Переселение казаков-черноморцев и линейцев
план-конспект урока по краеведению (7 класс) на тему

Цель урока: сформировать представление у учащихся о переселении казаков-черноморцев и линейцев на кубанскую землю.

 

Задачи:

1.       Рассмотреть переселение казаков-черноморцев и линейцев на Кубань.

2.       Развивать навыки систематизировать материал, выделять главное.

3.   Воспитывать чувство любви к родному краю.

 

Тип урока: комбинированный.

 

Учебное оборудование: карта Краснодарского края; атлас «История Кубани», тематические буклеты учащихся, репродукции «Жалованной грамоты Черноморскому казачьему войску на Кубанские земли», рисунки по теме. Видеофильм Б.Трёхбратова «История Кубани» (ч.2.), мультимедийная презентация учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Переселение казаков-черноморцев и линейцев».

Цель урока: сформировать представление у учащихся о переселении казаков-черноморцев и линейцев на кубанскую землю.

Задачи:

  1. Рассмотреть переселение казаков-черноморцев и линейцев на Кубань.
  2. Развивать навыки систематизировать материал, выделять главное.
  3. Воспитывать чувство любви к родному краю.

Тип урока: комбинированный.

Учебное оборудование: карта Краснодарского края; атлас «История Кубани», тематические буклеты учащихся, репродукции «Жалованной грамоты Черноморскому казачьему войску на Кубанские земли», рисунки по теме. Видеофильм Б.Трёхбратова «История Кубани» (ч.2.), мультимедийная презентация учителя.

План урока

1. Орг. момент – 1 мин. (раздаточный материал)

2. Повторение пройденного материала путём проверки домашнего задания.

3. Реализация темы урока.

3.1. Погружение в тему (импровизированная инсценировка с участием семиклассников).

     3.2. Объявление темы урока, постановка цели.

3.3. Проблемные вопросы (на доске).

3.4.  Видеофильм о заселении Кубани.

3.5.  Работа по фильму с целью первичного закрепления.

3.6. Словарная работа по теме урока.

3.6.  Расширение и углубление знаний по теме урока

  • Черноморцы и линейцы
  • «Порядок общей пользы» (танец и песня черноморских казаков): военная служба.
  • Соседство с горцами (танец линейцев)

     3.7. Закрепление изученного. Тестирование (дифференцированные по степени трудности задания с взаимопроверкой; правильные ответы – на слайде).

     3.8. Заключительное слово учителя.

4. Итог урока. Оценки.

5. Домашнее задание (с комментариями учителя):

  • Написать от имени казачьего атамана отчёт Екатерине II об итогах переселения на Кубань черноморцев и линейцев.

 

или

 

  • Представить фотографии экспозиций этнографического музея «Атамань»

(на выбор)

Резерв урока. Работа в парах – выразительное чтение Песни Черноморского войска.

Ход урока.

I.        Организационный момент (приветствие учащихся):

- Добрый день, ребята! Меня зовут Елена Николаевна. Сегодня я – ваш учитель кубановведения.

II.        Проверка домашнего задания.

Проверка знаний проводится в форме устного опроса.

- На прошлом уроке речь шла о пожаловании кубанских земель русской царицей черноморским казакам.

Слайд

Ответить на вопросы:

1. Скажите, пожалуйста, какие цели преследовало правительство Екатерины II, переселяя Черноморское казачье войско на Кубанские земли? (ответы по щелчку – зачитывают дети по очереди)

Итак, /Переселяя Черноморское казачье войско на кубанское правобережье, правительство Екатерины II решало следующие задачи: 

1. Охрана новой государственной границы (возлагалась на казачество – эту новую социальную прослойку)

2. Хозяйственное освоение вновь присоединенных к России земель.(становилось теперь целесообразным)

3. Лишение возможности ухода российских крепостны  в Сечь (тоже очень важная задача).

4. Удовлетворение претензий черноморских старшин на новые земли

5. (а также) устранение конкуренции между казаками и помещиками за новороссийские земли/

Слайд

2. А почему 25 августа 1792 г. считается днем новоселья черноморских казаков на кубанской земле?

Итак, /30 июня 1792 г. императрица Екатерина II выдала жалованную грамоту, в которой были определены западные и северные пределы войсковой территории: Черноморское войско получало остров Фанагорию (Таманский п-ов)  с местностью, лежащей на правом берегу Кубани.

