозговой штурм»),

Предлагает послушать музыку, описать свои чувства (звучит «Григорианский хорал»)

Как звучит музыка? Что помогало музыке  так звучать ?

Давайте войдем в католический храм. Чем он отличается? (рассказ об интерьере храма, об органе, композиторе И.С. Бахе)

Слушание «Органной прелюдии».

Как вы думаете, в каком храме может звучать эта музыка в левом или в правом? А почему?

Предлагает послушать

ещё одно музыкальное произведение и

определить в каком храме  может

звучать эта музыка?

Какая особенность исполнения музыки в православных храмах?

Слушание «Богородице Дево, радуйся» Рахманинова

Ответы  детей. Высказывают мнения, что можно сравнить

музыку и архитектуру с помощью средств музыкальной

выразительности. Называют их.

Суть исследования заключается в сопоставлении элементов выразительности, происходит поиск соответствий.

Работают в 3-х группах (музыканты, архитекторы, эксперты)

Дети слушают музыку,

совместное сопереживание и сочувствие,

 высказывают мнения

отмечают черты католического  храма и музыки

Дети слушают музыку, высказывают мнения, вместе с учителем приходят к выводу,

что эту музыку исполняет хор

 а капелла.

Познавательные: 

- анализ, синтез, сравнение;

-формулирование познавательной цели;

-построение логической цепи рассуждений, доказательство.

 Личностные: 

 -осознание ответственности за общее дело, формирование личностных качеств (толерантности, сочувствия, понимания, уважения к иной вере)

 Коммуникативные: 

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, умение работать в команде;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

-учёт разных мнений.

 

 Регулятивные УУД:

ориентироваться в ситуации; формировать мнение в устной речи

Предметные:

определять элементы выразительности музыки и архитектуры, находить  черты их сходства и различия, рассмотривать способы воплощения “музыкальности” в архитектуре и “архитектурности” в музыке, иметь понятие синтеза искусств,

закрепление  понятия «архитектура, органная музыка, а-капелла», познакомятся с творчеством знаменитых композиторов (Бах, Рахманинов, Чайковский).

Учащиеся смогут сравнить музыку и архитектуру

с помощью средств

музыкальной

выразительности

Будут знать особенности архитектуры и музыки католического и православного храмов

Учащиеся проявляют

готовность

к освоению

новых знаний

Учащиеся с помощью

учителя смогут

разобрать

 музыкальное

произведение

Учащиеся смогут

сравнить музыку

разных композиторов и конфессий

Этап урока:  5. Динамическая пауза.

Задачи: релаксация

Учитель предлагает представить себя в роли хоровых дирижеров в храме  среди этой величественной красоты.

(музыка П. Чайковского «Богородице Дево, радуйся!»)

пластическое интонирование-дирижирование под звучание музыки

Коммуникативные УУД: выполнение коллективного дела, коллективное сопереживание

Личностные: осознание причастности к успеху в учебной деятельности коллективного задания Формирование установки на ЗОЖ, творческого отношения к труду

учащиеся смогут расслабиться и отдохнуть

Этап урока: 6.Первичное закрепление. применение теоретического знания на практике.

Задачи этапа: зафиксировать изученное учебное содержание в практическом действии. Организовать выполнение самостоятельной работы.

Предлагает поработать над мини-проектом в 3-х группах (прием ролевой игры в путешественников) и сделать вывод  об особенностях (музыкальных и архитектурных) православного и католического храмов, мелодике архитектурных очертаний.

Работают в 3 группах (1- католический храм, 2 – православный храм, 3 – эксперты). 1 группа работает с католическим храмом, выбирает  из комплекта характерные черты и составляет коллаж, 2 группа работает с православным храмом, выбирает  из комплекта характерные черты и составляет коллаж.

Команда экспертов получает  комплекты карточек с изображениями различных храмов, составляет коллаж-проект города из 2-х типов храмов, исследует мелодическую линию.

Делают выводы.

       

Познавательные:

анализировать, обобщать, синтезировать, делать выбор для сравнения,  классификации

Коммуникативные: 

-развиваются коммуникативные умения учащихся, умение работать в группе, организовывать и осуществлять сотрудничество, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Личностные: формирование основ гражданской идентичности личности, чувства гордости за Россию, народную историю, духовной культуры, толерантное отношение к различным конфессиям (католическая вера)

Регулятивные: 

определение последовательности, учитывать правила планирования)

Учащиеся

самостоятельно смогут

охарактеризовать храмовый комплекс различных конфессий

Учащиеся  самостоятельно  выполняют задания нового  типа  и осуществляют  их самопроверку.

Организуется рефлексия реализации  построенного проекта  учебных действий. Организуется для  учащихся  ситуации успешности.

Этап урока: 7 этап. Включение нового знания в систему знаний, закрепление

Задача этапа: закрепить новое знание в вокально-хоровом исполнительстве

Учитель предлагает определить общие черты для любого вида храмов, подчеркивание значения музыки в храме.

Организует вокально-хоровую работу по разучиванию песни.

Слушание, определение настроения, содержания, музыкально-ритмических особенностей,

вокально-хоровая работа над песней,

исполнительский план песни.

Познавательные:

развитие вокально-хоровых навыков, чувства ритма, эмоционального исполнения песни

Коммуникативные:

- положительная взаимозависимость при хоровом исполнительстве, личная ответственность за пение  в группе, развитие навыков учебного сотрудничества

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-учёт разных мнений.

 Регулятивные: 

выбор способа и результата действий, выбор учебного действия

Личностные:

получение морального удовлетворения от исполнения духовного песнопения, обогащение внутреннего мира, чувство гордости за  родину

Предметные:

совершенствовать вокально-хоровые навыки, музыкальные способности.

