Инновационный подход в организации городских краеведческих мероприятий
статья по краеведению на тему

Дыкина Ольга Николаевна

Современное российское общество вышло сегодня на тот рубеж развития, на котором ясно осознается потребность в таких качествах личности, как ее духовность, стремление к поиску истины, добродетельность и сопричастность судьбам родного города, края и Отечества. Чтобы выжить сегодня в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению. В современном образовании актуальными остаются вопросы историко- культурной преемственности в обучении и воспитании юных граждан страны. Согласно «Закону об образовании РФ» одной из важных задач в настоящее время является «обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» (5). Образование продолжает оставаться ведущим социальным институтом, который еще удерживает все более размывающиеся в обществе основные ценности и цели. Президент РФ Д.А. Медведев в своем обращении подчеркнул, что «…мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет увлекательно и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом…». (17) Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования.2 В программе «Наша новая школа» определены основные направления совершенствования системы образования, одним из которых является создание системы поддержки талантливых детей. Реализация этого направления предполагает собой: 1. Развитие системы мероприятий для поддержки, общения и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста 2. Развитие системы олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников.(17) Актуальной эта проблема является и для Центра детско-юношеского туризма и краеведения, так как городские краеведческие мероприятия привлекают большое количество талантливых, неординарных ребят, способных заниматься исследовательской, проектной, экскурсионной деятельностью. Практика краеведческой работы показывает, что наряду с традиционными формами необходимо использовать инновационные, которые позволяют ребенку наиболее ярко раскрыть свою индивидуальность. Поэтому цель данной работы: показать инновационные подходы к организации городских краеведческих мероприятий в Центре детско- юношеского туризма и краеведения. Задачи: 1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности и опыт инновационной деятельности в ЦДЮТиК других городов. 2. Рассмотреть инновационные подходы к организации городских краеведческих мероприятий в ЦДЮТиК 3. Показать эффективность реализации инновационных подходов на городских краеведческих мероприятиях в ЦДЮТиК К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-3 воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_innovatsii.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Современное российское общество вышло сегодня на тот рубеж развития, на котором ясно осознается потребность в таких качествах личности, как ее духовность, стремление к поиску истины, добродетельность и сопричастность судьбам родного города, края и Отечества. Чтобы выжить сегодня в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самовыражению.

В современном образовании актуальными остаются вопросы историко-культурной преемственности в обучении и воспитании юных граждан страны. Согласно «Закону об образовании РФ» одной из важных задач  в настоящее время является «обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» (5).  Образование  продолжает оставаться ведущим социальным институтом, который еще удерживает все более размывающиеся в обществе основные ценности и цели. Президент  РФ Д.А. Медведев в своем обращении подчеркнул, что  «…мы получим реальную отдачу, если учиться в школе будет увлекательно и интересно, если она станет центром не только обязательного образования, но и самоподготовки, занятий творчеством и спортом…». (17)  

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования.

В программе «Наша новая школа» определены основные направления совершенствования системы образования, одним из которых является  создание системы поддержки талантливых детей. Реализация этого направления предполагает собой:

  1. Развитие системы мероприятий для поддержки, общения и дальнейшего развития одаренных в различных областях интеллектуальной и творческой деятельности детей школьного возраста
  2. Развитие системы олимпиад, соревнований и иных творческих испытаний школьников.(17)

Актуальной эта проблема является и для Центра детско-юношеского туризма и краеведения, так как городские краеведческие мероприятия привлекают большое количество талантливых, неординарных ребят, способных заниматься исследовательской, проектной, экскурсионной деятельностью. Практика краеведческой работы показывает, что наряду с традиционными формами необходимо использовать инновационные, которые позволяют ребенку наиболее ярко раскрыть свою индивидуальность.  

Поэтому цель данной работы: показать инновационные подходы к организации городских краеведческих мероприятий в Центре детско-юношеского туризма и краеведения.

Задачи:

  1. Изучить теоретические основы инновационной деятельности  и опыт инновационной деятельности в ЦДЮТиК других городов.
  2. Рассмотреть инновационные подходы к организации городских краеведческих мероприятий в ЦДЮТиК
  3. Показать эффективность реализации инновационных подходов на городских краеведческих мероприятиях в ЦДЮТиК

К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом, многочисленные организационные преобразования в сфере  образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику. Учебно-воспитательный процесс, занимающий центральное место в педагогике, можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передачи учащимся новых для них знаний, формировании новых свойств личности.

 Глава 1. Теоретические основы инновационной деятельности.

§ 1 Понятие инновации, основные признаки и классификация

Прежде, чем приступить к рассмотрению сущности педагогических инноваций, методов их выявления и изучения, необходимо проанализировать структуру педагогической деятельности и определить, какое место занимает в ней инновационная деятельность учителя. Современные исследования Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенина, И.Ф. Харламова, А.И. Щербакова и др. показывают, что в педагогической практике педагога достаточно отчётливо выделяются следующие направления его деятельности.

