Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»
методическая разработка по музыке (6 класс) по теме

Сорокина Надежда Борисовна

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzykalnyy_obraz.doc47 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки

ШЕСТОЙ КЛАСС

Музыкальный образ

(На примере романа Л.Н, Толстого и оперы С.С. Прокофьева «Война и мир»)

                              Учитель Сорокина Н.Б. МОУ СОШ №15

                                                       

                                                         2011 год.

Цель урока: проследить ход логического развертывания «действия» в интеграционном понимании особенностей образа М. Кутузова и его художественного воплощения в романе Л.Толстого и опере С. Прокофьева.

Задачи:

  1. Воспитывать в учащихся музыкальную культуру (музыкально – слуховое восприятие) на примере оперы С.Прокофьева «Война и мир».
  2. Познакомить учащихся с гениальной музыкой С.Прокофьева, как примером героика – патриотической музыки.
  3. Научить учащихся пониманию особенностей драматургии.
  4. Познакомить с таким жанром искусства, как портрет.
  5. Воспитывать в детях понимание поэтического искусства.
  6. На примере романа Л.Н, Толстого и оперы С.С. Прокофьева «Война и мир» воспитывать в детях такие качества личности, как мужество, противоборство трудностям, умение отстаивать свое мнение, героизм, любовь к Родине…
  7. Связь с жизнью.

Музыкальный образ.

В исполнении класса звучит песня «Бородино».

У: «Кто авторы этой песни?»

Д: «Стихи Лермонтова, музыка народная»

У: «Какой образ создан в стихотворении авторами?»

Дети: «Войны»

У: «О каких событиях идет речь в песне?»

Д: «О событиях 1812 года – войне с французами».

(На экране демонстрируются портреты Наполеона и Кутузова.)

У: «В июне 1812 года император Франции Наполеон во главе отборных войск в количестве более 600 тысяч вторгся на территорию нашей страны с целью: окружить и уничтожить армию России вблизи границы, занять Москву и добиться капитуляции России за месяц. Русская армия во главе с М.И. Кутузовым встала на защиту своего Отечества. Мужество оборонявшихся русских солдат и офицеров, мастерство полководцев сорвали замыслы Наполеона. План «молниеносной войны» Бонапарта, похвалявшегося, что раздавит Россию за месяц, провалился (на экране демонстрируется картина Ф. Рубо «Бородинская битва»). 26 августа состоялось, вошедшее в историю, сражение у села Бородино. Силы были неравны, французы почти втрое превосходили по численности русскую армию. Не смотря на то, что русские солдаты и офицеры стояли насмерть, защищая каждую пядь родной земли, французской армии удалось подойти близко к Москве. Наступил решающий момент в ходе сражений. В Филях собрался военный совет, на котором присутствовали все военачальники и сам Кутузов. Нужно было решать: дать последнее сражение у стен Москвы или отступить.

(На экране картина А.Д. Кившенко «Совет в Филях»)

У: «К какому жанру изобразительного искусства относится эта картина: портрет, пейзаж, натюрморт?»

Д: «Портрет»

У: «Что такое портрет?»

Д: «Изображение людей»

У: «О чем повествует картина, какие события запечатлел художник, каков эмоциональный фон картины?»

Дети отвечают на поставленные вопросы.

У: «Кутузов сидит поодаль от военного совета, но невольно силой своей личности уравновешивает многофигурную композицию. Не смотря не яркость красок и блеск мундиров, картина не вызывает впечатление парадности».

У: «Каким показан Кутузов, что вы видите в его облике?»

Д: «Усталость, но внутренняя собранность в позе и во всем облике…»

У: «Картина безмолвна, и выражает мгновение, наступившей торжественной, и в то же время какой-то погребальной тишины: Кутузов объявляет свое решение отступить и сдать Москву Наполеону».

(На экране демонстрируется фрагмент фильма «Кутузов» - совет в Филях.)

У: «Есть еще одно крупное литературное произведение – роман Л.Н. Толстого «Война и мир». (На экране портрет Л.Толстого)

У: «В романе есть сцена, которая является определяющей для главной характеристики Кутузова»

Учитель зачитывает фрагмент романа Л.Толстого:

Бенигсен открыл совет вопросом: «Оставить ли без боя священную и древнюю столицу России или защитить её?» Последовало долгое и общее молчание. Все лица нахмурились, и в тишине слышалось сердитое кряхтенье и покашливание Кутузова…

 - Священную древнюю столицу России! – вдруг заговорил он, сердитым голосом, повторяя слова Бенигсена и этим указывая на фальшивую ноту этих слов…

 - Такой вопрос нельзя ставить, и такой вопрос не имеет смысла. Вопрос, для которого я просил собраться этих господ, это вопрос военный. Вопрос следующий: Спасенье России– в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? Вот на какой вопрос я желаю знать ваше мнение…

Начались прения…Мнения разделились, были споры в пользу и против этого мнения… Последовало, показавшееся всем очень продолжительным минутное молчание, … чувствовалось, что говорить больше не о чем… Кутузов тяжело вздохнул, … все оглянулись на него.

 - Итак, Господа, стало быть, мне платить за перебитые горшки, - сказал он. И, медленно приподнявшись, он подошел к столу. – Господа, я слышал ваши мнения. Некоторые будут не согласны со мной. Но я (он остановился) властью, врученной мне моим государем и отечеством, я, - приказываю отступление.

Вслед за этим генералы стали расходиться с той же торжественной и молчаливой осторожностью, с которой расходятся после похорон.

