Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Шкурко Галина Александровна

Методическая разработка урока обществознания по теме "Политическая система и политический режим", социально-гуманитарный профиль, 11 класс (с технологической картой).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu_v_11_klasse.docx29.46 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  урока по обществознанию в 11 классе

(социально-гуманитарный профиль)

учителя  Новосельской  ОШ I-III ступеней

Черноморского районного совета Республики Крым

Шкурко Галины Александровны.

Тема: «Политическая система и политический режим».

Комбинированный урок

Метод развития критического мышления

Цели и задачи:

Для ученика

Для учителя

Понимать значение политической системы как части общества – формирование представление о том, что человек является как субъектом, так и объектом политики.

Отработка учебных умений – постановка и решение проблемы трансформации политической системы.

Умение действовать осознанно в рамках политической системы – формирование активной жизненной позиции.

-развитие УУД

-воспитание политической культуры

-формирование умения аргументировать  своё мнение, работать в группе

План урока:

  1. Актуализация знаний – что мы уже знаем о политике, с какими другими науками связана политология.
  2. Мотивация учащихся – для чего нужно изучать науку политологию, как это может помочь в жизни, можно ли быть вне политики.
  3. Работа с информацией.
  4. Формулировка проблемы и поиск ее решения.
  5. Презентация и обсуждение кластеров.
  6. Рефлексия  - анализ работы на уроке

Домашнее задание: §15,  по желанию проект  на тему: «Плюсы и минусы диктатуры» или «Плюсы и минусы демократии».

Технологическая карта урока:

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

УУД

Организация работы на уроке

1 минута

-Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас первый урок по политологии в 11 классе.

Его тема: «Политическая система и политический режим».

Садятся за столы, открывают учебник :

Глава II «Политическая жизнь  современного общества». (под ред. Л.Н. Боголюбова, 11 кл.)

Регулятивные УУД:

-организация рабочего места, подготовка к работе

Актуализация знаний

4 минуты

1.Мозговой штурм методом кубирования (6 вопр. по сторонам куба к теме)

 «Политическая система»:

- какая (прилагательные)?

– ассоциация (с чем)?

– сравнение (на что похоже)?

-- анализ (из чего состоит)?

- оценивание с аргументами (плюсы и минусы)?

- применение (зачем нужна)?

1.Учащиеся отвечают на вопросы. Дополняют ответы друг друга.

Коммуникативные УУД:

-умение сообщить свою мысль

-умение слушать и дополнять ответы других

Познавательные УУД:

-знание основных понятий темы

-умение применять полученные знания

Мотивация деятельности учащихся

5 минут

   Мы с вами уже знаем основные понятия науки политологии. Какие? …

   Приведите примеры – когда вы ими пользуетесь? Как вам это помогает в повседневной жизни?

 

ЗХУ:

- что мы знаем о политической системе?

- что мы хотим знать?

- что мы узнаем на уроке и что нам останется узнать?

   Какова же сегодня цель нашего урока?

Запишите тему урока.

Предлагаю выставить самим себе в тетради предварительную оценку за работу на уроке, которую вы хотели бы получить по этой теме.

- власть, политика, государство, социальный институт…

-учащиеся вспоминают, чем знания по политологии помогают человеку в жизни.

   Знания об устройстве политической системы, ее функциях и видах  могут помочь нам при решении политических задач, при решении проблем, возникающих при взаимодействии с институтами политической системы.

Попробуем смоделировать такие проблемы, а так же предложить их конструктивное решение.

Познавательные УУД:

-знание основных понятий темы

-умение применять полученные знания

Регулятивные УУД:

-умение поставить цель/задачи урока

Коммуникативные УУД:

-умение сообщить свою мысль

-умение слушать и дополнять ответы других

Работа с информацией

5 минут

   Давайте вспомним понятие системы.

   Используя определение политики, попробуйте сформулировать понятие политической системы.

   Что может быть составными частями такой системы?

   Какие критерии выделения элементов вы использовали?

   Сравниваем с данными учебника.

   Анализируем функции политики, приведенные в параграфе.

Мини-лекция учителя:

Соотношение политической системы и политического режима, их типы. Приведение точек зрения американских политологов Д.Истона, К. Дойча, Г.Алмонда,

З. Бжезинского.

-Учащиеся конструируют новое понятие, работают с текстом учебника, сравнивают, анализируют.

- После заслушивания информации учителя, используя текст учебника, учащиеся в тетрадях заполняют сравнительную таблицу: «Общее и различное между авторитаризмом и тоталитаризмом».

Озвучивают результат.

Регулятивные УУД:

-умение действовать по алгоритму

Познавательные УУД:

-знание основных понятий темы

-умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:

-умение участвовать в совместной работе

-умение высказывать свою мысль, слушать других и корректировать результаты своей работы

Формулировка проблемы и поиск ее решения

10 минут

   Формируем 5 групп, раздаем листы с текстом источника.        

