Методическая разработка урока музыки на тема «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке» для 6 класса
методическая разработка по музыке (6 класс) на тему

Миронова Анна Фёдоровна

Урок музыки в 6 классе на тему "Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_6_klasse.docx17.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя музыки ГБОУ Школы №27 им.Бунина Мироновой А.Ф.

Разработка урока на тему : «Мир музыкальных образов в вокальной и симфонической музыке».

План урока:

  1. Распевание.
  2. Анализ песни Пахмутовой «Звездопад». Значение музыкальных средств в создании лирического образа.
  3. Подготовительная беседа к восприятию фрагмента 7-й симфонии Д.Шостаковича. (Моменты биографии Д.Шостаковича, как создавалась эта симфония).
  4. Анализ после прослушивания эпизода нашествие из 7-й симфонии Д.Шостаковича нашествие.

Дети с помощью учителя должны:

  • Разобраться в характере музыкального образа и какими средствами музыкальной выразительности создается этот образ.
  • Что меняется в музыке, а что остается неизменным.
  • Определить самостоятельно музыкальную форму.

  1. Сравнение двух музыкальных произведений – Болеро Эм Ровеля и эпизод Нашествие Д.Шостаковича.
  2. Подведение итогов работы совместно с детьми.

Домашнее задание Самостоятельно записать в тетрадь что меняется, а что остается неизменным в эпизоде «Нашествие».

Продолжение темы «Музыкальный образ».

Задачи: Разобраться в жизненном содержании музыкального образа «Эпизода Нашествие» из 7-й симфонии Д.Шостаковича и средствах музыкальной выразительности. Определить музыкальную форму. Воспитательные задачи: патриотизм, любовь к родному городу.

Ход урока:

Вход: звучит лирическая музыка (романс из к.ф. «Овод» Д.Шостаковича) или из песни «Звездопад» - на какой образ настроила нас эта замечательная музыка (если звучала музыка Д.Шостаковича) – на лирический.

У нас есть песня лирического склада «Звездопад».

  1. Распевание: можно взять отрывок из песни, либо любую распевку лирического склада (например, «Утро» Э.Грига на У,О,А).

Работа над вторым куплетом песни по фразам (на доске нотная запись). Начало куплета поём не громко, слова произносим четко, в концы фраз тише.

Внимание к длинным звукам (дотягивать). В припеве тоже работаем по фразам. Определим вместе с детьми кульминацию (слова: «Мы оставим на память в палатках…»).

  • Какими музыкальными средствами создается лирический образ?, образ мечты в этой песне ?
  • Неторопливой темы
  • Три Оли (см.нотную запись на доске)
  • Лад минор придает мягкость.
  1. Слушание эпизода «Нашествие» из 7-й с. Д.Шостаковича.
  • Вы вошли с лирической музыкой замечательного композитора 20-го века Дм.Шостаковича (показываю портрет Д.Шостаковича) – классика советской музыкальной культуры. – звучал романс из к.ф. «Овод». Центральное место в его творчестве занимают симфонии. Их у Д.Шостаковича 15.

Сегодня я познакомлю Вас с фрагментом симфонии №7. Симфония №7 – это отклик на начало Великой Отечественной Войны. Это поэма о нашей борьбе и грядущей победе.

Симфония посвящена нашему городу и называется «Ленинградской» (читаю посвящение композитора).  Симфония создавалась в самом начале войны в осадном Ленинграде, в городе, где: «во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тощилась по пятам…» - оставался профессор Ленинградской консерватории Д.Шостакович. Вместе с другими ленинградцами он ездил за город рыть окопы, дежурил на крыше. И все время в его душе зрел грандиозный замысел нового сочинения, и ничего не могло ему помешать – ни голод, ни бомбежки. В первые месяцы войны были закончены 1-я и 2-я части.

Вся симфония была закончена в г.Куйбышеве; куда был эвакуирован компазитор. Там же состоялась премьера симфонии 5-го марта 1942 года (запись на доске).

Специальным самолетом, прорвавшимся сквозь огненное кольцо партитура симфонии была доставлена в г.Ленинград. И 9-го августа 1942 года симфония была исполнена в нашем городе под руководством дирижера Карла Элиасберга (запись на доске - А по плану немецкого командования город должен был пасть). Для исполнения были собраны все музыканты города (всего 15) и пришлось отозвать фронтовых музыкантов Ленинградского фронта и начались репетиции. И вот 9-го августа 1942 года 7-я симфония прозвучала в зале Филармонии. И звучала над городом из всех репродукторов. Слушаем запись.

  1. Анализ после прослушивания.
  • Разберемся в характере музыкального образа т.е. в его жизненном содержании.
  • Какой образ создала музыка ?
  • Образ зла, зловещий, страшный.
  • Какими средствами музыкальной выразительности создается этот образ ? (Играю тему по нотной записи).
  • Тема звучит отрывисто.
  • Сразу тема звучит зловеще?
  • С начала это очень простая, примитивная мелодия, как будто идут марионетки.
  • Что происходит с этой темой в результате ее развития?
  • Тема звучит громче у разных инструментов. А сама тема менялась – нет.
  • А что происходило с темпом и ритмом? (Играю ритм по записи) – они не менялись тоже.
  • Какой становится тема?
  • Злобной, угрожающей.

Вывод:

В развитии этой темы раскрывается ее страшная сущность и создается образ механического чудовища все сметающего на своем пути. Композитор назвал этот эпизод из 7-й симфонии эпизодом «Нашествие» (запись на доске).

  • Можем определить музыкальную форму этого эпизода.
  • Это оркестровые вариации, т.к. одну тему неизменно исполняли разные инструменты с разной динамикой.
  1. Сравнение (эпизода «Нашествие» и «Болеро» Равеля).
  • В каком произведении мы встречались с таким же приемом построения музыки – тоже вариации?
  • В Болеро Равеля – что еще общего в этих двух произведениях?
  • Неизменность мелодии, темпа, ритма (автоматизм в музыке) и изменение динамики и инструментов – какие различия играю темы.

У Равеля – танцевальные мелодии, образ танца.

У Д.Шостаковича – маршевая мелодия, образ марша.

Итог урока:

Мы разобрались в характере музыкального образа эпизода «Нашествие».

Д.з. Запись в тетрадь.

Общее в Болеро и эпизоде Нашествие и отличия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе

Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...

Презентация к уроку музыки по теме "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс

Презентация к уроку музыки по теме "Противоборство музыкальных образов в одном произведении" 7 класс...

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой)....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка.Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока русского языка. Тема: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс.

Методическая разработка урока русского языка. Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. 11 класс....

Методическая разработка урока-обобщения по теме "Биосфера. Круговорот веществ. Гипотезы возникновения жизни на Земле" 9 класс

Разработка содержит презентацию к уроку, конспект и технологическую карту урока. Кроме того, представлен дополнительный раздаточный материал и маршрутные листы(инструктивные карты) для учащихся....