Рабочая программа по патриотическому воспитанию в начальной школе
рабочая программа по краеведению на тему

Тюкова Надежда Михайловна

Рабочая программа по внеурочной деятельности в начальной школе с элементами патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon r_p__po_patrioticheskomu_vospitaniyu_v_shkole.doc134 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12


446219,Самарская обл.,  г. Новокуйбышевск, п. Шмидта, ул. Школьная, 4, тел. 3 – 17 – 68

дошкольное отделение: п. Маяк, здание детского сада «Берёзка», ул. Куйбышева, 4, тел. 3- 17- 66.

Программа патриотического воспитания младших школьников

«Я и моя семья»

Автор-составитель: учитель начальных классов

Шубина Н. А.

г.о. Новокуйбышевск, 2010 г.

г. Новокуйбышевск 2010 г.

Рабочая программа для 1 класса

Составила: Тюкова Надежда Михайловна

Пояснительная записка

Назначение программы:

Программа предназначена для учащихся первых классов общеобразовательной школы.

Общая характеристика учебного предмета:

Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.  Жить достойно,  пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей села, стремишься быть похожим на них.

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В  результате урбанизации разрушаются вековые устои традиционной русской семьи. Отсутствие на селе перспективы социального и экономического развития накладывает свой отпечаток на мировоззрение сельчан, что в свою очередь оказало отрицательное воздействие на гражданско-патриотическое воспитание младшего поколения. По использованию же фольклора, с появлением телевидения и компьютеров, деревня практически сравнялась с городом, т.е. нарушился естественный способ сохранения и передачи основ народной культуры. Следовательно, возникла необходимость создания реальных условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.

Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

Цель программы:

Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).

Задачи программы:

  1. воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к семье, родным и близким людям;
  2. формирование у детей и их родителей интереса к изучению истории своей семьи;
  3. оказание помощи семьям воспитанников в гармонизации семейных отношений и гармонизации в сфере взаимоотношений и взаимодействия «Школа - семья»;
  4. оказание посильной помощи семье в воспитании семьянина, в осознании воспитанниками своих социально-значимых семейных ролей: сын – дочь, внук – внучка, брат – сестра, близкий – дальний родственник;

программа призвана помочь взрослым и детям:

  1. заглянуть в «Зеркало истории» русской семьи и семей других народов, проживающих на территории России;
  2. отыскать свои корни, узнать какова была судьба собственной семьи в истории страны;
  3. осмыслить связь времен, попытавшись не только найти , но и закрепить живую Нить Памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим родом;

Основные содержательные линии программы

Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности каждой семьи.

Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности семейной культуры, на её изучение, сохранение.

Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.

Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.

Воспитательные цели:

  1. пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи, к близким людям;
  2. формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине;
  3. приобщение юного поколения россиян к богатствам традиционной отечественной культуры, как истоку, с которого начинается восхождение к высоким образцам российской классической и мировой культуры.

Средства реализации программы:

  1. общение (просвещение)

Возможные темы для общения:

 «Из истории семьи»;

«Ценности семейной жизни наших предков»;

«Семейные династии»;

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой…»; и др.

Возможные формы общения:

«Путешествие в прошлое и настоящее своего народа»;

«У Фамильного Древа»;

«Путешествие в детство наших родителей»; (бабушек, дедушек, дальних и близких родственников);

Семейная гостиная.

Родительская школа:

1. «Духовно нравственные основы семьи».

2. «Пишем историю своей семьи».

3. «Родословная семьи»

4. «Передача героических и трудовых традиций семьи новым поколениям».

.деятельность

- изучение истории семьи, своей родословной;

- совместная с родителями и родственниками работа воспитанников по изучению жизни ярких представителей разных поколений в семье, родне, создание семейных книг «Гордость нашей родни», «Трудовая слава моей семьи», «Наши династии» и др.;

- организация и работа:

- Клуба юных знатоков истории Малой России;

- Детской Службы Милосердия;

- Интер - клуба «Дружба» (история, культура, традиции, обычаи, обряды, игры, забавы, игрушки, праздничный венок народов, проживающих на территории Малой Родины);

- Центра разработки и реализации социально значимых проектов (посильное участие в решении проблем Малой Родины, родного края).