Диагностическая деятельность. Эта деятельность связана с изучением учащихся и определение уровня их развития, обучения и воспитанности. Ясно, что невозможно полноценно проводить учебно-воспитательный процесс без знаний особенностей физического и психического развития каждого ребёнка. Для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами диагностики и т.д.

Ориентационно-прогностическая деятельность. Эта деятельность раскрывается в умениях учителя обозначить линию воспитательной работы, определить её конкретные цели и задачи на каждом этапе, сделать прогноз результатов и т.д.

Организаторская деятельность. Этот вид деятельности связан с привлечением учащихся в запланированную учебно-воспитательную работу, со стимулированием их активности. Учитель является организатором всего процесса учебно-воспитательной работы класса.

Информационно-объяснительная деятельность. Значение этого вида деятельности обуславливается тем, что всё обучение и воспитание основывается на процессах информационного характера. Овладение знаниями, мировоззренческими и моральными идеями – всё это является решающими средствами развития и личностного формирования каждого ученика.

Коммуникативная деятельность. Эта деятельность связана с тем значительным влиянием, которое оказывает учитель на учащихся. Его личное обаяние, моральная культура и умение устанавливать и поддерживать с детьми доброжелательные отношения является одним из факторов успеха коммуникативной части педагогической деятельности.

Аналитико-оценочная деятельность. Эта деятельность помогает учителю поддерживать т.н. обратную связь в своей работе, что обозначает неустанно наблюдать то, что намечалось достигнуть на определённом этапе образовательного процесса и то, что уже достигнуто.

Одним из непременных компонентов педагогической деятельности педагога является инновационная деятельность. Это творческий, исследовательский вид педагогической деятельности и органично связан со всеми предыдущими. Педагогическая наука развивается в процессе инновационной деятельности педагогов-новаторов и обычных учителей. Применение педагогической теории на практике само по себе носит творческий и исследовательский характер, т.к. никогда не бывает двух одинаковых классов, никогда не бывает двух одинаковых учеников и никогда не повторится вчерашняя педагогическая ситуация. В этой связи учитель должен всегда на своей работе быть не только исследователем, но и новатором. Он должен не только творчески применять известные педагогические методики и технологии, но и стараться самостоятельно их выводить – из собственной практики.

Словарь С.И. Ожегова даёт следующее определение нового: новый - впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый, относящийся к ближайшему прошлому или к настоящему времени, недостаточно знакомый, малоизвестный. (18)

Следует заметить, что в толковании термина ничего не говорится о прогрессивности, об эффективности нового.

Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“. (8) Это понятие впервые появилось в исследованиях в XIX веке и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.

В начале XX века возникла новая область знания, инноватика - наука о нововведениях, в рамках которой стали изучаться закономерности технических нововведений в сфере материального производства.

Педагогические инновационные процессы стали предметом специального изучения на Западе примерно с 50-х годов и в последнее двадцатилетие в нашей стране.

Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося. (2)

Об инновациях в российской образовательной системе заговорили с 80-х годов XX века. Именно в это время в педагогике проблема инноваций и, соответственно, её понятийное обеспечение стали предметом специальных исследований.

Термины “инновации в образовании" и “педагогические инновации“, употребляемые как синонимы, были научно обоснованы и введены в категориальный аппарат педагогики.

Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс — это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.

В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики:

-проблема изучения педагогического опыта;

-проблема доведения до практики достижений психолого-педагогической науки.

Педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. (2)

Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.

Педагогические инновации определяются в педагогической науке с нескольких точек зрения.

 Во-первых, под педагогической инновацией понимается целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (определённые новшества), которые улучшают характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

С такой точки зрения педагогические инновации классифицируются следующим образом:

  1. По видам деятельности педагогические инновации бывают педагогические – те, которые обеспечивают педагогический процесс, и управленческие – это те, которые относятся к управленческой стороне педагогической деятельности.
  2. По характеру вносимых изменений педагогические инновации подразделяются на радикальные, т.е. те, которые основываются на принципиально новых идеях и подходах, комбинаторные – это такие педагогические инновации, которые сочетают в себе известные элементы, и модифицирующие, которые направлены на совершенствование и дополнение существующих образцов и форм.
  3. По масштабу вносимых изменений педагогические инновации классифицируются на локальные, такие, которые включают в себя независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов, модульные, которые включают в себя взаимосвязанные группы нескольких локальных педагогических инноваций и системные, которые заключаются в полной реконструкции системы как целого.
  4. По масштабу использования педагогические инновации бывают единичные и диффузные.
  5. По источнику возникновения педагогические инновации бывают внешние, источник которых находится за пределами педагогической системы, внутренние – такие инновации разрабатываются в рамках определённой образовательной системы.

Во-вторых, под педагогической инновацией в современной теории и практике образования понимается сам процесс освоения какого-либо педагогического новшества (например, нового средства, новой педагогической методики, учебной или воспитательной программы, актуальной образовательной технологии и т.д.).

В-третьих, под педагогической инновацией может пониматься процесс поиска идеальных методик и программ, а также их внедрение в образовательный процесс и творческое осмысление.

