Главные вкладки

    Рабочая программа деятельности патриотического клуба "Следопыт"
    рабочая программа по краеведению на тему

    Туркина Людмила Валентиновна

    Память связывает поколения.

     

         Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, – единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству. Размышляя о нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом.

         Патриотическому воспитанию подрастающего поколения в нашем образовательном учреждении уделяется большое внимание. Создаются интересные проекты, проводятся акции, привлекающие подростков к изучению истории, формирующие чувство гордости за свою страну и сопричастность к её жизни. Все эти мероприятия – часть большой системы работы, где главное значение принадлежит школе. Именно здесь, как правило, формируются первые и самые значимые качества гражданина и патриота.

        Создание в школе патриотического клуба «Следопыт» – это реализация воспитательных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Одним из самых главных условий успешной и эффективной деятельности патриотического клуба является заинтересованность детей, увлеченность и преданность своему делу педагога, взявшего за такое большое и трудное дело.

     Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у обучающихся любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач является организация деятельности краеведческого кружка. 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    «Ахтырская основная общеобразовательная школа»  

    Колпнянского района Орловской области

    Утверждаю.

    Директор школы __________/Мосичук Т.В./

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    деятельности патриотического клуба

    «СЛЕДОПЫТ»

    Срок реализации: 5 лет

    Возраст детей: 10-15 лет

                                                     Разработала

    Туркина Людмила Валентиновна,

    учитель истории и обществознания

    с.Ахтырка

    2009 – 2014 гг.

    Информационный листок

    Патриотический клуб «Следопыт» работает на базе МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа».

    Руководитель патриотического клуба «Следопыт» -  Туркина

                                                                                              Людмила Валентиновна,  

                                                                  учитель истории;    образование – высшее,

                                                                  ОГУ, 1996 г.; первая квалификационная    

                                                                   категория; стаж работы – 24 года.

    День заседания клуба – вторник

    Место проведения заседания клуба – кабинет истории, школьный  

                                                                     краеведческий музей   «Летописец»

            Пояснительная записка

            

    Память связывает поколения.

         Одной из важнейших задач современного образовательного учреждения продолжает оставаться воспитание человека, гражданина, патриота. Какие бы политические события ни происходили в государстве, какие бы противоречия ни возникали среди людей, живущих в стране, – единственным примиряющим и стабилизирующим фактором является любовь каждого гражданина к своему Отечеству. Размышляя о нашей истории, мы не можем уйти от памяти, как не можем уйти от самих себя. Ведь культура сильна традициями, памятью о прошлом.

         Патриотическому воспитанию подрастающего поколения в нашем образовательном учреждении уделяется большое внимание. Создаются интересные проекты, проводятся акции, привлекающие подростков к изучению истории, формирующие чувство гордости за свою страну и сопричастность к её жизни. Все эти мероприятия – часть большой системы работы, где главное значение принадлежит школе. Именно здесь, как правило, формируются первые и самые значимые качества гражданина и патриота.

        Создание в школе патриотического клуба «Следопыт» – это реализация воспитательных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Одним из самых главных условий успешной и эффективной деятельности патриотического клуба является заинтересованность детей, увлеченность и преданность своему делу педагога, взявшего за такое большое и трудное дело.

     Краеведение в системе образования является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у обучающихся любви к родному краю. Одним из условий успешного решения познавательных и воспитательных задач является организация деятельности краеведческого кружка.  

    Педагогическая целесообразность рабочей программы деятельности патриотического клуба «Следопыт» обусловлена тем, что при изучении истории России в школе на краеведческую тему отводится недостаточно времени.  Заседания в клубе призваны помочь расширить знания обучающихся о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны.

    Данная программа является актуальной, так как изменения последних лет в социально-экономической жизни страны и в общественном сознании,  вынуждают общество опираться на то, имеет ценность  для десятков поколений людей, то есть искать опору в краеведческих знаниях, в лучших традициях прошлого, в своей природе.

