Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"
методическая разработка по музыке (7 класс)

Тимакова Светлана Михайловна

Методическая разработка урока музыки в 7 классе "Письма с фронта. Истории из жизни в музыке"

Актуальность: Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в 1941-945 годах. Поэтому все острее стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Значительное влияние оказывают на подростков песни военной тематики, а если они сами активно принимают участие в исполнении песен, то можно в уверенностью сказать, что ребенок получит опыт сопереживания, сопричастности к событиям делкого прошлого своей семьи и страны.

Проблема:

насколько возможно передать эмоциоанльные переживания, жизненные истории с помощью музыкального произведения?

Цель:

В процессе восприятия музыкального образа учить высказывать свое мнение об авторском замысле и его воплощении

Задачи:

мировоззренческие:

- донести мысль: чтобы понять музыкальный образ, нужно вслушаться, всмотреться, поставить себя на место автора

когнитивные:

- соотнести содержание и музыкальный образ

-соотнести средства музыкальной выразительности с музыкальным образом

коммуникативно-деятельностные:

- создать ситуацию для выбора конкретных средств музыкальной выразительности

-организовать работу в группах и представление общих работ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_pisma_voyny.docx36.32 КБ
Файл pisma_s_fronta_pril.1.pptx2.98 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Урок музыки в 7 классе

«Письма с фронта. Истории из жизни в музыке»

автор: учитель музыки Тимакова С.М.

ГБОУ школа-интернат№8

Пушкинского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург – 2020

АННОТАЦИЯ  

Методическая разработка урока музыки  в 7 классе

Тема:

Письма с фронта. Истории из жизни в музыке.

(на примере песни «Письма войны», слова Вадима Ватагина,

музыка Михаила Чертищева)

Актуальность:

Молодое поколение все меньше помнит те события, которые происходили у нас в стране в 1941-1945 годах. Поэтому все острее стоит проблема патриотического воспитания подрастающего поколения. Значительное влияние оказывают на подростков  песни военной тематики, а если они  и сами активно принимают участие в исполнении песен, то можно с уверенностью сказать, что ребенок получит опыт сопереживания, сопричастности к  событиям  далекого прошлого своей семьи и страны. 

Проблема:

Насколько возможно  передать  эмоциональные переживания, жизненные истории  с помощью музыкального произведения?

Цель:

В процессе восприятия музыкального образа учить  высказывать свое

мнение об авторском замысле и его воплощении  (своя  интерпретации  песни «Письма войны», создание коллективной композиции)

Задачи:

мировоззренческие

- донести мысль: чтобы  понять музыкальный образ , нужно вслушаться, всмотреться, поставить себя на место автора.

когнитивные

- соотнести содержание и музыкальный образ;

       - соотнести средства музыкальной выразительности с музыкальным образом;

коммуникативно - деятельностные

- создать ситуацию для выбора конкретных средств музыкальной выразительности;

- организовать работу в группах и представление общих работ;

- организовать рефлексию через работу критиков.

эмоционально-ценностные

- создать ситуацию для выбора конкретных средств музыкальной выразительности.

Мои методические находки

Создание памятки - алгоритма анализа музыкального произведения:

         Схема анализа музыкального произведения адаптирована для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)

Работа с текстом культуры:

Создание своей интерпретации  песни «Письма войны» - создание коллективной композиции.

          Использование потенциала искусства в формировании личностных УУД:

          Учащиеся приобретают опыт сопереживания, сопричастности к  событиям  далекого прошлого своей семьи и страны. 

 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ «ПИСЬМА С ФРОНТА. ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ В МУЗЫКЕ»

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет  урок музыки, 7класс

Тема занятия:  Письма с фронта. Истории из жизни в музыке

Цель занятия: В процессе восприятия учащиеся получат представление о музыкальном образе и научатся высказывать свое

мнение об авторском замысле и его воплощении.

Задачи:

  • Воспитание  чувства любви к отечеству, уважение к историческому прошлому Родины;
  • пропаганда средствами музыки  идей патриотизма и гуманизма, формирование  негативное отношение к войне.
  • привлечь внимание через постановку проблемного вопроса, смоделировать выдвижение гипотезы;
  • соотнести содержание и музыкальный образ;
  • стимулировать учеников передавать душевные переживания в песне;
  • организовать работу в группах и представление общих работ;
  • организовать рефлексию через работу критиков;
  • воспитывать чувство любви к отечеству, уважение к историческому прошлому Родины,
  • пропаганда средствами музыки  идей патриотизма и гуманизма, формирование  негативное отношение к войне.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик получит возможность научится соотносить средства музыкальной выразительности с задуманным музыкальным образом. Научатся воспринимать музыкальный образ и выражать свое отношение через пение, рисунок, слово.

