"Жить в ладу с собой, со своей совестью"
методическая разработка по краеведению на тему

Пичугина Наталья Валентиновна

Аннотация: В рамках национально-регионального компонента по литературе проводятся уроки, внеклассные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству прославленных земляков – писателей, поэтов Русского Севера. Данное мероприятие посвящено Ф.А.Абрамову – замечательному патриоту, Человеку, Писателю. Методическая разработка предназначена для учителей литературы, руководителей творческих коллективов, для всех, кому интересна и небезразлична судьба Ф.А.Абрамова, Русского Севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_abramov.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Пичугина Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, МБОУ «СОШ № 23», город Северодвинск

(Архангельская область)

Методическая разработка внеклассного мероприятия по теме

«Жить в ладу с собой, со своей совестью»

(по творчеству Ф.А.Абрамова) для учащихся 5 – 8 классов

Аннотация: В рамках национально-регионального компонента по литературе проводятся уроки, внеклассные мероприятия, посвящённые жизни и творчеству прославленных земляков – писателей, поэтов Русского Севера. Данное мероприятие посвящено Ф.А.Абрамову – замечательному патриоту, Человеку, Писателю. Методическая разработка предназначена для учителей литературы, руководителей творческих коллективов, для всех, кому интересна и небезразлична судьба Ф.А.Абрамова, Русского Севера.

Форма мероприятия – читательская конференция

Методы и приёмы, используемые в работе,

(по классификации     Кудряшова Н.И.):

  1. Метод творческого чтения (приёмы: выразительное чтение, комментированное чтение, беседа, создание проблемной ситуации);
  2. Эвристический;
  3. Исследовательский метод (приёмы: постановка проблемных вопросов, формирование исследовательских заданий, сопоставление и оценка разных интерпретаций текста);
  4. Репродуктивный (приёмы: лекция, самостоятельная работа с литературой).

Цели конференции:

  1. Обучающие: продолжить знакомство с творчеством нашего земляка, Ф.А.Абрамова; обобщить знания о восприятии текста художественного произведения, о его идейном и эстетическом значении;
  2. Развивающие: развитие творческих, интеллектуальных  способностей детей, их познавательной активности; развитие навыков ведения читательской дискуссии; развитие навыков исследовательской деятельности; развитие связной речи;
  3. Воспитывающие: воспитание любви и уважения к культуре, истории родного края; воспитание чувства гордости за своих земляков; воспитание читателя с активной жизненной позицией

Задачи конференции:

  1. Развитие способности соотносить обсуждаемые проблемы, связанные с творчеством писателя, с актуальными вопросами современной жизни;
  2. Развитие навыков вдумчивого, аналитического чтения и исследовательских способностей;
  3. Обогащение познавательного кругозора учащихся

Дидактическое обеспечение мероприятия:

  1. Стенд, оформленный НОУ, о жизни и творчестве прославленного земляка (с фрагментами отзывов о прочитанных произведениях Ф.Абрамова);
  2. Портреты писателя;
  3. Выставка книг Ф.Абрамова;
  4. Рисунки учащихся к произведениям Ф.Абрамова;
  5. Мультимедийная установка, ноутбук

Подготовительный этап конференции:

Подготовка к мероприятию начинается заблаговременно, примерно за месяц до начала мероприятия. Поскольку день рождения Ф.А.Абрамова приходится на 29 февраля, то мы обычно проводим конференцию либо в день рождения писателя, либо чуть позднее. В конце января намечается ход конференции, составляется список участников, с администрацией школы  согласуется приглашение гостей. Учащиеся – участники конференции выбирают темы для исследований в соответствии с проблематикой мероприятия. Например, в 2009 – 2010 учебном году тема конференции звучала так: «Ищите праведный путь», проводилась она для старшеклассников, поскольку на ней предполагалась дискуссия по публицистическим статьям писателя. Данную конференцию было решено провести для учащихся 5 – 8 классов. Конференции обязательно предшествуют уроки, посвящённые творчеству Ф.Абрамова. Конференция – это итоговое мероприятие, позволяющее более глубоко оценить творческую деятельность нашего земляка, поразмышлять над нравственными, духовными проблемами, которыми «пронизано» творчество писателя. Именно в этом возрасте (5 – 8 кл.) на уроки внеклассного чтения, в рамках национально-регионального компонента берутся для изучения рассказы Ф.Абрамова («Валенки», «Золотые руки», «Материнское сердце», «Собачья гордость», «Жила-была сёмужка» и многие другие произведения). Выступающие с докладами учащиеся обязательно сопровождают свои ученические исследования презентациями. Тема конференции 2010 – 2011 учебного года для школьников 5 – 8 классов звучала так: «Жить в ладу с собой, со своей совестью…» В нашей школе существует фильмотека, имеются видеофильмы, слайды о творчестве писателя. Фильмотека постоянно обновляется, пополняется её архив. На ежегодной школьной конференции обязательно присутствуют фрагменты видеофильмов, посвящённых нашему земляку.