    Программа адаптирована к условиям образовательного процесса МБОУ «Ахтырская основная общеобразовательная школа», в которой проводится работа по изучению истории малой Родины, собран краеведческий материал (документы, воспоминания, предметы материальной культуры), ведётся летопись села и школы.

    Отличительной особенностью данной программы является то, что заседания клуба проводятся в школьном краеведческом   музее «Летописец»  и в кабинете истории.

    Программа предусматривает использование межпредметных связей с историей, литературой, ИКТ, мировой художественной культурой, музыкой. Будет осуществляться обратная связь, когда экспонаты и документальный материал, собранные кружковцами, будут использоваться на уроках и во внеклассной работе.

       История Колпнянского края тесно связана с историей Орловщины, которая является частью нашей великой России. Сельские жители сильны своими корнями, историей своих предков, а жизнь россиянина в недавнем прошлом гораздо больше зависела от судеб родного края, чем теперь.

    Именно поэтому познание истории родного края обучающимися должна начинаться через знакомство с прошлым своего села, района – той малой Родины, которая наиболее близка им. Изучение местного краеведения поможет сформировать и сохранить познавательный интерес к истории, будет способствовать воспитанию у обучающихся чувства уважения к традициям своего народа, любви к малой Родине.

    История всегда была богата явлениями и личностями, которые бы послужили им примером для подражания, вызвать гордость за свой народ и Родину. Сейчас необходимо и важно воспитывать в молодёжи гражданственность, трудолюбие, любовь к Родине, окружающей природе. Сохранить и преумножить их – задача новых поколений, наша задача.

    Возрождение России возможно при условии формирования патриотического сознания у населения. Действительный, настоящий и действенный патриотизм должен исходить от самого человека «Я должен!».

    Целью программы патриотического клуба «Следопыт» является:

    - воспитание и развитие патриотических чувств;

    - воспитание у молодёжи духовно-нравственных ценностей, предполагающих развитие стремления личности к самосовершенствованию;

    - изучение культурно-исторических и социально-политических отечественных традиций;

    - воспитание гражданственности, коллективизма и готовности к военной службе;

     - воспитание детей исторически грамотных, приобщенных к историческому наследию нашей страны, родного края, села Ахтырка средствами музейной педагогики.

    Задачи:

    образовательные – овладение обучающимися системой знаний об историческом прошлом края, села;

            развивающие - развитие навыков исторического познания, анализа и сопоставления источников, работы с историческими источниками; овладение навыками оформления полученных материалов в экспозициях школьного музея и творческих работах.

          воспитательные - воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к историко-культурному наследию.

    Реализовать цель и задачи помогут  методические принципы:

    • принцип единства обучения, развития, воспитания;
    • принцип преемственности и непрерывности;
    • принцип общедоступности и адаптированности;
    • принцип учёта индивидуальных возможностей обучающихся;
    • принцип ориентации на личностные интересы и способности ребёнка.

    В основу программы положены идеи:

    - идея гуманизации;

    - идея последовательности.

    Для реализации программы есть следующие условия:

    1. Организация работы патриотического клуба «Следопыт».
    2. Поддержка администрации школы и сельского поселения.
    3. Сотрудничество с работниками  районного краеведческого музея, встреча с интересными людьми.
    4. Наличие материально-технических средств: помещения, оборудование, материалы, наглядные пособия.

    Возраст участников  реализации данной программы 10-15 лет.

    Сроки реализации программы – 5 лет.

    Среди ведущих форм деятельности клуба являются походы по историческим местам, проведение Вахты памяти, поисковые экспедиции, шефство над братскими захоронениями, укрепление военно-шефской работы.

    Прогнозируемый результат и способы определения результативности

    В ходе реализации программы  члены клуба приобретают ряд навыков и умений, которые служат показателем результативности работы.

