Проект «Природный словарь Забайкалья» как условие формирования универсальных учебных действий
проект по краеведению на тему

Никитенко Зинаида Дорофеевна

Выявляется  про­блема - создание условий для формирования универсальных учебных действий на основе информационной образовательной среды школы с использованием «Природного словаря Забайкалья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chita.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

общеобразовательная школа  п. Тарбагатай

Петровск - Забайкальский район

Забайкальский край

Краевой конкурс авторских инновационных проектов в сфере образования

Проект

 «Природный  словарь Забайкалья» как условие формирования универсальных учебных действий

Никитенко Зинаида Дорофеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МОУ СОШ п. Тарбагатай

                                      Тарбагатай, 2014г

I.Актуальность

Перед современной  школой поставлены новые задачи: создание системы универсальных учебных действий,  которые позволяют учащимся самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, быстро ориентироваться в информационном пространстве, оценивать результаты своей деятельности.      

В Тарбагатайской школе накоплен инновационный опыт по формированию УУД. С 2012 г школа являлась краевой опытно - экспериментальной площадкой по внедрению ФГОС на основной ступени обучения, является региональной инновационной площадкой по формированию исследовательской культуры, базовой опорной площадкой по созданию информационной образовательной среды школы. Традиционная образовательная среда не позволяет организовать на высоком уровне систему деятельности по формированию УУД. Отсюда  понимание необходимости интеграции проектно- исследовательской технологии  по всем направлениям деятельности школы в рамках основного и дополнительного образования  вступает в противоречие с отсутствием системы формирования УУД  с использованием инновационной информационной образовательной среды  как  условия развития личности каждого ребёнка. В связи с этим выявляется  проблема - создание условий для формирования универсальных учебных действий на основе информационной образовательной среды школы с использованием «Природного словаря Забайкалья»

II. Стратегический план

2.1.Объект:  «Природный словарь Забайкалья» на основе информационной образовательной среды

Предмет: формирование универсальных учебных действий

Гипотеза: Деятельность по созданию природного словаря Забайкалья на основе информационной образовательной среды будет способствовать созданию условий для формирования УУД

Цель проекта: создание «Природного словаря Забайкалья»  на основе информационной образовательной среды как средство формирования УУД

Задачи:

1.Спроектировать педагогическую модель формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся;

2.Обосновать педагогические условия формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся

3.Создать и апробировать модель «Природного словаря Забайкалья»

4.Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность реализации педагогических условий формирования комплекса универсальных учебных действий учащихся

2.2.Модель создания «Природного словаря Забайкалья» как условие формирования универсальных учебных действий

Проект предполагает создание системы формирования универсальных учебных действий при создании «Природного словаря Забайкалья» на основе информационной образовательной среды школы.

Под ИОС мы понимаем совокупность современных средств коммуникации, педагогических технологий, ЭОР,  обеспечивающих доступ потребителей к информационным услугам и ресурсам образовательного характера, что даёт широкие возможности для активной самостоятельной деятельности всех участников образовательного процесса. Если развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), то информационная образовательная среда позволит создать благоприятные условия для успешной реализации требований ФГОС. «Природный словарь Забайкалья» создаётся в школьной социальной интернет – сети «Школяры». В создании участвуют учащиеся, педагоги, родители. Любой желающий может зайти на форум, разместить фотографии, иллюстрирующие природное явление Забайкалья, красивые тексты из прочитанных произведений писателей Забайкалья, свои сочинения, стихи, рисунки, что способствует раскрытию творческих способностей каждого участника. Такая деятельность полностью соответствует концепции системно - деятельностного подхода.

Основная идея проекта - развитие личности на основе информационной образовательной среды.