От момента зарождения идеи до ее воплощения в практику проходит ряд этапов: обоснованное предложение о путях решения образовательной или воспитательной задачи; широкое испытание данной методики; ограниченная или массовая реализация; полное освоение. На этом процесс не кончается. Разработки и развитие инноваций идут до тех пор, пока не будет найден новый принципиальный подход к решению проблемы. Такой подход позволяет отслеживать развитие выдвинутых идей и предложений, судить об их практической эффективности, масштабах нововведения. Первоначальный вариант нередко забывается, потом вновь возрождается, приобретает новые черты, соответствующие новым целям и требованиям времени. Для освоения новых форм работы требуются определенное время, соответствующее научное обеспечение, подготовка учителей, адаптация коллектива к работе в новых условиях.

Существует и другая характеристика этапов развития инновационного процесса. (18)В ней выделяют следующие действия:

  • определение потребности в изменениях;
  • сбор информации и анализ ситуации;
  • предварительный выбор или самостоятельная разработка нововведения;
  • принятие решения о внедрении (освоении);
  • собственно само внедрение, включая пробное использование новшества;
  • институализация или длительное использование новшества, в процессе которого оно становится элементом повседневной практики.

Совокупность всех этих этапов образует единичный инновационный цикл.

Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы.

В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.

Характер применения новшества в различных условиях зависит от квалификации учителей, уровня обученности и воспитанности школьников, образа жизни. При одинаковых психолого-педагогических целях реализация идеи требует разных подходов, методов, нередко дополнительных исследований. Необходимо приспособить данное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающие взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление свести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование в практике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся систему управления наукой и народным образованием. Значительно большие перспективы у тех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы, усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.

Результатом инновационных процессов в образовании является использование новшеств, как теоретических, так и практических, а также тех, которые образуются на стыке теории и практики. Причем инновация в системе образования предполагает введение нового в цели образования; разработку нового содержания, новых методов и форм обучения и воспитания, внедрение и распространение уже существующих педагогических систем; разработку новых технологий управления школой, ее развитие; школу как экспериментальную площадку; ситуацию, когда школа имеет принципиально новую образовательную ориентацию и осуществляет обновление образования и воспитания, которые имеют системный характер, затрагивающий цели, содержание, методы, формы и другие компоненты системы образования. В основе их развития находятся две группы факторов:

объективные факторы — создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов;

субъективные факторы связаны с субъектом инновационного процесса, с его готовностью к инновационной деятельности. Субъектами инновационных процессов выступают ученые-педагоги, учителя и другие работники сферы образования, чья деятельность носит инновационную направленность.

Следует отметить, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен.

§ 2. Инновационные подходы в краеведческой работе с учащимися

 Дополнительное образование располагает большими возможностями в нахождении ребенком своей индивидуальности, поскольку базируется на его познавательных, творческих интересах и потребностях. Оно объединяет воспитание, обучение и развитие в единый процесс с целью удовлетворения и развития творческого потенциала ребенка, способствующего самореализации и социализации личности и опирается на свободный выбор ребенком видов деятельности.

Опыт работы Центров детско-юношеского туризма и краеведения г. Брянска, г. Санкт-Петербурга, Омска, Хабаровска, Красноярска, Иркутска показывает, что в краеведческом образовании используются как традиционные формы работы: конференции, интеллектуальные игры, турниры знатоков, конкурсы, олимпиады, смотр музеев, экспедиции, однако значительное место занимают и инновационные формы работы такие как: краеведческое ориентирование, стендовая презентация, очно-заочная школа,  интерактивные игры с применением ИКТ, разработка проектов.

В нашем городе традиционными формами краеведческой подготовки учащихся являются  конференции, чтения, уроки краеведения в школе, экскурсии, тематические праздники и праздники народного календаря, работа в школьных музеях. Все это позволяет организовать исследовательскую и поисковую деятельность учащихся. Однако данные формы работы имеют несколько существенных недостатков:

  • Они не в полной мере способствуют развитию познавательного интереса учащихся, так как зачастую основана на репродуктивной деятельности.
  • Конференции, чтения предполагают написание исследовательских работ, которые чаще всего являются репродуктивными, их оформляет руководитель, а от ребенка требуется только защита.
  • В праздниках народного календаря изучают в основном традиции русского народа, не учитывая особенности культуры своего края.
  • Для проведения уроков краеведения в школе учителя имеют недостаточную методическую подготовку, что выражается в репродуктивном характере их проведения.
  • Работа в школьных музеях не предусматривает организации большого количества учащихся зачастую в актив школьного музея входит от 10 до 20 человек способных к исследовательской деятельности.

Поэтому в организацию образовательного процесса, направленного  на патриотическое воспитание подрастающего поколения необходимо внедрение новых форм, методов, технологий.

 Основными факторами развития познавательного интереса обучающихся к краеведению являются:

  • эмоциональное воздействие,
  • наглядность,
  • использование технических средств обучения и информационно-компьютерных технологий.

