Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в литературе, музыке и живописи»
методическая разработка по музыке (5 класс) по теме

Коптик Елена Сергеевна

Данную разработку можно использовать на уроках музыки в 5 классе, в разделах «Что роднит музыку с литературой» или «Музыка и изобразительное искусство». Я проводила его как обобщающий урок по программе Д.Б. Кабалевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazy_geroev_romana_l.n._tolstogo.doc37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока музыки в 5 классе

по теме: «Образы героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир»

в литературе, музыке и живописи»

Цель урока: Закрепить в сознании детей представления о связи музыки и литературы. Формировать представления об искусстве как отражении и жизни.

Задачи урока:

1. Познакомить с фрагментами оперы «Война и мир». Объяснить назначение арии и вальса в опере. Научить эмоционально исполнять знакомую песню.

2. Развивать чувство музыкальной формы, умение следить за развитием музыкального образа, слушать музыку и эмоционально откликаться на нее.

3. Воспитывать чувство патриотизма, совершенствовать духовную и нравственную культуру школьников.

Оформление:

На экране презентация по теме, или  портреты С. Прокофьева, Л.Н. Толстого, репродукция картины Кившенко А.Д. «Совет в Филях».

Методы: Словесный, наглядно-слуховой, практический, забегания вперед и возвращения к пройденному, метод эмоционального воздействия и драматургии урока, размышления о музыки, обобщающий, частично-поисковый метод.

Ход урока

Здравствуйте ребята! Я очень рада вновь видеть вас на уроке музыки.

(Учитель читает стихотворение «Россия»)

Я люблю тебя Россия

Дорогая наша Русь,

Нерастраченная сила,

Неразгаданная грусть.

Ты размахом необъятна

Нет не в чём тебе конца,

Ты веками не понятна

Чужестранцам мудрецам.

Много раз тебя пытали –

Быть России иль не быть.

Много раз в тебе пытались

Душу русскую убить.

Но нельзя тебя, я знаю,

Ни склонить, ни запугать –

Ты мне Родина, родная

Вольней волей дорога…

                        (М. Ноткин)

Учитель: Не случайно наш урок я начала именно с этого стихотворения. Ведь говорить сегодня мы будем именно о нашей Родине, о тех не лёгких для России событиях, которые произошли очень, очень давно, в 1812 году. Я предлагаю вам на мгновенье  окунуться в то время и вспомнить чем же знаменателен для России 1812 год.

Дети: Война с французами …

Учитель: Совершенно верно это дата связана с Отечественной войной между Россией и Наполеоном. А подробнее вспомнить о ней нам поможет музыка уже известного вам композитора. Он является автором симфонической сказки «Петя и волк», балета «Золушка» и мн.др. произведения. Конечно же это С. Сергеевич Прокофьев. Сегодня мы познакомимся с новым его большим произведением, оперой «Война и мир». В основу, которой положен роман Л.Н. Толстого «Война и мир». В старших классах вы ещё встретитесь с этим произведением на уроках литературы. Ну а сегодня на уроке мы поговорим об одноименной опере. Итак, сюжетом этой оперы является события 1912 года. Вы правильно сказали, что в это время Россия воевала с Наполеоном Францией. Наполеону очень хотелось захватить Россию, и он прилагал все усилия, для достижения своей цели. Но, не смотря на это,  Россия сумела одержать победу в этой войне. Благодаря мудрости, отваге русских солдат, а так же мудрости великого русского генерала М.И. Кутузова. В тяжёлых боях с Францией русская армия очень ослабла, а в это время Наполеон двигался к самому центру России – Москве. Нужно было что-то делать, и вот на совете в Филях, где собрались все русские полководцы. Кутузов принимает очень серьезное решение, оставить Москву без боя. Принять такое решение было очень сложно, многие полководцы были не согласны с предложением Кутузова. Но мудрость великого генерала взяла верх и решение было принято. Конечно, надо сказать, что сам Кутузов очень переживал за исход операции, ему было очень грустно от одной мысли, что они оставляют дорогую сердцу Москву на растерзание французам, но другого выхода не было. Именно этот напряженный момент изобразил на своей картине «Совет в Филях» художник Кившенко А.Д. (Учитель показывает репродукцию картины «Совет в Филях»).

Учитель: Ребята скажите, какое настроение хоте передать автор? Каким мы видим здесь Кутузова, что он чувствует?

Дети: Грустное, тревожное. Кутузов напряжен, сосредоточен, огорчен и т.д.Учитель: В опере С. Прокофьев тоже описывает эту сцену. Когда совет был окончен и все разошлись. Кутузов остаётся один и поёт свою арию.

(Звучит ария Кутузова. По ходу музыки обратить внимание на то, как по разному звучит музыка).

Учитель: Так заканчивается ария великого полководца в опере.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, всегда ли музыка арии звучала одинаково?

