Методическая разработка урока "Импрессионизм в живописи и музыке" (музыка, 5 класс)
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Трофимова Алла Васильевна

Методическая разработка урока

Предмет: музыка

Тема: "Импрессионизм в живописи и музыке"

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trofimova_metod_razr.impres.v_muz.i_zhiv.docx30.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 422

 Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока музыки для учащихся 5 классов

Тема: «Импрессионизм в живописи и музыке».

                                                                               Автор: Трофимова Алла Васильевна,

                                                                             учитель музыки, ГБОУ СОШ № 422

Кронштадт

2020

Пояснительная записка.

Тема занятия: «Импрессионизм в музыке и живописи».

Цель занятия: сформировать понимание стилистических особенностей импрессионизма, научить выделять художественные связи между музыкой и живописью.

Задачи:

Личностные: Воспитывать творческую, способную к познанию и активному действию личность. Обучать продуктивному сотрудничеству со сверстниками при решении творческих музыкальных задач. Развивать мотивы музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Предметные: Научить определять характерные черты импрессионизма в живописи и музыке. Формировать потребность поиска ответов на возникающие вопросы. Обогащать музыкальный словарный запас обучающихся, развивать целостность восприятия, развивать творческую активность, способность обучающихся к различным формам сочинительства, а также сотрудничества. развивать музыкальную отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма в работе над песней.

Метапредметные: Обучать способности реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера. Учить применять знаково-символические и   речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач. Убучать совместной деятельности на основе сотрудничества.

Тип занятия: получение новых знаний.

Вид занятия: занятие творческого познания.

Метод: погружения, сравнения, деятельностный подход, использование технологии критического мышления.

Средства оснащения занятия: Медиа-проектор, компьютер, экран, фортепиано.

Дидактическое обеспечение: раздаточный справочный материал, технологическая карта, мультимедийная презентация, нотный материал.

Приемы музыкальной деятельности учащихся: активное слушание, анализ, вокальная и ритмическая импровизация.

Музыкальный материал:  К.Дебюсси «Сады под дождем», песня Г.Гладкова «О картинах».

Целевая аудитория: учащиеся 5 классов.

Назначение по использованию: проведение занятия во внеурочной деятельности, проведение классного часа.

Ход учебного занятия:

1.Постановка учебных задач.

Наше занятие не совсем обычное. Сегодня мы окунемся в мир искусства. Взгляните на экран. (на экране – картина П.А.Федотова «Сватовство майора», П.Рубенса «Охота на гиппопотамов и крокодилов», Н.Пуссена «Пейзаж с Орфеем и Эвридикой», К.Моне «Впечатление. Восход солнца»).

Перед вами несколько картин. И только одну из них можно охарактеризовать следующим образом: «В природе нет никаких линий, только контрастные пятна цвета». (Клод Моне)  (ответ детей: выбор картины К.Моне «Восход солнца»)

Попробуйте одним словом или словосочетанием охарактеризовать живописную манеру исполнения картины.  (учитель записывает ответы детей на доске)

Вы верно определили творческую манеру художника. Однако точное определение художественного направления мы узнаем из следующего диалога. Представьте, что мы находимся на художественной выставке и случайно услышали разговор двух посетителей возле этой картины. (на экране «Впечатление. Восход солнца» К.Моне)  (Два ученика на фоне слайда с картиной ведут диалог):

1) - Но ведь это же поскребки с палитры, брошенные на грязный холст. Тут ничего не разберешь!

2) - Пожалуй... но зато есть впечатление.

1) - Ни один уважающий себя художник не намалюет такого безобразия!

2)- Почему же вы это называете безобразием?

1)- Да потому что эти странные художники вместо всем понятных сюжетов предлагают зрителям свои собственные «впечатления» от случайно увиденных вещей. Не искусство, а какое-то сплошное ВПЕЧАТЛЕНИЕ! «Impression» – одним словом.

2) - А может быть это вид нового искусства – Импрессионизм.

1)- Искусство? Ну, уж нет! Например, в картинах в стиле барокко все ясно.., каждая деталь четко прорисована! А здесь? Подбор красок, расплывчатость, набор мазков. Создается такое ощущение, что картина написана достаточно быстро, и впечатление было мгновенным.

2)- А разве это плохо?

1)- Да конечно не плохо, но не привычно как-то. В конце концов, могу я узнать автора этой картины под названием «Впечатление. Восход солнца»?

2)- Да, конечно! Это я – Клод Моне. А можно узнать ваше имя?

1)-Я - композитор. И тоже Клод. Клод Дебюсси.

Каким одним словом было названо художественное направление? (ответы детей: впечатление)

На французском языке слово впечатление будет звучать, как «импрессионизм». Теперь цель нашего занятия ясна - назовите ее.

