Литературная часть концерта, посвящённого юбилею Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
материал (11 класс) на тему

Бобрышева Наталья Ивановна

Литературная часть концерта, посвящённого юбилею  Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».14 марта 2016 года в Воронежском колледже состоялся концерт, посвящённый юбилею  Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Лауреат Всероссийских конкурсов оркестр русских народных инструментов Воронежского музыкального колледжа имени Ростроповичей. Текст повести «Метель» читали дипломант X  Всероссийского поэтического конкурса «Поэзия – душа святая», Кураев Иван, и победитель поэтического городского конкурса чтецов «Этот день мы приближали, как могли…», посвящённый 70-летию Великой Победы, Поротикова Алёна. Музыкальные части «Метели» Свиридова иллюстрированы фрагментами фильма «Метель».

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Бобрышева Наталья Ивановна –

преподаватель

 Воронежского музыкального

колледжа им. Ростроповичей

Литературная часть концерта, посвящённого юбилею  Г.Свиридова

«Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

№ 1 «Тройка»

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...

№ 2 «Вальс» 

В конце  1811 года, в эпоху  нам  достопамятную, жил  в своем  поместье

Ненарадове  добрый  Гаврила  Гаврилович  Р**.  Он  славился во  всей  округе гостеприимством  и радушием. Его дочь, Марья   Гавриловна,   стройная,   бледная   и семнадцатилетняя девица, считалась богатой невестою, и многие прочили ее за себя или за сыновей.

     Марья Гавриловна была воспитана  на французских романах,  и следственно была  влюблена.  Предмет,  избранный  ею,  был бедный  армейский  прапорщик, находившийся в отпуску в своей деревне. Само по себе разумеется, что молодой человек  пылал  равною  страстию,  и что родители  его любезной,  заметя  их взаимную склонность, запретили дочери о нем и думать,  а его принимали хуже, нежели отставного заседателя.

№ 3 «Весна и осень»

Наши  любовники  были  в переписке, и  всякой день видались наедине  в

сосновой  роще  или у старой часовни.  Там  они клялися друг  другу в вечной любви,  сетовали на судьбу и делали различные предположения.

Владимир  Николаевич  в  каждом  письме  умолял  ее  предаться  ему,

венчаться  тайно,  скрываться  несколько времени, броситься  потом  к  ногам

родителей, которые конечно будут тронуты наконец  героическим постоянством инесчастием любовников, и скажут им непременно: Дети! придите в наши объятия.

№ 4 «Романс»

Марья  Гавриловна  долго   колебалась;  множество  планов  побега  было

отвергнуто. Наконец она согласилась. Накануне решительного  дня, Марья  Гавриловна не  спала  всю ночь;  онаукладывалась, увязывала  белье  и  платье,  написала длинное письмо к  однойчувствительной барышне,  ее подруге, другое к своим родителям. Она прощаласьс ними  в самых трогательных выражениях, извиняла  свой проступок неодолимоюсилою  страсти, и оканчивала тем, что блаженнейшею минутою  жизни почтет онату,  когда  позволено  будет ей  броситься к  ногам дражайших  ее родителей.

.

№ 5 «Пастораль»

     Мы уже сказывали, что, не смотря на ее холодность, Марья Гавриловна всё по-прежнему  окружена  была искателями.  Но все должны  были отступить, когда явился в ее замке раненый гусарской полковник Бурмин, с Георгием в петлице и с  интересной  бледностию,  как  говорили тамошние  барышни. Ему  было около двадцати  шести  лет.  Он приехал в  отпуск в свои поместья, находившиеся по соседству деревни Марьи Гавриловны. Марья Гавриловна очень его отличала. При нем обыкновенная задумчивость ее оживлялась. Нельзя было сказать, чтоб она с ним кокетничала; но поэт, заметя ее поведение, сказал бы:

Se amor non и, chedunque?..        

№6 — развернутый «Военный марш»

Между тем война со славою была кончена. Полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу. Музыка играла завоеванные песни: Vive Henri-Quatre1), тирольские вальсы и арии из Жоконда. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове отечество! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!

№ 7 «Венчание»

«В начале 1812 года», - сказал Бурмин, - «я спешил в Вильну, где находился наш полк. ….как вдруг поднялась ужасная метель, мы очутились в незнакомой стороне. Я увидел огонёк и велел ехать туда.

Мы приехали в деревню; в деревянной церкви был огонь. Церковь была отворена. За оградой стояло несколько саней; по паперти ходили люди. Я молча выпрыгнул из саней и вошёл в церковь, слабо освящённую двумя или тремя свечами. Девушка сидела на лавочке в тёмном углу церкви. Другая тёрла ей виски.

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» — «Начинайте, начинайте, батюшка», — отвечал я рассеянно. Девушку подняли. Она показалась мне недурна... Непонятная, непростительная ветреность... я стал подле нее перед налоем; священник торопился; трое мужчин и горничная поддерживали невесту и заняты были только ею. Нас обвенчали. «Поцелуйтесь», — сказали нам. Жена моя обратила ко мне бледное свое лицо. Я хотел было ее поцеловать... Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» — и упала без памяти. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: «Пошел!»

№ 8 «Отзвуки вальса»

     "Не знаю", отвечал Бурмин: "не знаю, как зовут деревню, где я венчался;

не помню, с которой станции поехал. В то время я так мало полагал важности в преступной  моей проказе, что,  отъехав от  церкви,  заснул, и проснулся  на другой  день  поутру, на третьей уже станции.  Слуга, бывший  тогда со мною, умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко, и которая теперь так жестоко отомщена".

     "Боже мой, боже мой!" сказала Марья Гавриловна, схватив его  руку; "так

это были вы! И вы не узнаете меня?"

Бурмин побледнел... и бросился к ее ногам...

№9 Зимняя дорога

Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.

Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...

Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А. С. Пушкина "Метель"

Эта работа посвящена маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова....

презентация "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель""

Презентация предназначена для урока музыки в 6 классе....

«В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звуч...

Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»

Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...

Г.В. Свиридов "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина"

Тестирование по теме "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина"...

Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...

Конспект урока 6 класс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"

Конспект урока ( 6 класс). Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"...