Учащиеся научатся работать в группах;

Получат возможность овладеть навыками смыслового прочтения «текстов».

Получат возможность овладеть логическими действиями, сравнения, обобщения, установления аналогий в процессе установления интонационно – образного постижения произведения.

Ученик получит возможность научиться сопереживать, сочувствовать другому человеку.

,

выскажет свое мнение об услышанном и увиденном.

Основные понятия, формируемые умения

Музыкальный образ.

Соотношение авторского замысла и музыкального образа.

Средства музыкальной выразительности.

Работать в группе и индивидуально;

Выразительно исполнять песню для передачи образа.

Воплощение собственного взгляда на проблему через различные способы вербализации.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Актуализация личностного жизненного опыта учащихся

Показ слайда со  старым исписанным листом бумаги. (приложение №1)

 - Как вы думаете что это? (Старое письмо)

- О чем оно может быть?

 - Что указывает на правомерность вашей версии?

Рассказ учителя на фоне показа презентации:

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше семидесяти  лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная.
 Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти  близких – в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта – в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.

Почтальона одновременно и ждали и боялись. Боялись особенно, когда приходилось в одну и ту же семью приносить по несколько похоронок. Представляете, что это было за испытание для почтальона! А ведь и у самой женщины, разносящей письма, тоже кто-то воевал…

И каждая весточка с фронта – это радость, что пришла новость о солдате, и холодящая душу тревога: «Не случилось ли чего?»О чем думал солдат, когда, склонившись над листком бумаги, торопливо сочинял письмо домой – родителям, жене, невесте? Конечно, не о вечности, не о том, чтобы оставить память потомкам о себе, о товарищах, о войне. Он спешил поделиться радостями и горестями, спешил рассказать о солдатском своем житье. Главная забота его – успокоить близких, сообщить, что жив - здоров, бьет врага, и что вернется с победой.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Высказывание суждений, с использованиемобобщения жизненного опыта детей.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

фронтальная

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Актуализирует и мотивирует на дальнейшую деятельность.

Методы обучения, приемы, техники

Беседа, постановка проблемного вопроса

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата

Перевод словесного высказывания в графическую форму

Изобразите графически (линией) интонацию человека, ждущего весточки с фронта.

Учащиеся рисуют в тетрадях. Желающие выходят к доске.

Сравните свои линии с линиями на доске.

Найдите общее.

Может это быть мелодией? Спойте мысленно эту мелодию.

Дайте характеристику этой мелодии.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

Фронтальное и индивидуальное

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Направляет и осуществляет процесс деятельности

Методы обучения, приемы, техники

Метод создания художественного контекста, частично-поисковый

ЭТАП 3. Практикум

Ход урока

Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

научатся сопоставлять музыкальный образ и средства для его воплощения

Слушание песни «Письма войны».

Анализ песни по алгоритму. (см слайд №14)

Переведите язык музыки на другие языки.

Разбейтесь на 3 группы: художники (костюмы), режиссеры - постановщики и артисты, критики.

Группа художников передаст свои мысли об услышанном в рисунке, предлагает вариант костюмов для исполнителей,  вариант атрибутов для исполнения песни.

Группа режиссеров  - постановщиков представляет варианты движений.

Критики сделают вывод о приделанной работе, как это получилось, предлагают свои варианты если они есть.

Основной вид учебной деятельности учащихся, направленный на формирование данного образовательного результата

Восприятие, анализ.

Форма организации деятельности учащихся

 Средства ИКТ

Коллективная, фронтальная

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Активизирует восприятие, задает вопросы.

Методы обучения, приемы, техники

Метод размышления

Переинтонирование музыкального образа в словесный, художественный, метод осознания личностного смысла музыкального произведения

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Ход урока

Виды деятельности учащихся для проверки

полученных образовательных результатов

 Работа по группам (художники, режиссеры и артисты, критики)  

Представление работ.