Отношения, формируемые в результате общения и деятельности

Доброта, забота, милосердие; любовь и уважение к матери и отцу, старшему

поколению в семье, детям, другим людям; благодарность; долг, долженствование; мудрость отношений мужчины и женщины, мужа и жены; благородство, достоинство.

  1. осознать, что мы не безродные, не Иваны родства своего не помнящие;
  2. понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней (родительской) и будущей своей семьи, старшее поколение в семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).

Место предмета в базисном учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 33 часа внеурочной деятельности для изучения патриотической программы в первых классах по одному часу в неделю.

Основное содержание:

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.

Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь».

Реализация программы рассчитана на:

  1. Знакомство с историческим прошлым семьи;
  2. Знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором;
  3. Проведение творческих конкурсов, демонстрирующих отношение учащихся к истории своей семьи, знание истории;
  4. Исследовательскую деятельность, направленную на самостоятельное добывание знаний по истории своей семьи, края, села;
  5. Проектную деятельность

Формы работы:

  1. Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
  2. Деловые игры;
  3. Беседы, диспуты, викторины;
  4. Исследовательская деятельность;
  5. Коллективные творческие дела;
  6. Смотры-конкурсы, выставки;
  7. Соревнования;
  8. Экскурсии, поездки, походы;
  9. Трудовые дела;
  10. Тренинг

Объект деятельности:

программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

Реализация данной программы предполагает:

  1. систему краеведческих знаний,
  2. устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  3. уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  4. любовь и бережное отношение к родной природе;
  5. посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  6. честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.


Содержание программного материала

1 класс - «Моя родословная»

Задачи:

1. Пробуждение и укрепление родственных чувств и отношений к родителям, братьям и сестрам, старшим и младшим членам семьи к близким людям.

2. Формирование у воспитанников и их родителей интереса к изучению истории, родословной своей семьи, жизни родных и близких, верно служивших и служащих сегодня Родине.

3. Формировать представление о природном и социальном окружении человека, умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

Содержание программного материала: что мы знаем и не знаем о том откуда я, и где мои корни; работа в семейном архиве, установление имен и фамилий своих предков; сбор воспоминаний родственников, фотографий, реликвий, заметок различного характера.

Критерии эффективности:

Памятка – ориентир для 1 классов:

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям; характер и личностные особенности своих родных, их привычки, интересы и потребности;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-круг знакомств семьи;

-важные даты в жизни семьи (день рождения семьи, дни рождения и именины членов семьи и др.);

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-составить родословную моей семьи, вести семейную летопись;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье до будущих своих детей и внуков;

-разумно пользоваться своими правами в семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-ухаживать за собой, не добавляя проблем старшим членам семьи;

-строить взаимоотношения с родными и близкими мне людьми, общаться с ними на уровне культуры отношений и общения;

-правильно выходить из конфликтных ситуаций, возникающих в семье;

-вести здоровый образ жизни;

-оказывать посильную помощь в решении проблем семьи в целом и проблем каждого члена семьи в частности;

        -создавать домашний уют, оказывать помощь в решении бытовых вопросов жизни

        семьи;

        -организовывать семейные праздники, игры, забавы, развлечения;

        -отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов достойными человека

способами;

-делать приятное своим родным и близким.

Действую:

         -участвую в составлении родословной моей семьи, ее летописи;

         -берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

-поддерживаю родственные связи с родственниками, живущими вне моего дома; -добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах; -берегу мир и покой моей семьи;

-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи

Основные (примерные) мероприятия по реализации программы:

Название мероприятия

Форма

1

Русь, Россия, Родина моя

Праздник

2

День матери

 

3

Семейный праздник «Азбука больших и малых дел нашей семьи»

 

4

Праздник игры и игрушки

 

5

Откуда берутся грязнули?