(ответы детей: познакомиться с художественным направлением в искусстве – импрессионизмом).

Тема нашего занятия: импрессионизм в музыке и живописи.

2. Совместное исследование проблемы.

Где возникло новое художественное направление мы узнаем, глядя на картины. Художники-импрессионисты создавали свои произведения на пленэре, то есть на открытом воздухе. Картины передают красоты родной страны. Иллюстрации и тексты подскажут вам, в какой стране появился импрессионизм. (Работа парами)

                                         текст-подсказка:

     Лувесьен— муниципалитет во Франции, в регионе Иль-де-Франс, департамент Ивелин.

     Понтуа́з — северо-западный пригород Парижа, который с 1964 года является

     административным центром департамента Валь-д’Уаз

     Монжерон – муниципалитет во Франции, в регионе Иль-де-Франс.

Итак, во второй половине 19 века, во Франции появилось новое направление в искусстве - импрессионизм.

В каких видах искусства развивался импрессионизм? Вспомните диалог двух посетителей художественной выставки. Кто они? (ответы детей: Клод Моне – художник, Клод Дебюсси – композитор.)

Импрессионизм развивался почти во всех видах искусства, на занятии мы с вами рассмотрим импрессионизм в живописи и музыке. Просмотрите на картины художника Клода Моне. Что изображено на картинах? (предположительные ответы детей) На картине изображен Руанский собор – католический храм во Франции. На что хотел обратить наше внимание художник, изображая один и тот же собор в разных картинах?   (на освещение, на передачу мимолетных впечатлений).

Картины художников-импрессионистов помимо передачи впечатлений обладали и другими характерными чертами. Чтобы выявить характерные черты импрессионизма, разделитесь на 4 команды. Посмотрите на картину Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» и из нескольких предложений выберите те, которые соответствуют данному художественному направлению. (Работа в группах. Подчеркнутые предложения относятся к направлению импрессионизм).

  1. Отказ от контура, замена его мелкими раздельными и контрастными мазками,
  2. Отказ от черного цвета.
  3. Ясная уравновешенная композиция
  4. Работа на пленэре (на открытом воздухе).
  5. Отсутствие перспективы.
  6. Главенство линии.
  7. Улавливание изменений в каждом предмете в зависимости от освещения и времени суток.
  8. Эскизность, незаконченность изображения.
  9. Фотографичная передача современной действительности.

3.4. Моделирование. Конструирование нового способа действия.

(ответы детей.) Как передать мимолетное впечатление в живописи, нам стало понятно, но передача мгновения в музыке – это еще более сложный вопрос. Как можно, например, создать образ дождя? Какой музыкальный инструмент лучше всего справится с этой задачей?  (ответы детей).

Ударный инструмент может изобразить капли дождя? (ответы детей) В нашем распоряжении самый простейший инструмент – наши руки. (в данном случае можно использовать шумовые ударные инструменты). Мы с вами попробуем передать образ дождя. Только будьте очень внимательны, следите за моими словами и движениями, иначе у нас не получится то, что задумано. Повторяйте мои движения.

                              Проведение ритмической импровизации:

Учитель: Перед дождем обычно все затихает, давайте услышим эту тишину.

Учитель: И вдруг с неба стали падать первые капельки (пальцем правой руки ударяет по ладошке левой руки), и вот уже начался мелкий дождик (ударяет двумя пальцами по ладони). Он постепенно усиливается (ударяет тремя пальцами), он усиливается (четырьмя пальцами) и превращается в ливень (ударяет пятью пальцами). Он льет и льет (как можно сильнее бить в ладоши), и тут дождь начинает стихать (4 пальца) и становится все тише (3 пальца) и тише (2 пальца), но некоторые капельки упорно падают, слышите (1 палец), и дождь прекращает литься. Выглянуло солнышко, улыбается всем радуга и у всех хорошее настроение. (В классе стало тихо).

Молодцы, ребята. С помощью ударных инструментов нам удалось передать образ дождя.

           Слушание музыки. Клод Дебюсси «Сады под дождем»

А теперь давайте послушаем произведение французского композитора-импрессиониста Клода Дебюсси «Сады под дождем». Постарайтесь ответить на вопросы, которые вы видите на экране:

1.Что вы увидели или представили, слушая музыку?

2. Какие музыкальные краски использовал композитор (яркие или приглушенные)

3. С помощью каких выразительных средств композитор передал движение? (динамика, мелодия, регистр)

4. Мелодия или звуковой фон господствовали в этом произведении?

5. Какие музыкальные тембры передали образ дождя в произведении?

6. Одной-двумя фразами постарайтесь передать свое впечатление от этой музыки.

Музыку композиторов-импрессионистов можно назвать живописной почему? (ответы детей).

