Уфа-столица Башкортостана. Монумент дружбы.
план-конспект урока по краеведению (8 класс) по теме

Давлетбаева Райля Мухаметовна

Интегрированный урок  культуры Башкортостана и башкирского языка. Заочная экскурсия  в столицу Башкортостана.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок культуры Башкортостана и башкирского языка.

Уфа –столица Башкортостана

«Монумент Дружбы»

I.Звучит песня  «Уфимские липы» в исполнении Алсу.

- Прозвучала песня в исполнении Алсу.  О каком городе она пела?

-Песня называется «Уфимские липы» Өфө йүкәләре_________

II.Тема урока Өфө- Башҡортостандың баш ҡалаһы

-Переведите. (Уфа-столица Башкортостана)

Ш.Заочная экскурсия.

Многие из вас были в Уфе и на уроках башкирского языка мы проводили заочную экскурсию.  Какие памятные места, достопримечательности Уфы вы знаете?

-Въезжая в Уфу через реку Агидель полевую сторону от моста вы увидите на высоком берегу памятник Салавату Юлаеву, а справа–монумент Дружбы  Дуҫлыҡ монументы

IV. Слайды монумента Дружбы.

V.Разгадать тайны  монумента нам помогут вопросы.

(На доске написаны по кругу вопросы на русском языке, рядом  учитель вписывает  перевод на башкирском языке)

-Итак, первый вопрос, на который вы должны ответить Что? Нимә?  Что такое монумент?

-Как вы понимаете слово «монумент»?

-Это то же самое, что и памятник, только очень больших размеров. Величественный, производящий  впечатление памятник в честь какого-либо события или личности. Памятник на башкирском языке « һәйҡәл ».

Рассказ учителя;

-В середине 16 века, аименнов1557 году наши предки нашли мудрое решение  добровольно вошли в состав России. Народ получил возможность спокойно вести хозяйство, прекратились междоусобицы. Русское правительство сохранило за башкирами занимаемые им земли, башкирыобязалисьвноситьвказнупоземельнуюподатьизасвойсчетнестивоеннуюслужбу.

-Второй вопрос «когда?». Когда был построен монумент Дружбы? На башкирском языке « ҡасан? »

-Идея сооружения монумента Дружбы в Уфе родилась в 1957 году вовремя празднования 400летиядобровольноговхождения. Состояласьторжественнаязакладкапамятникаиустановленамемориальнаядоскаснадписью «Здесь будет сооружен монумент в честь 400 летия добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства»

И только через 8 лет, в 1965 году 7 августавстолицеБашкортостанабылоткрытвеличественныймонументДружбы, высотой 33 метра.

-Когда был открыт монумент Дружбы?

-Следующий вопрос ГДЕ? ҡайҙа?

-Раньше на этом месте на высоком холме находился кремль древней Уфы.

-Как раньше называли город Уфу? (Тура - тау, Имән ҡала)

-Там где речка Сутолока впадает в красавиц Агидель был сооружен монумент Дружбы.

-Следующий вопрос КТО? КЕМ?

-Кто является создателем, автором этого памятника?

-Кто создает памятник? (Скульптор, архитектор)

-Чем занимается скульптор, я думаю, знают все. А вот чем занимается архитектор в процессе создания памятника?

Архитектор осуществляет привязку памятника к прилегающей местности, т.е.ищет наиболее выгодное расположение объекта.

-Авторам и проекта стали московские скульпторы Михаил Федорович Бабурин и Галина Левицкая, архитекторы Е.И. Кутырев и Ю.И.Гаврилов. Они поставили перед собой задачу: средствами архитектуры и пластики создать памятник, символ изирующий многовековую дружбу башкирского и русского народов.

-Как выглядит памятник? Вопрос на башкирском языке НИСЕК?

-Идея дружбы решена виде двух вертикальных стели розового гранита высотой около тридцати метров. Стелы скреплены тремя монолитными кольцами  обручами из серого гранита. Три кольца делят гранит на четыре части, каждая часть – один век. УоснованиямонументасостороныАгиделисидятдвеженскиефигурыизбронзы, олицетворяющие собой Башкирию и Россию. Женщины, сидят в пол оборота друг к другу. Они протягивают лавровые венки - символ мира и согласия. Между ними барельеф, отображающийисторическоесобытие–встречупосланцевбашкирскихплеменирусскихбояр, обмен грамотами. Об этом событии напоминают цифры высеченные на обелиске 1557-1957 и слова «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов». С обратной стороны изображены около сорока фигур из бронзы.

-Внимательно посмотрите  и определите где здесь русские, а где башкирские послы.

