Проект "Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников культуре и традициям родного края"
проект по краеведению

Яковлева Татьяна Анатольевна

Для средней группы 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_20-21.docx27.76 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»

Ибресинского района Чувашской Республики

ПРОЕКТ

в средней группе

воспитателя Яковлевой Татьяны Анатольевны

Тема: «Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников к культуре и традициям родного края».

Ибреси, 2020 г.

ПАСПОРТ ПОДПРОЕКТА

Тема проекта:  «Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников к культуре и традициям родного края».

Автор проекта: Яковлева Татьяна Анатольевна, воспитатель МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.

Место реализации проекта: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района Чувашской Республики.

Цель:  создание условий для эффективной организации занятий по ознакомлению детей с чувашским костюмом, воспитание духовно- нравственных, культурных, образованных граждан отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную и многофункциональную культуру Чувашии.

Задачи:

  • Формировать представления о чувашском национальном женском костюме,  предпосылки  к поисковой деятельности.
  • Развивать у детей отношения к мировоззренческому содержанию орнаментального образца,  инициативы, творческих и познавательных способностей.
  • Приобщать к истокам духовной культуры чувашского народа.
  • Воспитывать мотивационно – ценностное отношение ребенка к орнаменту.
  • Способствовать индивидуальному самовыражению в процессе продуктивной творческой деятельности: способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.

Участники проекта: Подпроект предусматривает  участие родителей, детей среднего дошкольного возраста и педагогов.

Сроки проведения:   октябрь 2020 – апрель 2021 г.

Гипотеза проекта – Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют  сохранить все культурные ценности своей Родины.

Ожидаемые результаты: 

  • Дети начнут проявлять активный познавательный интерес к чувашской одежде, а как следствие к традициям и обычаям чувашского народа.
  • формирование знаний о чувашском костюме;
  • иметь представление об особенностях чувашского костюма;
  • умение передавать в продуктивной деятельности особенности чувашского костюма;
  • активизировать словарный запас.

Актуальность

Вопросы раннего приобщения детей к национальной культуре с давних времён привлекали к себе внимание многих учёных. И вот некоторые из них: К.Д.Ушинский, Е.А.Флерина, Н.П.Сакулина, А.П.Усова, подчеркивали, что ознакомление с народным искусством следует начинать в дошкольном возрасте. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает Б.М. Неменский, необходимо привязать ребёнка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа.  «Ребёнок с раннего возраста должен познать его душу, характер, его прошлое и настоящее» - так считал и выдающийся чувашский просветитель И. Я. Яковлев.

Однако, в настоящее время, прослеживается снижение знаний и утрата развития интереса к национальной культуре, традициям и быту наших предков. Проведённая мною диагностика, опрос родителей показал, что у детей и родителей недостаточное знание и представление о национальной культуре традиции, искусстве чувашского народа. Все эти размышления и наблюдения привели меня к созданию проекта, предназначенной для сохранения и укрепления знаний детей дошкольного возраста и их родителей (законных представителей) о чувашской национальной культуре, чтобы всё, что осталось от наших предков   не ушло в прошлое, забытье. Мы должны любить и беречь свою малую родину. Должны знать язык, обычаи, традиции, народный фольклор: песни, танцы, игры…Поэтому изучение культурного наследия чувашского народа, раскрытие его воспитательного потенциала, остаются важной и актуальной проблемой на сегодняшний день.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 1  – Этапы реализации проекта

Наименование этапа

Содержание

Подготовитель-ный этап

-изучение историко-этнографической литературы;

-Оформление стенда "Чувашская избушка".

-Оформление альбома "Народная вышивка".

-Подбор иллюстративного материала- вышивка чувашских народных умельцев.

- Разработка конспекта открытого мероприятия по теме: «Украсим платьице чувашским узором».

- Установление связи с этнографическим музеем под открытым небом,  п. Ибреси.

- Постановка цели перед детьми и родителями.