Примечание: данное мероприятие является традиционным, оно проводится ежегодно (допускаются некоторые изменения, меняется формулировка темы конференции, участники, ежегодно придумывается что-то новое). Также проводится читательская конференция по творчеству Ф.Абрамова для старшеклассников (обычно это городское мероприятие, организованное ЦБ им. Н.В.Гоголя). Предложенное мероприятие – читательская конференция 2010 – 2011 учебного года. Кроме основного ведущего конференции (Пичугиной Н.В.), подготовлены старшеклассники - ведущие.

Ход конференции:

Торжественное открытие конференции. Приветственное слово ведущего конференции, учителя русского языка и литературы, руководителя НОУ, Пичугиной  Н.В. Представление гостей мероприятия:  северодвинской поэтессы Р.И.Пономарёвой, родственницы писателя; актрисы молодёжного театра Е.М.Мироненко; сотрудников ЦБ им. Гоголя.

Учитель: Л.Н.Толстой сказал: «Слово - дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей».

Учитель: Ребята, вы согласны с мнением Л.Н.Толстого? Почему?

Учитель: Да, верно говорят, что словом можно и вылечить душевную рану, словом же можно и «убить», ранить человека.  Доброе слово способно поддержать в трудную минуту, ободрить в радости. Слово нашего земляка звучит, с одной стороны, яростно, правдиво, справедливо. С другой стороны, оно нежное, трогательное, заботливое, чистое, как родник. Потому, наверное, часто говорят, что слово Абрамова «родниковое».

Учитель: А, чем, ребята, по вашему мнению, может быть наполнено «родниковое слово»? Чем оно отличается от обычного, повседневного слова?

Учитель: Всё, о чём писал, о чём думал Ф.Абрамов, было связано с родным Пинежьем, Верколой. (включается фрагмент видеофильма о Ф.Абрамове «Моя Веркола и мои земляки»).

Учитель: Что нового, ребята, вы узнали о Ф.Абрамове из этого фильма? (ответы учащихся) 

Учитель: Писателя Абрамова всегда тревожил вопрос: «Как надо жить?» Ответа на этот вопрос он искал и в прошлом, и в настоящем, в судьбе отдельного человека и в мировой истории.

1-ый ведущий:  В феврале на Пинежье снежно: сугробы по краям дорог выше человеческого роста. Вьюги да метели хозяйничают: порой не разглядишь на заснеженных просторах тропинку, по которой прошел полчаса назад. Ветер гудит в проводах, шумит по лесу: только гул стоит, словно поют ели да сосны, покачивая ветвями нехотя, тревожно. В такое время 90 лет назад – в 1920 году - родился в деревне Веркола, что стоит на реке Пинеге, мальчик Федя. Федор Абрамов. Никто и подумать не мог, что станет этот мальчик писателем, что книги, написанные им, переведут на многие языки мира, спектакли по его произведениям с успехом пройдут в разных странах.

(Во время слов соведущих демонстрируются слайды с изображением Ф.Абрамова)

2-ой ведущий:
- А пока рос Федя, как все деревенские детишки. Семья осталась без отца, когда мальчику едва исполнился год. На руках матери Степаниды Павловны осталось пятеро детей. Семья не только выжила — стараниями матери и ребят через несколько лет бывшие бедняки обзавелись большим хозяйством: 2 лошади, 2 коровы, бык и овцы. Будущий писатель каждый день вставал чуть свет, носил дрова, воду, помогал старшим, чем мог.

