Методическая разработка урока музыки для 8 класса по теме "Пушкинские образы в музыке"
методическая разработка по музыке (8 класс)

Кудакова Светлана Алексеевна

Урок разработан для учащихся 8 класса. Цель урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на примере музыкальных произведений Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и романса «В крови горит огонь желанья» М. И. Глинки. в течение урока учащиеся заполняют кластер по изучаемому материалу. Кульминацией урока является проект, разработанный группой учеников и представленный на уроке в виде фильма.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МОУ «Шатковская ОШ»

Открытый урок по музыке для учащихся 8 класса по теме

 «Пушкинские образы в произведениях композиторов»

Автор: учитель музыки

высшей категории Кудакова С.А.

2018 год.

Содержание

Тема урока: «Пушкинские образы в музыке»

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на примере музыкальных произведений Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского и романса «В крови горит огонь желанья» М. И. Глинки.

Задачи урока:

Образовательные:

● дать представление об особенностях поэзии  А.С Пушкина;

● укрепить понимание взаимосвязи литературы и музыкального искусства;

● совершенствовать навыки  анализа музыкального произведения и вокально–хорового  исполнения.

Воспитательные:

● продолжить приобщение учащихся к сокровищам отечественной музыкальной классики;

● создать эмоционально – положительную, творческую атмосферу  на уроке, способствующую более полной реализации творческого потенциала учащихся.

Развивающие:

● продолжить формирование музыкального вкуса, понимания синтетической природы искусства;

развивать творческо – поисковые и вокально-хоровые навыки учащихся.

Оборудование: баян, проектор, компьютер, фортепиано, схемы, тексты.

Художественный материал:

-Музыкальные произведения: П.И. Чайковский Сцена письма Татьяны из оперы «Евгений Онегин», романс М.И. Глинки «В крови горит огонь желанья».

Структура урока

  1. Орг. Мин. Мотивирование (1 мин)
  2. Актуализация знаний

-пение с аккомпанементом (3 мин)

-викторина                            (3 мин)

-блиц опрос                           (1 мин)

  1. Учебно-познавательная деятельность. Постановка цели урока.

-знакомство с проектом

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

-работа с текстом

-слушание и сравнительный анализ музыкальных произведений

  1. Включение в систему знаний и повторение

- вывод по уроку

  1. Рефлексия учебной деятельности

-работа с кластером

  1. Домашнее задание

Ход урока

  1. Орг. Мин. Мотивирование

Музыкальное приветствие

  1. Актуализация знаний

Учитель: Наш урок, мы сегодня начнём с прекрасной песни – разминки «Как здорово».

- как вы думаете, на что настроила нас такая песня?

Ученик: конечно, на хороший, позитивный урок.

Учитель: и позитивное настроение на время урока. Начинаем работать.

-вы разделены на группы, я предлагаю вам поиграть в музыкальную викторину, вспомнить какие произведения мы изучили и ответить по схеме, которую вы видите на экране, работаем мы в группе, значит есть возможность обсудить, но совсем не долго.

Схема работы:       узнать                                  рассказать                     пояснить

            (назвать музыкальное произведение) (когда появилось)          (что –то интересное)

Задание 1

Звучит фрагмент В.А. Моцарт 2 часть концерта для фортепиано с оркестром (18 век эпоха классицизма, раскрывает тему разнохарактерности в музыке «мелодией одной звучат печаль и радость»)

 Задание 2

Звучит фрагмент И. Стравинский балет «Весна Священная» пляски Щеголих (начало 20 века, впервые прозвучало в русских сезонах в Париже, рассказывает о традициях русского народа)

Задание 3 

Звучит фрагмент К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна» (19 век, французский композитор импрессионист, рассказывает о любви к природе

Задание 4

Звучит фрагмент Р. Шуман «Грёзы» (19 век, романтизм, произведение звучит на Пискарёвском кладбище в Ленинграде в память о погибших в годы ВОВ)

Учитель:

Ну, что вы молодцы, справились с заданием

И предлагаю вам ответить на вопросы блиц – опроса. Блиц – опрос – это быстрый вопрос и быстрый ответ, без раздумий.

Вопросы:

  1. Что является основой оперы или балета? (литературное либретто)
  2. Назовите композиторов – классиков (Й. Гайдн, В.А. Моцарт, Л. В. Бетховен)
  3. Назовите имя композитора – сказочника (Н.А. Римский – Корсаков)
  4. Кто является основоположником романтизма в музыке? (Ф. Шуберт)

  1. Учебно-познавательная деятельность. Постановка цели урока.   