Учащиеся смогут сделать основные выводы  на основе построения знаний в ходе урока,

совершенствование вокально-хоровых навыков

Этап урока: 8 этап.  Рефлексия учебной деятельности на уроке, взаимооценивание, итог.

Задача этапа:  зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, оценить собственную деятельность на уроке.

Проводит рефлексию.

Какая была цель нашего урока?  

Какая тема нашего урока?           Чему вы сегодня научились?

Что вам больше всего понравилось на уроке?

Какое у вас настроение после нашего урока?

Оцените полученные знания на уроке (прием «Кирпичики»,

«Лесенка успеха» - на какой ступеньке к вершине «храма знаний» ты находишься сегодня?

Благодарность за урок.

Домашнее задание – нарисовать храм.

При помощи белых «кирпичиков» на доске «выстраиваются» 2 образа храма: на синем листе – кому понравился урок, все было понятно, получены знания, хорошо поработал на уроке, на красном листе – у кого остались сомнения или что-либо не понравилось, не понял. Происходит процесс оценивания, аргументация оценки. Ответы детей

Познавательные:

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

 -самооценка на основе критерия успешности;

-адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

 

Коммуникативные:

-аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

-выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

 

Учащиеся смогут адекватно оценить собственную деятельность на уроке

                                      Методические советы по проведению урока.

       Урок рекомендуется начать с позитивного приветствия учителя (приятных слов, улыбки). Для создания эмоционального настроения и мотивации вход на урок начинается  звучанием музыки стиля барокко (например, а. Вивальди).

       Для создания поисковой ситуации на этапе открытия и усвоения новых знаний возможен прием использования синтезатора для поиска подходящего варианта тембра органного звучания. Прием очень занимательный для ребят и развивающий.

        В качестве дополнительной наглядности возможно использование макетов архитектурных сооружений (католические и православные храмы), сконструированных из 3-D пазлов. Данные комплекты можно приобрести в магазинах детских товаров в отделах «Развивающие игры и конструкторы». Данные архитектурные сооружения ребята могут выполнить во внеурочной работе или в качестве домашнего задания. Используя данные макеты на уроке можно наглядно рассмотреть особенности, архитектурные элементы и сопоставить их   с музыкальными особенностями эпох и вероисповедания.

        В качестве домашней работы для закрепления новых знаний целесообразны задания на разработку тематического синквейна, кластера.

        Для фиксирования полученного результата на период ближайшего последействия возможно запланировать и организовать экскурсии в католические и православные храмы, посещение концертов хоровой и органной музыки, провести тематические учебно-исследовательские работы по изучению храмовой музыки.

                           

                                          Список  литературы:

Витрувий. “Десять книг об архитектуре”. Репринтное издание, Москва, Архитектура. –С.: 2006.

Семичева Е.А. “Сравнение религиозного искусства в католической и православной традиции”.

С.С.Ванеян “Архитектура и иконография” (проблемы классических методов истории искусства) вест. Моск. ун-та. Сер.8. История. 2007. №2.

Статья “Церковная и духовная музыка” Википедия.

Игорь Торик “Пелопонесс. Эпидавр. Театр и другие раскопки”.

«Я познаю мир» Детская энциклопедия, том «Музыка», М. «Астрель» 2002.

«Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» версия 2013. ресурсы Интернет,  www.KM.

Работы детей, сделанные на уроке по данной теме

F:\аттестация\приложения\приложение к критерию 3\3.1\приложение 3.1.5\5. работы детей\католический храм коллаж.jpgF:\аттестация\приложения\приложение к критерию 3\3.1\приложение 3.1.5\5. работы детей\православный храм коллаж.jpg

 

F:\аттестация\приложения\приложение к критерию 3\3.1\приложение 3.1.5\5. работы детей\проект католического города.jpg

F:\аттестация\приложения\приложение к критерию 3\3.1\приложение 3.1.5\5. работы детей\проект православного города.jpg

         Мой  храм

             Автор – Олег Газманов

1.Возврати себе храм,

Возврати себе свет.

Этим светом будь свят,

Этим светом согрет.

Возврати себе кров,

Дом, где спит твоя кровь.

Возврати себе жизнь,

Веру, правду, любовь

             Припев:

Мой храм - ветер надежды,

Мой храм там, где и прежде.

В мой храм я возвращаюсь,

Руки всем вам соединив.

2.В каждом сердце есть храм,

Имя храму - любовь.

Мы войдем в этот храм,

Храм войдет в нашу кровь.

Возврати себе храм,

Возврати себе свет.

Этим светом будь свят,

Этим светом согрет.

                                     Дидактический материал

                                      Ребус «АРХИТЕКТУРА»

                 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  А          Р           Х         И         Т          Е           К         Т          У         Р          А

                                                                                                                                                                                                                                                    ,,                               C:\Documents and Settings\UserXP\Рабочий стол\harfa.png

1-2 – струнный щипковый музыкальный инструмент

3-5 – модный трек в музыке на вершине популярности

9-11 – позитивный слоган, выражение восторга (аналог. – браво, бис)                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока музыки 4 класс тема: "Музыка Италии"

Данная презентация разрпаботана для урока музыки в 4 классе. тема года: "Между музыкой разных народов мира нет границ!", тема урока "Музыка Италии". в ходе урока учащиеся знакомятся с культурой красив...

Владимир Высоцкий (Методическая разработка Урока музыки 8 класс)

Конспект урока. Материал можно использовать для вечера старшеклассников...

Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Музыка"

Данный материал содержит разработку урока с использованием проектных технологий...

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)

Методическая разработка урокаПредмет: музыкаТема: "Импрессионизм в живописи и музыке"Целевая аудитория: 5 класс...

Застывшая музыка. Музыка и архитектура

Застывшая музыка. Музыка и архитектура. Технологическая карта урока...