Главные вкладки

    Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430
    учебно-методический материал на тему

    Багринцева Наталья Дмитриевна

    Инновационный подход к организации проектно-исследовательской, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430

    Н.Д.Багринцева, к.э.н., зам. директора ГБОУ СОШ №1430

    Одним из рычагов роста современной экономики является  эффективный менеджмент на наноуровене управления (низшем уровне управления). Речь идет о применении творческого подхода к решению поставленных задач, в том числе и об открытых, не имеющих однозначного решения. Такие способности закладываются в детстве и системно: непрерывная проектная, исследовательская и творческая деятельность в дошкольном и школьном образовании; применение системно-деятельностного  подхода в обучении; преодоление неуверенности, боязни сделать ошибку, приобретение опыта публично отстаивать свою точку зрения; активная гражданская позиция. Все эти показатели на деле являются логическим результатом продуктивного взаимодействия основных субъектов детско-взрослой общности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья32.4 КБ

    Предварительный просмотр:

    ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1430 ИМ. КИСУНЬКО

    127572, ул. Новгородская, д.21А

    тел.(499) 200-14-00

    факс: (499) 908-96-33

    E-mail: co1430@yandex.ru

    Инновационный подход к организации проектно-исследовательская, научно-технической и творческой деятельности учащихся в ГБОУ СОШ №1430

    Н.Д.Багринцева, к.э.н., зам. директора ГБОУ СОШ №1430

    Одним из рычагов роста современной экономики является  эффективный менеджмент на наноуровене управления (низшем уровне управления). Речь идет о применении творческого подхода к решению поставленных задач, в том числе и об открытых, не имеющих однозначного решения. Такие способности закладываются в детстве и системно: непрерывная проектная, исследовательская и творческая деятельность в дошкольном и школьном образовании; применение системно-деятельностного  подхода в обучении; преодоление неуверенности, боязни сделать ошибку, приобретение опыта публично отстаивать свою точку зрения; активная гражданская позиция. Все эти показатели на деле являются логическим результатом продуктивного взаимодействия основных субъектов детско-взрослой общности.

    Именно поэтому приоритетная  направленность в развитии нашей образовательной организации – инновационный подход к реализации социального заказа в образовании, принятие системных решений для повышения качества и эффективности образовательных услуг, создание для обучающихся развивающей социокультурной среды. Деятельность педагогического коллектива направлена на формирование образовательного бренда, развитие корпоративности и целостности образовательного сообщества и его основных субъектов: ученика, родителей, учителя. Мы твердо уверены в том, что школа - живой организм, который должен развиваться, быть динамичным, идти в ногу со временем, а лучше немного опережать его. Ключ к успеху ученика , залог его успешной социализации на выходе - это сформировавшийся творческий подход к решению поставленных жизнью и обществом задач.

    Но творческий подход на «пустом месте» не сформируешь. Необходимо уже на первой ступени обучения создать вокруг ребенка социокультурную  обучающую среду, погрузить его в творческий процесс  и дать возможность  использовать полученные компетенции в обучении и в  реальной жизни.

    Это потребовало от управленческой команды принятия системных, последовательных и инновационных решений к организации учебно-воспитательного процесса в школе. Именно эта задача была поставлена и успешно реализована в программе развития нашей образовательной организации на 2007-2011 г.г. В  2008 году школа стала победителем приоритетного национального проекта «Образование» с программой развития «Формирование среды творческого созвучия». В ней была сформулирована миссия образовательного учреждения: «Организация продуктивных взаимодействий между основными субъектами образовательного процесса по формированию творческого подхода и успешной социализации учащихся при выборе будущего поприща». Введено понятие творческого образовательного продукта (ТОПа) ученика как оценки его успешности.

    Эффективная реализация этих задач была невозможна без  целенаправленной научно-методической и инновационной работы педагогического коллектива, с одной стороны, и без современного материально-технического и ресурсного обеспечения с учетом современных ИКТ , с другой . Это базис для современного качественного образования. В этом нас поддерживают и родители учащихся: мы давно стали равными партнерами в обучении и воспитании детей.