1-ый ведущий:
- Школу Федор закончил с отличием и без экзаменов был зачислен в Ленинградский институт. А с третьего курса ушел на фронт – в мирную жизнь страны ворвался 1941 год, началась Великая Отечественная война.

2-ой ведущий:
- После ранения Федор отправился в отпуск на родное Пинежье и там увидел то, что поразило его до глубины души – как тяжело жилось в войну тем, кто остался дома и сделал все, чтобы у бойцов на передовой всегда была еда, и теплая одежда, и оружие. Об этом теперь можно прочитать в романе “Братья и сестры”, первом из трилогии “Пряслины”. За трилогию в 1975 году Федор Абрамов получил высшую литературную награду страны – Государственную премию СССР. Воспоминания о войне живут во многих рассказах писателя.

Учитель: Ребята, а какие произведения о Великой Отечественной войны, вышедшие из-под пера Ф.Абрамова, вы читали? (звучат ответы учащихся)

Учитель: Рассказы «Старухи» и «Материнское сердце», пожалуй, самые известные произведения писателя,  глубоко психологические, наполненные уважением к русской женщине. Женщине, которая и в годы суровых испытаний способна вынести все горести судьбы. Ученица 5А класса подготовила пересказ рассказа «Материнское сердце». Давайте послушаем.

Учитель: Чем же привлекательна  история главной героини, Офимьи? Какими чертами характера наделяет её автор?  Живёт ли Офимья в «ладу с собой, со своей совестью»? А что значит «жить в ладу с собой, со своей совестью»? (в дискуссии участвуют все присутствующие школьники).

Учитель: Участь женщины  на войне незавидная. В чём заключается миссия женщины на Земле? Да, верно, быть Матерью, быть Любимой…

Учитель: Ученик 8А класса (Николаев Р.) подготовил пересказ отрывка из рассказа «Старухи».  О чём заставляет задуматься этот рассказ? Ребята, а как, по-вашему:  старухи живут «по совести»? Докажите.

1-ый ведущий читает стихотворение М. Исаковского «Русской женщине» (В это время идут слайды с изображением женщин во время Великой Отечественной войны и в мирное время, звучит музыка).

Учитель: Ребята, Ф.Абрамов говорил: «Я уверен, что придёт время, когда будет воздвигнут памятник мирному подвигу русской бабы». А у нас в гостях двоюродная племянница Ф.Абрамова, поэтесса Раиса Пономарёва, которая расскажет о своём детстве, которое прошло в послевоенной Верколе. (С воспоминаниями выступает поэт Раиса Пономарёва).

Учитель: Ф.Абрамов, находясь вдали от родины, живя в Ленинграде, постоянно мыслями был с родным краем. «Я не могу жить, не могу писать, если не вдохну воздуха родного края, не пройдусь по родной земле, не увижусь с родными и близкими мне людьми». – В рассказах Ф.Абрамова много диалектных слов, так понятных и близких любому человеку, родившемся на Архангельском Севере. Давайте прикоснёмся к чудесному поморскому слову и посмотрим сценку в исполнении учащихся 6Б класса (сценка – миниатюра «Как Нина вылечила сына от жестокости»).

Учитель: У нас в гостях актриса Елена Мироненко,  послушаем в её исполнении монолог – исповедь по рассказу Ф.Абрамова «Офимьин хлебец».

(выступает актриса Е. Мироненко. Примечательно то, что выступает она в традиционном женском пинежском костюме).

Учитель: Ученицы 11А класса нашей школы приняли участие в традиционных Абрамовских Чтениях, проходивших в ЦБ им. Н.В.Гоголя. Посмотрим видеосюжет с мероприятия (видеосюжет)

Учитель: Доживают свой век те поколения, о которых с болью и восхищением писал Абрамов. Но остались его книги. Остались не только как память об уходящей эпохе, но и как вечно живое мудрое слово, обращенное к современникам и потомкам, слово о душе человеческой, о смысле жизни, о чести и совести. "Лучше на свете не жить без совести", - говорит любимая героиня Абрамова Лиза Пряслина. Но как трудно следовать этому простому завету. О том свидетельствуют многочисленные судьбы абрамовских героев. Представляем на ваш суд рассказ "Золотые руки" в исполнении ученицы 7Б класса (театрализованный пересказ ученицы 7Б класса из творческой группы НОУ).

