«В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
план-конспект урока по музыке (6 класс) на тему

Земцова Татьяна Викторовна
Цель: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития. Задачи: Образовательные: Научить определять в звучании особенности полифонической музыки. Формировать умение осознанно воспринимать музыку. Обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее создателя через групповые формы работы. Выявить особенности стиля композитора на примере программного сочинения Г. В. Свиридова Развивающие: Содействовать проявлению музыкального вкуса. Формирование музыкальной культуры. Развить представление о широких связях музыки и литературы. Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения. Воспитательные: Сформировать чувства личной ответственности за результат совместной работы. Воспитание любви к лучшим образцам мирового искусства. Углубить понимание школьниками русской природы музыки Г. В. Свиридова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_muzyke_v_chem_sila_muzyki._g.v._sviridov.doc70.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Земцова Т.В. – МБОУ Щёлковская гимназия

Тема: «В чем сила музыки». Г.В. Свиридов – интонационно-образный анализ романса из музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».

Цель урока: Освоение учащимися вечных тем искусства и жизни, воплощённых в жанре инструментального романса, и осознание принципов музыкального развития.

(6 класс, III четверть «Образы симфонической музыки»)

На уроке используются следующие виды и формы образовательной деятельности, влияющие на формирование УУД:

восприятие музыки и размышления о ней;

певческая деятельность (хоровая);

инструментальное музицирование;

подбор ассоциативно-образного ряда к музыкальным сочинениям;

использование музыки как средства здоровьесбережения;

работа с учебникам и творческими тетрадями, другими наглядными пособиями;

рефлексия результатов образовательной деятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

Научить определять в звучании особенности полифонической музыки.

Формировать умение осознанно воспринимать музыку.

Обучить умению коллективно размышлять о музыке и ее создателя через групповые формы работы.

Выявить особенности стиля композитора на примере программного сочинения Г. В. Свиридова

Развивающие:

Содействовать проявлению музыкального вкуса.

Формирование музыкальной культуры.

Развить представление о широких связях музыки и литературы.

Показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.

Воспитательные:

Сформировать чувства личной ответственности за результат совместной работы.

Воспитание любви к лучшим образцам мирового искусства.

Углубить понимание школьниками русской природы музыки Г. В. Свиридова

Тип урока: урок обобщения.

Жанр урока: интегрированный.

Вид урока: урок - размышление.

Используемые на уроке технологии:

1. Метатехнологии:

- развивающая, проблемная технология;

- культуросообразное обучение;

2. Макротехнологии:

- технологии восприятия художественного образа;

- технологии интеграции искусств;

3. Мезотехнологии:

- технологии развития певческого голоса, направленные на чистоту интонирования, образность и выразительность исполнения;

- технологии коллективного музицирования;

4. Микротехнологии:

- технологии развития тембрового слуха;

- технологии развития ансамбля в хоре.

5. Информационно-коммуникационные.

Оборудование, технические средства:

1. Фортепиано.

2. Музыкальный центр, проектор.

3. Презентация.

4. Записи: М.И. Глинка - предсмертная ария Сусанина «Ты взойдешь, моя заря»,  хор “ Славься ”; V симфония Л. Бетховена; 40 симфония В.А. Моцарта; Г.В. Свиридов – романс из музыкальных иллюстраций к повести  “Метель” А.С. Пушкина, романс «Не уходи, побудь со мною» (муз. Н. Зубова)

Основные понятия:  правда, красота, мелодия, интонация, романс, вокальная и инструментальная музыка.

Материал к уроку: «Песня гардемаринов» (муз. В. Лебедева, сл. К. Ряшенцева), ст. Е. Винокурова

“Можно по-разному понимать, что такое красота. Каждый может иметь на этот счёт своё особое мнение. Но о том, что такое правда чувства, спорить нельзя. Она очевидна и осязаема. Двух правд чувств не бывает. Единственно правильным путём к красоте я поэтому признал для себя – правду.”

Ф.И.Шаляпин

Тема, которую мы продолжаем рассматривать – одна из самых непростых. Вот мы говорили в первом полугодии о преобразующей силе музыки, и какой вы сделали для себя вывод?

Музыка, воздействуя на людей, влияет на жизнь.

