Главные вкладки

    Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
    методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

    Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской. Место урока в планировании учебного процесса: II четверть, 4 урок. Тема урока: Музыкальное путешествие в оперный театр Цель урока: познакомить учащихся более подробно с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы. Задачи урока: • сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине); • развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся; • воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций. Тип урока: расширение и углубление знаний. Музыкальный материал: Г. Струве «Моя Россия»; Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Е. Крылатов «Колокола». Дидактический материал: видеозапись оперы «Садко»; книги с былиной «Садко»; карточки-эмоции; карточки с заданием; бумажные нотки. Ход урока:

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока музыки «Музыкальное путешествие в оперный театр» для учащихся 5-го класса

    Урок разработан на основе программы «Музыка. 5-7 классы» под ред. Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

    Место урока в планировании учебного процесса: II четверть, 4 урок.

    Тема урока: Музыкальное путешествие в оперный театр

    Цель урока: познакомить учащихся более подробно с особенностями оперного жанра, который возникает на основе литературного произведения как источника либретто оперы.

    Задачи урока: 

    • сформировать у учащихся представление о синтезе искусств в оперном жанре, о литературной основе музыкально-драматического спектакля (былине);
    • развивать внимание, память, художественное мышление, эстетический вкус, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки учащихся;
    • воспитывать музыкальную культуру, правила поведения при слушании музыки, артистическое чувство исполнения вокального материала, способствовать становлению положительных эмоций.

    Тип урока: расширение и углубление знаний.

    Музыкальный материал: Г. Струве «Моя Россия»; Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее. Вступление к опере «Садко»; Песня Садко «Ой ты, темная дубрава»; сцена «Появление лебедей и их сказочное превращение»; Е. Крылатов «Колокола».

    Дидактический материал: видеозапись оперы «Садко»; книги с былиной «Садко»; карточки-эмоции; карточки с заданием; бумажные нотки.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Учащиеся входят в класс, записывают в тетрадь тему урока.

    1. Актуализация знаний учащихся.

    Учитель: Скажите, пожалуйста, о чем мы с вами разговаривали на прошлом уроке?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Хорошо. А кто может ответить на вопрос: что такое опера?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Какие виды искусства соединяет в себе опера?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Правильно. У каждой оперы есть литературная основа. А как называется краткий текст оперы?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Молодцы! Абсолютно правильно. Это – либретто. На прошлом уроке вы получили домашнее задание – сделать книжки-малютки с либретто придуманной вами оперы. Кто справился?

    Проверка домашнего задания.

    Учитель: Сегодня на уроке мы с вами продолжим разговор об опере.

    1. Основная часть урока.

    Учитель: На уроке разговор у нас пойдет о музыке русской. И, чтоб лучше настроиться на этот лад, давайте исполним песню Г. Струве «Моя Россия» (см. Приложение 1).

    Исполнение песни Г. Струве «Моя Россия».

    Учитель: Былина о Садко – отважном путешественнике-мореплавателе, певце-гусляре, торговом посланце Господина Великого Новгорода – с юности волновала композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908).

    Одно из первых значительных произведений композитора – симфоническая картина «Садко». Позже, Н. Римский-Корсаков использовал эпизоды этого своего произведения в опере-былине «Садко».

    Учитель: Ребята, а кто может сказать: что такое былина как литературный жанр?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Молодцы! В своей опере многие слова, а также описание декораций и сценических подробностей композитор заимствовал целиком из народного эпоса, былин, песен, заговоров, причитаний. В либретто сохранен былинный стих с его характерными особенностями.

    Перед вами – книги с былинами. Давайте откроем страницу, и посмотрим, как начинается былина.

    Кто прочитает вслух?

    Как во славном Ново-городе

    Был Садко, веселый молодец;

    Не имел он золотой казны,

    А имел лишь гусельки яровчаты;

    По пирам ходил-играл Садко,

    Потешал купцов, людей посадских.

    Чтение отрывка из былины

                    Учитель: Опера открывается вступлением, своего рода былинным зачином. Вступление рисует образ моря, который проходи через все произведение. Называется оно «Океан – море синее».

    Слушание музыки: Н. Римский-Корсаков. «Океан – море синее». Вступление к опере «Садко».

    Обсуждение прослушанной музыки.

    Учитель:

    • С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор нарисовал музыкальную картину моря?
    • Какие особенности развития музыки вы можете здесь назвать?

    (Выслушивание ответов учащихся)

                    Учитель: Основным приемом развития вступления является повтор, определяющий вариационность построения.

                    Найдите, пожалуйста, в тексте слова: «Как пошел Садко к Ильмень-озеру…». Кто сможет прочитать дальше?

    Как пошел Садко к Ильмень-озеру,
    Садился на бел-горюч камень
    И начал играть в гусельки яровчаты.

    Чтение отрывка из былины

                    Учитель: А что же это за инструмент такой: гусельки яровчаты?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Правильно! Гусли – русский народный музыкальный инструмент. А яровчаты – потому что сделаны из явора, белого клена.

    Итак, Садко – на берегу Ильмень-озера. Как вы думаете, какую песню запоет сейчас Садко, после того, как купцы прогнали его с пира?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: А какие музыкальными словами-определениями мы могли бы охарактеризовать эту музыку? Вы называйте, а я буду записывать эти слова на доске.

    (Выслушивание ответов учащихся, работа со словами-определениями)

            Учитель: Хорошо. А теперь давайте посмотрим видеофрагмент песни Садко.

            Просмотр видеофрагмента. Песня Садко «Ой ты, темная дубрава».

