Методическая разработка урока обществознания "Общество как система" для 10 класса
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Зуева Ольга Брониславовна

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления, отражает деятельностный подход к обучению школьников и направлен на развитие метапредметных знаний и умений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obshchestvo_kak_sistema_10_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

Тема: «Общество». Урок №1:  «Общество как система»

Цель: создать условия для понимания обучающимися общества как целостной системы через развитие умения анализировать, синтезировать, преобразовывать  информацию из текста в графическую модель и формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.

Оборудование: листы ватмана для каждой группы, фломастеры, карточки с информацией, графическая модель системы, правила написания синквейна, лист самооценки работы в группе (Приложение).

Форма работы: групповая

Технология: развитие критического мышления

Приемы: кластер, схема, синквейн, эвристическая беседа.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

Ожидаемые результаты

1.Вызов

Дает обучающимся задание разбиться на группы (критерий разбивки они должны определить сами) согласно полученным карточкам с информацией. Обращает внимание, что информация им уже знакома


Эвристическая беседа

Ответьте на вопросы - по каким критериям ученики образовали группы;

- если группы это части, то что они вместе образуют?

Записывает тему урока на доске.

- какие ассоциации вызывает  у вас  термин «общество», изобразите их в виде кластера.

- сравните получившиеся кластеры и выявите отличия.

Напоминает, что существуют естественные науки, которые изучают природу, гуманитарные, изучающие человека и общественные, которые изучают общество.

Какие науки изучают общество? Почему существует так много общественных наук?

Какие еще системы вам знакомы?  Запишите по 2-3 примера на свои листы.

Докажите, что данный пример является системой.

Существуют ли части каждой из этих систем сами по себе или они взаимосвязаны друг с другом (по ходу обсуждения изображает схему- модель универсальной системы- см. Приложение)

Найдите 2 общие черты и 2 различия общества как системы от других систем.

Свободно перемещаясь по классу, определяют свое место в одной из 4-х групп: «Экономическая сфера», «Политическая сфера», «Социальная сфера», «Духовная сфера».

Отвечают.




Обсуждают задание в группах, создают кластер, вывешивают ватман на классную доску.

Отвечают.








Перечисляют общественные науки.


Отвечают.









Обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают ватман на классную доску.

Создание условий для формирования умения взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы.










Осмысление универсальности понятий часть и целое



Осознание того, что существует множество систем, одной из которых является общество






Умение объяснять, комбинировать известные факты









Умение сравнивать, анализировать, синтезировать по заданным критериям

2. Осмысление

Изучите страницы учебника 8-10,  документ на стр. 16.  

Представьте схематично общество как систему, на основании универсальной модели.




Является ли общество частью другой более крупной системы?


На основании  полученных схем дайте определение -  что же такое общество?

Читают, обсуждают в группах, записывают ответы, вывешивают схему на классную доску. Задают вопросы другим группам. Дополняют, исправляют свои схемы.


Отвечают


Отвечают



 

Развитие умений систематизировать информацию, преобразовывать текст в графическую информацию, применять заданный алгоритм деятельности, строить схему

Заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе группы.

Умение воспроизводить обобщенные характеристики общества, информацию о  его элементах и  их взаимосвязях

3. Рефлексия

Напишите синквейн на тему «Общество» (на доске открывает правила написания синквейна – см. Приложение)

Заполните лист самооценки работы в группе

Обсуждают в группах, пишут на ватмане, вывешивают.


Заполняют, сдают

Понимание общества как целостной системы.

Умение оценивать свою деятельность

Домашнее задание

Предлагает на выбор несколько письменных заданий:

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте влияние общества на природу и природы на общество;

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь политической и социальной сферы;

- с помощью двух примеров проиллюстрируйте взаимосвязь экономической и духовной сферы;

Умение конкретизировать полученные знания.

Умение оценивать явления социальной действительности

Приложение

  1. Раздаточный материал для деления обучающихся на группы (нарезается на отдельные карточки для жеребьевки)

Экономическая сфера

Политическая сфера

Социальная сфера

Духовная сфера

Производство

Государственное управление

Система здравоохранения

Религия

Торговля

Выборы

Пенсионное обеспечение

Искусство

Транспорт

Референдум

Уровень жизни

Наука

Банковская деятельность

Государственное управление

Межнациональные отношения

Музей

Создание материальных благ

Принятие законов

Общественное неравенство

театр

Валютный рынок

Правоохранительные органы

Семья

Университет

  1. Графическая модель любой системы

                             

                                              Целое

Элементы                 взаимодействия (связи)                 свойства системы

                                                                                                  (отличительные

                                                                                                   особенности)

  1. Правила написания синквейна

1 строка  - существительное (предмет темы)

2 строка – 2 прилагательных (причастия), описывающих предмет

      3 строка – 3 глагола- действия предмета

      4 строка – краткое предложение, описывающее отношение автора к предмету

      5 строка -  существительное, расширяющее смысл темы.

  1. Лист самооценки обучающегося

Что знал до урока

Что узнал, чему научился на уроке

Мой вклад в работу группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 7 КЛАСС» ГРОМОВ С.В., РОДИНА Н.А. ПРОГРАММА КОРОВИН В.А., ДИК Ю.И.

Тема: «Под водой, на воде, в воздухе: плавание человека, животных, воздухоплавание».   Цель: 1. Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Плавание тел.  Во...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ФИЗИКИ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ВЕЛИКИЕ ОТКРЫТИЯ И ИЗОБРЕТЕНИЯ, ИЗМЕНИВШИЕ МИР» УЧЕБНИК « ФИЗИКА 11 КЛАСС» МЯКИШЕВ Г.Я.

Тема: Великие открытия и изобретения, изменившие мир.Цель урока: 1. -Обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися за курс...

Методическая разработка урока для работы в классе с инофонами: "ЯЗЫК И ЧЕЛОВЕК. БОГАТСТВО РУССКОГО ЯЗЫКА. Вводный урок, 6 кл."

Методическая разработка вводного урока для работы в классе с инофонами. (6 класс) Задания для инофонов отмечены знаком *. Пример педагогической работы, направленной на интеграцию инофонов в русскую со...

Методическая разработка урока биологии в 8 классе. Урок систематизации знаний учащихся "Иммунология на службе здоровья человека"

Урок систематизации знаний учащихся в 8 классе по учебнику А.Г.Драгомилова, Р.Д. Маша. Урок разработан с использованием индивидуальной, групповой работы  учащихся. К уроку разработана презентация...

методическая разработка урока истории в 5 классе на тему "Цезари Рима"; самоанализ урока;

В плане  указаны цели урока ( образовательная, развивающая, воспитательная);  оборудование урока; понятия, даты, персоналии; ход урока ( актуализация знаний, изучение новог...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)

Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...