Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А. С. Пушкина "Метель"
презентация к уроку по музыке (6 класс) по теме

Уркина Светлана Николаевна

 

 Эта работа посвящена маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metel.ppt2.49 МБ
Microsoft Office document icon poyasneniya_k_slaydam.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова

к повести А.С. Пушкина «Метель»

1 слайд

Что такое иллюстрация? Это изображение написанного словами. Музыкальная иллюстрация – это картина, которую можно “увидеть” (услышать – представить) ушами и прочувствовать сердцем.

2 слайд

Эта работа посвящена маленькому шедевру А.С.Пушкина «Метель» и музыке выдающегося советского, русского композитора Георгия Васильевича Свиридова.

3 слайд

Повесть «Метель» была написана А. С. Пушкиным в 1830 году за один день.

А.С. Пушкин не случайно так  назвал повесть. Природная стихия играет главную роль. Сюжет повести развивается, движется благодаря метели.

В начале повести мы видим обычную ситуацию. Девушка и юноша полюбили друг друга, но их брак не возможен по причине несогласия родителей из-за бедности жениха. И вот влюбленные решают бежать. Когда Марья Гавриловна бежит, ей мешает сама жизнь – плохая погода, метель. Она как бы не пускает Машу, ветер дует ей в лицо, силясь остановить ее.

 Владимира же метель пытается запутать, увести его подальше от Жадрино.

 Историю третьего героя в повести «Метель» - Бурмина – мы узнаем в самом конце произведения. Это опять поездка и опять метель. «Буря не утихала», «между тем метель не унималась» и тому подобное. Но теперь метель ведет героя навстречу его судьбе.

 Так природная стихия привела к алтарю двух незнакомых людей – Марью Гавриловну и Бурмина. И устранила третьего – Владимира.

В 1964 году к Свиридову обратился известный артист и кинорежиссер Владимир Басов, приступавший к съемкам кинофильма «Метель» по пушкинской повести.

Композитора привлекла идея воссоздать в музыке образ современной Пушкину провинциальной России. Его музыка лишена того оттенка иронии, который явно ощущается в повести. Он исходил из интонаций, бытовавших в начале XIX века: вальсовых, маршевых, романсовых, перезвона бубенцов, всегда висевших на дугах ямщицких лошадей.

4 слайд

В 1973 году из отдельных музыкальных эпизодов, созданных для кинофильма, композитор решил составить сюиту. Ее девять номеров стали иллюстрациями к пушкинской повести.

5 слайд

Открывает цикл музыкальных иллюстраций пьеса “Тройка”. Музыка Свиридова иллюстрирует эпиграф к повести из баллады Жуковского «Светлана».

Вступление звучит грозно, сурово, как бы говоря о судьбоносной роли метели в жизни героев повести «Метель».

6 слайд

Хотя в повести нет описания бала, но рассказ о восторженном отношении женщин к военным дал повод Г.Свиридову для создания образа бала в своих музыкальных иллюстрациях.

Балы были неотъемлемой частью дворянского быта, а в провинции тем более. Это было почти единственное развлечение, где можно было не только встретиться с соседями, но и пообщаться, развлечься. На балах молодые люди знакомились друг с другом, там же зарождались первые чувства симпатии, привязанности, любви.

Три мелодии получают свое развитие в музыке «Вальса». Композитор не ограничился развитием одной мелодии, потому что жизнь музыки «Вальса» гармонично сочетает в себе различное состояние чувств.

7 слайд

Третьим фрагментом (“Венчание”) композитор переносит нас в маленькую церквушку, где происходит обряд венчания.

Эта музыка не звучит празднично и торжественно. Она звучит очень трепетно, печально, сумрачно. Минорная окраска в конце пьесы сменяется светлым мажорным аккордом, очевидно наводя на мысль о счастливом конце повести.

8 слайд

Есть хорошая русская поговорка – «Время лечит».

Следующий номер этого цикла называется “Весна и осень”. Как в природе одно время года приходит на смену другому, так и в жизни человека одно чувство сменяется другим. Потеря восполняется новыми впечатлениями. Весеннее чувство любви к Владимиру сменилось осенью потери и печальных воспоминаний. Но весна новой любви непременно придет в ее сердце!

Темы весны и осени очень напевны, проникновенны. Музыка звучит легко, нежно, красиво, лирично.

