Духовно-нравственное воспитание на традициях родного края через художественные произведения
статья по литературе (8, 9 класс)

Данная статья является методической помощью в организации уроков литературы в 8 и 9 классах для воспитания у подрастающего поколения сохранения истинных чувств, взаимоуважения между мужем и женой, между молодым человеком и девушкой при изучении рассказа А.Куприна "Куст сирени" и романа в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Березкинская основная общеобразовательная школа Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»

Духовно-нравственное воспитание

на традициях родного края

через художественные произведения

 (на примере романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» и рассказа А. И. Куприна «Куст сирени»)

(из опыта работы учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории  Ахмадуллиной Эльверы Шайхулловны)

   

                                            «Я выбираю село -2020 »

       Зеленодольский муниципальный район Республики Татарстан, с. Кургузи

                                                   

 

  Духовно-нравственные ценности во все времена были и остаются вектором направления в создании благополучной и крепкой семьи — ячейки общества. Семья, созданная на истинных чувствах, любви и уважения, взаимопонимании и терпения, никогда не разрушится. Часто приходится слышать о случаях развода молодых семей, еще не успевших понять вкус совместной счастливой жизни. Взрослое поколение объясняет это столь частое социальное явление проказами современного 21 века. Давайте, порассуждаем, век ли виноват?

   Тема любви актуальна всегда, и двадцать первый век в этом плане абсолютно никаким исключением не является.Более того, сейчас тема любви актуальна как никогда раньше в связи с тем, что традиционные ценности – семья, как ячейка общества, взаимоотношения поколений, верность и преданность любимому человеку подменяются более приземленными и материальными вариантами. Очень большое количество браков распадается по самым разным причинам. Постоянно наблюдаются споры о том, с кем должны оставаться дети.

   Справиться с этим можно, только лишь насаждая с самых ранних лет отношение к любви как к одной из самых высших ценностей, которую необходимо сберечь. Традиции родного края предполагают именно крепкие связи в семье, рождение, рост и воспитание детей в счастливом браке, а также уважительное отношение к старшему поколению, проявление по отношению к ним заботы и внимания и передачу этих красивых нравственно-духовных ценностей последующему поколению.

   Важная роль в воспитании духовно-нравственных ценностей отводится художественным произведениям писателей-классиков. Шедевры русской литературы 19 и 20 веков не оставят никого равнодушным: поднятые в них проблемы всегда актуальны.

   Поведение многих современных девушек в отношениях с молодыми людьми оставляют место желать лучшего. Ведь именно они — будущие матери. В последнее время телевидение шокирует нас показом ряда передач, где жертвами диких семейных отношений становятся дети. Жутко слушать, жутко смотреть! А трагических случаев сколько!? Безответственные, легкомысленные, не подготовленные к семейной жизни девушки, выйдя замуж, приносят сколько горя!? А ведь это только из-за того, что свои  никому не нужные принципы они ставят выше. Всё это -результат упущения в воспитании самого важного — чувства сохранения семейных ценностей.  Мы еще не забыли те времена, когда целое поколение девушек росло на примере Татьяны Лариной, любимой героини Александра Сергеевича Пушкина. Вот это Девушка! Вот это Идеал! Вот это Образец! Я считаю, что в воспитании культуры поведения девушек и в воспитании культуры семейных отношений надо опереться на образы художественных героинь, таких, как Татьяна.

   Татьяна - натура цельная, с определенными принципами, которые нарушать не в ее правилах.Она очень искренняя, в ней нет и тени лукавства. Полюбив Онегина, Татьяна пишетему письмо, рискуя быть высмеянной и непонятой.

Пережив отказ Онегина, она, возможно, и не стала бы искать новую любовь. Но патриархальные традиции требовали, чтобы девушка обязательно вышла замуж, и Татьяну заботливые родственники везут в Москву, на "ярмарку невест". Там, на одном из балов, Татьяну знакомят с солидным человеком, заслуженным генералом, и она послушно выходит за него замуж, не испытывая никаких чувств. Что делать? Так положено...

   Хорошо, что муж -генерал, герой войны 1812 года, оказался человеком глубоко порядочным, заботливым и очень любящим Татьяну. За годы брака Татьяна привязалась к мужу, прониклась к нему глубоким уважением. Да, страсти и огня в этом браке не было, но преданность, верность Татьяны ничто не могло разрушить. Спустя два года, в момент  появления Онегина  на балу, сердце Татьяны бешено забилось, стало трудно дышать, и, возможно, она была близка к обмороку. Но она ничем не выдала своего состояния: это показывает её непоколебимое величие. Теперь она, такая простая и неприступная одновременно, хозяйка столичного салона, красавица, жена успешного человека,занимает все мысли Онегина.