Идея создания природного словаря принадлежит Константину Георгиевичу Паустовскому. В «Золотой розе» он пишет о возможности составления «нескольких новых словарей русского языка». Особенно подробно К. Паустовский останавливается на содержании природного словаря... «Для всего, что существует в природе: воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». По мысли К. Паустовского, этот словарь должен быть толковым: «Каждое слово должно быть объяснено, и после него следует помещать несколько отрывков из книг писателей, поэтов и ученых, имеющих научное или поэтическое касательство к этому слову». Вот основная идея, изложенная К.Паустовским, которая использовалась в  работе. В данном словаре представлен только один  тематический пласт лексики  русского языка – «природные слова». Словарные статьи расположены не в алфавитном порядке, а сгруппированы по темам.  Природный  словарь отличается от обычных толковых словарей, т.к. толкование слова играет вспомогательную роль, а основным содержанием словаря являются тексты – иллюстраторы. 

Словарь включает в себя 12 разделов: «Забайкальские хребты, горы, сопки», «Забайкальская тайга», «Забайкальское небо», «Облака», «Гроза», «Забайкальское солнце»,  «Реки Забайкалья», «Ягоды Забайкалья», «Снег», «Цветы Забайкалья», «Кедр»

Весь собранный материал в словаре составляет словарную статью:

1. Заголовок – слово или сочетание слов, которое связано с названием раздела: солнце, небо, облака, гроза, хребты, ягоды Забайкалья и т.д.

2. Толкование слова, вынесенного в заголовок: значение этого слова раскрывается в кратком определении, взятом из «Толкового языка русского языка» С.И.Ожегова.

3. Областные варианты слова, устаревшие слова, взятые из «Словаря русских говоров Забайкалья» Л.Е.Элиасова

Например: дождь – моргач (обл.), косохлест (обл.), панабус (обл.)

4.Тексты, иллюстрирующие данное природное явление

5.Образные выражения, помогающие  описанию природного явления

Словарная статья предполагает использование писателями образных средств для описания какого-то природного явления. Изучение  выразительно - изобразительных средств даст возможность оценить индивидуальное видение каждым писателем природного явления, будет способствовать развитию способности вступать в диалог  с автором, а значит, понимать текст. Произведения писателей Забайкалья помогут обрести способность  понимать на новом уровне осмысления известные  слова. Обыкновенные белые облака, оказывается, могут быть «пухлыми» и «тощими», «косматыми» и «разорванными», «серыми» и «алыми», «снежными» и «подкрашенными брусничным соком». А сопки «лиственными» и «голыми», «горбатыми» и «заснеженными», «седыми» и «из бронзы», «величественными» и «холодными»..

Для подбора текстов - иллюстраторов используются произведения забайкальских писателей: Кузакова, В.Балябина, М.Вишнякова, Е.Куренного, Г. Граубина, К. Седых, В.Никонова.

  Деятельность в школьной социальной сети интересна, она мотивирует на самостоятельную деятельность, инициативу всех участников образовательной деятельности, которые проявляют фантазию, конструируют, моделируют и т.д. Причём они не ограничены во времени, выстраивается индивидуальный образовательный маршрут, появляется возможность у учителя дополнительных консультаций, неформального общения с детьми. Это  соответствует требованиям Стандарта, так как под универсальными учебными действиями мы понимаем   способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.  Классификация универсальных учебных действий, предложенная разработчиками федерального государственного образовательного стандарта второго поколения представляет собой группу в составе четырех взаимосвязанных между собой видов:

1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаст возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Значит, данная модель «Природного словаря Забайкалья» будет создавать условия для развития умения учиться.

Для реализации этой идеи наиболее продуктивными в личностно - ориентированной парадигме являются системный, деятельностный,  гуманистический подходы.

Инновационная модель проекта реализуется на основании принципов формирования универсальных учебных действий учащихся:

а) принцип гуманизации;

б) принципы системности и комплексности,

в) принципы практической и коммуникативной направленности;

г) принцип проблемности определяет связь обучения и развития учащихся второй ступени общего образования;

д) принципы вариативности и индивидуализации обучения.

Процесс реализации проекта ориентирован на следующие технологии: проблемное обучение, развивающее обучение, технология развития критического мышления, метод проектов, диалоговое обучение, технология коллективной творческой деятельности, ИКТ, технология исследовательской и проектной деятельности.