А жизнь, в свою очередь, является…

Источником музыки.

А как вы думаете: почему люди, живущие в разных концах мира, наделяли музыкальное искусство огромной притягательной силой? Вспомните народные сказки, мифы, былины о волшебной силе музыки… Люди не просто наделяли и обожествляли, они это неоднократно подмечали и старались сохранить.

Миф об Орфее, былина о Садко, сказка о Снегурочке “Сольвей” Г.Х.Андерсена,  К.Г. Паустовский “Старый повар” и т.д.

“ Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок ”. Я пишу на доске два значительных слова:

“ Правда ”                            и                                “ Красота ”

Скажите, как вы думаете, правда и красота в искусстве такие же, как и в жизни, или немного другие – более поэтичные, возвышенные? Искусство точно передает, копирует то, что в жизни? Можно ли поставить знак равенства между искусством и жизнью? Красота в искусстве – это действительно что-то красивое? А правда? Как можно представить себе правду в музыке? Если записать точно, как поют птицы и звучит все вокруг – это и будет правда? К этому ли стремиться надо? Что должна передавать музыка? Вспомните, вы, несомненно, хорошо запомнили (и прочувствовали) два важнейших эпизода, на которых, можно сказать, держится вся драматургия оперы М.И. Глинки  “Иван Сусанин”.

Предсмертная ария Сусанина (“Ты взойдешь, моя заря”), героически жертвующего своей жизнью ради спасения Москвы, и светлый, торжественно-праздничный хор (“Славься”) в финале оперы, воспевающий победу, прославляющий русский народ, отстоявший Родину от вражеского нашествия.

Вслушайтесь, пожалуйста, вновь в интонации фрагментов из этих произведений и скажите: “Соответствует ли характер музыки М.И. Глинки характеру событий, содержанию обоих эпизодов? ” (ответ, несомненно, утвердительный) Красива ли эта музыка? (Правдивость и красота музыки М.И. Глинки, очевидно, не будет подвергнута сомнениям.) Теперь предлагаю им представить себе мысленно такую невероятную перестановку – Сусанин поет свою арию на музыку заключительного хора “ Славься  ”, а этот хор поется на мелодию арии Сусанина. Что происходит при этом в музыке?

Смещается местами:

стремительный темп праздничного хора и сосредоточенно - медленное движение арии;

светлый мажор и сумрачный минор;

ослепительно яркая звучность с преобладанием медных инструментов, с колоколами и приглушенное звучание преимущественно струнной группы.

Меняется местами мелодия скорбная и радостная (а ведь это – душа музыки!)

Возникающая при таком смещении острая неправда, лживость музыки приводит к немедленному исчезновению красоты. Красота и правда – неразрывно связаны друг с другом. “Прекрасное прекрасней во сто крат, увенчанное правдой драгоценностей.” (В.Шекспир)

Вывод: Музыка (как и всякое другое искусство) не только правдиво и красиво отражает жизнь, но и обогащает её, обогащает людей, значит, и каждого из вас, ваши сердца и вашу мысль, даже если вы не всегда сами это замечаете.

В самом деле, неужели кому-нибудь может показаться красивым звучание хора, славящего победу на медленную, скорбную, минорную мелодию, или предсмертная ария, построенная на стремительно несущейся, радостной мажорной мелодии?! Правда в музыке – это, прежде всего, правда внутреннего мира человека, не так ли?

Музыка, в которой есть красота и правда, может украсить жизнь, обогатить духовный мир человека, сделать его лучше, добрее, умнее, разделить с ним горе и радость?

А что может сделать музыка уродливая и лживая?

Только лишь принести вред человеку, изуродовать его жизнь и его самого.

Верно, правдиво передать в звуках характер, настроение, заложенное уже в мельчайшей частице, - как она называется, помните?

Интонация.

Да, это то, что делает музыку неповторимой. Без интонации музыки не существует. Я сейчас исполню фрагмент одного произведения, которое вы, возможно, знаете – (Звучит начало романса  “Не уходи, побудь со мною…” муз. Н. Зубкова) Собственно только первые 4 ноты уже способны передать состояние человека. Какое?

Грусти, печали…

Это произведение относится к какому жанру?

К вокальному, то есть исполняемому голосом.