Игра-путешествие

6

Праздник урожая

Игра-соревнование

7

Приятного аппетита! Этикет за столом.

Игровой тренинг

8

Как украсить дом к Новому году.

Урок творчества

9

Вежливые слова

Беседа, игровой тренинг.

10

Порядок время бережёт. Как организовать свой труд дома.

Беседа

11

Честной семик. Масленица.

Игровая программа.

12

Из бабушкиного сундука.

Праздник-выставка.

13

Красота родной природы

Фотовыставка

14

Папа, мама, я – спортивная семья.

Спортивный праздник.

15

Режим дня.

Беседа.

16

История школы

Экскурсия в школьный музей.

17

Дружба каждому нужна, дружба верностью сильна.

Беседа

18

Труд в почете любой! Мир профессий большой.

Игровая беседа.

19

Оформление цветника, уборка территории около обелиска павшим в ВОВ воинам-землякам.

Трудовое дело.

20

День Защитника Отечества. Наши Данилы мастера

Праздник, игра-соревнование. конкурс для мальчиков

21

Участие в проведении «Дня здоровья».

 

22

Зов леса.

Спортивно-интеллектуальная игра.

23

Семейные походы по родному краю

Экскурсия

24

Государственные символы России.

Беседа.

25

Мероприятия, посвященные государственным праздникам России

 

26

Детство наших бабушек и дедушек

Устный журнал

27

Я на бабушку похожа

Беседа.

28

Рисуем милой мамочки портрет

Конкурс рисунков

29

Кто, кто в моем доме живет?

Беседа

30

Профессии в моей родословной

Беседа

31

Чтим великий День победы

Беседа

32

Кто я, какие мы?

Беседа

33

Традиции семьи в песнях, играх и обрядах

 Игровая беседа

Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, фотовыставки, выставки прикладного творчества; трудовые дела, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.

Учебно-методическое обеспечение курса:

  1. Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
  2. Антонов В.В. О гражданском воспитании в начальной школе //Начальная школа. – 1999.
  3. Антонов Ю.Е. и др. Как научить детей любить Родину (для дошкольников и младших школьников). – М.: АРКТИ, 2002.
  4. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. - №4. - 1999.
  5. Бабаев А.М. Педагогические условия патриотического воспитания учащихся (на примере школы русской национальной культуры).
  6. Джуринский А.Н. Педагогика: История педагогических идей. - М.: Педагогическое общество России, 2000.
  7. Тюляева Т.И. Патриотическое образование в российской школе. – М.: АСТ Астрель, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС НОО, рабочая программа по английскому языку в начальной школе

В презентации представлены отличительные  особенности нового федерального стандарта начального общего образования и структура рабочей программы по новому федеральному стандарту с примерами....

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы содержит все шесть разделов, составлена в соответствии с примерной программой по физической культуре...

Рабочая программа по английскому языку для начальной школы и тематическое планирование для 2 класса в рамках образовательной системы "Школа 2100" с учётом ФГОС

Рабочая программа разработана на весь курс обучения английскому языку в начальной школе в рамках образовательной системы "Школа 2100" по учебнику М.З.Биболетовой "Enjoy English" , содержит все необход...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию в школе

Кружок  является  важной  формой  распространения  военных,  военно-технических  знаний,  повышения  качества  работы  по  патриотиче...

Рабочая программа по английскому языку в начальной школе по программе Биболетовой М.З.

Рабочая программа по английскому языку в начальной школе по программе Биболетовой М.З. с КТП по 2-4 классу....

Рабочая программа по предмету "Музыка" для начальной школы (Школа России)

Рабочая программа по предмету "Музыка" для  начальной школы (Школа России)...

Программа по патриотическому воспитанию в "ОГКОУ Школа №19"

Программа по патриотическому воспитанию в школе...