Основной этап

  • Непосредственно- образовательный процесс по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом.
  • Посещение мини музея в ДОУ      
  • Посещение музея п. Ибреси.
  • Посещение выставки декоративно прикладного творчества «Чувашские национальные головные уборы и украшения», «Чувашская вышивка в национальной одежде».
  • Рассматривание книг, альбомов, фотографий с изображением чувашских национальных костюмов с чувашской народной вышивкой.
  • Ознакомление детей с чувашской речью на занятиях
  • Ознакомление с изображением элементов чувашского узора:  солнце и изображение их детьми (украшение- чувашского  головного убора: "Масмак».
  • Разучивание элементов чувашского народного танца, разучивание песен
  • Изготовление дидактических игр "Что изображено в узоре", "Домино", "Что это и для чего?", "Угадай что это" и т.д. ...

Заключительный этап

  • Презентация проекта
  • Открытое мероприятие для педагогов в ДОУ:

Образовательная область «Художественное развитие» по ознакомлению детей с чувашским национальным костюмом (с изучением чувашского языка и художественно-творческая деятельность аппликация, рисование) на тему: "Кукла в чувашском национальном костюме.

  • Представление проекта для обсуждения на педагогическом совете ДОУ.
  • Участие с детьми в муниципального дистанционного конкурса-фестиваля «Хунав», международный конкурс «Мамы и дети в национальных костюмах». 

 ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Таблица 2  – План реализации проекта

Этапы проекта

Наименование мероприятия

Сроки реализации

Ответственные

Подгото-вительный

1.Изучение и анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, отражающей состояние исследуемой проблемы.

2.Разработка перспективных планов НОД  по приобщению детей к культуре и традиции чувашского народа посредством изучения чувашского национального костюма.

1-2 неделя октября,  2020г.

Воспитатель

Беседа с целью выявления уровня знакомства детей с чувашским национальным костюмом.

3 неделя октября,  2020 г.

Воспитатель

Проведение родительского собрания по ознакомлению с проектом.

4 неделя октября, 2020г.

Воспитатель

Основной

1.Презентация проекта для педагогов ДОУ «Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников к культуре и традициям родного края».

2. Презентация проекта для родителей «Чувашский национальный костюм как средство приобщения дошкольников к культуре и традициям родного края»

1 неделя ноября,   2020г.

Воспитатель

Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей с культурой и традициями родного края посредством изучения чувашского национального костюма: «Украсим платьице чувашским узором», «Поможем лисичке украсить фартук».

в течение реализации проекта

Воспитатель

Проведение тематической недели, посвящённой дню чувашской культуры

апрель,    2021 г.

Воспитатель Муз. рук.

Мастер- класс для педагогов в ДОУ «Кукла в чувашском национальном костюме».

февраль,   2021 г.

Воспитатель

Заключи-тельный

Проведение повторной беседы с детьми с целью выявления уровня знакомства с чувашским национальным костюмом

март,    2021г.

Воспитатель

Общее родительское собрание (подведение итогов)

апрель,   2021г.

Воспитатель

Литература:

 

1.  Программа художественно- творческого развития ребенка дошкольника средствами чувашского декоративно- прикладного искусства / сост. Л. Г. Васильева.- Чебоксары, 1994.

  2.  Васильева Л. Г. Детское орнаментальное творчество: учебно-методическое пособие /Л.Г. Васильева. -Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015.-96с.: цв.ил.

  3. Васильева Л. Г. Этнохудожественное развитие детей 3-4 лет: учебно-методическое пособие / Л.Г. Васильева.- Чебоксары: «Новое Время», 2016.-128с.:16 цв.ил.

4.  Николаев, В. В. Чувашский костюм от древности до современности/ В. В. Николаев. - М. ; Оренбург, 2002,- 400 с.:ил.

5. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО «Де Агостини», Россия.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейные уроки как средство приобщения школьников к изучению истории родного края.

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной м...

Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.

Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность....

Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...

«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»

Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....

Духовно-нравственное воспитание на традициях родного края через художественные произведения

Данная статья является методической помощью в организации уроков литературы в 8 и 9 классах для воспитания у подрастающего поколения сохранения истинных чувств, взаимоуважения между мужем и женой, меж...

«Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры»

- Формировать представления о фольклоре, уважение, интерес к народным промыслам, народному искусству...