Открытое занятие " Растения- часть живой природы"
план-конспект занятия по краеведению по теме

 Открытое занятие "  Растения- часть живой природы" Цель занятия- воспитание экологической культуры , воспитание любви к живой приироде.  Дать знания о растениях- деревьях, кустарниках, цветах. Дать представление детям как устроено растение, какие виды растений бывают, какую пользу приносят. Занятие состоит из трех частей- вступление. основная часть и заключение. В основную част ь входила  физкультминутка, в заключении занятия был поведен аутотренинг.Предварительно была проведена большая работа- чтение экологических сказок, экскурсия в березовую рощу , экскурсии по территории детского дома, изготовление гербария, выставка рисунков " Листья деревьев", работа с природным материалом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство Социальной защиты

населения Московской области

ГБСУ СО МО Сергиево-Посадский детский дом-интернат

для умственно отсталых детей “Березка”

“Согласовано”                                                                “Утверждаю”

Зам. директора по ВРР_____Ю.Б.Грозина                  Директор СП ДДИ “Березка”_______В.В.Дудоладов

“   ”_________2014 год                                                    “   ”________________2014 год

Конспект открытого занятия

 по развитию речи

“Растения- часть живой природы”

Составила и провела:

воспитатель Бронникова С.Е.

Сергиев Посад

2014 год

Дата:   02.10.2014

Место проведения:  учебный класс группы 18

Группа: 18

Цели:

  • Сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней.

Задачи:

-Коррекционно-образовательная:

  • Закреплять и пополнять знания детей о природе;
  • Учить согласовывать слова в предложения;
  • Активизировать словарь детей.

-Коррекционно-развивающая:

  • Совершенствовать умение выразительно читать стихи;
  • Развивать умение логически мыслить;
  • Развивать коммуникативные умения;
  • Развивать монолог и связную речь.

-Коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
  • Воспитывать ответственное отношение к окружающей среде;
  • Вырабатывать навыки грамотного и безопасного поведения в природе.

-Здоровьесберегающая:

  • Чередовать виды деятельности, предупреждая переутомление детей.

Интеграция образовательных областей:

“Коммуникация”, “Социализация”, “Познание”, “Физическая культура”, “Художественное слово”, «Творчество».

Развивающая среда:

Слайды, схема-модель “Строение растений”, стихи, загадки, экологическая сказка, музыкальные произведения Поля Мариа «В мире животных» и Д. Лолей «Одинокий пастух», дидактические игры: «Узнай дерево по листочку»

                                                  «Угадай про что я говорю»

                                                  «Хорошо-плохо»

Предварительная работа:

  • Беседа на тему “Из чего состоит любое растение”;
  • Просматривание схемы-модели “Строение растений”;
  • Разучивание наизусть стихотворений;
  • Отгадывание загадок;
  • Чтение экологической сказки «Все живое нуждается в воде»;
  • Наблюдения на прогулке;
  • Практическая работа: изготовление гербария;
  • Проведение опыта: как растение живет без воды;
  • Беседа на тему: «Как  вести себя в лесу»;
  • Рисование листьев деревьев;
  • Изготовление поделок из природного материала.

Методы и приемы:

  • Рассматривание;
  • Обсуждения;
  • Пояснения;
  • Беседа.

Словарная работа:

Растения, дуб, береза, клен, рябина, одуванчик, крапива, подсолнух, ромашка, зверобой, шиповник, подорожник, мать-и-мачеха, корень, стебель, цветок, листья.

Ход занятия:

  1. Организационная часть
  2. Основная часть
  3. Заключительная часть

I. Организационная часть

Поздоровались с гостями, сели ровно-начали занятие.  

Какое у нас сейчас время года?-  Осень  

Какой сейчас месяц?- Октябрь  

Какие еще осенние месяцы вы знаете?- Сентябрь, ноябрь.

Какая погода на улице?-  Становится холодно, солнце светит меньше, часто идет дождь, с деревьев опадают листья.- Правильно.

Эмоциональный настрой детей на занятие.

Ребята, вы слышали такое слово- «природа»?

Звучит мелодия «В мире животных». На фоне приглушенной музыки воспитатель читает стихи:

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг-Природа!

Природа- это то, что создано и  существует само по себе, без помощи человека.

Слайд № 1-13

Назовите, что относится к природе - Воздух, вода, растения, небо, облака, река, камень, животные- Молодцы.

Все, что вы видели  - это  природа. Природа бывает живая и неживая.

Неживая природа-это горы ,  камни, небо, облака, вода.

Живая природа-это то, что растет, питается, развивается и размножается.

II. Основная часть

 Живая природа- это растения, животные, насекомые и бабочки. Сегодня у нас с вами занятия про растения в природе.  

