Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.
статья по истории (10 класс) по теме

Немынова Людмила Жафяровна

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.


На уроках истории я столкнулась с проблемой того, что ребята изучают героические страницы истории не проникаясь глубоко в эти события Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы И когда мы открыли школьный музей я начала проводить музейные уроки, поэтому  музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otpravit_na_konferenciyu.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.


На уроках истории я столкнулась с проблемой того, что ребята изучают героические страницы истории не проникаясь глубоко в эти события Учебники истории, особенно для старших классов, написаны труднодоступным, сухим языком, плохо иллюстрированы И когда мы открыли школьный музей я начала проводить музейные уроки, поэтому  музей является не только хранилищем экспонатов, но и базой для проведения уроков и воспитательных мероприятий.

Музей располагает небольшим фондом, но есть и  редкие экспонаты.
Главная цель музея – это его участие в учебно-образовательном процессе школы.

 Наш школьный музей существует не так давно, он был открыт в ноябре 2008 года. Первоначально были открыты три зала: «Истории Сталинградской битвы», «Быта первостроителей», «Краеведческий».

   Вся работа была сосредоточена на изучении истории нашего края. В процессе изучения края формировались экспозиции, характеризующие местные культуру историю и быт.

Ребята с интересом и удовольствием занимаются в музее, не только собирают, но и сами изготавливают экспонаты, самостоятельно проводят экскурсии.

  1. Встречи в музее  с ветеранами Вооруженных сил, ветеранами локальных конфликтов, ветеранами труда, работниками общественных организаций дает наилучший педагогический результат в изучении истории родного края.
  2. Огромное значение в воспитание школьников имеют летние краеведческие экспедиции и рейды. В них сплачивается школьный коллектив, дети учатся вести поисковую работу, общаться с местными жителями. В экспедициях происходит знакомство с историей родного края, его природой и культурой, организуются однодневные краеведческие рейды по ближайшим деревням с целью сбора краеведческого материала, пополнения фондов школьного музея.
    Одновременно с образовательным процессом идет и процесс воспитания школьников.
    Одной из главных задач своей работы я считаю воспитание патриотизма на уроках истории.

В ходе работы решаются следующие задачи:
1. Специальные: познавательные: вооружение учащихся основами знаний о родном крае; практические: формирование навыков исследовательской работы.

2.Общепредметные: развитие логического мышления;
обучение школьников самостоятельно выполнять задания по краеведению;
формирование навыков работы с документом, книгой, справочной литературой;
развитие связной монологической речи, как устной, так и письменной.
Такие огромные возможности дают музейные уроки для патриотического воспитания, воспитания любви к своей земле


 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

Хотя результаты патриотического воспитания через музейные уроки  покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, возникнет необходимость бережного обращения с ней, как с уникальным местом, без которого Россия была бы несомненно беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного края и результаты говорят сами за себя.

В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:
1) повысилось качество изучаемого материала, возросла скорость его усвоения за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых контрольных и самостоятельных работ. Слабые ученики активизировали свою деятельность;
2) ребята стали более активно работать на уроках;
3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;
4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.
Есть и еще один аспект результативности моей работы: его успешность.
Задачи, которые можно поставить после трех лет исследования:
- способствовать развитию и формированию познавательной активности, максимально используя их возрастные особенности;
- комплексно развивать познавательные способности учащихся (образное и логическое мышление, навыки поиска, обработки и изложения учебной информации, анализу источников и др.);
- развивать эмоционально-волевые сферы учащихся (волевое стремление преодолевать трудности в учебной работе, веры в собственные силы).


Главным условием успеха своей работы, считаю, оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьных музеев в изучении истории родного края

В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....

Роль школьных музеев в изучении истории родного края.

В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ СРЕДСТВАМИ ИКТ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятел...

Изучение истории родного края

Повторительно-обобщающее занятие творческого объединения «Юный исследователь»«Изучение истории родного края» (интеллектуально-познавательная викторина)...

Использование проектно-исследовательской деятельности в изучении истории родного края

В статье  подводятся итоги создания исследовательских проектов  по изучению истории Дивеевского района...

Изучение истории родного края как средство гражданско-патриотического воспитания

в статье указывается актуальность изучения вопросов краеведения на уроках истории и во внеклассной работе учителя...Необходимость реализации данного направления работы учителя подтверждается данными у...