2.3.Ресурсное обеспечение проекта

Созданию условий для формирования УУД способствует:

  1. Инновационное пространство РИП «Формирование исследовательской  культуры всех  участников  образовательного  процесса» Тарбагатайской общеобразовательной школы
  2. Краевая опытно - экспериментальная площадка по внедрению ФГОС на основной ступени обучения
  3. Базовая опорная площадка по созданию информационной образовательной среды школы
  4. Планирование  работы библиотек (школьной и поселковой) с учётом задач проекта
  5. Использование возможностей  школьной социальной Интернет – сети «Школяры»
  6. Привлечение учителя ИЗО для обсуждения дизайна «Природного словаря Забайкалья»

2.4. Основные этапы реализации проекта
1.Мотивационно-целевой этап(2013-2014г),  

Данный этап определяет личностный смысл предстоящей деятельности. Он предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.  Дети сами проектируют будущие учебные действия: строят план достижения цели и определяют средства - алгоритмы, модели (формируются регулятивные УДД).

Задачи этапа:

- определить строение создаваемого словаря и его основную функцию;

- выбрать природные явления, передающие неповторимость Забайкалья

- составить список произведений писателей Забайкалья для чтения и анализа;

- познакомиться со строением Толкового словаря русского языка С.И. Ожегова и «Словаря русских говоров Забайкалья» Л.Е.Элиасова;

- распределить роли в проекте (групповые и индивидуальные по выбору)

Любая деятельность должна начинаться с постановки цели, личностно значимой для каждого ученика. Только тогда, когда цель «присвоена» учеником, он может понять и сформулировать задачу.  И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха. Создание психологического комфорта, вера в силы каждого ребенка, ориентация на творческое начало, мотивирование к деятельности – все это стороны системно-деятельностного подхода, способствующего формированию универсальных учебных действий учеников, необходимых для их развития и дальнейшего совершенствования как личностей

2. Процессуальный этап(2014-2015г) 

Данный этап предполагает становление и развитие субъектности ученика. На данном этапе используется и индивидуальная форма работы и групповые. Делают всё сами, в свободное время,  могут посмотреть, изучить работу других, исправить недочёты, доработать в любое  удобное для участников время (формируются познавательные УДД). В ходе работы школьники активно участвуют в анализе фактов и деталей самой ситуации, выборе стратегии, ее уточнении и защите, обсуждении ситуации и аргументации целесообразности своей позиции. Развиваются умения учащихся, связанные с работой в группе, команде, формируется критическое мышление, активизируются теоретические знания учащихся, их практический опыт. Школьники совершенствуют способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умения выслушать различные точки зрения и аргументировать свою (формируются коммуникативные УУД).

Задачи этапа:

- чтение произведений забайкальских писателей

- подготовить словарную статью для каждого природного явления

- выбрать из предложенных лучшие тексты– иллюстраторы природы Забайкалья для словаря;

- проанализировать изобразительно - выразительные средства, используемые авторами для описания природного явления.

- выбрать дизайн созданного словаря (красочно оформить рисунками учащихся нашей школы или использовать фотографии)

- изучить возможности  использования результатов проекта

3. Рефлексивно-оценочный этап(2015-2016г).

На данном этапе фиксируется новое содержание, приобретённое в ходе работы над словарём, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности в составлении словарной статьи. В завершении соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности (формируются регулятивные УУД).

Задачи:

- презентация «Природного словаря Забайкалья»

- оценка вклада каждого участника в проект (самооценка, взаимооценка, оценка педагога)

- проведение диагностики сформированности УУД

- определение степени удовлетворённости проектом

Этот этап имеет особую значимость, так как происходит процесс осознания субъектом образования своей деятельности. Рефлексивная деятельность позволяет учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его самостоятельной познавательной деятельности и её продуктов. Адекватная самооценка обеспечивает школьникам осознание уровня освоения планируемого результата деятельности, приводит к пониманию своих проблем и тем самым создает предпосылки для дальнейшего самосовершенствования. 