    Члены клуба должны знать: историю Колпнянского района,  села Ахтырка, своей школы.

    Члены клуба должны уметь: работать с историческими источниками; оформлять полученные материалы в творческих работах, уметь публично представлять результаты поисково-исследовательской деятельности.

    Формами подведения итогов реализации данной программы являются: участие в школьных, муниципальных и региональных  викторинах, конкурсах, конференции.

    Содержание программы

    Вводное занятие. Ознакомление с планом работы патриотического клуба «Следопыт». Дополнение и изменения плана работы клуба с учётом интересов и подготовки.

    Знакомство с историей Орловской области. Заочная экскурсия «Орловщина – начало всех начал».

    Знакомство с историей Колпнянского района. Заочная экскурсия «Колпна изначальная».

    Знакомство с предметами крестьянского быта. Путешествие «Бабушкины сказки».

    Знакомство с крестьянской одеждой. Ролевая игра «Из бабушкиного сундука».

    Знакомство с разнообразием осветительных приборов. Экспедиция «О чём рассказала лучина».

    Знакомство с профессиями села. Путешествие «Распахнутая земля»

    Знакомство с историей образования на селе. Сбор краеведческого материала об истории школы.  Встреча с выпускниками  Ахтырской школы, посвященная 50-летию школы.

    Знакомство с традициями села, района. Посиделки «Однажды на гулянии».

    Наш край в древности. Заселение края славянами. Первое упоминание о вятичах в начальной русской летописи XII века.

    Наш край в эпоху Древнерусского государства и феодальной раздробленности. Наш край в составе Киевской Руси. Орловские земли в составе Московского государства

    Наш край в XVI веке. Основание города Орла. Первое поселение в Колпне. Происхождение названия села Ахтырка. Из истории старинных населённых пунктов Колпнянского района

    Наш край в XVII веке. Смутное время. Орёл и самозванцы.

    Наш край в XVIII веке. Указ Екатерины об учреждении Орловской губернии. Герб Орла и гербы уездных городов.

    Наш край в XIX веке. Развитие хозяйства в пореформенный период. Знаменитые люди Колпнянского края. Их имена связаны с Колпнянским краем (Д.И.Менделеев).

    Наш край в XX веке. События коллективизации на территории района. Освобождение Орловщины, Колпнянского района и села Ахтырка от немецко-фашистских захватчиков. Герои Советского Союза – уроженцы района и села. Участники локальных войн.

    Наш край в начале XXI века. Орёл – город воинской славы.  Символы Колпнянского района – герб и флаг. Почётные граждане Колпнянского района. Ю.М.Анохин – Герой России. Памятные места Колпнянского района. Семь чудес Орловщины

    Сбор документов, оформление материала. Творческий отчёт  (ежегодно)

    План деятельности клуба «Следопыт»

    2013 – 2014 гг.

           

    Тема заседания клуба

            Дата

    1

    Ознакомление с планом работы клуба на год

    03.09

    2

    Заочная экскурсия «Орловщина – начало всех начал».

    10.09

    3

    Заочная экскурсия «Колпна изначальная».

    17.09

    4

    Путешествие «Бабушкины сказки» с использованием музейного материала

    24.09

    5

    Ролевая игра «Из бабушкиного сундука» с использованием музейного материала

    01.10

    6

    Виртуальная экспедиция «О чём рассказала лучина»

    08.10

    7

    Путешествие «Распахнутая земля».  Интервьюирование членов семьи.

    15.10

    8

    Встреча с выпускниками  Ахтырской школы, посвященная 50-летию школы. Интервьюирование выпускников школы

    22.10

    9

    Встреча учителями-ветеранами Ахтырской школы, посвященная 50-летию школы. Интервьюирование с учителями школы

    29.10

    10

    Интервьюирование с жителями с.Ахтырка

    12.11

    11

    Поход по историческим местам Ахтырского сельского поселение. Вахта памяти

    19.11

    12

    Посиделки «Однажды на гулянии».