В течение 10 минут вы должны:

- прочесть текст источника,

-сформулировать  проблему, поднятую автором

-привести примеры, иллюстрирующие эту проблему

- предложить её конструктивное решение.

   Так же, обратите внимание – с какими другими сферами жизни связана ваша проблема. Для создания образа презентации своего проекта вы создаёте кластер (схему), где показываете алгоритм решения задачи, или какие-то актуальные моменты решения этой задачи. При создании кластера можно использовать имеющиеся  резервные материалы. Приступайте.

Работа в группах

Регулятивные УУД:

-умение действовать по алгоритму

Познавательные УУД:

-знание основных понятий темы

-умение применять полученные знания

Коммуникативные УУД:

-умение участвовать в совместной работе

-умение высказывать свою мысль, слушать других и корректировать результаты своей работы

Презентация кластеров

15 минут

-Теперь каждая группа презентует свою схему решения проблемы. Остальные в это время внимательно слушают и готовятся задать вопросы или высказать своё мнение. На каждую презентацию рассчитывается примерно по 2 минуты. Итого 10 минут

-Учащиеся по группам презентуют свои проекты. Задают вопросы выступающим, комментируют, обсуждают предложенные задачи.

Коммуникативные УУД:

-умение работать в группе

-умение высказывать свою мысль, отстаивать своё мнение, слушать других и принимать аргументированную критику

Рефлексия

5 минут

Итак, что мы сегодня с вами делали на уроке?

Что вызывало трудности?

Что понравилось?

Зачем мы это делали?

Объявление оценок и сравнение их с предварительным самооцениванием.

-На следующем уроке мы продолжим знакомиться с наукой политологией. Дома вы можете подготовить проект – «Плюсы и минусы диктатуры» или «Плюсы и минусы демократии». Это задание по желанию.

Для всех – повторение понятий параграфа 15.

Записать домашнее задание в дневник.

Всего хорошего. До свидания.

-Решали жизненные проблемы, связанные с политикой

- …

-…

-Чтобы быть политически-грамотными и уметь отстоять свои интересы

-Учащиеся записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

-умение анализировать результаты своей деятельности

-умение оценивать свою деятельность и деятельность других

-предварительное планирование своей деятельности на следующий урок

Прочтите фрагмент из работы американского политолога о политической системе:

«Политическая система может быть определена как совокупность тех взаимодействий, посредством которых ценности авторитарным способом приносятся в общество. Это именно то, что отличает политическую систему от других взаимодействующих с ней систем. Окружение политической системы можно разделить на две части: интрасоциетальную и экстрасоциетальную... Интрасоциетальные системы включают такие множества типов поведения, отношений, идей, как экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения. Они являются функциональными сегментами общества, компонентом которого является и сама политическая система. В данном конкретном обществе системы, отличные от политической, выступают источником множества влияний, в совокупности определяющих условия действия политической системы. В мире, где постоянно формируются новые политические системы, мы можем найти немало примеров того, когда меняющиеся экономика, культура или социальная структура могут оказывать воздействие на политическую жизнь.

Другая часть окружения политической системы экстрасо-циетальна, включает все системы, являющиеся внешними по отношению к данному обществу. Они выступают функциональными компонентами международного сообщества...

Оба эти класса систем — интра- и экстрасоциеталь-ные... образуют полное окружение политической системы. Они могут служить источником стрессов политической системы. Возмущающие воздействия — понятие, с помощью которого можно эффективно описывать влияния полного окружения на политическую систему и вызываемые им изменения этой системы.

...Каждая политическая система характеризуется свойством в той или иной степени справляться со стрессом своих существенных переменных. Это не значит, что результат поведения системы всегда именно таков; система может разрушиться именно по той причине, что оказалась неспособной принять адекватные и эффективные меры в отношении надвигающегося стресса. Но именно способность системы отвечать на стресс имеет решающее значение.

Истон Д. Категории системного анализа политики //

Антология мировой политической мысли: В 5 т. —

М.: Мысль, 1997.— Т. 2. — С. 634—635, 636.

Вопросы и задания к источнику:

В течение 10 минут вы должны:

- прочесть текст источника,

-сформулировать  проблему, поднятую автором

-привести примеры, иллюстрирующие эту проблему

- предложить её конструктивное решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР"

Политическая активность,политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важ...

Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений....

Методическая разработка урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Методическая разработка урока обществознания для обучающихся 11 класса, которая поможет учителю в полной мере дать обучающимся  представление о пенсионной системе РФ....

Презентация к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система Российской Федерации"

Данная презентация является дополнением к методической разработке урока обществознания для 11 класса "Пенсионная система РФ"...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока по теме " Участие граждан в политической жизни" 9 класс

Методическая разработка урока по теме" Участие граждан в политической жизни"9 класс...