2.4.Управление проектом

Модель управления коммуникативно- информационная. Так как вся деятельность осуществляется  в социальной интернет – сети «Школяры», то координатором является учитель - руководитель проекта и администратор сайта, которые являются и модераторами проекта. Участники проекта - учащиеся, педагоги, родители, гости сети.

Критерии эффективности данной модели:

1. Сформированность познавательных учебных действий. (Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем);

2. Сформированность предметных знаний и способов действий;

3. Сформированность регулятивных действий;

4. Сформированность коммуникативных действий

За основу оценки сформированности УУД  взята диагностика И.С. Фишмана «Оценка уровня сформированности ключевых компетенций», показатели сформированности УУД определены по трем уровням: критический, достаточный, творческий.

2.5.Ожидаемый результат

Созданный  «Природный словарь Забайкалья», который обеспечит  формирования таких универсальных учебных действий,  как:

1)личностные учебные действия (маленький словарь станет средством формирования гордости за свой край - Забайкалье, развития системы ценностей, воспитания чувства ответственности и долга перед Родиной, даст возможность оценить уникальность природы родного края, познакомит с самобытной забайкальской литературой, позволит выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего).

2)регулятивные учебные действия (они обеспечивают организацию школьниками своей познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения)  

3) познавательные учебные действия (школьники  выполняют  действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования словаря, логические действия и операции)

4) коммуникативные учебные действия (они обеспечивают возможности сотрудничества - умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнера и самого себя. Кроме того, происходит  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий)

2.6Обоснование  жизнеспособности проекта и его результатов

Созданная система формирования УУД на основе «Природного словаря Забайкалья» обеспечивает «умение учиться»,  работа в сети способствует формированию ИКТ - компетентности, что отвечает насущным потребностям всех участников образовательной деятельности. Не требуется материальных затрат на проектно - исследовательскую деятельность, что делает проект жизнеспособным.

III. Шаги реализации проекта

Шаги реализации проекта на I(мотивационно-целевом) этапе-2013-2014г

Содержание

сроки

1.

Знакомство с идеей проекта

сентябрь

2.

Комплектование рабочей группы

сентябрь

3.

Знакомство со строением Толкового словаря С.И.Ожегова, «Словаря русских говоров Забайкалья» Л.Е.Элиасова;

октябрь

ноябрь

4.

Изучение построения словарной статьи

ноябрь

5.

Библиотечный урок: обзор литературы забайкальских писателей

декабрь

6.

Обсуждение природных явлений, представляющих Забайкалье

декабрь

Шаги реализации проекта на II (процессуальном) этапе-2014-2015г

Содержание

Сроки

1.

Выбор каждым участником направления исследования

январь

2.

Чтение произведений, выбор текстов- иллюстраторов

Сентябрь- май

3.

Подготовка словников

Декабрь - май

4.

Повторение литературных терминов

февраль

5.

Обсуждение дизайна словаря (электронная версия, печатная)

март

6

Размещение подготовленных словарных статей в Школьной социальной сети «Школяры»

апрель

Работа в блоге «Природный словарь Забайкалья»

Май- апрель

Шаги реализации проекта на III(рефлексивно - оценочном) этапе-2015-2016г

Содержание

Сроки

1.

Презентация  проекта

сентябрь

2.

Обсуждение вклада каждого в проект (самооценка,взаимооценка, оценка педагога)

ноябрь

3.

Диагностика сформированности УУД

январь- май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психолого-педагогические условия формирования универсальных учебных действий»

В современном обществе происходят процессы глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий. Это требует повышенной...

Проект «Учебное сотрудничество как условие и средство формирования универсальных учебных действий»

Проект создан группой учителей русского языка и литературы МКОУ "Глушковская средняя общеобразовательная школа"...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Обучение наглядно -практической геометрии в 5-6 классах как условие формирования универсальных учебных действий

В представленной работе показаны методические приемы и средства обучения наглядной геометрии для учащихся 5-6 классов, ориентированные на формирование универсальных учебных действий.  Определены...

Педагогический проект «Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».

Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся. Актуальность инновационного проекта обуслав...