Учитель:  Какую проблему поднимает автор в рассказе? Председатель колхоза, каким он вам представился? Какую характеристику дает автор главной героине рассказа? Каково отношение автора к героине рассказа? (в дискуссии участвуют все присутствующие)

Учитель: Да, ребята, жизнь и в городе, и в деревне ставит перед человеком свои проблемы. И в городе, и в деревне жизнь испытывает человека на прочность его нравственных устоев, на человеческую состоятельность.  Мало кто из современников так остро чувствовал и понимал значение воспитательного слова, предостерегающего, ощущающего и врачующего душу. Многие рассказы писателя имеют сходство с житийной литературой. Нередко этот сказ о подвиге, о светлой душе, несущей даже в скорбные дни свет и радость людям. Такова Милентьевна из повести "Деревянные кони", которая заражает добротой окружающих (Выступление ученика - соведущего о рассказе "Деревянные кони").

Учитель: Когда Абрамова спрашивали, кого он считает своими учителями, он, конечно, называет старшего брата, учителя Алексея Федоровича. И был еще один близкий пример - пример чистой душевности. Это была его родная тетка Иринья. "Она была старая дева, - вспоминает о ней Абрамов, - что называется в народе Христова невеста, швея, она обходила и обшивала всю деревню. Каждый ее приход был великой радостью, потому что вместе с ней входил в дом свет, входила доброта, милосердие и бескорыстие. На глазах люди добрели, набирались добрых и хороших помыслов". Прототипом Милентьевны была именно Иринья.

1-ый ведущий: Чувство долга всегда мучило Абрамова. Оно сопрягалось с чувством вины перед теми, кто сделал ему добро и кому он не успел оплатить благодарностью. Таких людей было немало. Возьмем, к примеру, хотя бы двоих: врача из Ленинградского госпиталя, который не дал ампутировать ногу, когда его ранило разрывной пулей в бедро и учителя, который в 1937 г. исчез бесследно.

2-ой ведущий: Все рассказы Федора Абрамова - сказания о неприметных, обычных людях, которые живут в ладу с самим собой и со своей совестью, каждодневно умножая добро и красоту на земле. А цикл рассказов "Трава-мурава" - памятник-благодарение человеческому достоинству, доброте, неприметному подвигу. Скромная и неброская красота русской души открывается в этих миниатюрах. Завершается "Трава-мурава" короткими речениями, авторскими размышлениями, многие из которых звучат как заповеди-завещания.

Учитель: Ребята, перед вами лежат листы, на которых написаны цитаты – это нравственные заповеди Ф.Абрамова, звучащие в его произведениях. Давайте обратимся к ним. Чтение цитат из этого цикла: 

  1. "Сотвори мир в душе и пошли его людям".
  2. "Может быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем: сколько любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеянное".
  3. "Если люди научатся чувствовать и мыслить справедливо, то они тем самым помогут оздоровлению мира". Дискуссия.

Учитель: Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня вновь мы смогли прикоснуться к чудесному, живому родниковому слову нашего великого земляка, замечательного писателя Ф.А.Абрамова. Слово это не только – слово чистое, свежее, слово это совестливое, честное, справедливое. Герои произведений Федора Абрамова - обычные люди, которые живут без шума и горделивой позы, каждодневно умножая добро и красоту на земле. Живут не только сегодняшним днем, а живут, серьезно думая о своей будущей жизни. Живут в ладу с самим собой и со своей совестью. Так давайте и мы будем так жить…

Примечание:

После окончания любых читательских конференций, литературно-музыкальных гостиных, школьных культурно-массовых мероприятий принято фотографироваться на память с гостями. Иногда устраивается концерт, чаепитие. Таким образом, организуется настоящий Праздник – Праздник встречи с любимыми писателями, героями, Праздник встречи с её величеством Книгой…