…Отпустив генералов, Кутузов долго сидел, облокотившись на стол, и думал все о том же страшном вопросе: когда же, когда же наконец решилось то, что оставлена Москва? Когда было сделано то, что решило вопрос, и кто виноват в этом?

 - Этого, этого я не ждал!.. Этого я не думал!.. Да нет же! Будут же они лошадиное мясо жрать, как турки, - …прокричал Кутузов, ударяя пухлым кулаком по столу, - будут…».

У: «Каков собирательный образ Кутузова?»

Дети высказывают свои мнения.

У: «Какой должна быть музыка, рисующая портрет великого полководца?»

Дети высказывают свои мнения.

У: Какую форму высказывания выбрали бы вы – песню или арию? Что ближе в данный момент характеру героя и ситуации?

Д: «Арию, т.к. в ней музыка передает разные душевные состояния, в ней могут чередоваться разные мелодии и интонации».

У: « В тексте слов, произнесенных Кутузовым не  так много – всего несколько фраз, а ария – это развернутый монолог.

Где же взять слова?

Д: «Их надо придумать, для этого и пишут либретто».

У: «Подумайте, о чем будет ария? Кого вы хотите показать: русского полководца или простого человека?»

Д: «Наверное и то, и другое».

У: «Что в душе Кутузова? О чем его мысли? Чем наполнено сердце?

Д: « Сомнение, боль за Москву и Россию, ненависть к врагу, вера в русский народ, гордость и любовь к Отчизне…».

У: «Очень непросто решиться на подвиг».

Подвиг. Какой корень в этом слове?

Д: «Двиг».

У: «Верно, движение. Движение чего?»

Д: «Души».

У: «Да, движение Духа. В подвиге есть действие, решимость. Но сколько метаний, порой, испытывает человеческая душа, чтобы сделать это движение.

Есть ли у вас на памяти герой, который прошел через сомнения, страх перед выбором, может быть последним, главным шагом в своей жизни, шагом в бессмертие.»

Д: «Иван Сусанин. Их судьбы в чем-то схожи».

У: «Какой музыкой, какими интонациями вы предполагаете передать этот сложный душевный мир? Какое чувство, на ваш взгляд, будет определять музыкальный язык арии?»
Д: «Дети высказывают различные предположения музыкальной характеристики Кутузова: от гневных драматических интонаций, до мелодии, русской по своей напевности, близкой арии Сусанина.

У: «На сюжет романа Толстого «Война и мир» русский композитор С. Прокофьев пишет оперу с тем же названием».

Учитель предлагает послушать арию Кутузова из оперы Прокофьева «Война и мир».

У: «Что нового открыли для себя вы, слушая арию»?.

Д: «Лирическая, светлая, нежная мелодия звучит торжественно , величаво, олицетворяя веру в Победу».(Главная роль отводится в оркестре духовым инструментам.)

У: «Песня ,в которой прославляется народ и Отчизна, называется гимном. В какой форме написана ария?»

Д: «В трехчастной: первая и третья – лирические, прославляющие Москву, народ и Отчизну, вторая – напряженно – драматическая».

У: «Почему Прокофьев использует трехчастную форму? Почему возвращается первая тема?»
Д: «Кутузов обретает силы, обращаясь к молитвам. Он, веря в народ, утверждается в правоте своего решения».

У: «Русские сохранили свою армию и были готовы продолжать войну до изгнания интервентов. Моральный дух наполеоновской армии был подорван: она отступила с поля боя, видя перед собой, готовые отчаянно драться и дальше ,русские войска. Столь дорогой ценой она не оплачивала еще не одно сражение.

Наполеон сказал: «Французы показали себя достойными одержать победу, а русские получили право быть непобедимыми»!»

Дети поют арию Кутузова из оперы «Война и мир», переходя в хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

У: «Что сближает арию Сусанина, хор «Славься», арию Кутузова»?

Д: «Твердая уверенность в том , что отстоит русский народ родную землю…»

У: «Почему именно в годы войны С.Прокофьев обратился к великой эпопее Л.Толстого «Война и мир», чтобы создать не менее грандиозное произведение – оперный спектакль?»

Д: «Прокофьев верил в добро, в победу нашего народа над врагом».

У: «Тема Родины, защитника Отечества актуальны во все времена. Она пронизывает не одно произведение искусства».

У: «Испокон веков на русскую землю нападали враги с целью: завладеть богатствами страны, поработить русский народ ; но никому, никакому врагу еще не удалось поставить Россию на колени».

На экране демонстрируется фрагмент из фильма «Александр Невский « (Кто на Русь с   мечом придет, тот от меча и погибнет…).

Вывод:

У:  «Сегодня на уроке вы познакомились с различными произведениями искусства. Какой или какие образы созданы авторами во всех этих произведениях?»

Д: «Образ войны, хотя и не полный; образ Кутузова – защитника Отечества».

У: «Чему учит музыка? Чему учат все эти произведения? Что вы вынесите с урока?».

Д: Отвечают на поставленные вопросы.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока музыки для 6 класса "«Героические образы вокальной и инструментальной музыки»"

Всероссийский конкурс для педагогов и учащихся «Недаром помнит вся Россия».       Методическая разработка урока музыки «Героические образы вокальной ...

Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программ...

Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме " Разнообразие музыкальных образов. Кантата"

Методическая разработка урока музыки в 7 классе по теме  "Разнообразие музыкальных образов. Кантата"  с использованием электронных образовательных ресурсов....

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критск...

Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"...

Методическая разработка урока музыки для 8 класса по теме "Пушкинские образы в музыке"

Урок разработан для учащихся 8 класса. Цель урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на примере музыкальных произведений Сцена письма Татьяны из оперы «Е...

Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»

Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...