Педагогу необходимо овладеть современными компьютерными технологиями, привлекать к созданию видеофильмов, презентаций обучающихся и пополнять копилку образовательных ресурсов на электронных носителях по каждой изучаемой  теме.
В ЦДЮТиК проводятся разные по форме городские краеведческие мероприятия: деловая игра с использованием музейного экспоната «За семью печатями», игра-версиада «Листаем страницы истории», «Старая Чита. История одной улицы», игра - путешествие «Забайкалье – золотая моя колыбель», «Из глубины веков», драматизация «Декабристы в Чите», «Единый край – единая судьба», «Край загадок и чудес», «Краеведческий серпантин», виртуальная экскурсия «Чита – это наш с тобой город», конференции «История одной фотографии», «Золотые звезды отцов», «Ветеран живет рядом»,  интеллектуальная  игра  с использованием  компьютерных технологий «Турнир знатоков города»,

Являясь составной частью краеведческого образования и воспитания, инновационные формы проведения краеведческих мероприятий способствуют решению многих задач, так как:

  • пробуждают познавательный интерес к истории и культуре родного края;
  • показывают многогранность историко-культурного наследия;
  • способствуют формированию гордости за свой край, бережного отношения к его наследию, уважения к предкам и согражданам, что является основой формирования гражданственности;
  • развивают творческий потенциал учащихся.

Таким образом, краеведение является серьезной формой интеллектуальной и познавательной деятельности. Педагоги и их воспитанники,  встают на дорогу поиска и знаний, открытия новых тайн, интересных неожиданных встреч с культурой, историей и замечательными людьми родного края.

Глава 2. Инновационные  подходы к организации городских краеведческих мероприятий в Центре детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы.

§ 1.  Реализация инноваций в городских краеведческих мероприятиях ЦДЮТиК  г. Читы.

В условиях крупных социально-экономических и политических преобразований, происходящих в последние годы в России и мире, возникает необходимость углубленного анализа современного состояния и разработки новых форм организации массовых мероприятий для детей и юношества. Государственные требования к образованию нацеливают на поиски новых путей обновления содержания и форм массовых мероприятий как средства развития познавательной мотивации, способностей ребенка, приобщения его в процессе совместной деятельности со сверстниками и взрослыми к общечеловеческим ценностям, возведению базиса личностной культуры, формированию гражданских качеств.

 Опыт показывает, что в отношении поиска новых форм массовых мероприятий ведущую роль часто играют учреждения дополнительного образования, крупнейшие. К числу таких инновационных форм относится патриотическое воспитание подрастающего поколения, направленное на использование творческого и интеллектуального  потенциала. Весьма эффективно патриотическое воспитание может быть реализовано в ходе городских краеведческих  мероприятий.

В центре детско-юношеского туризма и краеведения городские краеведческие мероприятия проводятся по трем основным направлениям:

  • исследовательское
  • экскурсионное
  • музейное

Все три направления  успешно реализуются во всех городских краеведческих мероприятиях. Продолжает развиваться исследовательская и экскурсионная деятельность, активизируется музейная деятельность. Этому способствует разнообразие сравнительно новых форм проведения городских краеведческих мероприятий: стендовая презентация, краеведческое ориентирование, игра-путешествие, интерактивная игра, версиада, деловая игра, интерактивная экскурсия, которые вызывают интерес участников своей неординарностью. В отличие от общепринятых форм, таких как конференция или олимпиада, данные формы проведения массовых мероприятий позволяют привлечь наибольшее количество участников. Эти новые для нашего учреждения формы организации мероприятий позволяют максимально использовать творческий и познавательный потенциал  школьников. Поэтому для успешной реализации всех краеведческих направлений необходимо дальнейшее совершенствование форм работы сочетающих в себе сразу три направления, так как учащиеся не только приобретают новые знания, умения и навыки, но и совершенствуют ранее приобретенные.

Исследовательская деятельность учащихся является инновационной  образовательной технологией и служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме, трансляции норм и ценностей научного сообщества в образовательную систему. Оценивая опыт использования исследовательской деятельности для формирования ключевых компетенций школьников на городских краеведческих мероприятиях, можно отметить следующие моменты:

  • Исследовательская деятельность требует от учащихся определенных навыков научной работы.
  • Содержание ее базируется на классических канонах ведения научной работы, основах методологии научного исследования и традициях оформления такого рода текстов,
  • Существует необходимость сопровождать работу школьников над учебными исследованиями от этапа формулирования темы до рецензирования завершённых работ и подготовки доклада к их защите.

На протяжении трех лет в центре детско-юношеского туризма и краеведения проводятся городские краеведческие конференции, направленные на патриотическое воспитание школьников. Так, в 2007 – 2008 уч. году была проведена краеведческая конференция «История одной фотографии», на которой ребятам было предложено изучить фотографию из семейного альбома, которая имеет историческую ценность.  В 2008 – 2009 уч. году на  конференции «Золотые звезды отцов» и в 2009 – 2010 уч.году на конференции «Ветеран живет рядом» использовалась новая форма представления исследования –  стендовая презентация, которая широко используется на российских и региональных конференциях, однако у нас в городе она использовалась впервые.