Молодцы, вы справились с этой задачей, и теперь вам не составит труда из предложенных вариантов выбрать только те, которые соответствуют характерным чертам музыки импрессионизма. (Работа в группах – 4 группы. Подчеркнутые предложения относятся к импрессионизму)

Черты импрессионизма в музыке:

  1. Передача мимолетных впечатлений от природных явлений, от предметов.
  2. Создание программных произведений.
  3. Главенство мелодии.
  4. Отсутствие ярких широких мелодий – звучат короткие мелодические фразы.
  5. Наличие нескольких одновременно звучащих и развивающихся мелодических линий.
  6. Появление новых ярких и необычных аккордов.
  7. Расширение колористических возможностей оркестра. Выявление новых выразительных возможностей музыкальных инструментов.

5.6. Решение частных задач. Применение общего способа действия для решения частных задач.

                    Вокальная импровизация.

Французский композитор К. Дебюсси – основоположник импрессионизма в музыке. Он показал, что каждый звук, аккорд, могут быть услышаны по-новому, они могут жить яркой и красочной жизнью, наслаждаясь самим своим звучанием, его постепенным, таинственным растворением в тишине. Восхищаясь музыкой Дебюсси, Юдинцева Анна написала стихотворение «Слушая Дебюсси».

Здесь не Париж. Здесь за окном

Октябрь со снегом и дождем,

И межсезонная капель...

А солнечная акварель

Моне украсила мой дом,

Под Дебюсси танцуя в нем...

(фрагмент стихотворения «Слушая Дебюсси» Юдинцева Анна)

Попробуйте и вы стать композитором, как Клод Дебюсси, сочините и пропойте небольшую песню на эти слова.

(ответы детей)

7.Контроль на этапе окончания учебной темы.

На учебном занятии мы с вами рассмотрели музыку и живопись одного художественного направления – назовите его. (ответ: импрессионизм)

Вспомните, мы с вами знаем песню, также объединяющую живопись и музыку «О картинах» Григория Гладкова. Спойте ее наиболее ярко и выразительно.

(исполнение песни).

Вы хорошо потрудились, настало время подвести итог. Для этого каждый из вас создаст синквейн. Это творческая работа, состоящая из 5 строк.

Перед вами лист бумаги и ручка.

 В первой строке мы запишем существительное (в данном случае название художественного течения, о котором мы сегодня говорили -?)

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. (импрессионизм какой?)

3 строка – три глагола (импрессионизм что делает?)

4 строка – фраза, несущая определенный смысл. Фраза касается художественного течения. Например: импрессионизм передает впечатления.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Например: искусство или восторг...

Ну, и напоследок, в конце синквейна нарисуйте смайлик.

Если урок полезен и вам было все понятно – рисуем улыбающийся смайлик. (изображаю на доске)

Если лишь кое-что чуть-чуть неясно (смайлик со знаком вопроса).

Еще придется потрудиться – смайлик с книгой в руках.

Да, трудно все-таки учиться (грустный смайлик).

Использованная литература:

1. Н.И.Енукидзе Стили. Композиторы. Эпохи. – М.: Росмэн, 2004.

2. Дебюсси и музыка XX века: Сб. статей. - Л.: Музыка, 1983.

3. А.К.Кенигсберг, Л.В.Михеева Справочник-путеводитель 111 увертюр, симфонических поэм, сюит и картин. – СПб.: КультИнформПресс, 2002.

3. Импрессионисты. Письма художников. Воспоминания. Документы. - Искусство,

Ленинградское отделение, 1969.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по живописи "Весенний пейзаж"

Рисование с натуры  весеннего пейзажа в 3 классе ДХШ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: «ИСТОЧНИКИ ЛЕКСИКИ ЖИВОПИСИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ»

Лексика живописи в русском языке, по общепринятому мнению, начинает формироваться с X века....

Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка, музыка..."

Внеклассное занятие по музыке для учащихся начальных классов способствует развитию интереса к урокам музыки, воспитанию эстетического вкуса....

Методическая разработка занятия по живописи

Тема занятия «Закрепление навыков  в различном подходе к натуралистичному и декоративному рисованию в живописной работе «Встреча двух птиц: реальной и декоративно стилизованной».В программе Изост...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 5 класса по теме «Пейзаж в живописи»

Методическая разработкаурока по изобразительному искусству для 5 классапо теме «Пейзаж в живописи»Тема урока:  Пейзаж в живописиЦель урока: Формирование художественно-творческой актив...

Внеклассное мероприятие по музыке "Музыка ,музыка...." для начальных классов

Внеклассное мероприятие по музыкедля учащихся начальных классов"Музыка, музыка…" Цель:Способствовать развитию познавательного интереса к урокам музыки, воспитание эстетического в...