    Учитель: Итак, мы с вами просмотрели видеофрагмент. Но прежде, чем мы перейдем к музыкальной характеристике фрагмента, давайте с вами немного вспомним пройденный материал.

    Работа с карточками (см. Приложение 2).

    Учитель: Молодцы! Вы все отлично справились с заданием! А теперь давайте поработаем с карточками-эмоциями. Выберем те эпитеты, которыми можно охарактеризовать прослушанный фрагмент.

    Работа с карточками-эмоциями.

    Учитель: Отлично! А теперь давайте сравним те музыкально-эмоциональные термины, которые вы подобрали после слушания музыки с теми, которые, по вашему предположению, должны были охарактеризовать музыку.

    Сравнение музыкально-эмоциональных терминов.  

    Учитель: А какой из этого мы можем сделать вывод? Насколько точны оказались наши предположения?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Физкультминутка.

    Учитель: Молодцы! Вы хорошо поработали, но, чтоб нам двигаться дальше, мы должны немного отдохнуть. Закройте глаза, расслабьтесь, и внимательно вслушайтесь в звуки, которые услышите вокруг себя.  

    Слушание шума прибоя.

    Учитель: Итак, кто что услышал?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Правильно. Это был морской прибой. Он напомнил нам о том, что мы все еще находимся в какой опере?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Абсолютно верно. Это опера «Садко» русского композитора Н.А. Римского-Корсакова.

    Посмотрите, пожалуйста, на экран. Перед вами – несколько репродукций картин. Что вы видите на них?

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Учитель: Да, а вот кто изображен на третьей картинке – нам неизвестно. Как я вам уже говорила, не всегда либретто оперы целиком повторяют сюжет литературного источника. Композиторы перерабатывают текст и дополняют его на свое усмотрение, или что-то убирают.

    Вот так и в опере «Садко». Композитор посчитал нужным включить в нее еще одного персонажа – Волхову, дочь Царя Морского.

    Встречает ее Садко в тот момент, когда поет на берегу озера свою грустную песню и появляются перед ним красивые лебеди, превращающиеся в «красавиц чудных». Самая младшая из них – Волхова.

    Учитель: Давайте посмотрим картину «Появление лебедей и их сказочное превращение».

    Просмотр видеофрагмента. «Появление лебедей и их сказочное превращение».

    Учитель: Скажите мне, пожалуйста: какими средствами Н. Римский-Корсаков – «великий музыкальный сказочник» - нарисовал эту фантастическую картину? Посмотрите на схему (см. Приложение 3) и ответьте на вопрос.

     (Выслушивание ответов учащихся)

    1. Вокально – интонационная работа.

    Учитель: В разделе вокально-интонационной работы мы с вами вспомним песню «Колокола» Е. Крылатова, которая поможет поднять настроение, и прозвучит как напутствие всем нашим гостям.

    Исполнение хором песни Е. Крылатова «Колокола» (см. Приложение 4).

    Учитель: Молодцы! А теперь давайте послушаем, кто же лучше выучил эту песню: мальчики или девочки. Сейчас мальчики пропоют первый куплет, девочки – второй, а третий споем все вместе.

              

    1. Итог урока.

    Учитель: Вот и подошёл  концу наш урок. А для того, чтобы определить, как вы усвоили материал сегодняшнего урока, я предлагаю вам посмотреть на экран и ответить на вопросы.

    (Выслушивание ответов учащихся)

    Рефлексия.

    Учитель: У каждого из вас на парте лежит нотка. На доске вы видите нотный стан со скрипичным ключом. Чем больше вам понравился урок, тем выше прикрепите нотку на нотном стане.

    Домашнее задание: Прочитать до конца былину «Садко».

            Учитель: Спасибо вам за урок. До свидания!

    Приложение 2.

    Карточка 1.

    К какому из перечисленных жанров относится песня Садко «Ой ты, дубрава» из одноименной оперы Н. Римского-Корсакова?

    а) плясовая;

    б) колыбельная;

    в) лирическая;

    г) трудовая?

    Карточка 2.

    Сольная партия в опере это:

    а) дуэт;

    б) ария;

    в) квартет;

    г) хор?

    Приложение 3.

    Средства музыкальной выразительности

    Мелодия

    Лад

    Ритм

    Темп

    Тембр

    Динамика


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка. Урок обобщение по теме Уральский экономический район для учащихся 8-9 классов "Урал – волшебная сокровищница нашей страны".

    Неповторима и поистине сказочная природа Урала. Чарующая красота голубых озер, причудливые скалы и горные хребты. И действительно, природа щедро одарила Урал. Привычны высказывания об ...

    Методическая разработка урока английского языка "Путешествие по Англии и Шотландии" в 7-м классе

    Урок, который является заключительным по теме "Путешествие по Англии и Шотландии"  проходит в форме презентации проетка и включает в себя различные виды деятельности, такие как театрализованные п...

    Методическая разработка урока по физической культуре по разделу гимнастика для учащихся 5-го класса

    Тема урока: висы и упоры на перекладине                          равн...

    методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

    методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

    методическая разработка урока истории в логике ИКТ "В театре Диониса",5 кл.

    методическая разработка  с использованием ИКТ, презентация к уроку на 15 слайдах...

    Методическая разработка урока по теме: ,,Путешествие по комнатным растениям" ( урок экскурсия для 6 класса)

    Ознакомление учащихся с систематикой комнатных растений.Умение пользоваться бинарной системой латинских названий.Использование элементов лабораторной работы....

    Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».

    Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...