В общей сложности императрица пожаловала Черноморскому казачьему войску примерно 30691 квадратную версту (1 верста = 1,06 км.) земельных и водных угодий. И 25 августа 1792 года началось массовое переселение Запорожских казаков на Кубань/

III.        Реализация темы урока

- Прошу мальчиков пожаловать к доске (бурка и папаха).

Слайд

1. Погружение в тему: сценка «Благодарность казаков»  (участвуют 4 мальчика, они читают стихи).

Прим. I = [и] . и = [ы] , г = [г] – мягкий согласный

Ой годі нам журитися,
Пора перестати.
Дождалися от цариці
За службу заплати.

Дала хліб, сіль і грамоти
За вірния служби,
От тепер ми, милі браття,
Забудем всі нужди.

В Тамані жить, вірно служить,
Границю держати,
Рибу ловить, горілку пить,
Ще й будем багаті.

Благодарим імператрицю,
Молимося Богу,
Що нам указала
На Тамань дорогу.

Учитель (после повторения последней строфы):

- Эти слова из песни Черноморского казачьего войска, сложенной войсковым судьёй Антоном Головатым, помогут нам определиться с темой нашего урока. Как вы думаете, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

Слайд

2.Объявление темы урока: «Переселение казаков-черноморцев и линейцев».

Постановка цели: сформировать представление о переселении казаков-черноморцев и линейцев на кубанскую землю.

Вступительное слово учителя:

-  Переселившиеся в 1792-1793 гг. на Кубань черноморские казаки ведут своё происхождение от одного из главных центров российского и украинского казачества — Запорожской Сечи. Решающую роль в судьбе Запорожья сыграли два важных исторических события:

1. Окончание русско-турецкой войны, после которой Россия приобрела выход к берегам Черного моря. В результате Запорожская Сечь потеряла для России значение пограничного форпоста в борьбе с Крымом и Турцией.

Слайд

2. Вскоре произошло уничтожение Запорожской Сечи - «гнезда своеволия» - казаков правительственными войсками.

В конце XVIII века  перед правительством Екатерины II во всей полноте встала задача укрепления новой границы по реке Кубани и экономического освоения присоединенных территорий. После переселения ногайцев, прикубанские степи обезлюдели, и первоочередной задачей стало заселение вновь приобретенного края. Но осваивать новые земли должны были люди верные и преданные России, способные «и границу охранять, и землю пахать». И тогда императрица вспомнила о казаках разогнанной ею Запорожской Сечи.

3. Проблемные вопросы (на доске):

- Сейчас мы посмотрим документальный фильм. Я прошу вас обратить внимание на вопросы, на которые мы после просмотра попытаемся ответить. Вот они – на доске : ознакомьтесь самостоятельно.

1. Как называлась земля, дарованная российской императрицей казакам? /Черномория/

2. Из какого местечка началось переселение казаков? /Слободзея/

3. Каково современное название Ханского городка, через который лежал путь казаков? /г.Ейск/

4. Как распределялась земля для заселения между куренями? /по жребию/

5. Какова была основная задача казаков? /охрана присоединенных к России земель по правобережью р.Кубань/

Слайд.  

4. Видеофильм (2,42 мин).

5. Словарная работа (сразу после просмотра)

- Наверное, ребята, есть необходимость пояснить значение некоторых слов.

Слайд

В толковом словаре читаем:

Куре’нь – 1) то же, что и шалаш (обл.)

2) на Дону и на Кубани: изба, дом.

3) в старину отдельная часть запорожского казачьего войска.

Прил. куренной. Куренной атаман.

- Как вы считаете, в каком значении это слово интересует нас сегодня?

Атама’н – 1) название военно-административных должностей в казачьих областях до революции и в казачьих войсках в старину. Войсковой атаман.

- Есть и другое значение у этого слова: 2) перен. Главарь, предводитель.

Прил. Атаманский.

Кордо’н – 1) пограничный или заградительный отряд.

                 2) место, где находится такой отряд или охрана, караул. Казачий кордон.

Прил. кордонный.

- Это слово важно для нас сегодня в обоих значениях.

Уро’чище (одно значение) – участок, отличный от окружающей местности: урочище Карасунский Кут.

А вот в орфоэпическом словаре мы справляемся о том, что

Каза’к – казаки’ и каза’ки (возможны оба варианта, лишь только в Украине – ко’заки) 

6. Первичное закрепление.

