Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края
статья по краеведению по теме

Коршунова Марина Сергеевна

В статье  подводятся итоги создания исследовательских проектов  по изучению истории Дивеевского района

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края

М.С. Коршунова, учитель истории

МБОУ Дивеевская средняя общеобразовательная школа Дивеевского района

На современном этапе общество ставит перед образованием задачу – воспитание личности творческой, конкурентоспособной, интеллигентной, готовой к непрерывному саморазвитию, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям. Современные дети – это уже не  чистый лист, на который наносятся знания. Учитель  не является для них   единственным источником информации, которая поступает отовсюду. Но дети зачастую не умеют превращать ее в знания. Поэтому задачей учителя становится научить ребят целенаправленному поиску информации, применению ее на практике. Один из путей достижения этой цели – это использование проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

С большим успехом исследовательскую деятельность и метод проектов можно использовать в этно-экологии,  которая изучает взаимоотношения человека с окружающим миром в рамках традиционной культуры, а также влияние этой культуры на современность. Школьники и кружковцы  объединения «Историческое краеведение» Дивеевского Дома детского творчества занимаются техническим творчеством, природоохранной деятельностью и экологией, изучением народного творчества,  культурного и исторического наследия родного края. По мнению детей, изучение истории родного края похоже на чтение интересной книги, на страницах которой рассказы старожилов, вещественные памятники старины, предметы обихода, археологические находки и многое другое. Изучая историю Малой родины на уроках и занимаясь в краеведческом кружке, ребята постепенно учатся читать эту увлекательную книгу о селах Дивеевской округи. Дети начинают осознавать, что все мы так или иначе участвуем в жизни нашего многонационального народа и передаем нечто принятое от предков нашим потомкам.

Одним из методов сбора этнокультурной информации является топонимика, изучающая собственные названия отдельного географического объекта. Работа над историей происхождения названий оказалась наиболее близка ребятам, занимающимся историческим краеведением. Их очень заинтересовал вопрос: откуда берутся названия? Что наши предки вкладывали в основу наименования населенных пунктов, речек, оврагов, урочищ и т.д. Дети выдвинули гипотезу, что по названиям можно проследить исторические и культурные традиции народа, населяющего эти окрестности.  Деятельность ребят началась с создания «банка идей», в ходе чего появилось желание описать топонимическую микросистему двух сел Дивеевской округи: Елизарьева, основанного переселенцами из Москвы, и Кременок,   имеющего   мордовские   корни.   Отсюда   появилась   проблема 

                                                        2

влияния  культур различных народов на  топонимику окрестностей. Поэтому целью     проектных     работ     было     описание     топонимических    систем

с. Елизарьева и с. Кременок, чтобы выяснить отразились ли  этнические корни и события прошлого на возникновение названий сел и их окрестностей. Ребята осознали, что они могут провести исследование сами и не только для себя.

Следующей ступенью проектной деятельности стал выбор методов работы:

- знакомство с литературой, связанной с прошлым и настоящим сел Дивеевской округи;

- архивная работа с документами и газетными  публикациями 60-х годов по интересующей тематике;

- встреча с краеведами  В.И. Карпушовым и А.П.Цыпленковым;

- опрос жителей сел о легендах и преданиях;

- знакомство с творчеством местных поэтов и художников.

Затем наступил этап систематизации методов работы, распределения ролей в группах, планирования и прогнозирования возможного результата исследования. Это был самый длительный по времени этап создания проекта,  в ходе которого дети использовали все вышеназванные методы. Особенно ценным в работе оказалось прямое общение старших поколений с современными школьниками, так называемый «диалог культур», во время которого передаются уникальные сведения о традиционном мироощущении наших предков и способах его выражения. Таким образом,  традиционно – культурный материал переносится в современный социальный контекст, становится востребованным, способствуя формированию всесторонне развитой личности.

После проведенного исследования начался этап обработки и осмысления материала.  Результатом исследования стал вывод о влиянии этнических корней и событий прошлого на топонимику изучаемых сел и их окрестностей.  Так, географические объекты с. Елизарьево не имеют мордовских  названий. Топонимика этого поселения связана в основном с промыслами, традиционно развивающимися здесь. Некоторые топонимы имеют связь с именами жителей,  например, название самого села произошло от имени Елизар. Другие же связаны с природопользованием (Рудни, Ямы). Село Кременки, напротив, сохранило в своей топонимике слова мордовского происхождения. В названиях нашли отражения события исторического плана,  в том числе и всероссийского масштаба (борьба Руси с монголо-татарами, крестьянская война под предводительством Степана Разина, приезд императора Николая II в Саров и др.). В работе о микротопонимах с. Кременки были представлены легенды и сказы, передающиеся из поколения в поколение жителями села.