-Что за мальчик стоит слева? (Толмач)

-Что изображено на щите русских послов? (Московский кремль)

-На щите башкирских по слов? (Всадники на конях, степной ковыль, башкирская юрта)

-Каким современным символом можно было украсить теперь башкирский щит? (цветком курая)

-Что означает рукопожатие?

-О чем говорят цифры 1557-1957?

-Переходим к следующему вопросу КОГО? КЕМДЕ?

-Кого изобразил автор?

-Две величественные фигуры это вы мы селили работа выполненная с натуры, с неких живых фигур?

-В начале была подготовлена фигура русской женщины. Михаил Федорович лепил ее со своей дочери. А как выразить в бронзе национальный башкирский характер? Бабурин проехал по многим аулам, сделал много зарисовок, но моделью для фигуры-башкирки скульптор нашел москвичку, педагога английского языка московского вуза Муратову Зухру Газизовну. Родилась она в Уфе, училась в школе №3.  Четыре месяца она позировала скульптору. На открытии памятника она не смогла присутствовать. Но приезжая на родину, обязательно приходит к монументу.

-Кого изобразил автор?

-Какой существует секрет памятника? ниндәй?

-Особенна оригинальна конструктивная часть памятника, высота которого составляет около 35 метров. Оригинальность состоит в том, что центр тяжести монумента находится ниже планировочной от метки земли, что дает сооружению необходимую устойчивость по принципу «Ваньки  встаньки». Достигается это из-за устойчивого развитого фундамента, представляющего собой сложную железобетонную конструкцию диаметром 13 метров и высотой 6 метров с продольными и поперечными железобетонными диафрагмами. Монумент не боится ни урагана, некарстовых провалов, ни оползней. Он способен в случае таких явлений качаться и принять опять вертикальное положение.

-Существует своя поэтическая версия у монумента Дружбы. Обелиск, вознесенный острием в небо, представляется мечом, вложенным в ножны, символизирующим мир, рукоять в копан в землю. Каменные пояски делят на 4 части, четыре столетия. Бронзовые фигуры женщин в национальной одежде изображают Родину - Мать.

-Какой секрет монумента?

-Сколько лет существует монумент Дружбы? Нисә?

49 лет.

VI.Подведем итог нашей экскурсии: дайте краткий ответ на все вопросы.

VII.-А теперь дайте письменные ответы на вопросы на башкирском языке.

Һорауҙарға яуап яҙығыҙ.

  • Өфө ҡалаhын элек нисек атағандар?
  • Ул нисәнсе йылда төҙөлгән?
  • Башҡорттарҙың Милли геройы кем?
  • Дуҫлыҡ монументы ниндәй ҡалала урынлашҡан?
  • Ул ҡасан асыла?
  • Уның авторҙары кем?

Чтение, перевод вопросов, письменный ответ. Поможет текст из учебника стр.63 упр.127

-Какие предложения по цели высказывания на экране?  В ваших тетрадях?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "У монумента славы тишина..."

Материал рассказывает об одном из самых важных памятников нашего города, Монументе  Славы. Это не просто памятник, это наша память о земляках, родных и близких, погибших, защищая нашу Родину и на...

тематический вечер "Блокада Ленинграда" посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

Тематический вечер «Блокада Ленинграда» и посещение мемориала «Монумент героическим защитникам Ленинграда».

В воскресенье 27 января 2013 года город на Неве празднует 69 годовщину полного освобождения от фашистской блокады. Сейчас наш город называется Санкт-Петербург, но мы вместе со всеми празднуем освобожд...

презентация по истории и культуре Башкортостана на тему: "Вхождение Башкортостана в состав Русского государства" (6 класс)

Данная презентация посвящена процессу добровольного вхождения башкирского народа в состав России при Иване Грозном. Презентация позволяет организовать самостоятельную добычу знаний учащимися на ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "От Монумента к Монастырю"

«От Монумента к Монастырю» - это литературно – музыкальная композиция о соединении воедино скрижалей Истории, скрижалей Памяти и скрижалей Вечности. В ней  звучат стихотворения известных поэтов, ...

Монумент "Славы" г.Карталы

На территории города Карталы и Карталинского района взято под охрану государства 13 памятников истории, связанных с событиями далёких военных лет. За годы войны в действующую армию было направле...

Урок математики в 9 классе к 100-летию Башкортостана "Семь чудес Башкортостана"

Урок математики в 9 классе к 100-летию образования Республики Башкортостан "Семь чудес Башкортостана"Цель:Закрепить вычислительные навыки и умения;Уточнить и расширитьзнания о родном крае;Ра...