    Трудно сказать, мог ли Евгений так заинтересоваться Татьяной, если бы она осталась в своей деревне и стала бы женой провинциального помещика.Но звездой светского петербургского общества Евгений был очарован! Но она вежливо - холодна с ним и никаких ответных чувств не проявляет.

   Верность и долг для Татьяны - не пустые понятия.Это ее принципы, которым она придает большое значение.Что еще могла ответить Онегину Татьяна? Конечно же, первая любовь не забывается. Наверное, сердце ее колотилось при виде Евгения, возможно, она плакала по ночам в подушку. Но ответ ее был искренним. Александр Сергеевич Пушкин превозносит свою героиню именно за Верность мужу.  Автор здесь её ставит в один ряд с женами декабристов, которые тоже остались верными своим мужьям, следуя за ними в суровую Сибирь. Если б сюжетная линия закончилась тем, что Татьяна оставляет мужа ради того, чтоб  соединиться с Онегиным, то произведение потеряло б свою цену. В этом и заключается нравственное значение классических произведений, которые составляют золотой фонд.

   Другой писатель, Куприн Александр Иванович, удивил созданием образа мудрой женщины в  одном из самых трогательных и полных чувств любви произведений, которое назвал «Куст сирени». В нём он повествует о паре Веры и Николая. Николай – человек, который уже несколько лет пытается поступить в академию, но никак не может это сделать. Как раз в этом году он сдал все экзамены и ему осталось защитить всего один проект. Нечаянно капнув чернилами на свою работу, он придумал историю о том, что это кусты, но профессора не удалось обмануть, он знал ту местность и сказал, что назавтра поедет вместе с Николаем проверять. Мужчина отчаялся и не знал, что же дальше делать, но у такого нервного и неуверенного человека всегда должен быть понимающий и смекалистый друг жизни.  Такой была его жена Вера. Она быстро придумала, как же им выкрутиться из этой ситуации. Они поехали и заложили в ломбард все её драгоценности и на вырученные деньги посадили куст сирени в том месте, о котором говорили Николай и профессор. Дело удалось, профессор, приехав на место, был поражён своей ошибкой и раскаялся, а Николая Вера уверяла, что теперь сиреневый куст – её самый любимый на свете. Эта фраза-то, кстати, очень точно подмечает Верино отношение к её мужу – сильную любовь, нежность и преданность.Тема любви в данном произведении раскрывается особенно полно. Вера – образ любящей жены, которая всегда пойдёт за мужем. Она будет с ним до конца - и в горе, и в радости. Ещё до инцидента с профессором Вера помогала мужу. Она была его ассистенткой, вместе с ним делала чертежи и не корила за потраченные деньги, потому что понимала, что Николаю это важно, почти жизненно необходимо. Случай с проектом только лишний раз доказал, что она никогда не оставит своего мужа наедине с бедой. Благодаря её хитрости и уму Николаю удалось «победить» профессора.Отношения между этими людьми дружеские. Вера понимает мужа с полуслова, когда он приходит домой расстроенный. Автор подчёркивает, что она не  просто подала ему идею или заложила что-то ненужное, а пожертвовала своими украшениями. Она готова ради счастья мужа на всё. К проблемам супруга она относится так, как будто они не его, а её. Такие жертвенность и бескорыстность и есть основа любви. Вот с каких героинь следует брать пример в целях сохранения семьи. Зачастую наблюдается обратное: если в семье возникает какая-либо проблема, вместо того, чтоб за решение взяться обоим, начинается обвинение друг друга. Нецензурная брань, ругань, крики и даже распускание рук — все это привычные явления выяснения семейных отношений, которые  не красят ни мужа, ни жену. Согласно традиций родного края, ведущая роль в сохранении семейных отношений всё же принадлежит женщине. Она поддерживает мужа мудрыми и дельными советами, планирует бюджет семьи, воспитывает детей, следит за порядком, строит  доброжелательные отношения с родственниками мужа.

   В заключение следует сказать, что художественным произведениям отводится несравненная роль в воспитании духовно-нравственных ценностей, ибо через традиции родного края, изображённые в них,  и  восприятие образов складывается всеобщее впечатление от прочитанного. Сила художественного произведения заключается в том, чтобы воздействовать на читателя, на формирование его личностных качеств.  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

Из опыта работы в музее «Русская изба» по изучению народных традиций родного края.

Данная методическая разработка направлена на приобщение школьников к народной культуре через музейную деятельность....

«Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»

Презентация о работе в школе по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....

Духовно-нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края

Презентация о работе в МБОУ "Будницкая ОШ" по направлению «Духовно – нравственное воспитание учащихся на основе народных традиций родного края»....