    26.11

    13

    Заселение края славянами. Обычаи и образ жизни вятичей

    03.12

    14

    Наш край в составе Киевской Руси.

    17.12

    15

    Орловские земли в составе Московского государства.

    24.12

    16

    Экспедиция «Город Орёл»

    14.01

    17

    Поисковая работа «Первое поселение в Колпне»

    21.01

    18

    Исследовательский проект «Происхождение названия села Ахтырка. Из истории старинных населённых пунктов Колпнянского района».

    28.01

    19

    Исследовательская работа «Смутное время. Орёл и самозванцы»

    04.02

    20

    Поисковая работа «Указ Екатерины об учреждении Орловской губернии».

    11.02

    21

    Сбор материала на тему «Герб Орла и гербы уездных городов», посвященная 450-летию города»

    18.-2

    22

    Конференция «Развитие хозяйства в пореформенный период. Дворянские усадьбы на территории Колпенской волости»

    25.02

    23

    Встреча с знаменитыми людьми Колпнянского края.

    04.03

    24

    Викторина «Их имена связаны с Колпнянским краем (Д.И.Менделеев, П.К.Штернберг)»

    11.03

    25

    Встреча с ветеранамиСобытия коллективизации на территории Колпнянского района и Ахтырского сельского поселения

    18.03

    26

    Освобождение Орловщины, Колпнянского района и села Ахтырка от немецко-фашистских захватчиков. Герои Советского Союза – уроженцы района и села.

    01.04

    27

    Орёл – город воинской славы

    08.04

    28

    Участники локальных войн, наши земляки

    15.04

    29

    Символы Колпнянского района – герб и флаг

    22.04

    30

    Почётные граждане Колпнянского района.

    Ю.М.Анохин – Герой России.

    29.04

    31

    Памятные места Колпнянского района

    06.05

    32

    Сбор документов, оформление материала.

    13.05

    33

    Сбор документов, оформление материала.

    20.05

    34

    Творческий отчёт

    27.05

    Используемая литература

    Афанасьев Л. С. Русь. Орёл. «Вешние воды», 1997.

    Весь город Орёл. Орёлиздат, 1993.

    Кострица А.Ф. Край наш Орловский. Тула. Приокское изд-во, 1986.

    Книга памяти. Администрация Орловской области, 1998.

    Мосякин И.Я. Орловские губернаторы. Орёл. «Вешние воды», 1998.

    Неделин В. Орёл изначальный. Орёл. «Вешние воды», 2001.

    Первый салют в 2-х томах «Творческий центр в Орле», 1995.

    Фефелов В.И. летопись города Орла (1566 – 1977).Тула. Приокское из-во, 1980.

    Формозов А.А. Русское общество и охрана памятников культуры. М.Сов.Россия, 1990.

    Чапкевич Е.О.История Орловского края. Орёл.2004.

    Энциклопедия обрядов и обычаев. СПб., 1997.

    Романовский Б.С. Метром по векам, Л.,1989.

    Головкин Б.Н. По дедовским рецептам. М., 1986.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по патриотическому воспитанию в начальной школе

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе с элементами патриотического воспитания...

    Рабочая программа Военно-патриотического кружка «Я и моя семья»

    - изучение истории семьи, своей родословной;- совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных кн...

    Календарно – тематическое планирование клуба «Славяне» + рабочая программа военно - патриотического клуба "Славяне"

    Программа по  патриотическому воспитанию старшеклассниковКалендарно – тематическое планирование  клуба «Славяне»...

    Рабочая программа по патриотическому воспитанию в школе

    Кружок  является  важной  формой  распространения  военных,  военно-технических  знаний,  повышения  качества  работы  по  патриотиче...

    Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"

    Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"...

    Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"

    Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"...

    Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"

    Рабочая программа военно-патриотического кружка "Ратоборцы"...