 Однако в них есть различие: тема весны – мажорна, а тема осени – минорна. Музыка весны звучит солнечно, улыбчиво, тепло. А музыка осени – печально, задумчиво, сердечно.

В теме весны солирует флейта. Ее тембр передает воздушность, легкость. В теме осени солирует скрипка. Это голос души человека. И минорная мелодия осени печалью своею глубоко проникает в сердце.

9 слайд

Пастораль в переводе с латинского означает “пастушечий”. Это музыкальное произведение, рисующее сцены безмятежной сельской жизни, картины природы.

Эта музыка по настроению созвучна первым строкам повести, рисует картину жизни русской провинции: размеренную, спокойную.

В повести можно найти короткое упоминание о природе, на фоне которой происходит объяснение между Марьей Гавриловной и Бурминым: «Бурмин нашел Марью Гавриловну у пруда, под ивою, с книгою в руках и в белом платье, настоящею героинею романа».

Пьеса наполнена  нежным трепетным чувством влюбленного сердца, созвучна образу Марьи Гавриловны.

Используются тембры деревянных духовых (флейты, гобоя) и струнных инструментов.

10 слайд

Следующая пьеса – яркий жизнерадостный «Военный марш».

В пьесе “Марш” ярко передана атмосфера торжеств, подъема патриотических чувств народа России. На первый план выходят жизнерадостность русских военных,  восторг от победы, юмор и бесшабашность молодости…

11 слайд

“Романс” является кульминацией музыкальных иллюстраций.

Чутко следуя вкусам того времени, стремясь приблизиться к чувствам современников Пушкина, композитор вводит в свой цикл “романс без слов”, подчеркивая, что это был любимый жанр городского музицирования той поры.

Пьеса рисует музыкальные портреты Марьи Гавриловны и Бурмина.

Тембр трубы придает мелодии силу звучания, выражая глубокие искренние чувства любви героев. И «Романс» становится гимном любви.

Романс является образцом красоты и совершенства в творчестве Свиридова. Всё пленяет здесь: искренность и простота, сдержанность и скромность в выражении чувств. Красивая песенная мелодия правдиво передаёт содержание текста: вначале вы услышите спокойную, задушевную беседу двух молодых людей, постепенно волнение нарастает, и музыка выразительно передаёт признание в любви.

12 слайд

Восьмой номер иллюстраций “Отзвуки вальса” интонационно  похож на “Вальс”, но звучит эта музыка по-другому... Светлая грусть, легкая тихая печаль пронизывают это произведение, как воспоминание о первой юношеской любви, которая продолжает жить в сердце, но уступает место другому чувству – зрелому и глубокому.

Завершает музыкальные иллюстрации пьеса “Зимняя дорога”. Этот номер перекликается с номером “Тройка”, но звучит уже гораздо спокойнее, умиротвореннее. Эта история закончилась, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи…

13 слайд

Таким образом, убеждаемся, что великого поэта А.С.Пушкина и Г.Свиридова объединяет любовь к Родине, русскому народу.

14 слайд

“Музыкальные иллюстрации – симфонические пьесы Свиридова – не только запечатлели образы пушкинской повести, но и наполнили их новыми мыслями и чувствами, созвучными современным слушателям. Композитор превратил каждую пьесу в самостоятельное сочинение. Яркость и убедительность образов музыки Свиридова сделали возможной их вторую жизнь в кино, в концертном зале, в музыкальном театре – на эту музыку был поставлен балет”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам по музыкальным иллюстрациям Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина "Метель"

Музыкальный взгляд нашего современника на события, описываемые А.С. Пушкиным в повести "Метель"...

презентация "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель""

Презентация предназначена для урока музыки в 6 классе....

Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель». Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации.

Интегрированный урок литературы-музыкина высокохудожественных примерах повести А.С.Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, за...

Литературная часть концерта, посвящённого юбилею Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Литературная часть концерта, посвящённого юбилею  Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».14 марта 2016 года в Воронежском колледже состоялся концерт, посвящённый юби...

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Методическая разработка «Развитие образного мышления на примере программы 6 класса (авторы Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская) «Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридо...

Урок в 6 классе Музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина "Метель"

Метель» — сюита композитора Георгия Свиридова, созданная в 1973 году на основе его же музыки к фильму по повести А. С. Пушкина «Метель» 1964 году. Одно из с...

Внеклассное мероприятие в 6 классе. Тема: Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»

Внеклассное мероприятие в 6 классе.Тема: Музыкальные иллюстрации Георгия Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель»...