Главные вкладки

    Методическая разработка урока по классу баяна Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».
    план-конспект по музыке на тему

    Беззубова Наталья Викторовна

    Методическая разработка урока по классу баяна

    Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabota_nad_shtrihami_na_nachalnom_etape_obucheniya.docx21.64 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка урока по классу баяна

    Тема: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения».

    Специальность 050130 «Музыкальное образование»

    Разработала:

    Преподаватель Беззубова Н.В.

            

     

    г.о. Самара, 2015

    Цель урока:

    Развитие навыков игры на инструменте различными штрихами.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    -умение воспроизводить основные идеи нового материала;

    -совершенствование навыков артикуляции на баяне;

    -совершенствование навыков «чистой» смены меха;

    -развитие навыков чтения нот с листа.

    Воспитательные:

    -воспитание самостоятельности работы;

    -воспитание элемента художественного исполнения;

    -воспитание настойчивости в достижении цели;

    -воспитание полноты и сознательности выполнения домашнего задания.

    Развивающее:

    -развитие самоорганизации обучающегося в ходе урока;

    -развитие чувства ответственности за учебную деятельность;

    -развитие личности;

    -развитие навыка исполнительского анализа музыки.

      Профессиональные компетенции (над которыми идёт работа на уроке): ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.

       Формирование общих компетенций (над которыми идёт работа на уроке)

    ОК 2.  Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.                                                                                                                  

    ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.                                                                                                                                      ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.                                                    

    ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

    Используются СОТ: Личностно-ориентированный подход, Технология критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающие технологии

    Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) репродуктивного типа:

    •        Анализ технических трудностей исполняемого музыкального материала (технология  развития критического мышления)

    •        Отработка технических приёмов исполнения на основе исполнительских  навыков (здоровьесберегающие технологии)

    •        Самоанализ (технология развития критического мышления, лично-ориентированный подход)

    Практические задания (задачи, ситуации и т.п.) проблемного типа:

    •        Грамотное исполнение произведения с опорой на исполнительское навыки.

    Тип урока: практический урок

    Музыкальный материал: Д,Самойлов «Азбука баяниста», В.Семенов «Школа игры на баяне»; Крылова Г.И. Азбука маленького баяниста ; р.н.п. «Ах, утушка луговая»; р.н.п. «Заинька»

    Оборудование:

    Баяны, пюпитр, нотная литература, мультимедийное оборудование, Интернет ресурсы.

    Ход работы:

    I Организационный этап. Приветствие педагога

    I Практическая часть.

     •        Работа над техническим материалом (исполнение гаммы До мажор разными штрихами и динамическими оттенками, работа над аккордами и арпеджио отдельными руками).

    • работа над штрихами в гаммах;
    • разбор нового произведения;
    • работа над штрихами и сменой меха в произведении «Заинька»;
    • чтение нот с листа

    II Подведение итогов: Анализ работы обучающихся:

    •        Подведение итогов занятия с участием обучающихся.

    •        Обоснование отметки за урок.

    •        Формулирование домашнего задания.

    Ход урока:

    Организационный этап.

    Педагог: Здравствуйте! Сегодня будем работать над темой: «Работа над штрихами на начальном этапе обучения». Обобщим некоторые представления по изучаемому материалу. Проработаем упражнения на заданную тему. Начнем занятие с проигрывания гамм. Продолжим занятия с разбора русской народной песни «Ах, утушка луговая». Затем поработаем над артикуляцией в русской народной песне «Заинька». И закончим урок чтением нот с листа.

    Приступим к разминке игрового аппарата: Первое упражнение делается стоя. Поднять руки вверх, потрясти кистями и свободно, нагнув спину вперед, опустить руки и покачать ими. Ученик должен чувствовать свободу от плеча до самых кончиков пальцев.

    Второе упражнение. Встать прямо, вытянуть руки вперед. Одновременно двумя руками делаем круговые движения кистью, затем предплечьем, а потом всей рукой, свободно раскручивая.

    I Практическая часть

    - После разминки переходим к техническому материалу (исполнение упражнений для беглости пальцев с осмыслением звуковых и двигательных задач; исполнение гаммы До мажор разными штрихами и динамическими оттенками, работа над аккордами и арпеджио отдельными руками.

    Педагог: Какие цели были поставлены   в домашней работе к этому уроку?

    (предполагаемый ответ: играть гамму С-dur тремя штрихами - legato, non legato, staccato.)

    Педагог: Дай определение термину штрих.

    (предполагаемый ответ: Штрих – характер звучания, получаемый в результате определенной артикуляции.)

    Педагог: Хорошо. Теперь рассмотрим 3 основных вида штриха: legato, non legato, staccato и способы их исполнения.

    Как нужно играть штрихом legato?

    (предполагаемый ответ: Legato – это связная игра.)