К кому так обращаются?

К любимому.

Значит это песня о любви. А это какой вид вокальной музыки?

Романс – один из самых тонких, поэтических музыкальных жанров. 

Да, это романс. А какие виды вокальной музыки вы ещё знаете?

Песни, арии, баллады, рапсодии, ноктюрны, серенады, баркаролы…

Мы с вами учимся понимать и чувствовать жизненное содержание, правдивость музыки и красоту её художественной формы не только в вокальных сочинениях, где надежным помощником нашим становится слово, стихи, поэтический текст и не только в сочинениях “ программных ” (вспомните, в чем заключена их особенность? – “ В названиях и авторском содержании ”).

Мы учимся понимать и чувствовать также и музыку слов и без “ программных ” заголовков, то есть учимся воспринимать содержание самого музыкального образа, сопоставляя его с правдой, богатством и красотой человеческих чувств, мыслей и поступков.

А сейчас на доске я напишу три самых крупных музыкальных жанра, связанных с театром и концертным исполнением, Помогайте мне, пожалуйста.

Опера, балет, симфония.

Это самые крупные жанры об особенностях, которых мы уже так или иначе говорили и ещё будем говорить. В каком из этих трёх жанров музыка имеет более самостоятельное значение?

В симфонии.

Почему вы так считаете?

В опере и балете есть сюжет. В опере каждое слово находит своё воплощение в музыкальной интонации. В балете музыка связана с движением, помогает в выражении мира чувств.

А что становится главным действующим лицом симфонии? (наиграть начало V симфонии Л. Бетховена и 40 симфонии В.А. Моцарта)

Музыкальная тема, которая вырастает из маленькой интонации и получает дальнейшее развитие.

Итак, если в опере и балете нам на помощь приходит сюжет, либретто, то, что же поможет нам понять симфоническую музыку?

Душа, сердце. Не случайно говорить о музыке порой так же трудно, как рассказывать о своих переживаниях.

Вспомните, какие из известных вам произведений А.С. Пушкина вдохновили русских композиторов?

П.И. Чайковский написал две оперы – “Евгений Онегин” и “Пиковая дама”.

Н.А. Римский-Корсаков – “Сказка о царе Салтане” и “Золотой петушок”.

М.И. Глинка – “Руслан и Людмила”.

Даргомыжский – “Русалочка” и “Каменный гость”.

М.П. Мусоргский – “Борис Годунов”.

Г.В. Свиридов – музыкальные иллюстрации к повести  “Метель”.

На прошлом уроке мы с вами слушали их в исполнении оркестра. Какие впечатления вы сохранили после первой встречи?

Это русское, задушевное, песенное произведение.

Это взгляд нашего современника на пушкинскую Россию, Россию прошлого, ХIХ века.

Это олицетворение темы любви в музыке редкой красоты и выразительности.

Слушаем в исполнении оркестра музыкальные иллюстрации Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина  “ Метель ”. Это произведение вы подробно изучали на уроках литературы, не так ли? Поэтому я не буду останавливаться на его сюжетной основе, а поставлю перед вами интересную задачу – станьте, пожалуйста, как бы участниками творческого процесса художника. Итак, что вы помните о Г.В. Свиридове?

Композитор родился в 1915 г. и с раннего детства соприкоснулся с Великой октябрьской революцией и последующей гражданской войной.

Какие темы были характерны для творчества этого замечательного композитора?

Тема любви к Родине, её судьбе.

Центральное место в творчестве Г.В. Свиридова занимали жанры, связанные со словом – цикл из шести романсов на стихи А.С. Пушкина, “Поэма памяти С. Есенина” и другие.

Да, к сожалению, уже давно с нами нет Г.В. Свиридова, но с нами осталась его музыка… Давайте поработаем следующим образом: Представьте себе, что композитор пригласил вас в свой кабинет, в свою творческую лабораторию, потому, что все вы неповторимые личности, по-своему одарённые, ищущие, расширяющие свой жизненный, музыкальный и культурно-исторический опыт. Человеку присуще своё отношение к миру, одним из поводов, для которого становится искусство. Итак, постараемся приобщиться к тайне, скрытой за нотными знаками: (звучат первые такты  “Романса”)

Что открывается перед вами в этих звуках?

