Главные вкладки

    Методическая разработка урока в 5 классе "Благовещение" по теме чемтверти "Музыка и живопись".
    учебно-методический материал по музыке (5 класс) по теме

    Кузнецова Светлана Васильевна

    Разработка урока в 5 классе, в основе которого "Аве, Мария!" И.С.Баха - Ш.Ф.Гуно. В основе мотологии урока - системно-деятельностный подход.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл blagoveshchenie.docx77.01 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок музыки по теме "Благовещение". 5-й класс

    Разделы: Музыка


    Форма урока: урок-собеседование.

    Тип урока: урок-путешествие.

    Место урока в учебном процессе: урок-углубление.

    Цель: раскрыть многообразие произведений музыки и живописи, связанных одной тематикой.

    Задачи:

    образовательнаяуглубить знания о связи музыки и живописи, познакомить с новыми композиторами, их произведениями, а так же репродукциями картин, соответствующими этим произведениям;

    развивающая: закрепить знания о духовной музыке, как об одном из направлений мирового музыкального наследия;

    воспитательная: воспитание уважения к музыкальному и художественному наследию и вечным человеческим ценностям.

    Методы: ретроспективы и перспективы, эмоциональной драматургии, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-слуховой, метод обобщения.

    Оборудование: портретная галерея, репродукции с изображением органа, музыкальный центр, компьютер, эпипроектор “Эпсон”, экран, рояль, ноты “Хорошо темперированный клавир” И-С.Баха, т.I, классная доска.

    Структура урока:

    - оргмомент;

    - повторение (домашнее задание);

    - мотивация;

    - тема урока;

    - новый материал (знакомство с И.-С. Бахом);

    - слушание музыки;

    - новый материал (знакомство и Ш.Гуно)

    - слушание музыки;

    - творческая работа;

    - вывод;

    - фонопедическая дыхательная гимнастика;

    - вокально-хоровая работа.

    - рефлексия;

    - оценивание;

    - домашнее задание.

    Виды деятельности: творческая, слушательская, аналитическая, вокально-хоровая.

    ХПИ: Уважение к духовному наследию разных народов способствует внутреннему обогащению и воспитанию всесторонне развитой личности.

    Ход урока

    Музыкальное приветствие.

    У: Вспомните, пожалуйста, что мы делали на прошлом уроке?

    Д: Мы отправились в путешествие по Европе и побывали в двух странах: Австрии и Италии.

    У: Что дало нам это путешествие?

    Д: Мы познакомились с австрийским композитором Францем Петером Шубертом и итальянским мальчиком, певцом Робертино Лоретти.

    У: Какое произведение, написанное этим композитором, мы услышали в исполнении Робертино?

    Д: Произведение называется “Аве, Мария!”, что в переводе с латыни означает: “Привет, Мария!”

    У: Что вы узнали об этом произведении?

    Д: Это христианское католическое произведение, посвященное благой вести о будущем рождении Иисуса Христа, которого христиане разных стран называют сыном Божьим. В честь этого известия у европейских христиан есть праздник Благовещение. Этот же праздник празднуется и в России, 7 апреля.

    У: Только ли музыку о Благовещении на прошлом уроке мы узнали?

    Д: Еще есть картина с таким же названием.

    Проектируется картина Симона Вуэ “Благовещение”. (Рисунок 1)

    http://festival.1september.ru/articles/635522/img1.jpg

    У: Как вы думаете, можно ли этот сюжет изобразить по-другому?

    Д: Наверное, можно. Ведь разные художники по-разному могут представить и изобразить один и тот же сюжет.

    У: Совершенно верно. Взгляните на экран. На слайдах вы увидите репродукции с картин “Благовещение” Леонардо да Винчи и других великих художников.

    Демонстрация слайдов с различными репродукциями на тему Благовещения. (Рисунок 2)

    Мотивация:

    У: А мог ли другой композитор написать другое музыкальное произведение с таким же названием?

    Д: Коли разные художники писали картины на один и тот же сюжет, то, наверное, и композиторы тоже могли написать свою музыку об этом событии.

    У: Так какой будет тема нашего урока сегодня?

    Д: Благовещение.

    У: Тема урока “Благовещение” (на доске) и мы вновь отправляемся в путь. Продолжим наше путешествие по европейским странам. Я напоминаю, что культурный путешественник, во избежание недоразумений, прежде чем отправиться в какую-либо страну, узнает из различных источников особенности культуры, быта и религии народа той страны, куда он собирается поехать.