    Педагог: Правильно. Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам. Кисть мягкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Палец мягко нажимает на нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается так же плавно, причем одновременно с нажатием очередной клавиши предыдущая мягко возвращается в исходную позицию. При игре legato не следует с излишней силой давить на клавишу. Слуховой контроль играет здесь важнейшую роль для достижения качественной игры. Теперь давай сыграем гамму С-dur штрихом legato.

    2 вид – это non legato. Как нужно исполнять этот штрих?

    (предполагаемый ответ: Non legato – не связная игра.)

    Педагог: Правильно. Non legato исполняется ударом с предварительным замахом пальца при ровном движении меха. Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом non legato.

    3 вид – это  staccato. Как нужно исполнять этот штрих?

    (предполагаемый ответ: Staccato – острое, отрывистое звучание.)

    Педагог: Правильно. Извлекается, как правило, замахом пальца или кисти при ровном ведении меха. В зависимости от музыкального содержания этот штрих может быть более или менее острым. Пальцы легкие и собранные. Попробуем исполнить гамму С-dur штрихом staccato.

    -  Продолжим наше занятие с разбора нового произведения – русской народной песни «Ах, утушка луговая».

               Перед исполнением предлагается прослушать произведение «Ах, утушка луговая» в аудиозаписи.

     Далее следует с обучающимся анализ – какие приемы использовал исполнитель.

    А как ты дома разбирала это произведение?

    (предполагаемый ответ: Я ознакомилась с произведением в целом и выявляла наиболее сложные места изучаемой пьесы)

     Проигрывание произведения

    Оценка исполнения. Разбор на данном этапе приемлем. Текстовые ошибки мы исправим.

    Педагог: Какие ты ставишь дальнейшие задачи в работе над произведением?

    (предполагаемый ответ: Расставить аппликатуру, определить штрихи  и играть в более ровном темпе..)

    Педагог: Все верно. Чтобы играть в ровном темпе, нужно на первых этапах изучения произведения играть под счет.

    Проигрывание произведения под счет с верной аппликатурой и штрихами.

    А сейчас, для формирования первоначального музыкально-слухового представления о произведения, я тебе проиграю эту пьесу. Показ.

    ( преполагаемый ответ: Теперь понятен правильный темп, стиль, характер и содержание пьесы.)

    А теперь переходим к работе над следующим произведением – р.н.п. «Заинька». Задача проигрывания: целостность исполнения, чистая смена меха, точное исполнение штрихов.

    Проанализируем твое исполнение. Что получилось, что нет?

    Что касается смены меха, то нужно точно знать, где сменить мех. В данном случае меняем мех через каждые два такта.

    Также нужно проследить за точностью штрихов. В данном произведении используется два основных штриха – это legato и non legato. Выше мы уже разбирали эти понятия. Теперь надо вспомнить и перенести знания в это произведение. Попробуем еще раз исполнить пьесу, учитывая все замечания.

    Исполнение.

    На следующем этапе урока предлагаются небольшие пьесы для чтения с листа. Для музыканта важно не только отлично знать музыкальную грамоту, но и уметь быстро, легко, уверенно читать музыкальный текст, или, как принято говорить, уметь «читать с листа». Чтение нот с листа способствует формированию широкого музыкального кругозора, выработке необходимых музыкально-исполнительских навыков.

    Педагог: Что необходимо сделать прежде чем приступить к исполнению музыкального текста?

    (предполагаемый ответ: необходимо зрительно с ним познакомиться.)

    Педагог: Правильно. Знакомство с произведением необходимо начинать с просмотра нотного текста: с ключей, тактового размера, познакомиться с темпом и характером звучания данной пьесы.

              II Подведение итогов.

     Потрудились мы сегодня хорошо. Домашнее задание выполнено в полном объеме. За урок я ставлю оценку «отлично».

    Домашнее задание: кроме гаммы С-dur, посмотреть гамму G-dur.

    «Ах, утушка луговая» - выполнить аппликатуру, играть в медленном темпе со счетом, стараясь точно выполнять штрихи.

     «Заинька»- исполнять произведение с сопровождением голоса, продолжить работать над штрихами, меховедением.

    Спасибо за работу! До свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока 5 класс по теме "У врача"

    Данная разработка может быть использована при прохождении темы " У врача" в 5 классе при любом УМК...

    Методическая разработка урока 7 класс по теме: "Как дети помогают планете"

    Урок разработан на материале УМК Кузовлева В.П., с использованием ИКТ....

    Методический доклад "Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке"

    Работа над интонацией на начальном этапе обучения игре на скрипке...

    Методический доклад на тему: "Развитие технических навыков на начальном этапе обучения игры на баяне"

    Работа над развитием технических навыков начинается с игры простейших упражнений, которые постепенно усложняются и усовершенствуются по мере технического и физического роста учащегося на протяжении вс...

    «Работа над штрихами на начальном этапе обучения игре на скрипке»

    Просматривая существующие школы игры на скрипке, а также некоторые сочинения, посвященные технике смычка, как, например: «Искусство смычка» Дж. Тартини,  «Техника смычка» ...