Учитель: мы переходим с вами к изучению нового материала

Работать сегодня мы будем с кластером, напомните, что означает такая форма работы.

В течение урока мы изучаем основное понятие и расписываем его в овалах, так, чтобы потом можно было объяснить это понятие.

Схема кластера, кластер в переводе означает гроздья, т. е схема может расти  и разветвляться.          

В конце урока мы проверим, как вы заполнили кластер. Обратите внимание, основные моменты схемы уже прописаны, чтобы немного сэкономить время, т.к. урок у нас  открытый, но не отмечено основное понятие, о котором мы узнаем, когда познакомимся с проектом.

Учитель: группа ребят в классе работала над проектом, что у них получилось, об этом они вам расскажут, их работа это эпиграф к нашему уроку, что то вы уже заполните в схеме кластера, но самое главное вы должны определить тему и цель нашего урока.

Проект «Произведения А.С. Пушкина неотъемлемая часть сокровищницы мировой музыкальной культуры»

Учитель: замечательную работу продемонстрировали нам ребята, а мне хочется спросить о чём пойдёт речь и как мы назовём наш урок.

Предположения учащихся, вывод. Тема урока «Пушкинские образы в музыке». Цель нашего урока: проследить, как литературные образы А.С. Пушкина воплотились в музыке на примере музыкальных произведений.

Какое основное понятие будет в кластере: пушкинские образы 

Самый яркий пушкинский образ, как сказали ребята, это образ Татьяны из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин».

В человеческой истории известны случаи, когда великие поступки, совершаемые персонажами художественных произведений, определяли последующее развитие искусства, становились своеобразными символами реальной жизни.

Судьба Татьяны имела предопределяющее значение для русской музыки. Давайте послушаем Сцену письма из оперы и выполним задание: внимательно послушайте отрывок и опишите Татьяну. Какая она, какой образ передаёт музыка?

Слушание: П.И. Чайковского:  опера «Евгений Онегин» отрывок «Сцена письма»

Учитель: как описывает Татьяну музыка? Подберите прилагательные.

-Татьяна любящая, трогательная, смелая

Что Татьяна делает? Подберите глаголы

-любит, страдает, пишет признание, надеется на взаимность.

Учитель: как вы думаете её любовь ответная или безответная? (можно найти ответ в учебнике на стр. 63, 1 абзац)

-безответная.

Образ  Татьяны - это женский образ искренности и красоты, который повлиял на дальнейшее развитие русской музыки.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель: в произведениях искусства любовь не всегда является в страдающем обличье, она знает минуты воодушевления и страстного порыва.

М.И Глинка и А.С. Пушкин были современниками, они были знакомы, у них было много общего.

Задание: у каждой группы на столах есть текст об этих замечательных творцах. Вам нужно прочитать текст и заполнить по нему таблицу. Вы работаете в команде, заполняете таблицу вместе, затем проверяем, что у вас получилось и кто справился с заданием раньше и правильнее. Обратите внимание в тексте на то, что вас заинтересовало или поразило.

-разбор таблицы.

Учитель: я предлагаю вам послушать романс «В крови горит огонь желанья…», написаный М.И. глинкой на стихотворение А.С. Пушкина.

Задание: послушайте и сравните эти два произведения Чайковского и Глинки.

Глинка – любовь утверждение, воодушевление, радостное волнение.

Чайковский – смятение, тревога, неопределённость, столкновение надежд и скорби.

  1. Включение в систему знаний и повторение

Вывод: мы познакомились с 2 образами любви, данных Пушкиным и воплощённых в музыке двумя гениальными композиторами Глинкой и Чайковским. Каждый из них по- своему прекрасен. Музыка Глинки – особенно вокальная отмечена светлой теплотой. Чайковский с его талантом музыкально – психологических портретов создал лучший образ в музыке, образ который определил последующее развитие музыкального искусства. Образ Татьяны Лариной предопределил судьбу великой поэтессы Марины Цветаевой.

  1. Рефлексия

Учитель: подведём итог нашей работы. Посмотрите, что у вас получилось в схеме кластера. Проверка работы.

  1. Домашнее задание: прочитать стихотворение Марины Цветаевой на стр. 66, ответить на вопрос № 2 стр. 67.

Дополнительно: нарисовать, или напечатать афишу концерта «Произведения Пушкина в русской музыке»



Предварительный просмотр:

Текст, для работы с таблицей.