Читательские конференции, организованные и проведённые педагогом Пичугиной Н.В. за последние 3 года

Учебный год

Тема конференции

Количество участников - выступающих

2009 - 2010

«Поморья славный Сын»

(посвящена М.В.Ломоносову)

9

2009 - 2010

«Душа моя чиста…»

(посвящена Н.М.Рубцову)

10

2009 - 2010

«Звёздочка моя ясная»

(посвящена О.Фокиной)

8

2009 - 2010

«Мой земляк Ф.Абрамов»

11

2010 - 2011

«Болдинская осень в жизни Пушкина»

9

2010 - 2011

«Великий сын Севера»

(Ломоносовские Чтения)

12

2010 - 2011

«Тихая моя родина…»

(посвящена Н.М.Рубцову)

10

2010 - 2011

«Сказочник С. Писахов»

12

2010 - 2011

«Шедший против ветра»

(посвящена Ф.Абрамову)

11

2010 - 2011

«И снова о любви…»

(литературно-музыкальная гостиная)

18

2010 - 2011

«Эх, дороги…»

(Вечер поэзии)

16

2011 - 2012

«Ломоносовские Чтения, посвящённые 300-летию М.В.Ломоносова

11

2011 - 2012

«Свет Отчизны» в лирике Н.М.Рубцова

12

2011 - 2012

«Жить в ладу с собой, со своей совестью…»

(посвящена Ф.А.Абрамову)

13

2011 - 2012

«Всё начинается с любви»

(к юбилею Р.Рождественского)

15

Из таблицы следует, что в нашей школе читательская конференция – востребованная форма работы, проводится систематически (в среднем 4- 5 раз в год), наблюдается динамика - количество участников конференций растёт.

Список литературы:

  1. Д. Б. Богоявленская. Пути к творчеству – М., 1981;
  2. Н. В. Васильченко. Мы дружим со словесностью, Изд-во «Панорама», 2006;
  3. И. П. Волков. Много ли в школе талантов – М., 1989;
  4. Ю. З. Гильбух. Внимание: одарённые дети – М., 1993;
  5. А. М. Матюшкин. Загадки одарённости – М., 1999;
  6. «Литературные гостиные и конференции»/ составители Н. Ю. Ганжина, Н. Ф.Назарова/  - М., «Арти», 2003;
  7. «Исследование на уроке» (под ред. Н. Е. Щурова), - М., Центр «Педагогический поиск», 2007;
  8. «Методические рекомендации по проведению диалоговых и дискуссионных форм работы»/ составители Н. В. Громова, Г. А. Кузьмина/, Чебоксары, 2009;
  9. «Одарённый ребёнок в развитии, общении, учении», учебно-методическое пособие под редакцией Р. Гильмеевой, И. Сибгатуллиной, 1999.

Хочется отметить, что все указанные научно-популярные источники имеются в наличии у педагога, работа с данной литературой в педагогической практике учителя присутствует постоянно.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга развития толерантности «Жить в мире с собой и другими» для учащихся 9 – 11х классов

Данная программа включает систему занятий, где в форме игры и различных упражнений учащиеся попробуют способы толерантного взаимодействия в различных плоскостях. Выработка такого стиля поведения спосо...

Классный час "Жить в ладу со своей совестью"

 Классный час по-прежнему остаётся основной формой воспитательной работы в школе. Данный классный час имеет духовно-нравственную направленность. К 12-13 годам подростки хорошо знакомы с та...

Жить в ладу с собой и миром

Конспект классного часа - помощь в сложных ситуациях...

Жить в мире с собой и другими.

Тренинг толерантности...

Педагогический кейс "Как научиться ладить между собой".

Снизилась мотивация твоих учеников на уроках английского языка? Попробуй создать свой кейс. Что это такое? На эти и другие вопросы ты найдешь ответы в моей разработке. Кейс метод это очень эффективный...

Тренинг Жить в ладу с собой и миром

Тренинг«Жить в мире с собой и другими» разработанный для подростков в возрасте от 13 до 15 лет, - важная составляющая психолого—педагогического воспитания подростков в духе тол...