Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»
методическая разработка по музыке (6 класс)

Алешина Елена Владимировна

Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 классе. В ней рассматривается метод эмоциональных контрастов на примере Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень» Г.В. Свиридова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx18.53 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методической разработка урока музыки в 6 классе.

Образы симфонической музыки. Г.В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»

Метод эмоциональных контрастов (прием сравнения)

- Что такое иллюстрация?

Рисунок к  тексту.

-  А как бы  вы объяснили,  что такое музыкальная иллюстрация?

Картина к тексту музыкальными средствами

- Что общего между художественной и музыкальной иллюстрацией, а в чем отличие?

Используются разные  средства (краски, звуки)

- Послушаем музыкальную иллюстрацию и попробуем представить, что же нарисовал звуками композитор Г.Свиридов?  Сколько образов вы услышите?

*Слушаем целиком

 - Сколько услышали образов? (2)

 - Ваше воображение нарисовало похожие образы или разные?

Разные

 - Чем они отличаются? ( Разное настроение, динамика)

 - Может быть, есть и что-то общее? (Движение мелодии, спокойный темп)

 - Какую картину вы представили?  (Картину природы)

 - Послушайте, пожалуйста, первую зарисовку. Проследите за ее изобразительными моментами.

*Слушание «Весна»

- Какое звукоподражание вы услышали? На что похожи эти звуки?

Птички, ручьи, солнечный свет, прозрачный воздух

 - Как вы думаете,  это городской или сельский пейзаж?  (сельский)

 - Почему вы так решили?  (нет городских звуков, шума, суеты)

 - Какими музыкальными средствами создан пейзаж?

(Тембры духовых инструментов – звуки пастушьих рожков; спокойный темп, плавная мелодия – безмятежные просторы; звучание скрипки, увеличение динамики – как солнечные лучи; триоли, высокий регистр – птичий щебет)

 - В какое время года  мы наблюдаем такую картину? (весна - пробуждения природы)

 - Послушайте еще одну зарисовку.  Сравните с первым фрагментом.

*Прослушивание  «Осень»

 - Какие образы подсказало вам ваше воображение на этот раз?

Ветер, листья опадают, деревья качаются,  дождик, пасмурно.

- Когда это происходит? (осень – увядание природы)

 - Как музыка вам это подсказала? Спокойный темп, печальная мелодия, тихая динамика

 - Давайте найдем сходство и отличия этих фрагментов.

Отличия

Сходство

природа пробуждается - мажор, увядание природы – минор ; щебет птиц – украшения, форшлаги;  пасмурная погода – ровный ритм, ведущая мелодия  у флейты – прозрачность воздуха, песня ветра – скрипка солирует; солнечный свет – громче динамика, подвижней темп, пасмурная погода - динамика тише, темп медленнее

мелодия очень похожа, движется так же, нет резких скачков, смены регистров и динамики, равные по протяженности эпизоды.  

О чем это говорит?

Одна местность в разное время года. Гармония природы в любое время года.

- Вы знаете, иллюстрируя произведения, и художники, и композиторы стараются передать не только внешнюю картину, но и внутреннее состояние героев.

-  Давайте проследим за выразительностью первого фрагмента. Какие чувства у Вас возникают? (Радость, надежда, трепет)

*Прослушивание «Весна»

-  Как Вы думаете, какие музыкальные средства помогают композитору передать такие чувства в музыке?  (Мажор, тремоло, флейта, увеличение динамики, звучание скрипки – уверенный взгляд в будущее)

  - Похоже на ваши чувства весной? Почему у вас весной возникает ощущение радости, трепета, надежды? ( Чаще солнце светит, набухают почки, распускаются первые листочки – красиво, любование природой).

 - Главная героиня повести, Марья Гавриловна, как вы думаете, какая она? (Молодая девушка, которая смотрит в будущее с радостью и надеждой. Она влюблена и счастлива)

 -  А теперь вспомните, что происходит с Вами, в Вашей душе, когда реже светит солнце, чаще моросит дождик, все короче становятся дни?

 - Послушайте и подумайте, как меняется характер музыки и почему?

*Прослушивание «Осень»

 - Что вы почувствовали? (Грусть, печаль, разочарование, одиночество -(минор, медленный темп;скрипка как человеческий голос; тихая динамика  - душевный разговор  о личном).

 - Испытывали Вы такие чувства? Из-за чего?

Марья Гавриловна расстается с любимым, с которым хотела связать свою жизнь; он погибает на войне, а она случайным образом венчается с незнакомцем, который тут же покидает напуганную невесту зимней ночью в метель и непогоду. Проходит весна и осень. Что же чувствует Марья Гавриловна?

- Сравните выразительные образы Весны и Осени.

 - Какими музыкальными средствами сумел композитор выразить  человеческие чувства?  (Мажор и минор – радость и грусть,  флейта - надежда и трепет, скрипка – воспоминание,  личные переживания. Сходство (рисунок  мелодии, протяженность по времени, ровный ритмический рисунок, нет резких скачков, резкой смены динамики и регистров)

Итог:

- Две музыкальных зарисовки, как  два состояния души  человека.

Марья Гавриловна жила в деревне, поэтому композитор показал сельский пейзаж в разное время года. Композитор не только нарисовал  картины природы, но и следовал за изменением чувств героини.

Человек не может только грустить или все время радоваться.

Жизнь не стоит на месте, этим она прекрасна. Как происходит смена времен года, так и меняются человеческие чувства.

Главные идеи:

Развитие умения прислушиваться к своим чувствам.

Осознание возможности получать удовольствие от созерцания природы.

Способствование осознанию ценности каждого момента жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель""

Презентация предназначена для урока музыки в 6 классе....

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»

Методическая разработка урока музыки 6 класс «Музыкальный образ»...

«Образы симфонической музыки. Г. Свиридов «Метель»Музыкальные иллюстрации».

ЦЕЛЬ: На примере музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель» рассмотреть возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного  произведения.ЗАДАЧИ:- позн...

Литературная часть концерта, посвящённого юбилею Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Литературная часть концерта, посвящённого юбилею  Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».14 марта 2016 года в Воронежском колледже состоялся концерт, посвящённый юби...

Конспект урока в 6 классе "Образы симфонической музыки"

Конспект урока музыки  в 6 классе по теме "Образы симфонической музыки" составлен в соответствии с программой Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской....

Методическая разработка урока музыки 5 класс "Музыкальная живопись сказок и былин"

Проверка знаний учащихся по разным видам искусства(музыка, литература, ИЗО, кино) на тему богатырей....

Г.В. Свиридов "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина"

Тестирование по теме "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина"...