– Ну а теперь, ребята, давайте ответим на вопросы, записанные на доске (см.выше)

Слайд

- Как вы поняли, дети, переселение казаков происходило в несколько этапов (учащиеся списывают с доски в тетради):

С. Белый, Тамань, 25.8.1792 г.; (сиреневый)

К. Кордовский, Старый Темрюк, осень 1792 г.; (красный)

3. Чепега, Ейское укрепление, 23.10.1792 г.; (розовый)

А. Головатый, Тамань, весна - лето 1793 г. (зеленый через море)

- Прочтите, как двигались отряды казаков, в какое время и под чьим руководством.

- А теперь давайте на современной карте Краснодарского края покажем те земли, которые отошли черноморским казакам (Тамань – Ейск – Усть-Лабинск)

7. – Итак, переселившиеся из Украины в 1792-1793 гг. черноморские казаки, составили Черноморское  казачество.

На правом берегу Кубани на Карасунском Куте (в районе современного краснодарского городского парка им. Горького) черноморцы заложили войсковой город.

- Как, ребята, этот город был назван? /Екатеринодар/. Почему? /в знак благодарности благодетельнице Екатерине/

- Какое название он носит теперь? /Краснодар/

-Сможете показать его на карте?

- Позднее здесь возникнет земляное укрепление, получившее название – Екатеринодарская крепость. Атаман Зиновий Чепега напишет войсковому судье Антону Головатому: «Уведомляю, что я, расставивши по реке Кубани пограничную стражу, состою во правительстве над оною при урочище Карасунском Куте, где и место сыскал под войсковой град».

Теперь перед руководителями Черноморского казачьего войска встала задача устройства управления войском и связанных с ним порядков.

В первый день нового 1794 года войсковое правительство - кошевой атаман Захарий Чепега, войсковой судья Антон Головатый (см. буклет) и войсковой писарь Тимофей Котляревский (позднее стал казачьим атаманом) - составили и подписали наказ войскового правительства. Этот документ получил название «Порядок общей пользы». В нём определялись правила управления, расселения и землепользования в Черноморском казачьем войске.

Слайд (Танец черноморцев)

     

Слайд (линейцы)

Освоение северо-восточной пограничной территории, получившей название Старой Линии, происходило одновременно с заселением Черномории. Старая Линия протянулась от устья Лабы до Карачая и вошла в состав Кавказской укрепленной линии. Этот район Кубани обживали представители другого крупнейшего казачьего войска юга России – донские казаки. Но в отличие от черноморцев, которые наконец-то, получили свою собственную землю и с радостью готовы были ее охранять и осваивать, у донцов ситуация была совсем иная. На Дону войско уже имело исконно принадлежащую ему  землю, станицы,  сложившийся веками жизненный уклад… И вот в конце XYIII столетия все это ломается,  казаков насильственно, порой отрывая от их семей, переселяют в опасные районы северо-востока Кубани.

(Чтение вслух учащимися рассказа о казаках-линейцах из книги для чтения под. ред. проф. В.Н.Ратушняка «Родная Кубань. Страницы истории» (Краснодар, 2004)).

- Посмотрите на рисунок (по мотивам мультфильма о казаках) и скажите, черноморцы или линейцы перед вами? (черноморцы: одежда, оселедец – чуприна).

- А теперь давайте посмотрим, как в танце линейных казаков показано, какое влияние оказали на их уклад жизни соседи-горцы.

Слайд (танец линейцев)

-Что интересно, оказывается: линейцы получили от царского правительства приказ о переселении на Кубань ровно на один день раньше, чем черноморцы.

- А мы с вами, жители Закубанья, в частности Лабинского района, как вы понимаете, потомки линейных казаков.

 

8. Закрепление изученного: проверочное тестирование.

- А теперь, дорогие потомки линейцев, давайте на практике закрепим то, что узнали сегодня на уроке, выполнив проверочный тест, задания которого – в ваших буклетах.

- Лёгкие задания  – для разминки. Другие – всем по силам. А одно – со звёздочкой - из олимпиадных заданий. Пожалуйста, работайте.

Дети решают самостоятельно БЕЗ СЛАЙДОВ!

-Все ли справились? Проверим друг у друга!

Слайд по щелчкам (с комментариями учителя)

1) Урочище – это

  1. очень длинный урок;
  2. уронившая в речку мячик Танечка;
  3. участок, отличный от окружающей местности;
  4. овраг.

2) Куда переселились в конце XVIII века запорожские и донские казаки?

  1. в Африку;
  2. в Лабинскую школу № 9;
  3. в московский Кремль;
  4. на Кубань.