Продуктом проведенной работы стало создание двух исследовательских работ: индивидуальной «Микротопонимика с. Кременки»  и коллективной  «Микротопонимика с.Елизарьево».

                                                           3

Ребята подготовили доклады, в которых изложили цели и задачи проектов, их актуальность, методы работы над ними и результаты проведенных исследований. Были созданы также мультимедийные презентации.

Итогом деятельности кружковцев объединения «Историческое краеведение» было их участие со своими исследовательскими проектами в районных краеведческих и этно-экологических конференциях, традиционно проходящих в феврале-марте на базе Дивеевской и  Суворовской школ, последняя из которых является районным методическим центром по этно-экологии и входит в региональный экспериментальный сетевой образовательный проект «Нижегородская инновационная школа».  В результате, завоевав призовые места на районном уровне, ребята в 2010 году приняли участие в областном конкурсе исследовательских и проектных работ «Юный исследователь», где были удостоены дипломов II и  III степени в секции «Этно-экология мира человека: топонимика и природопользование». А годом ранее один из кружковцев, девятиклассник Коршунов Денис, принял участие в очном этапе Всероссийского детского конкурса «Первые шаги в науке», который проходил в Москве и был награжден дипломом II степени.

В 2011 году работа в этом направлении была продолжена, в результате чего было создано еще два учебно-исследовательских проекта: «Влияние мордовского и русского языков на топонимику сел Дивеевской округи» и «Легенды и сказы Дивеевской земли» (о родниках и святых источниках  района). С этими работами дети также приняли участие в областной конференции «Юный исследователь», где были удостоены дипломов I  и  III степеней.

 В 2012 году тематика исследовательских работ несколько изменилась. Ребята создали ряд проектов по истории своей семьи и родного села. Некоторые из них стали победителями и призерами районных конкурсов, а исследовательская работа семиклассника Лукина Андрея о героически погибшем в Великой Отечественной войне прадедушке стала финалистом областного конкурса «Моя семья в истории страны». Старшеклассники же занялись изучением традиционных промыслов и ремесел, существующих на территории родного края. Результатом проведенных исследований стал проект «Технология добычи железной руды в Дивеевской округе на рубеже XIX – XX веков». Методы работы были использованы те же, что и в топонимических исследованиях. Кроме того, десятиклассницы Биткина Татьяна и Калашникова Анастасия провели большую работу в местном краеведческом музее, где изучали орудия труда рудокопов и изделия местных металлургических заводов, а так же хранящиеся здесь архивные документы о результатах проведенных на территории края в начале прошлого века геологоразведочных экспедициях по изучению залежей железной руды. Эта работа была представлена на двух районных краеведческих конференциях, а в марте 2012 года девочки стали победителями  областного  конкурса  исследовательских  и  проектных  работ

                                                           4

«Юный исследователь» в номинации «Изучение традиционных промыслов и ремесел».

 Школьники Дивеевского района и кружковцы объединения «Историческое краеведение» не собираются останавливаться на достигнутом. У них много творческих идей и впереди их ждут новые исследования. Большую роль в популяризации исторического краеведения играют уже ставшие традиционными ежегодные этно-экологическая и краеведческая конференции, проходящие на базе Суворовской и Дивеевской школ. Здесь ребята не только могут представить свои проекты, но и научиться новым методам исследовательской работы, а так же пополнить свои знания об истории родного края.

Ребята занимаются нужным и интересным делом, учатся любить свою Малую родину, приносить пользу людям. Практическая ценность их работы в том, что она интересна жителям Дивеевского района. На протяжении ряда лет дети сотрудничают с Центральной районной библиотекой, где в краеведческом отделе хранятся их исследовательские проекты, доступные для любого желающего с ними познакомиться. Ребята приобретают навыки публичного выступления, общаясь не только со своими сверстниками, но и с представителями старшего поколения. Их работы можно использовать на уроках истории и краеведения. И в этом огромное значение их деятельности. Академик С.О.Шмидт говорил: «Занятие краеведением по зову души – это всегда краелюбие». Так давайте изучать и узнавать свой родной край, а значит любить его!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятел...

Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной м...

Изучение истории родного края

Повторительно-обобщающее занятие творческого объединения «Юный исследователь»«Изучение истории родного края» (интеллектуально-познавательная викторина)...