Комнатные растения-это живая природа? А почему?

Что такое растения? -  Это то, что растет из земли.

Что растет в природе? -  Деревья, кустарники, цветы, трава.

ДЕРЕВЬЯ

Какие вы знаете деревья? -  Клен, береза, дуб, рябина.

Вы знаете, из каких частей состоит дерево? Давайте посмотрим на дерево.

Слайд№ 14

Что у дерева под землей? – Корни.

А зачем они? – Деревья держатся корнями за землю и берут из нее питание.

А дальше? -  Дальше идет ствол.

А на стволе? -  На стволе находится кора.

Потом идут? -  Ветки. А на ветках - листочки.

Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные- это деревья, у которых на ветках листья. Хвойные- это те, у которых хвоя или иголочки.

Слайд № 15,16

Какие вы знаете лиственные деревья? -  Дуб, клен, осина, береза.

Какие вы знаете хвойные деревья? – Сосна, ель.

Сейчас мы поиграем в игру «Узнай дерево по листочку». Я вам буду показывать листья, а вы мне скажите от какого они дерева и как называются.

Слайд № 17-20  

Молодцы, все листья узнали.

Ребята, деревья очень важны в жизни человека - из древесины делают мебель, строят дома, делают лыжи и музыкальные инструменты, делают игрушки. Дровами топят печки. Деревья дают плоды.  

КУСТАРНИК

Кустарник- это близкий родственник дерева. Они также важны и значимы для жизни на земле, как и деревья.    

Чем отличаются деревья и кустарники?-  Деревья выше, а кустарник- ниже. У дерева один ствол,а у кустарника- несколько стволов.  

А чем они похожи? – У деревьев и кустарников есть ветки и листья, они  дают плоды. 

Человеку кустарники дают ягоды, орехи,  лекарственнные  плоды.  Человек наслаждается их красотой и тенью.

Слайд№ 21, 22  

Какие вы знаете кустарники? -  Шиповник, сирень, орешник, малина, черная смородина.

 ЦВЕТЫ

Что еще относится к растениям? – Цветы. - Правильно.

Цветы бывают садовые и луговые.

 Садовые цветы- это цветы, которые выращивает человек.

 Луговые- это те, которые растут в поле, в лесу.

Слайд № 23, 24

Какие вы знаете садовые цветы? - Флоксы, бархатцы, георгины, золотые шары.

Какие вы знаете луговые цветы? - Васильки, ромашки, одуванчики, колокольчики.

Молодцы.

Давайте поиграем в игру «Угадай, про что я говорю»:

У него есть один ствол, ветки и листья- Дерево.

Они растут в траве, красиво цветут, бывают разного цвета- Цветы.

У него есть корень, несколько тонких стволов, ветки и листья- Кустарник.

Что покрывает всю землю? - Трава.

Молодцы.

Физкультминутка

Станем мы деревьями, сильными, большими.

Ноги- это корни, их расставим шире,

Чтоб держали дерево, падать не давали,

Из глубин далеких воду доставали.

Тело наше- ствол могучий, он чуть-чуть качается,

И своей верхушкой острой в небо упирается.

Наши руки – это ветви, крону вместе образуют,

В кроне им совсем не страшно, когда ветры дуют.

Пальцы  веточками будут, листья закрывают их.

Вот пришла за летом осень, разлетелись листья вмиг!

Молодцы. Сели.

Теперь слушайте загадки и попробуйте их отгадать:

Что же это за девица:

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Ель)

***

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки (Одуванчик)

***

Разбежались по опушке

В белых платьицах подружки (Береза)

***

Синенький звонок висит,

Никогда он не звонит (Колокольчик)

***

Стоят в лугах сестрички

Золотой глазок, белые реснички (Ромашка)

***

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Что это за диво?

Это же......(Крапива)

***

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает (Подснежник)

***

На солнце я похожий,

И солнце я люблю.

За солнцем поворачиваю

Голову свою (Подсолнух)

Молодцы, все загадки отгадали.

Растения, ребята, это чудесное творение природы. Они очень важны для человека. От деревьев и кустарников человек получает древесину, ягоды и плоды, цветы радуют глаз. Растения создают тень и очищают воздух .  А еще растения лечат.

Ребята, а вы знаете, что в лесу есть своя лесная аптека? Что такое аптека? - Это где продают лекарства.

Правильно. А в природе аптека- это растения, которые помогают людям избавляться от многих болезней.

Много трав растет полезных,

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой.

Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!    

 Ребята, а какие лекарственные комнатные растения вы помните?-Алоэ, каланхое.  

В природе очень много лекарственных растений.- человек ими пользуется, когда болеет или плохо себя чувствует.

Список лекарственных трав очень большой.  Надо уметь правильно пользоваться дарами природы и беречь их.