Во время представления работ групп учащиеся пришли к выводу,  чтобы понять музыку, нужно вслушаться, всмотреться, поставить себя на место автора. Война – это страшное испытание, горе, которое с честью выдержал наш народ. Память об этом должна сохраниться в наших сердцах.

Методы контроля

Защита работ по группам

Способы коррекции

Дискуссия между групп

Форма организации деятельности учащихся

Групповая

Функции/роль, основные виды деятельности учителя на данном этапе

Наблюдение

Рефлексия по достигнутым  образовательным результатам

Что мы сегодня делали?

Как это делали?

Как вы себя чувствовали?

Что поняли?

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Учитель: 

Великая Отечественная все дальше от нас. Уходят последние ветераны – последние, кто знает правду о войне, познав ее лично в заледенелых окопах Подмосковья, в руинах Сталинграда, на ступенях Рейхстага.

Родной мой дед не возвратился в сорок пятом с фронта…
Мне в детстве не судьба была к нему взобраться на колени,
Ни разу не погладил он меня с любовью, нежно по головке.
И не услышала я от него заливистого, заразительного смеха…
А бабушка всю жизнь в душе надеялась, что вдруг вернётся.
Считался не погибшим, а по документам без вести пропавшим.
Без отца повырастали дети, да внуков  и правнуков народилось сколько…

В моей семье бережно хранится  единственное письмо моего деда, несколько строчек:

«Дорогая моя жена Нюша! Меня отправляют на фронт, наверно больше не увидимся. Береги детей. Я очень вас люблю. Твой муж Иван».

Нет ни одной семьи в нашей стране, которую не затронула бы война. В каждой семье свой герой, своя история.

Домашнее задание:

Узнайте историю фронтовых писем в вашей семье.


После данного урока работа над материалом была продолжена. Ребята рассказали свои семейные истории, связанные с фронтовыми письмами. У многих военные письма бережно хранятся, у кого-то это целая пачка, у кого – то всего одно письмо. Под впечатления от рассказов друг друга про фронтовые письма, ребята предложили продолжить работу над созданием композиции по песне «Письма войны». С данной композицией учащиеся выступили на общешкольном мероприятии в феврале 2020 года  в рамках проектах к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне «Помнить прошлое, чтобы верить в будущее» (см. Приложение 2)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель: Тимакова С.М. ГБОУ школа – интернат №8 Письма с фронта.

Слайд 14

Авторы , название, музыкальный жанр О каких событиях рассказывает произведение? Сколько в нем героев? Настроение, чувства, черты характера героев, выраженные в музыке. Средства выразительности (движение мелодии, темп, ритм, динамика) Интонационно-образная основа произведения При каких жизненных обстоятельствах могла бы прозвучать эта музыка? Какие мысли, идеи воплощены в музыке? Что важнее в песне – мелодия или слова? Какие события в своей жизни вы могли бы связать с этой музыкой? Схема анализа:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...

методическая разработка урока по обществознанию "Роль местных органов власти в жизни общества"

Урок посвящён дню местного самоуправления. На уроке в качестве равноправных объектов принимали участие руководитель отделения партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Кумов В. Г., председатель ТИК Царёва С. И. На уроке...

Методическая разработка Урок-занятие для учащихся начальных классов «Здоровый образ жизни»

Занятие помогает обобщить знания учащихся по теме «Здоровый образ жизни», формировать потребность вести здоровый образ жизни. Способствует формированию убеждения о необходимости сохранения личного здо...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"

Методическая разработка урока литературы в 10 классе "Н.А. Некрасов. Жизнь, творчество, личность"...

Методическая разработка урока русского языка и литературы по теме: "Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова" (http://metodisty.ru).

Комбинированный урок русского языка и литературы:обобщение и систематизация знаний обучающихся по теме «Жанры публицистического стиля» и изучениие нового материала по теме «Очерк жизни и творчества Н....

Методическая разработка урока по литературе 20 века "Бренная пена морская: жизнь, творчество, основные темы лирики М.И.Цветаевой"

Данный урок проводится на 2 курсе в разделе изучения поэзии серебряного века. Является первым в изучении творчества Цветаевой. проводился в качестве открытого урока на конкурсе "Лучший преподават...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Здоровый образ жизни".Урок "You are what you eat."

Презентация знакомит с продуктами питания, полезными для здоровья .Может быть использована на уроках английского языка в 6  классе  при изучении темы " Здоровый образ жизни"....