При подготовке стендового доклада учащийся должен обратить особое внимание на оформление стенда. Стенд должен быть максимально информативен. Все, что не уместилось на стенде, учащийся может изложить устно, это очень важное, принципиальное отличие от письменной работы. Соотношение между  оформлением и текстом, представляемым на стенде, должно быть примерно 1:1, при этом важно учитывать легкость восприятия материалов зрителем. Оформление и буквы должны быть крупными. Оформление можно и нужно сделать цветным. Желательно совсем избежать табличного представления материала. Можно активно использовать фотографии для пояснения методики сбора материала, показа исследуемых объектов и для иллюстрации полученных результатов.

Стендовая  сессия формируется так, чтобы у учащихся и экспертов оставалось время для того, чтобы посмотреть работы других секций и направлений. В связи с этим время пребывания экспертной комиссии и докладчика у стенда должно быть ограничено. При ответах на вопросы докладчик должен показать свободное владение материалом, глубокое освоение методики и понимание проблематики своего исследования.

Стендовая презентация обязательно должна включать следующие разделы:

1) Введение (обзор проблемы).

2) Цель и задачи.

3) Методы исследования.

4). Результаты.

 5) Выводы.

6) Литература.

 7) Благодарности.

 Информативность и убедительность предоставляемого материала зависит от качества иллюстративного материала (т.е. графиков, таблиц, рисунков и фотографий). Таблицы не должны быть перегружены цифровым материалом. Рисунки и графики должны иметь пояснение, Весьма уместно использование цветной графики. Фотографии должны нести конкретную информационную нагрузку. Любая дополнительная информация о проведению исследования (фотоальбом, гербарий, коллекция минералов и т.п.) может быть представлена автором непосредственно во время сессии.

Для размещения стенда каждому из участников выдается индивидуальный щит, размеры которого несколько больше, чем рекомендованный размер стенда. Кроме того, в случае необходимости участнику может быть предоставлен столик для размещения дополнительных материалов

Стенд предназначен для того, чтобы кратко и наглядно ознакомить конкурсную комиссию с содержанием вашей работы и достигнутыми результатами. Это не плакат, рекламирующий исследование. Поскольку материал стенда не может охватить все исследование, исследователь должен быть готов ответить на вопросы конкурсной комиссии и пояснить любой текстовый и иллюстративный материал стенда.

Таким образом, исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.

Положительную  мотивацию для самообразования создает проектное обучение. Поиск нужных материалов, комплектующих требует систематической работы со справочной литературой. Выполняя проект, более 70% учащихся обращаются к различной учебно-методической литературе, к ресурсам сети Интернет. Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникаций.

Проектная деятельность осуществляется в двух направлениях: применение метода учебного проекта при подготовке к мероприятиям и в процессе социально-значимой внеурочной деятельности.

Проектная деятельность   используется как начальной школы, так и среднего звена, но  особенно широко она представлена в старшей профильной школе.   Результаты выполненных проектов «осязаемы»: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению. Некоторые виды проектов предполагают в качестве конечного продукта изготовление плакатов, написание репортажей, эссе, исследований и т.д.

Проектная деятельность в ЦДЮТиК реализуется в рамках городского конкурса экскурсоводов «Чита – это наш с тобой город».  Экскурсионное  направление развиваетсяв течение пяти лет, в рамках городских краеведческих мероприятий. В декабре 2005г. среди 5-7 классов проводилась краеведческая игра «Декабристы в Чите», при подготовке к которой учащимся необходимо было, помимо прочих заданий, разработать экскурсию по местам пребывания декабристов в Чите. В ходе самой игры был проведен конкурс экскурсоводов. В январе 2006г. среди 8-11 классов проводилась краеведческая игра «Старая Чита. История одной улицы»,  в ходе которой использовались элементы экскурсионной деятельности, такие как сбор материала по истории родного города, поисковая деятельность. Педагогам школ – руководителям краеведческих объединений требуется методическая помощь при подготовке детей к таким мероприятиям. Поэтому, в качестве методической помощи по экскурсионной, краеведческой и музейной деятельности, в октябре 2007г. проводился семинар для руководителей краеведческой работы в школах и руководителей школьных музеев. В рамках семинара был проведен экскурсионно-методический практикум «Методические приемы проведения экскурсии». С целью приобщения школьников к экскурсионной деятельности в феврале 2008г. проводился городской конкурс экскурсоводов «Чита – это наш с тобой город». Подготовка к этому конкурсу показала необходимость специального обучения школьников. С этой целью в 2008-2009 уч.г. организована «Школа экскурсовода», итогом которой стало  проведение  II конкурса экскурсоводов «Чита – это наш с тобой город».

Конкурс экскурсоводов побуждает  школьников к творческой деятельности и развивает их творческие способности. Алгоритм выполнения экскурсионного проекта включает в себя следующие этапы:

       выбор темы экскурсионного проекта;

       актуальность проекта, постановка цели, задач;

       анализ литературы, выбор маршрута экскурсии;

       планирование и разработка экскурсионного маршрута;

       сбор данных, их анализ и синтез;

       подготовка и написание контрольного текста экскурсии;

       практическая проверка;

       последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.

       выступление, защита проекта.

    Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей. В ходе выполнения экскурсионного проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При этом осуществляется широкое взаимодействие учащихся с учителем и учащихся между собой в проектных группах; возможно привлечение консультантов из различных сфер деятельности. При осуществлении проекта учитывается индивидуальность ребенка – его интерес, темп работы, уровень обученности. Возможность выбора темы проекта, источников и способов получения информации, методов исследования, формы предоставления результатов способствует повышению ответственности учащихся, их мотивации и познавательной активности. Предполагается, что проектная работа в той или иной степени направлена на изучение окружающего мира, соответственно она имеет большую практическую значимость.

Главной базой овладения знаниями  по краеведению является такой уникальный институт, как школьный музей. Особенно возрастает роль музея в век преобладания визуального восприятия знаний через телевидение, Интернет. Ведь первоначально формируются знания о том, что рядом, доступно непосредственному восприятию. История страны, пропущенная через собственный жизненный опыт, через пробуждение чувства сопричастности, сострадания и соучастия – вот, что воспитывает настоящего патриота и гражданина.

Музееведческое направление в ЦДЮТиК развивается в течение 15-ти  лет. Изначально – это была систематизация экспонатов, которые ребята собирали в походах и экспедициях, затем была организована совместная работа со школами. Традиционным стало проведение городской игры «К нам приехал музей»  и смотра школьных музеев. Но, в то время еще не сложилась система работы по данному направлению, что было обусловлено отсутствием методического обеспечения.

В настоящее время, в связи с активизацией патриотической работы в школах и введением краеведения как регионального компонента в систему общего и дополнительного образования, приоритетным стало возрождение уже имеющихся и создание новых школьных музеев. А т.к., музейная деятельность требует тщательной подготовки, большого запаса знаний по краеведению, методически правильного подхода к музейному делу, как у учащихся, так и их руководителей, появилась необходимость в систематизации работы по этому направлению.

Так, в 2006-2007 учебном году был проведен смотр школьных музеев «Перелистай истории страницы», целью которого было выявление основных проблем в их работе. Посетив 14 школьных музеев, нами было установлено, что работа в них ведется на недостаточно хорошем уровне. Руководителям музеев требуется методическая помощь в экспозиционной работе, ведении основной документации музея, поисково-собирательной и научно-исследовательской деятельности. Для решения этих проблем в октябре 2007 года был организован и проведен семинар для руководителей краеведческой работы в школах и руководителей школьных музеев. В  семинаре приняли участие 27 школ г. Читы. На семинаре были затронуты вопросы о нормативно-правовой базе школьного музея и практике его работы. В ходе семинара было проведено анкетирование, которое помогло выявить еще неразрешенные проблемы – правильная организация работы актива и совета музея, регистрация, хранение и экспонирование музейных предметов.

Поэтому в 2008-2009 учебном году среди школ города была организована и проведена деловая игра «За семью печатями…». Для качественной подготовки участников к деловой игре были разработаны методические рекомендации  по темам  «Правила ведения музейной документации», «Правила хранения музейных экспонатов». А также были проведены практические занятия с активами школьных музеев, где были отработаны навыки заполнения музейной документации.

Деловая игра как форма  проведения городского краеведческого мероприятия использовалась впервые. Она состояла из трех взаимосвязанных блоков. В первом блоке игры участники с использованием мультимедиа презентации представляли свой школьный музей. Затем был проведен интерактивный конкурс «Разминка», в котором участникам были предложены задания на знание музейной терминологии. Во втором блоке игры - «Экспедиция» ребята обменялись музейными экспонатами, которые им предстояло изучить и правильно оформить на них документы (акт приема памятников истории и культуры, полевая опись). Кроме этого, участникам было предложено выбрать правильный вариант хранения памятника истории и культуры в полевых условиях. В третьем блоке игры -  «Музей» ребята заполняли основные документы школьного музея (инвентарная книга, карточка основного фонда). Затем была проведена интерактивная викторина по правилам хранения экспонатов в школьном музее. Итогом игры стало написание статьи в газету о проделанной ребятами работе. Таким образом, в процессе игры ребятами были отработаны практические и теоретические навыки по основам музейной деятельности. Кроме того, была выявлена эффективность данного метода для  усвоения краеведческого материала.

§ 2. Эффективность использования инноваций в городских краеведческих мероприятий в ЦДЮТиК г. Читы.

Организация городских краеведческих мероприятий представляет собой особую форму организации учебного процесса. В ее основе лежит самостоятельная поисковая работа, направленная на приобретение новых знаний.  Она способствует формированию опыта творческой деятельности и эмоционально- ценностного отношения к миру.  

Конкурсы исследовательских и творческих  работ способствуют разностороннему развитию личности участников, помогают выявить перспективных одаренных детей и подростков. Задача педагогов и научных руководителей учащихся – дать возможность воспитанникам реализовать себя в полной мере. На них ложится большая ответственность в подготовке своих учеников. Не секрет, что ошибки и недоработки руководителей рикошетом ударяют по детям во время мероприятий.