    Сегодня мы с вами побываем еще в двух странах. Посмотрите на стенд с репродукциями. Это самый большой и мощный музыкальный инструмент на нашей планете – орган. Органы делают в Германии по заказам из разных стран и городов мира. Подробнее об этом инструменте мы узнаем на одном из будущих уроков. А сегодня я познакомлю вас с творчеством величайшего немецкого органиста и композитора Иоганна Себастьяна Баха (заносим в тетрадь имя композитора). Послушайте одно из его произведений. Это Прелюдия до мажор. Прелюдия - это вступление (слово на доске, записываем в словарь).

    Слушание Прелюдии C dur из “Хорошо темперированного клавира” И.-С. Баха в исполнении учителя.

    У: Понравилась ли вам эта музыка?

    Как правило, дети хорошо воспринимают это произведение и отзывы всегда положительные.

    У: Однажды, через полтора столетия после кончины Баха, в другой европейской стране, Франции, композитор Шарль Франсуа Гуно, вдохновленный этой прелюдией Иоганна Себастьяна Баха, создал свой музыкальный шедевр. На общепринятый текст католической молитвы “Аве, Мария!” он написал свою мелодию, а Прелюдию Баха использовал в качестве аккомпанемента. Что из этого получилось, мы сейчас послушаем.

    Слушание “Аве, Мария!” И.-С. Баха – Ш.Ф. Гуно. Запись на латинском языке (или исполнение учителем).

    У: Понравилось ли вам это произведение?

    Творческая работа. Как правило, произведение производит разное впечатление. Идет сравнительный анализ с произведением Ф.-П. Шуберта, прослушанном на прошлом уроке. Определение исполнителя, тембра голоса и инструментов в аккомпанементе, характера произведения, средств музыкальной выразительности.

    У: Как видим, библейские сюжеты нашли свое воплощение в произведениях разных авторов и в разных видах искусства. А это значит, что интерес к духовному наследию у разных народов в разное время не ослабевает. Но ни одно из этих произведений, ни “Аве, Мария!” Шуберта, ни “Аве, Мария!” Баха – Гуно, не является молитвой. Это просто гениальная музыка, написанная на известный текст. Такая музыка называется светской духовной музыкой.

    Каков будет вывод по теме урока?

    Вывод: на один и тот же сюжет в мире создано много прекрасных произведений живописи и музыки и все они посвящают в историю, религию и культуру народов разных стран.

    У: Что означает - Благовещение?

    Д: Название образовано из словосочетания – благая весть.

    У: Верно. Что же такое благо? Найдите другие словосочетания со словом “благо”.

    Д: Благо – это очень хорошо. Благое дело, благие мысли, благоденствие, благополучие…

    У: Думаю, не надо ничего объяснять в этих словосочетаниях. А кто из вас совершал благие дела? Или собирается сделать что-то во благо других, нуждающихся в помощи и поддержке? Кто для вас совершил благой поступок?

    Ответы учащихся.

    У: Уж коли разговор у нас о благе, споем песню А.Савельева “Доброта”. На что надо обратить внимание в первую очередь?

    Д: На правильную посадку и правильность взятия дыхания.

    У: Верно.

    Фонопедическая дыхательная гимнастика.

    Распевание (мажорная гамма восходящая и нисходящая вокализом на фонему “Е”)

    Вокально-хоровая работа.

    Рефлексия: (в каких странах “побывали”, с какими композиторами познакомились, какие произведения слушали, что такое прелюдия, что такое Благовещение).

    Оценивание (самооценка).

    Домашнее задание: написать рассказ на тему “Мои благие дела”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

    Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

    Методические разработки урока русского языка по теме "Собирательные числительные" в 6 классе, внеклассного мероприятия "Город, что сердцу дорог!" в 8 классе и календарно-тематического планирования по литературе в 6 классе

    Урок по теме «Собирательные числительные» относится  к типу уроков объяснения нового материала.  В его  структуре выделяются следующие компоненты: организационный момент,  повторен...

    Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

    Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

    Методическая разработка урока немецкого языка по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока, презентация, дидактический материал)

    Методическая разработка урока немецкого языка  по теме "Meine Schule" 8 класс ( технологическая карта урока,  презентация, дидактический материал). Технологическая карта составлена с учетом ...

    Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

    Методическая разработка урока по классу баянаТема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения»....

    Методическая разработка урока 7 класс по теме: "Как дети помогают планете"

    Урок разработан на материале УМК Кузовлева В.П., с использованием ИКТ....