Дети: Нет, она звучала по разному…

Учитель: Хорошо, а как по-разному она звучала? (Дети характеризуют 3 части музыки)

Учитель: То есть ария как бы делится на 3 части. Ребята мы уже с вами говорили, что ария это один из главных номеров в опере. Как правило, она служит характеристикой героя, в ней наиболее полно выражены черты характера главного героя.

Мне хотелось бы узнать, каким вы себе представляли,  Кутузова прослушав эту арию. Вспомните, пожалуйста, первую часть (наигрываю). Совершенно верно храбрый, сильный, смелый, горячо любящий свою родину и очень мудрый, уверенный в победе. А вот фрагмент второй части. Как звучит эта музыка?

Дети: Тревожно, беспокойно, музыка звучит тревожно, драматично, напряжённо.

Учитель: О чём это говорит? Совершенно верно. Кутузов очень переживал за исход операции и не мог оставаться совершенно спокойным. А как же заканчивается ария?

Дети: Мелодия снова становится светлой, величественной, как бы повторяется первая часть. И композитор окончательно утверждает  мужественный, героический характер образа Кутузова.

Учитель: И это действительно так, ведь и в жизни Кутузов был именно таким человеком. Благодаря его мужеству и мудрости Россия победила в этой войне. Ребята, а теперь выложите, пожалуйста, графически музыкальную форму арии. (Дети выкладывают на парте при помощи карточек схему)

Учитель: Ну а сейчас мне хочется напомнить вам название оперы «Война и мир», казалось бы ничего особенного. А на самом деле это название очень широкое. В опере показано, как война, так и мирное время. И если ария Кутузова – важнейшая точка темы войны в опере, то важнейшей точкой темы мира, является, несомненно, лирический вальс который звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из самых главных действующих лиц – Наташа Ростова и Андрей Болконский. Представьте себе юную 16-летнюю нежную и честную девушку, которая впервые попала на блестящий бал. Все те чувства, которые переполняли ее. Ведь в зале было очень много людей.

(Учитель зачитывает отрывок из романа.)

 «…зеркала по лестнице отражали дам в белых, голубых и розовых платьях, с брильянтами и жемчугами на руках и шеях. Наташа смотрела в зеркала и в отражении не могла отличить себя от других. Уже объявили полонез, затем мазурку и, наконец, вальс…»

 (Звучит вальс Н. Ростовой из оперы С. Прокофьева «Война и мир». На фоне музыки учитель продолжает читать отрывок из романа. Педагог сам решает какой фрагмент наиболее созвучен музыке ).

Учитель: Не правда ли очень красивая музыка? На уроках музыки мы уже не раз встречались с музыкой вальса. Что особенного вы услышали в этой музыке? Всегда ли музыка была подвижной, кружащейся?

Дети: С начало музыка звучала очень тихо, осторожно. Потом становилась все быстрее, взволнованней. Она не совсем похожа на танец…

Учитель: Необычность этого вальса можно легко объяснить ведь в опере это не это не просто бытовой  танец, но и ещё характеристика героини. В этой музыке композитор хотел воплотить внутреннее состояние Наташи на балу, ее мысли, чувства. Мне бы хотелось узнать, какой вы представили Наташа, слушая эту музыку?

Дети: Юная, скромная, она волнуется…

Учитель: Юная, чистая, очень любящая жизнь девушка, но очень неуверенная в себе, ведь ее присутствие на балу, было впервые. Вполне возможно, что в воображении каждого из вас мог возникнуть свой образ. Но я думаю, что все вы почувствовали, что эта музыка была очень доброй, чистой, нежной, действительно высшая точка темы мира в опере. Конечно же, это только малая часть величайшего произведения С. Прокофьева.  Но вы еще обязательно встретитесь с его героями на уроках литературы в старших классах. А сегодня мы еще раз с вами убедились в том, что музыка неразрывно связана и с живописью и с литературой. И, конечно же, в том что любое искусство-это отражение жизни. А вот какой будет эта жизнь завит от каждого из вас. Ведь все вы когда-то вырастите и пойдете по жизни своей дрогой. Мне очень хочется, чтобы это были дороги счастья, мира и добра. Как раз об этом и поется в песне И. Минкова «Дорога добра».

(Дети исполняют песню «Дорога добра». В конце урока учитель предлагает детям написать письмо воображаемому другу, и поделиться своими впечатлениями об уроке.)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 5 классе по теме "Wir fahren in eine deutsche Stadt" с использованием ИКТ

Данная методическая разработка подготовлена к уроку в 5 классе по УМК "Шаги" И.Л. Бим.  Урок  ориентирован на систематизацию лексико-грамматических навыков; развитие навыков диалогической ре...

Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"

Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах,  те...

Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Музыка"

Данный материал содержит разработку урока с использованием проектных технологий...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".

Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....