    Стратегическая линия роста эффективности образовательной организации была продолжена в новой  программе развития  ГБОУ СОШ     № 1430 на 2012-2016 годы «Формирование культуры доверия». Образовательная программа и программа развития  школы  предусматривают взаимодействие разновозрастных образовательных подсистем, научно обоснованное сочетание обучения, развития и воспитания в целом, базирующихся на принципах интеграции основного и дополнительного образования, а также нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся. Такой подход позволил нам войти в число  «топовых» образовательных учреждений города Москвы.  

    Стратегические цели по формированию развивающей социокультурной среды реализуются в процессе инновационной деятельности нашей организации. В школе представлены сразу три инновационные площадки различного уровня. В феврале 2013 года наша образовательная организация стала базовой в составе окружной инновационной площадки  «Моделирование детско-взрослых общностей на основе инновационных форм взаимодействия субъектов образовательной среды как фактор современных требований к качеству образования». Целью инновационной деятельности является привлечение широких масс школьников, педагогов и родителей к  формированию ДВО как среды социальной активности и проектирования социально-культурных событий, консолидирующей личностные и социально значимые замыслы обучающихся, педагогов и родителей.

    В процессе инновационной деятельности апробируется организационно-технологическая система управления качеством образования через соорганизацию и направленное развитие детско-взрослых общностей.

    Модель, апробируемая в рамках инновационной деятельности, позволяет нашим учащимся в полной мере реализовать себя в будущем как члена общества с активной гражданской позицией и как специалиста, который способен творчески подойти к решению поставленных перед ним задач. Развитию мотивации учащихся, их профессиональному самоопределению способствует применение принципов системного подхода в организации проектно-исследовательской и творческой деятельности. Решение этой  задачи неразрывно связано именно с организацией проектной, исследовательской и творческой деятельностью школьников; обусловлено не только потребностью общества в поддержке особо одаренных детей, но в большей степени с тем, что получение ребенком творческого образовательного продукта (ТОПа) создает ситуацию успеха, развивает интерес и формирует мотивацию к активной жизненной позиции. Участие школьников в проектной деятельности способствует самостоятельному планированию и последовательной реализации реальных жизненных потребностей, развивает умение доводить начатое дело до логического завершения. Исследовательская деятельность формирует способность человека мыслить логично, грамотно использовать достижения научно-технического прогресса, адекватно оценивать происходящие события.

    Сегодня мы можем говорить о создании в школе сквозной образовательной системы, которая охватывает развитие личности учащегося от его первых шагов на начальной ступени обучения до профессионального самоопределения на выпуске. Речь идет о разработке, апробации и внедрении алгоритма педагогического сопровождения индивидуального развития личности обучающегося в детско-взрослой общности.

    Начиная с первого года обучения, ребенок становится активным участником проектной деятельности. Для начальной школы в центре образования два раза в год проводятся мини-ярмарки проектов, которые по сути своей являются обучающими тренингами, в ходе которых учащиеся примеряют на себя роль исследователей и гидов в той или иной предметной области, приобретая ключевые, базовые компетенции, бесценный опыт деятельности, опыт публичного выступления. Это способствует росту мотивации к обучению, а в будущем профессиональному определению. Циклограмма проектной деятельности учащихся является одним из элементов системы организации учебного процесса.

    На второй ступени обучения инициатива в выборе темы проекта устойчиво переходит к ребенку, становится его потребностью. Дети пробуют свои силы в исследовании различных предметных областей, однако постепенно ребенок делает свой выбор в пользу нескольких предметов, которые, как правило, и  включает в свою индивидуальную образовательную траекторию на старшей ступени обучения. В школе на протяжении нескольких лет реализуется профильное обучение и обучение по индивидуальным учебным планам в соответствии с социальным запросом. Приоритетным выбором учащихся являются социально-экономический,  химико-биологический профили. Последние два года формируется группа с  физико-математическим профилем.

    Все, кто в последние годы внимательно следит за нашей работой, не могли не отметить успех юных исследователей из начальной школы, которые вслед за старшеклассниками стали победителями и призерами конкурсов проектно-исследовательских работ на окружных и городских, вузовских, федеральных и международных площадках. Награждены грамотами окружного управления образования, Департамента образования города Москвы, РАН.