Анализ документации позволяет сделать вывод, что наблюдается значительный рост заинтересованности школ города краеведческими играми. Так, в  2000 – 2001 учебном году в играх принимало участие всего 10 школ, в 2001 - 2002 уч.г. – 12, в 2002 – 2003 уч.г.   – 12, 2003 – 2004 уч.г.  -16, 2004 – 2005 уч.г. – 18,     в 2005 - 2006 уч.г.    - 36, 2006 -2007 уч.г.  – 39, в 2008 – 2009 уч.г. – 40. Это обуславливается тем, что предмету краеведение в последние годы уделяется особое внимание. В школах он вводится в качестве регионального  компонента, отводятся часы на изучение предмета во внеклассной работе. (Приложение № 1)

Подготовка  участников городских краеведческих мероприятий находится на достаточно хорошем уровне. Этому способствовало проведение индивидуальных и групповых консультаций, разработка методических рекомендаций к каждой игре, а также организация и проведение «Школы исследователя» и «Школы экскурсовода». Кроме того, в процент подготовленности участников краеведческих мероприятий входит их заинтересованность в изучении краеведения, как отдельного предмета школьного курса и устойчивая мотивация к краеведческой деятельности.

На основе анкетирования было рассмотрено четыре группы мотивов:

Познавательные – в мероприятиях привлекает деятельность, направленная на получение новых знаний, глубокое всестороннее  изучение предмета, исследовательская и поисковая деятельность.  

Социальные – учащиеся стараются на мероприятиях познакомиться со сверстниками, получить навыки публичного выступления, найти ребят с общими интересами, поделиться результатами своей деятельности.

Игровые – мероприятие воспринимается, как развлечение, время отдыха, досуга.

Творческие – учащиеся стремятся реализовать творческий потенциал, нестандартно подходят к теме мероприятия, стараются оригинально оформить результат своей работы.

         На всех мероприятиях преобладающими являются познавательные, творческие и социальные мотивы. Игровые мотивы преобладают там, где перед участниками четко ставится игровая задача, и их возраст соответствует тому периоду развития, где игра является ведущей деятельностью (7-11 лет). У участников среднего школьного возраста преобладают познавательные и творческие мотивы. Это связано со стремлением занять призовые места и творческой самореализацией, которая в этом возрасте приобретает немаловажное значение. У учащихся старшего школьного возраста преобладают познавательные и социальные мотивы, т.к. в этом возрасте ярко проявляется социализация личности, происходит выбор приоритетных направлений деятельности. Учащиеся сознательно выбирают краеведческую деятельность, как возможность совершенствовать навыки исследовательской деятельности и самореализовываться  в общении со сверстниками. (Приложение № 1)

Для организации обучения школьников с целью повышения эффективности городских краеведческих мероприятий проводилась «Школа исследователя», по окончании которой учащиеся должны были научиться проводить исследование и правильно оформлять его результаты. Итогом «Школы исследователя» стала олимпиада по краеведению и городские краеведческие конференции. По результатам анкетирования и анализа исследовательских работ учащихся было выявлено, что ребята, прошедшие обучение в «Школе исследователя », испытывали меньше трудностей при подготовке исследовательских работ. Ребята  научились определять тему исследования, правильно оформлять исследовательскую работу, составлять план, подбирать литературу, но до сих пор испытывают трудности при определении целей и задач, анализе документов, подведении итогов исследования. (Приложение № 1)

Также была организована и проведена «Школа экскурсовода», по окончании которой учащиеся должны были научиться  правильно составлять и оформлять экскурсионный проект. Итогом «Школы экскурсовода» стал городской конкурс экскурсоводов «Чита – это наш с тобой город». По результатам анкетирования и анализа экскурсионных проектов учащихся было выявлено, что ребята, прошедшие обучение в «Школе экскурсовода», испытывали меньше трудностей при составлении экскурсии. Ребята   научились правильно оформлять свой проект, подбирать литературу, комплектовать портфель экскурсовода, но до сих пор испытывают трудности при определении целей и задач, составлении паспорта объекта, выборе маршрута экскурсии. (Приложение № 1)

Изучение ценностных отношений и нравственных ориентиров среди школьников постоянно участвующих в краеведческих мероприятиях  ЦДЮТиК проводилось методом анкетирования.  Оно показало, что у участников краеведческих мероприятий достаточно ярко проявляется интерес к истории родного края. Учащиеся понимают ценность и значимость исторического наследия, стремятся к его изучению. (Приложение № 1)

Изучение качества организации и проведения краеведческих мероприятий проводилось методом опроса, в  результате были сделаны следующие выводы: большая часть участников знает предложенный образовательный материал, понимает правила проведения мероприятия и положительно к ним относятся.

Изучение удовлетворенности учащихся краеведческими мероприятиями проводилось с помощью методики «Мишень настроения». Учащиеся ставили отметки на цветной мишени в зависимости от того, какое настроение сохранялось у них на протяжении всей игры. Исследование показало, что  восторженное настроение преобладает у 40% учащихся, радостное у 30%, приятное – 26%, спокойное – 4%, тревожное – 1%.  Наблюдается положительная динамика в изменении настроения и создании положительного эмоционального фона, незначительные изменения в худшую сторону вызваны внешними факторами (боязнь подвести команду, межличностные отношения участников и т.д.) (Приложение № 1)

Анализ анкетирования руководителей команд-участниц краеведческих мероприятий показал, что большая часть руководителей удовлетворена результатом игры и стремится его улучшить, положительные впечатления они высказывают и по поводу организации и проведения игры.