Слайд № 25-29

Ты натер ногу в пути, упал и и ободрал  коленку, какое растение может облегчить боль? (Подорожник)

Чем можно лечить кашель и бронхит? (настой из мать-и-мачехи)

Чем полоскают горло при воспалении? (настой из коры дуба)

Какие растения помогают от кашля (Ромашка)

Какие растения убивают микробы,  лечат десна,  затягивают ранки? (Капли зверобоя)

Какие лекарственные травы применяют при простуде? (шалфей, чабрец, листья и ягоды смородины)  

Чабрец помогает при бронхите, снимает отеки при укусах пчел, успокаивает нервы и обеззараживает воздух.  

При упадке сил пьют (сироп из шиповника, боярышник, зверобой)

Какие растения помогут укрепить волосы (Лопух, крапива)

Видите, сколько мы с вами узнали о растениях в природе? Какие они красивые и полезные для человека. Чтоб все это сохранить надо любить и охранять природу и тогда она ответит нам зелеными лесами, пушистой травой и цветущими кустарниками. Природа- это такой же дом, как и тот, в котором мы живем. А значит мы должны ухаживать, беречь его, ухаживать и оберегать растения в природе, не загрязнять свой второй дом.

Ребята, а вы знаете как надо вести  себя на природе?

Слайд № 30

Не ломать деревья и кустарники, не делать надрезы на деревьях-  от этого они сохнут и погибают.

Не рвать цветы. Пусть люди, которые пойдут за тобой полюбуются ими.

Не сорить в лесу. Стараться ходить по тропинкам, чтобы не топтать растения.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Сейчас я проверю, как вы запомнили, как надо вести себя на природе.

Поиграем в игру «Хорошо-плохо»- «Если я приду в лесок»

Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать. Если я буду поступать хорошо, говорим “Да”, если плохо - все вместе кричим “Нет”.

Если я приду в лесок

И сорву ромашку?  (Нет)

Если съем я пирожок

И выброшу бумажку? (Нет)

Если хлебушка кусок

На пеньке оставлю? (Да)

Если ветку подвяжу,

Колышек подставлю?  (Да)

Если разведу костер,

А  тушить не буду? (Нет)

Если сильно насорю

И убрать забуду?  (Нет)

Если мусор уберу,

Банку закопаю?  (Да)

Я люблю свою природу,

Я ей помогаю!  (Да)

Да, я вижу, что вы знаете как себя вести в лесу и в поле.

Ребята, после нашего занятия вы поняли, как надо относиться к природе?- Да.

Любите родную природу

Озера, леса и моря

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобою на ней,

Давайте же люди все вместе

Мы к ней относиться добрей!

  1. Заключительная часть    

Вам понравилось наше занятие? - Да, очень.  

Слайд 31

Мне тоже понравилось, как вы отвечали и как вели себя на занятии.

Давайте покажем гостям нашу выставку рисунков «Осенние листья» и выставку поделок из природного материала.

А теперь давайте отдохнем.

Аутотренинг (звучит запись Д. Лолей   «Одинокий пастух»):

Закроем глаза и послушаем музыку.

Ярко светит солнце,

Д ует легкий ветерок, я вдыхаю свежий чистый воздух.

Колышутся травы,

Звонко поют птицы.

Мне хорошо и приятно, я хочу жить в мире с природой.

Мы нужны друг другу.

Я буду другом и защитником всему живому.

Все. Занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое аудиторное занятие - конференция по химии «Углерод – основа всей живой природы"

Другого ничего в природе нетни здесь, ни там, в космических глубинах:все — от песчинок малых до планет —из элементов состоит единых.С. П. Щипачев, «Читая Менделеева»Цели урока:Обобщить и с...

Открытый урок по биологии на тему "Науки о живой природе"

В материале представлен. конспект открытого  урока по биологии на тему "Науки о живой природе".В игровой форме происходит формирование представлений о биологии как науки, биологически...

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого и неживого. (5 класс)

Тема урока:«Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого.Цель урока: изучить общие признаки живых организмов, отличительные особенности представителей разн...

Открытый урок в 5 классе "Царства живой природы"

Царства живой природы. Природа нашей планеты богата и разнообразна. Чтобы систематизировать её, все живые организмы условно распределили на царства....

Презентация на тему: "Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого."

Разнообразие живой природы.Царства живых организмов. Отличительные признаки живого...

Конспект урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого». 5 класс

Данный конспект может быть использован для подготовки и проведения урока по теме: «Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого» в 5 классах. Ко...

Биология 5 класс Урок №3 Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

Живоя природа разнообразна, насчитывает более 3,5 мил.видов. Можно выделить четыре царства живой природы. Живые организмы имеют отличительные признаки от неживой природы....