Три вопросительных мотива, они настойчивы в своём повторении, но безответны… Они как бы вводят нас в эмоциональный строй пьесы.

Весьма драматичное начало, не так ли? Попрошу в дальнейшем поднимать руку всякий раз, как только заметите изменение в характере звучания, мы будем делать паузу для обсуждения подобных моментов

( звучит первое проведение темы). Проследим за развитием.

О чём  рассказывает здесь музыка? Какое настроение несёт она в себе?

Тихое, нежное, мечтательное и очень одинокое.

Образ печали, который затрагивает душу человека.

Музыка сама переживает, печалится, страдает.

В пушкинскую пору был очень популярен романс «Не уходи, побудь со мною «( муз. Н. Зубова)-Это,  как связь времён, не случайно цитируется  Г.Свиридовым в иллюстрациях к повести  А.Пушкина

А мы это чувствуем сердцем (его не обманешь) и преклоняемся перед её красотой, не правда ли… (звучит второе проведение темы)

Что нового появляется в музыке,  в её развитии?

Усиливаются элементы полифонии, которые вначале подобны вздоху, а потом эхом вторят основной мелодии (слушаем это сочетание голосов)  (звучит третье проведение темы)

Усиливается состояние взволнованности, темп, (нисходящие интонации подобны завыванию метели), ощущение одиночества (уже нет дуэта) в борьбе со сметающей, закруживающей стихией чувств.

И смотрим, к чему же это приводит? (звучит четвертое проведение темы)

Возникают диссонансы, но не в мелодии, а в сопровождении, исчезает гармония звучания, столь нежно ласкающая слух, всё пронизано чувством боли, отчаяния, смятения…

Быть может это кульминация всего произведения? Быть может это самая важная страница? Но дослушаем композитора до конца… (звучит пятое проведение темы)

Всё стихает и вновь звучит второе проведение темы, будто кто-то бережно, заботливо ведёт тихий диалог о любви и, несмотря на некоторую минорность звучания, – это светлая печаль…

Какую музыкальную форму выбрал композитор для своего сочинения?

Форму вариации (отражающей жизнь в её многообразии, бесконечности, но об этом в следующем году).

У А.С. Пушкина в стихотворении “ Я помню чудное мгновенье…” есть такая фраза:

“…Шли годы. Бурь порыв мятежный

      Рассеял прежние мечты… ”  

А как в музыке? Где, по вашему мнению, кульминация всего произведения? Борьба двух стихий, двух миров – созидания и разрушения. После всего, что надвинулось на человека оглушительного, резкого, страшного, какая тема побеждает?

Нежная, хрупкая, лирическая.

Как же это чистое, нежное, хрупкое могло сохраниться после “бурь”, которые этой теме предшествовали?

Потому что внешне хрупкое, а внутри – сильное.

Что же это? Что может быть и хрупким, и нежным, и в то же время сильным?

Сердце, душа человека.

Вы правы, если осталась душа – высокое духовное начало, и есть силы выжить. А если умерла душа, то уже не поможет ничто. Человек должен взрастить в себе это высокое духовное начало. А как вы думаете: чей же образ звучит в этом “Романсе”?

Может быть образ Марьи Гавриловны?

Почему вы так предполагаете?

Потому что этот образ очень женственный, песенный, мягкий, душевный.

Потому что в повести А.С. Пушкина именно эта героиня больше всех страдает от любви, этому чувству подчинена вся её жизнь…

А образ Владимира, решившего, что без любви нет смысла жить, и он нашел смерть на поле сражения за Родину.

Насколько я помню, то и образ Бурмина, посланного, очевидно, самой судьбой, перенёс немалые изменения под влиянием силы подобного чувства. Не его ли тема присутствует в финальном дуэте? А быть может это Её величество Любовь является главной героиней? А вообще искусство – это не милицейский протокол, где всё окончательно записано: кто? что сделал? В музыке должна присутствовать некая тайна, не стоит поддаваться соблазнительной возможности всё разложить по полочкам, “алгеброй проверить гармонию” и тем самым, по сути, перерезать живую нить общения с искусством от сердца к сердцу. Итак, самое время сейчас покинуть мастерскую композитора и перейти в концертный зал, чтобы услышать окончательный вариант “возвращения в жизнь” композиторского замысла, который возник благодаря таланту и вдохновению А.С. Пушкина. Ярче стали впечатления от звучания оркестра? Да, оркестр – это художественная модель общества. Разные инструменты – это разные люди, при взаимопонимании достигающие мира и согласия.