В нашей благодарной памяти неразрывно и прочно связаны два гения русского искусства – Михаил Иванович Глинка и Александр Сергеевич Пушкин. Их объединило глубокое уважение к делам, мыслям и идеям друг друга, а самое главное, огромная любовь к родине, глубочайшая вера в русский народ. И композитор, и поэт горячо отстаивали приоритет русской национальной культуры.

М. Глинка и А. Пушкин были почти ровесники и родились в один месяц, в июне. Их дружба длилась около 10 лет, до самой трагической гибели поэта. В творчестве же они оказались связанными на века.

«Неиссякаемым родником» для музыки называли и называют композиторы А. Пушкина. Музыкальная пушкиниана насчитывает тысячи названий, а первые произведения на стихи поэта появились еще при его жизни.

Особенно дорога и памятна для А. Пушкина была музыка М. Глинки. Её венцом стала опера «Руслан и Людмила». Опера звучит как гимн победе добра над злом, гимн прекрасному в жизни, в человеке, в природе, в любви. Многие номера оперы стали мировыми музыкальными бестселлерами (марш Черномора, каватина Людмилы, увертюра оперы).

Воплощением единства двух величайших гениев русской культуры стали романсы М. Глинки на стихи А. Пушкина, которые стали совершенным претворением в музыке жизненных впечатлений и поэта и композитора.

На протяжении всей творческой жизни М. Глинка написал десять романсов на стихи А. Пушкина. Среди них: «Признание», «Я здесь, Инезилья», «Адель», «Не пой, красавица, при мне», «Ночной зефир» и др.

А. Пушкина и М. Глинку соединяли не только любовь к искусству, но и любовь к женщине. Навеки связаны имена А. Пушкина, А. Керн, М. Глинки и дочери А. Керн – Екатерины.

Дважды посетило дом Анны Керн «чудное мгновенье»: первый – обращёнными к ней стихами А. Пушкина, второй – прекрасным романсом «Я помню чудное мгновенье» М. Глинки, посвященный ее дочери, который называли «поэмой любви».

Анна Керн уроженка Орловского края. В Орле бывали и М. Глинка, и А. Пушкин.

Семья М. Глинки провела в Орле зиму 1812 года. Много лет спустя композитор снова посетил Орловщину. Он останавливался на несколько дней в городе, а в селе Сергиевском слушал знаменитый хор сергиевских мужиков, о котором восторженно отзывался И. Тургенев.

В мае 1829 года Орел посетил А. Пушкин, направляясь из Москвы на Кавказ. Он сделал 200 верст лишних, чтобы повидать А. Ермолова.

На выставке «Глинка и Пушкин» представлена музыкально-нотная литература, записи, документальные материалы, справочники, исследования, посвященные великому композитору, основоположнику русской классической музыки и великому поэту, основоположнику русского литературного языка.



Предварительный просмотр:

Таблица

Ф.И.О.

Годы жизни

Любимые образы, идеи творчества

Совместное творчество

Значимость в искусстве

А.С.Пушкин

М.И.Глинка

Таблица

Ф.И.О.

Годы жизни

Любимые образы, идеи творчества

Совместное творчество

Значимость в искусстве

А.С.Пушкин

М.И.Глинка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗРАБОТКА УРОКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ "СКАЗКА В МУЗЫКЕ"

Данный урок - урок в 5 классе по программе Д.Б. Кабалевского. Тема "Музыка и литература".Опера Н.А. Римского - Корсакова "Золотой петушок"....

Методическая разработка урока здоровья на английском языке "Здоровый образ жизни" (5 класс)

Методическая разработка урока здоровья ориентирована для учащихся 5 класса. В данной разработке учащимся предлагается ва форме дискуссии обсудить, какие функции выполняют наши части тела, а также как ...

Методическая разработка урока в 11 классе по теме "Музыка"

Данный материал содержит разработку урока с использованием проектных технологий...

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Когда грохочут пушки...", тема полугодия "Музыкальный образ".

В основе урока метапредметные связи музыки с историей и литературой. Блокада Ленинграда, стихи об этом периоде В.Инбер, О.Бергольц , Э.Асадова. Музыка Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича явственно рисует...

Методическая разработка урока в 5 классе "Благовещение" по теме чемтверти "Музыка и живопись".

Разработка урока в 5 классе, в основе которого "Аве, Мария!" И.С.Баха - Ш.Ф.Гуно. В основе мотологии урока - системно-деятельностный подход....

Методическая разработка урока в 8 классе на тему "Современность и духовная музыка".

Урок по православной духовной музыке. В центре урока концерт М.Березовского "Не отвержи мене во время старости". Написанный в форме фуги, он прослушивается на уроке и анализируется....

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....