3)  К линейным станицам относятся:

                         

  1. Невинномысская
  2. Лабинская
  3. Барсуковская;
  4. Чамлык;
  5. Баталпашинская.

4) Укажите происхождение казаков, соединив стрелками понятия:

  1. казаки-черноморцы                                      р. Дон

                                                                             Уральские горы                                    

  1. казаки-линейцы                                            Запорожская Сечь                                            

                                                                             

5) Какой документ содержал правила управления, расселения и землепользования в Черноморском казачьем войске?

  1. классный журнал 7 «А» класса
  2. «Заветы Игната»
  3.  «Уголовный кодекс Российской Федерации»
  4. «Порядок общей пользы»

6)* По биографическим данным определите, о ком именно из организаторов переселения черноморцев на Кубань идет речь: «Он родился в 1732 году в семье украинского казачьего старшины. Учился в Киевской бурсе, но сбежал в Запорожскую Сечь. Там благодаря своему природному уму и организаторским способностям стал влиятельным человеком. Участник Великого казачьего посольства в Петербург. В 1793 году привел на Кубань большой отряд казаков. Занимался обустройством войскового града Екатеринодара. Проявил себя и как воин, и как военачальник, и как дипломат, и даже как музыкант и поэт».

1. Захарий Чепега

2. Антон Головатый

3. Сидор Белый

4. Тимофей Котляревский

- Поставьте друг другу оценки (пять ответов «5», четыре – «4» и т.д.).

Ну, а кто правильно решил шестое задание (со звёздочкой) – смело собирайтесь на олимпиаду по кубановедению.

IV. Итог урока.

Оценки.

Слово учителя:

Слайд

- История переселения Кубанского казачьего войска нашла воплощение в памятнике Екатерине II, который стоит сегодня в центре города Краснодара. Композиция нижней части его рассказывает историю рождения Кубанского казачьего войска. Здесь на белом никеле золочеными буквами дан полный текст дарственной грамоты и изображены все те исторические личности, которые имели прямое отношение к переселению казаков на Кубань: князь Потёмкин, войсковой судья Антон Головатый, первый кошевой атаман войска Сидор Белый – с символами атаманской власти в руках, второй атаман Захарий Чепега. Войсковой судья Головатый читает  грамоту, Белый слушает, Чепега осеняет себя кре’стным зна’меньем.

Так благодарные потомки отдали честь первым кубанцам, а также дань уважения императрице и первым черноморским казакам.

Шли годы, столетия… Эпохи сменялись эпохами.

Кубань оставалась «дорогой жизни» и местом обитания многих племён и народов.

Лишь в конце XVIII века, после вхождения Правобережной Кубани в состав России и переселения                          сюда казаков, началось формирование современного населения края…

V. Домашнее задание – в ваших буклетов вместе со списком рекомендуемой в помощь литературы.

  • Написать от имени казачьего атамана отчёт Екатерине II об итогах переселения на Кубань черноморцев и линейцев
  • С какой речью мог бы обратиться Антон Головатый к потомкам?
  • С какой речью обратились бы мы к первым переселенцам? (любое на выбор письменно)

  • Представить фотографии экспозиций этнографического музея «Атамань» (творческое задание)

Резерв урока. Работа в парах – выразительное чтение Песни Черноморского войска.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 8а классе по теме: "Линейцы". Раздел: "История Кубани".

Исторические события переселения донских казаков на кубань....

Урок биологии 6 класс "Великое переселение" (Семейство Пасленовые).

Урок биологии в 6 классе по теме "Семейство Пасленовые". На уроке используется учебное видео, возможно использование презентаций, подготовленных детьми (тема мини проекта "Табачная история") и (или) у...

Урок внеклассного чтения в 11 классе по роману Н. Веселовской "Переселение,или по ту сторону дисплея,..."

Урок подготовки к сочинению в формате ЕГЭ по проблеме  "Человек и вертуальный мир".Прилагается презентация....

Презентация "Линейцы. Заселение северо-западной части Кубани"

Презентация "Линейцы. Заселение северо-западной части Кубани" для проведения урока кубановедения в 7 классе....

Урок по кубановедению на тему: Линейцы. Заселение северо-восточной части Кубани

Урок по кубановедению на тему: Линейцы. Заселение северо-восточной части Кубани. 8 класс....

Тренажер по теме «Казачьи поселения на Ставрополье. Жизнь и быт линейцев».

Тренажер  по теме «Казачьи поселения на Ставрополье. Жизнь и быт линейцев»....