Таким образом, анализ городских краеведческих мероприятий позволяет увидеть ее достоинства и недостатки, прогнозировать результат последующих. Организаторы краеведческих мероприятий в Центре детско-юношеского туризма и краеведения, понимая важность момента радости, удовольствия, которые должны ощущать дети от общения друг с другом и с педагогами, от их совместной деятельности, создают эту атмосферу сотворчества, сопереживания

Заключение

Краеведение как особая форма научно-познавательной и просветительской деятельности давно уже стало органической частью отечественной науки, культуры и образования. Многие педагоги по-разному видят и оценивают роль и место краеведения в образовательно-воспитательном процессе школы, в результате чего сложились две основные формы школьного краеведения: программное и внеклассное. Они не противоречат друг другу, часто взаимосвязаны, позволяя школьникам получать краеведческие знания не только на уроке, но и при желании участвовать в практической краеведческой деятельности в процессе дополнительных занятий в школьных краеведческих кружках, а также на городских краеведческих мероприятиях. В основе краеведческой работы лежат поиск, дерзание, глубокий интерес к прошлому.

      Особенно важно и ценно, если изучением родного края занимается подрастающее поколение — граждане нашей страны, в чьих руках находится будущее России.  

Современный педагог – это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инновационная. Деятельность педагога должна носить не только творческий, но и исследовательский характер. Он должен не только знать и уметь применить на практике основные педагогические теории, но и творчески их использовать, а также стремиться к воплощению собственных педагогических идей.

Педагогические инновации в современной науке понимаются как определённые изменения, которые вносят в педагогическую теорию и практику улучшающие элементы, способствуют процессу обновления педагогической науки.

Список литературы:

  1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес».
  2. Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии». М.Педагогика,1989г.
  3. Вербитский А.А., Борисова Н.В."Методологические рекомендации по проведению деловых игр", М., 90.
  4. Гребенюк О.С. Общая педагогика: Курс лекций/ Калинингр. ун-т. - Калининград, 1996.
  5. Закон об образовании
  6. Игры на каждый день/ авт.-сост.: А.А. Данилков, Н.С. Данилкова –  Новосибирск: Сибирское университетское издательство,  2004
  7. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах – Новосибирск: Сибирское университетское издательство,  2004
  8. Коростылева Л.А. «Психологические барьеры и готовность к нововведениям» СПб., 1996
  9. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч.зав., -  Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”,  2001.
  10. Мясоед Т.А. «Интерактивные технологии обучения. Спец. семинар для учителей» М., 2004
  11. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002
  12. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. -  М.: Просвещение, 1986.
  13. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога – М.: Издательский центр «Академия», 2006.
  14. Педагогика./ Под ред. В. А. Сластенина. – М.: Академия, 2004.
  15. Пидкасистый П.И. «Технология игры в обучении» – М.:Просвещение, 1992г.
  16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. «Технологии игры в обучении и развитии» М., 1996
  17. Программа «Наша новая школа»
  18. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003.
  19. Степанов Е.Н. Педагогический контроль в процессе воспитания. М., 2006.
  20. Столяров Б.А. Педагогика художественного музея: от истоков до современности. СПб., 1999.
  21. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
  22. Сценарии праздников, конкурсов, игр / авт.-сост.: Руденко В.И. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
  23. Терминологические проблемы музееведения: сборник научных трудов/ЦМР. М., 1986.
  24. Финажина С.Ю Методика организации массовых мероприятий //  Дополнительное образование №9 2005г.
  25. Школьная площадка/ авт.-сост.: Никульников А.Н. –  Новосибирск: Сибирское университетское издательство,  2007.
  26. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры – М.: Новая школа, 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный подход к организации учебной деятельности по сохранения здоровья обучающихся.

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках – задача особой важности для педагогов школы – интерната. При обучении и воспитании педагоги осуществляют личностно-ориентированный подход,...

Презентация на тему: "Инновационные подходы в организации образовательной деятельности".

В презентации даны основные положения технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"....

Презентация на тему: "Инновационные подходы в организации образовательной деятельности".

В презентации даны основные положения "Технологии критического мышления"....

Исследовательская технология - как инновационный подход к организации образовательного процесса

Статья о применении исследовательских технологий в преподавании математики....

Инновационные подходы в организации воспитательной работы в коррекционной школе

Инновационное развитие образования — один из приоритетов государственной политики. В последнее время инновации в образовании приобретают всё более системный и масштабный характер. Реализуя комплексный...

Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в школе

В условиях перехода  к новым   образовательным стандартам  инновациолнная деятельностьв педагогических коллективах должна создавать предпосылки  не только  для распространения...

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430

Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430Н.Д.Багринцева, к.э.н., зам. директора ГБОУ СОШ №1430Одним из рычаг...