В завершении урока какую бы вы хотели исполнить песню?

Песню о гардемаринах.

Почему она вам нравится?

В ней слышится ритм скачки.

В ней замечательный текст.

Да, но самое главное, что слова не просто удачно зарифмованы и несут богатый смысл и содержание, они ещё совпадают с мелодией, которая раскрывает их внутренний смысл. А вы  обратили внимание как начинается песня?

С вопроса – раздумья: “По воле божьей так случилось

Иль это нрав у нас таков?

Зачем троим, скажи на милость,

Такое множество врагов?”

Какие же это особенно запоминаемые слова?

“Судьба и Родина – едины!

  Едины парус и душа!”

В чём главный смысл? Да, человеком управляет душа, ведущая его как парус. Каково же исполнительское развитие песни. Ведь не для этого мы приходим в этот мир, чтобы завести врагов или стать ими для других. Экстремальная ситуация требует больших сил для подвига, но разве ежедневный труд на благо своей страны – не подвиг?!

“Но на судьбу не стоит дуться, там у других, вдали, Бог весть,

Враги найдутся – была бы честь”

Что такое честь?

Это уважение…Это человеческое достоинство

В русской народе есть такая пословица про честь?

“Береги платье снову, а честь - смолоду”

А как в песне показано столкновение тем войны и любви?

(Исполняем II куплет)

Всё можно отдать “за долгий взгляд короткой встречи - ах, это, право, не цена”

А какие типичные черты национального характера?

“Русский взнос за счастье милых –

Не кошелёк, а голова”

Счастье не в деньгах, а стоит всей жизни. Что скрывается под внешней бравадой гардемаринов?

Под внешней бравадой у гардемаринов скрывается чуткое и ранимое сердце, доброта, мечтательность и сентиментальность.

Какими нам хочется стать под влиянием этой песни? А вы смогли бы совершить подвиг во имя Родины, во имя любви?

Есть внутренняя музыка души…

Она как память о полузабытом,

Она как дальний шум. Не заглуши

Её с годами буднями и бытом!

Она таится в глубине, светя

Порой в случайном слове, в слабом жесте.

Её имеют многие. Дитя

Лишь обладает ею в совершенстве.

Е.Винокуров

Постарайтесь и вы сохранить свою “музыку души”, этот особый внутренний свет, чистый и незамутнённый, как драгоценный талант, который надлежит беречь от разрушающей монотонной повседневности.

Домашнее задание: запишите стихотворение, на которое бы вы сочинили бы романс, если бы были композитором. Подберите репродукцию к романсу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель""

Презентация предназначена для урока музыки в 6 классе....

Нравственные уроки повести А.С.Пушкина «Метель». Г.В. Свиридов Музыкальные иллюстрации.

Интегрированный урок литературы-музыкина высокохудожественных примерах повести А.С.Пушкина «Метель» и музыкальных иллюстраций Г.В.Свиридова формировать возвышенное чувство прекрасного, сердечности, за...

Литературная часть концерта, посвящённого юбилею Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».

Литературная часть концерта, посвящённого юбилею  Г.Свиридова «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».14 марта 2016 года в Воронежском колледже состоялся концерт, посвящённый юби...

Методической разработка урока музыки в 6 классе. Образы симфонической музыки. Г. В.Свиридов. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». «Весна и Осень»

Данная методическая разработка направлена на формирование культуры музыкального восприятия школьников на уроках музыки в контексте ФГОС. Методическая разработка рекомендуется для уроков музыки в 6 кла...

Г.В. Свиридов "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина"

Тестирование по теме "Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина"...

Презентация к уроку музыки "Образы симфонической музыки. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель". 6 класс

Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель" Георгия Свиридова являются одним из самых ярких, возвышенных, поэтичных и в то же время популярных произведений композитора. Данный ур...

Конспект урока 6 класс. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"

Конспект урока ( 6 класс). Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина "Метель"...