    Инновационная деятельность учителя является основным критерием его профессионализма. Переход на новый компетентностный стандарт в части образовательных результатов учащихся диктует обновления учебно-методических комплексов и методов обучения. Обновленное инновационное содержание образования требует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования. Профессиональный рост учителя - приоритетное направление методической службы нашей организации. Особенная роль в этом процессе отведена кафедрам, которые по сути своей являются основными идеологами инновационной и научно-методической деятельности. В школе была создана кафедральная модель управления учебно-воспитательным процессом: организованы кафедры начальной школы, социально - гуманитарная, естественно - научная и кафедра дополнительного образования. Они  обеспечивают  научно-теоретическое,  научно-практическое  и интеграционное управление  учебно-воспитательным  процессом, научно-исследовательской и инновационной деятельностью учителей и учащихся, обеспечивают развитие ребёнка во всём многообразии его потребностей и способностей через реализацию его запросов и интересов.

    Профессиональное сообщество кафедры несет полную ответственность за качество образования в своей предметной области. Это, в частности, означает необходимость системной реализации цикла «мониторинг-диагностика-проектирование», то есть коллективное выявление актуальных и значимых образовательных и методических проблем, нахождение способов их решения в целях роста качества образования.

    Перспективы развития творческой социокультурной среды непосредственно связаны с реализацией инновационной политики образовательной организации в условиях создания многофункциональной образовательной организации. Перед педагогическим коллективом стоит непростая задача обеспечения конкурентоспособности школы в современных условиях. О высоких результатах одиннадцатиклассников  необходимо заботиться, начиная с дошкольного обучения. Особенно актуальным становится реализация принципа непрерывного  образования и творческого развития учащихся на протяжении всего периода обучения. Основными направлениями этой  работы станут реализация модели учебного процесса как организации коммуникативно-диалоговой деятельности, творческой дискуссии, активного обмена мнениями, общения с социумом; модернизация механизмов  взаимодействий в системе интегративной, проектной и внеурочной деятельности.

    Формирование метапредметных компетенций невозможно без  использования социокультурного и информационного пространства мегаполиса, сотрудничества с высшими учебными заведениями города Москвы, с центрами технической поддержки молодежи. Сегодня мы взаимодействуем с такими вузами и научными учреждениями, как МФТИ, МИИТ, МГУП имени Федорова, МГТУ им.Баумана,  РГГУ, ИСМО РАО и др. Это направление стало стратегическим в выстраивании траектории развития нашей образовательной организации,  и мы планируем активно его расширять.  

    В новом учебном году нашей образовательной организации предстоит решить много творческих и системных управленческих задач. Чтобы добиваться устойчиво высоких результатов и обеспечивать конкурентоспособность наших выпускников при поступлении в высшие учебные заведения, необходимо реализовывать индивидуальный подход и мотивировать каждого ученика, начиная с первого класса.

    Выигрыш общества в долгосрочной перспективе может быть оценен через рост успешной социализации выпускников, осознанную готовность к выбору будущего поприща. Они  создают предпосылки снижения структурной безработицы, основная причина которой  в несоответствии структуры спроса на рабочую силу структуре предложения. Если рассматривать образование как инвестиции в человеческий капитал, то очевидно одно: чем раньше приходит осознание своего будущего места в обществе, в экономике страны, тем при равных условиях выше доход  на средства, вложенные государством и родителями, выше уровень благосостояния общества в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во внеурочной деятельности.

    Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства, факультативных занятиях и во...

    «Организация творческой деятельности учащихся при изучении химии посредством проектно – исследовательского метода».

    Основная идея данного выступления заключается в том, чтобы на примере организации проектной деятельност...

    Презентация на тему "Инновационные педагогические технологии как средство активизации познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке изобразительного искусства"

    Использование инновационных педагогических технологий как средство познавательной и художественно-творческой деятельности учащихся на уроке ИЗО...

    Инновационный опыт организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся

    Использование инновационных форм обучения в отличие от традиционных методик отводит ученику главную роль на пути к усвоению знаний, при которой учитель является активным помощником, организует, направ...

    Публикация "Проектно-исследовательская технология как инновационный подход к организации образовательного процесса в дополнительном образовании детей"

    В статье обозначена актуальность применения на занятиях объединений дополнительного образования естественнонаучной направленности исследовательского  и проектного метода, как инновационного подхо...

    ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ

    ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ...

    Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках по иностранному языку в школе в контексте личностно-ориентированного подхода в обучении.

    Проектно-исследовательская деятельность представляет собой образовательную технологию, предполагающую решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством учителя, в ходе которой ре...